Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 10. Игра на развитие умения согласовывать движе­ния с речью, дифференцирование звуков [ш] и [щ].




Задание 10. Игра на развитие умения согласовывать движе­ния с речью, дифференцирование звуков [ш] и [щ].

Котище

У нашего котища

               желтые глазищи. Показать, какие глазищи у кота, —                      

                                                     соединить указа­тельный и большой пальцы

                                                обеих рук и приставить к глазам.

У нашего котища

                длинные усищи. Показать, какие длинные усы у кота.

 

У нашего котища

                острые когтищи. Показать острые цапки-ца­рапки.

 

У нашего котища

              умные мыслищи. Движения рук от головы вверх.

Моется котище                            Показать, как кот умывается.

С каждым днем все чище,

Отмывает мордочку

От остатков пищи.

Вечером охотится                       Пальцами обеих рук показать

В чулане за мышами                  крадущиеся шаги.

И играет в ладушки                   Поиграть в «ладушки».

С пушистыми котами.

                               Е. Карельская

Дифференциация звуков [ч] и [щ]

 

Старичок Звуковичок проголодался и решил пообедать. Сначала он ел щи из щавеля, а затем пил чай с булочкой.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ч] и [щ].

Педагог. Послушай и скажи, какой один и тот же звук встречается в словосочетании «щи из щавеля»?

Ребенок. Звук [щ].

Педагог. Послушай и скажи, какой один и тот же звук встречается в словосочетании «чай с булочкой»?

Ребенок. Звук [ч].

Педагог. Какие звуки [ч] и [щ]?

Ребенок. Это звуки согласные мягкие.

Педагог. Посмотри, в каком положении находятся губы и язык при произношении этих звуков?

Звук [ч]: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеола­ми (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу).

Звук [щ]: губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднима­ется к твердому «потолочку» — нёбу.

Задание 2. Игра «Узнай звук».

Цель: различение звуков [ч] и [щ] в ряде звуков, слогов, слов.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] и [щ] в ряде звуков, слогов, слов, которые я буду произносить. Услы­шав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав звук [щ] — два раза.

Звуки: [т], [ш], [ч], [ц], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

Слоги: ча — са — ту — щу — ро — чо — щи — ми.

Слова: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, каче­ли, вещь.

Задание 3. Игра «Собери слова».

Добавь слог: -ча или - ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку... да.., ро.., добы..;

-чи или - щи: ветре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..;

-чик или -шик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь...

Задание 4. Проговаривание слогов и слоговых рядов с чет­ким проговариванием звуков [ч] и [щ]:

ча — ща — ча                      ща — ча — ща

чо — що — чо                     що — чо — що

чи щи чи             щи — чи — щи

чу — щу — чу             щу — чу — щу

Задание 5. Отгадывание загадок.

Заваривают в чайнике

Кипящим кипятком.

Бабуля пьет из блюдечка,

Дедуля — с сахарком. (Чай. )

 

Он с хозяином гуляет,

Мне он хвостиком виляет:

«Гав-гав-гав! Привет, дружок!

Узнаешь? Ведь я... (щенок)».

 

Мне неженки сандалии

Доверчиво сказали:

«Боимся мы щекотки —

Большой сапожной... (щетки)».

 

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет... (черепаха).

 

Задание 6. Игра «Скажи ласково»: ключ — ключик, за­мок — замочек, мяч — мячик, ваза — вазочка, собака —-собачка.

Задание7. Игра «Если предмет очень большой, как ты ска­жешь? »

Нос — носище, нога — ножища, рука — ручища, сапог — сапожище, кулак — кулачище.

Задание 8. Многократное произнесение слов и словосоче­таний с четким произнесением звуков [ч] и [щ]:

• четко — щетка, челнок — щенок, горячий — горящий, ле­тучий — летающий, шипучий — шипящий;

• чаща, чище, чаще, чищу, щелочка, щепочка, щеточка, щечки, щучка, щелчок, щеночек, ящичек, дощечка, то­чильщик.

Задание 9. Многократное произнесение словосочетаний с постепенным ускорением темпа, контролировать произнесение звуков [ч] и [щ]: почтовый ящик, чищу чайник, летающая бабочка, ночной хищник, зову точильщика, убегающий маль­чик, ищу чулки, палящие лучи, плачущая девочка, читающий ученик, поющие чижи.

Задание 10. Проговаривание чистоговорок:

ща — ща — ща — есть чешуйки у леща;

ча — ча — ча — вот горящая свеча;

щу — щу — щу — чаем угощу;

чи — чи — чи — щетку намочи.

Задание 11. Медленное и четкое произнесение (2—3 раза) предложений с контролем артикуляции; повторять в быстром темпе.

Вчаще щебечут птицы.

Мальчик ищет щенка.

Точильщики точат ножи.

Мальчики на удочку поймали щуку.

Филин — ночной хищник.

Задание 12. Повторение скороговорок.

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки. С. Маршак

Чем чаще чищу, Тем чашка чище.

Задание 13. Пересказ.

Живые удочки

Обитатели в море встречаются подчас удивительные. Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живет в глубинах и ловится редко. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу. Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке как ночной светлячок...

Л. Герасимова

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

А. Герасимова

Задание 14. Пальчиковые игры.

Цель: развитие мелкой моторики, различение в стихотвор­ном тексте звуков [ч] и [щ].

Щука, хищная, зубастая,       Двумя руками изобразить зу-

                                                     бастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная,      «Щука» щелкает «зубами»- пальцами.

Ищет, чем бы поживиться.           Две ладони сложить лодочкой,

Кто-то там в воде резвится,          руками совершать движения,

                                                    напоминающие дви­жения рыб в воде.

Чей-то рядом хвост мелькает...  Помахать кистями рук, как хвостом.

Хвать! Тут щука не зевает!         Пасть щуки захлопывается.

Но попалась на крючок —         Указательным пальцем изобразить крючок.

Тащит щуку рыбачок.                   Перебирать руками воображаемую леску,

                                                     тащить из воды рыбу.

                      Е. Карельская 

Дифференциация звуков [щ] и [c']

 

Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную ис­торию про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)

У Симы был маленький щенок. Он был забавный и весе­лый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она на­дела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...