Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление ссылок и примечаний




 

В студенческих работах встречаются ссылки двух видов: ссылки внутри текста (на различные рисунки, на страницы, формулы, таблицы, иллюстрации) и библиографические ссылки.

 

Ссылки внутри текста

При ссылках на различные элементы работы применяются известные сокращения: с.- страница; гл. - глава; разд. - раздел; п. - пункт; табл. - таблица; рис. - рисунок; прил. - приложения и др. Ссылки можно делать в строке текста или в круглых скобках. Если ссылка делается в круглых скобках, ее следует начинать сокращенным словом «см.».

В ссылке на рубрику указывается ее полное или сокращенное нарицательное название и номер. Если ссылка делается в скобках и рубрика имеет соответствующую нумерацию, допускается рубрику словесно не обозначать.

При ссылке в тексте на формулу необходимо указать в скобках ее полный номер. Ссылки на очень отдаленные иллюстрации и таблицы рекомендуется сопровождать указанием страницы, где они размещены.

Возможные варианты примеров ссылок внутри текста: в гл. 1; в разд. 4; по п. 3.3; в подпункте 2.3; на рис. 8; в прим. 6; по формуле (3); в уравнении (2); (см. рис. 4.1 на стр. 82).

Если в работе одна иллюстрация, таблица и т. д., следует при ссылке писать: на рисунке, в таблице, в приложении.

При ссылке на части иллюстрации, обозначенные буквами (а, б, в), после номера иллюстрации ставят соответствующую букву. Например: на рис. 4.1, а; (см. рис. 4.1, а).

Библиографические ссылки

В студенческих работах необходимо делать ссылки на используемые источники в следующих случаях:

1) когда вводится какое-либо понятие, категория или дается толкование используемых автором специальных терминов;

2) приводятся идеи, выводы, результаты изучаемого автора;

3) описываются результаты исследований, не принадлежащих студенту;

4) приводятся тексты конкретных ситуаций, заимствованных из литературы;

5) используются цитаты, таблицы и иллюстрации из используемых студентом литературных источников;

6) на приводимые статистические данные.

В академических работах часто встречаются цитаты.

Цитаты - дословные выдержки из какого-либо текста научного или публицистического характера.

Основные правила цитирования заключаются в следующем:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

 

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска.

Информация об использованной книге, которую следует указывать при оформлении ссылок, а также при составлении списка использованных источников содержится всегда на второй странице книги.

 

Пример.

 

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000. – 512 с. – (Серия «Мастера психологии»).

 

3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов, с указанием номера страницы первоисточника.

 

Пример

 

«Наука начинается... с тех пор, как начинают измерять».

4. Если студент, приводя цитату, выделяет в ней какие-то слова, то после такого выделения в скобах говорится об этом выделении: (курсив мой. - Е.Г.), (подчеркнуто мною. - В.Л.), (разрядка наша. - Ю.Э.).

Инициалы автора курсовой работы ставятся и после иных пояснений, введенных в текст цитаты, например: «Однако оно (изменение тембра голоса. - Ю.Э.) указывает на эмоциональное возбуждение и само по себе еще не является признаком обмана».

5. Если цитата включается в текст, то первое слово из нее пишется со строчной буквы. Например: Н. Винер делает неожиданный вывод, что «государство глупее, чем большинство его членов».

Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут с абзацного отступа через два интервала.

Пример:

 

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих жестах, но в горячем чувстве любви к родине...» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. М., 1959. Т. VIII. С. 40).

 

6. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал, шрифтом меньшего размера, чем основной.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и, через точку-тире, - номер цитируемой страницы.

Пример.

 

Впоследствии содержание термина "антрепренер" и, естественно, "антрепренерство", продолжало претерпевать эволюцию и в настоящее время в устах авторов капитального труда об антрепренерстве Р.Хизрича и М.Питерса оно получило следующее звучание: "антрепренерство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а антрепренер - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".1

_______________________________

1 Hisrich P., Peters M. Entrepreneurship. Boston, 1992. Русский перевод первого издания: Предпринимательство. M.: Прогресс-Универс, 1991. С.20.

 

 

7. Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

_________

2Там же. - С.37.

 

Для книг на иностранных языках «Там же» заменяется словом «Ibid.»

Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.».

 

Пример:

___________

1 Виноградов П.Г. Указ. соч. - С.38.

 

Для книг на иностранных языках «Указ. соч.» заменяется словами «Op. cit.».

 

Пример.

 

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указы­вая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции. 1

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.

При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния - контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами.2

___________________________________

1 Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 1987. — С. 5.

2 Там же, С. 6.

8. Если необходимо приводить большое количество цитат из одного и того же источника, то возможен подход, показанный в примере.

Пример

 

Наиболее широкую популярность среди бизнесменов, чиновников и власть предержащих получили идеи Макиавелли о власти, единоначалии, методах управления, а также качествах руководителя. Известный интерес вызывают его размышления о сильной личности, способах противостоять фортуне, об укреплении авторитета, о природе человека. Все эти взгляды изложены философом в серии разнообразных работ. Наиболее концентрированное выражение они получили в его небольшой по объему книге "Государь".1

Идеи о власти. Любая ситуация преобразования и перестройки, как следует из размышлений Макиавелли, связана с проблемой власти. Ни о каком преобразовании, если не будет решен вопрос о власти, настойчиво твердил он, говорить серьезно нельзя. Преобразование и перестройка, повествует автор, предполагают не только и не столько изменения материального плана, сколько переделку психологии людей. А это процесс долговременный. Ускорить его, доказывал Макиавелли, может только с помощью властных действий.

Понимая власть как способ подавления, Макиавелли вычленяет здесь два фактора: вхождение во власть и удержание власти. В условиях, когда изменяется естественный ход событий, а лидер становится во главе грядущих изменений, взять власть, доказывает философ, крайне необходимо. Медлить здесь, по его мнению, нельзя. "Промедление может обернуться, - свидетельствует он, - чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло" (с.9).

Однако, мало взять власть, надо эту власть удержать. А этому противостоят значительные силы. И в первую очередь подвластные сословия. "Люди, - иронизирует Макиавелли, - веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого" (с.5). В качестве методов и средств удержания власти Макиавелли предлагает: ужесточение, устрашение, кнут и пряник.

_____________________________________________________________

1 Все цитаты даются по книге: Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

 

9. Если имеется необходимость дословно или с некоторыми сокращениями привести значительный отрывок из первоисточника, то в этом случае цитируемый кусок текста выделяется шрифтом другого размера и печатается через один интервал.

 

Пример.

В случае выполнения человеком привычных действий процесс мо­тивации оказывается свернутым. Об этом писал еще В. Вундт (1897):

Как только сложные волевые процессы, в основе которых лежат одни и те же мотивы, повторяются большое число раз, борьба мотивов облегчается: мотивы, стоявшие в прежних случаях на заднем плане, выступают при новых повторениях сначала уже слабее, а наконец, и совсем исчезают. Сложное действие переходит в таком случае в действие, вытекающее из побуждений;...если обычное повторение действий будет продолжаться, то, в конце концов, и тот мотив, который определяет действие, вытекающее из побуждений, становится все слабее и мимолетнее... Таким образом, движение, вытекающее из побуждения, переходит, наконец, в автоматическое движение (с. 229).

 

10. Если слова автора приводятся не дословно, а перефразируются или резюмируются студентом, то в этом случае кавычки не используются.

Пример.

Клаузевиц назвал корпоративный дух сердцем боевого духа армии, ее воинской доблести. В том, что называют доблестью, подчеркивает он, корпоративный дух (esprit de corps) является связующим средством, спаивающим природные силы армии.1 Он доказал, что люди беззаветно отдающиеся какому-то профессиональному делу, идентифицируют себя с организацией, где они реализуют свои потребности. Поведение этих людей окрашивается оттенком преданности организации.

___________________

1 Клаузевиц К. О войне: Пер. с нем. М., 1942, С.171.

 

11. Если излагается суть какой-либо идеи, то необходимо указать ее автора и тот источник, в котором эта идея излагается им.

Пример.

 

Само понятие "акцентуация", "акцентуированная личность", "акцентуированный характер" и т.п. пришло в менеджмент из психиатрии. Оно обозначает крайние варианты уравновешенности в характере человека, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, а другие ослаблены. Речь здесь идет не о патологии, а о крайних вариантах нормы. Акцентуация не является психиатрическим диагнозом. Это эмоциональная особенность индивидуального поведения людей.1

__________________________

1 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. С. 10.

 

12. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:».

13. Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.:», «См. об этом:».

 

Пример.

 

1 Цит. по Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000. с. 311.

14. Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используются слова «См., например:», «См., в частности:».

15. Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:». Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют «Ср.:». Чтобы указать, что в ссылке работа более подробно освещает затронутый предмет, пишут «Об этом подробнее см.:».

 

Пример.

 

Методика тренингов довольно проста: разрабатывается серия кодексов поведения, фирменных гимнов, лозунговых речевок, девизов, которым обучаются все работники организации. Особенно преуспели в этом японцы. Поскольку наш отечественный опыт остается в этом отношении очень скромный, обратимся за примером к японской практике.1

_______________________

1См.подробнее: Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1996. С 287-294.

Подобным образом могут быть оформлены и авторские комментарии к тексту.

 

Примечания в тексте и к таблицам служат для уточнения данных, приводимых в работе: пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации и т. п. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа в разрядку, не подчеркивая. Одно примечание не нумеруют. После слова «Примечание» ставят точку. Оформление производят по примеру:

Примечание.....................................................................................

 

Несколько примечаний следует нумеровать арабскими цифрами с точкой, например:

Примечания: 1.................................................................................

2.................................................................................

В подстрочных примечаниях (в конце страницы) слово «Примечание» не приводится. Текст примечания отделяется от основного текста отрезком горизонтальной линии. Такого рода примечания связываются с основным текстом при помощи знаков сноски (порядковый номер), приводимых на месте верхнего правого индекса. Если примечание относится к отдельному слову, термину или словосочетанию, то знак сноски ставят там, где удобнее сделать перерыв в чтении.

Знак сноски в сочетании со знаком препинания располагают

— перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире (например:...в 2001 году1....работа2; в следующем изложении 3,…);

— после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков (например: данный документ...3; этого не следует делать!4).

Если предложение заканчивается точкой как знаком сокращения, знак сноски ставят после точки и опускают точку как знак препинания в конце предложения (например: ...в 1290г.1 Позднее...).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...