Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немного о техническом оснащении.




Елена Кузнецова.

Методические рекомендации при подготовке к водному походу.

Особенности подготовки для групп первого года обучения.

 

 

Вступление.

 

Цель начинающего руководителя группы на начальном этапе подготовки, на мой взгляд: «заразить» ребят туризмом, постоянно учить подрастающее поколение чему-то новому (преодолеть себя, развить в себе какие-то новые навыки) и впоследствии подготовить к участию в более сложных походах, а в дальнейшем, возможно, и к самостоятельному руководству туристской группой.

Цель начинающего руководителя достигнута, если его ученики готовы и хотят сами руководить туристской группой. Руководитель в этом случае переходит из категории «начинающий» в категорию «опытный».

Что такое подготовка к походу? На мой взгляд, главная цель подготовки — это максимально возможное обеспечение безопасности участников похода. Группа должна успешно собраться, выехать, пройти задуманный маршрут, а затем без происшествий вернуться домой.

Подготовка, на мой взгляд, была успешной, если все эти стадии успешно пройдены группой.

 

С чего начинать?

Что первее: собрать группу или определить район путешествия и сложность похода? На мой взгляд, последовательность не очень важна. Почему?

Самое важное - определить с ребятами цель путешествия.

Например, руководитель очень хочет (давно собирался, каждый год ходит, досконально знает район и еще не важно почему) совершить поход по определенным местам. В этом случае, как правило, район путешествия диктует категорию сложности похода. И никто не мешает руководителю собрать и подготовить группу для участия именно в этом мероприятии.

И наоборот, есть группа подростков, которые уже имеют определенный уровень подготовки и можно выбрать район путешествия и сложность похода специально для этой группы.

Или есть группа, район, но к походу определенной категории сложности ребята, возможно, еще не очень готовы. Или просто не уверены в себе.

В любом случае, необходим этап ПОДГОТОВКИ к походу с учетом определенной ЦЕЛИ.

Четко определите эту цель для себя, на родительском собрании перед походом расскажите о ней родителям. Соберите ребят, расскажите о своих целях и попросите каждого из них определить цель для себя, учитывайте эти цели при подготовке к походу.

Немаловажно убедиться, что всем участникам интересен этот поход, этот район путешествия, этот способ передвижения. А если они еще не поняли, что это интересно, значит заинтересуйте их, посмотрите фильмы, почитайте, обсудите вместе.

Определитесь со сроками, причем, чем раньше, тем лучше. Родители и дети должны иметь возможность спланировать свой отдых. Иначе, есть вероятность, что ваши любимые участники укатят на море, и пропустят важный поход.

Если же у ребенка никак не получается выехать с вами в данное конкретное время, найдите ему альтернативу (например, поход той же категории сложности, но у другого педагога), чтобы он не отставал от других и имел возможность на следующий год продолжить обучение дальше.

Если решение о походе уже принято, не меняйте его, будьте постоянны в своих решениях. Идите к своей цели. Ведь дети берут с вас пример.

Итак, группа набрана, район путешествия определен, категория сложности предварительно определена, назначены сроки, что дальше?

 

Приступаем к … тренировкам.

«Как!» - скажете вы «Какие тренировки? Мы же целый год тренировались? Мы готовы!» Не спорю. Да, возможно, у хорошего тренера ребята неплохо подготовлены. Но тренировки для походной группы все равно необходимы. Заодно проверим насколько группа готова к совместному путешествию.

По собственному опыту знаю, что чем чаще на тренировках отрабатываются действия в экстренных ситуациях, чем чаще разбираются экстренные случаи, чем больше проговариваются правила безопасности, чем выносливее участники на пике своей (в данный момент) физической формы, тем меньше травм в походе. Ведь когда человек предупрежден, как действовать в экстренной ситуации, когда он до автоматизма отработал какие-то вещи, тем больше вероятность, что в реально экстренной ситуации эти знания ему помогут не наломать дров, оставаться с холодной головой и трезво мыслить.

Тем сложнее готовиться к походу с ребятами не имеющими серьезного походного опыта, с ребятами первого года обучения. Очень важно предупредить ребят о всевозможных опасностях и отработать возможные опасные моменты не на словах, а на деле. Не пугать, а отрабатывать.

Например, при подготовке к водному походу на байдарке обязательно необходимо не только отработать навыки посадки, высадки из байдарки, гребли, но также важно попереворачиваться на байдарке, отработать навыки плавания, причем в одежде, отработать приемы спасения себя, друг друга, плавсредств, чтобы ребята попробовали как это и чтобы знали чего ожидать и как из конкретных ситуаций выходить. Можно также походить в бассейн и провести тренировку на каяках с отработкой приемов гребли, попробовать «эскимосский переворот» и т. д. Эти навыки пригодятся.

Если не было возможности попасть в бассейн. Не обязательно делать это в мае в холодной воде. Эту тренировку можно провести в походе летом, но это тоже необходимо заранее предусмотреть.

Сейчас все образование в детском туризме построено так, что как-то сильно, на мой взгляд, оберегает детей. Многие вещи должен делать исключительно руководитель. Но как тогда научить ребят ответственности если ничего не доверять им и все делать самому? Я сама воспитанник детского туризма. У нас в свое время было больше свободы и больше ответственности. И это, на мой взгляд, правильно, ведь мы учились серьезным вещам и учились относиться к ним настолько серьезно, насколько это возможно в этом возрасте.

Самое важное, наверное, это не говорить что именно нельзя делать. Дети не воспринимают голые факты. Важно говорить и не уставать повторять ПОЧЕМУ это нельзя делать, приводить примеры из своей практики рассказывать как выходили из той или иной ситуации их коллеги. Это важно. Очень важно.

И самое важное: дети воспринимают серьезно только то, к чему вы сами РЕАЛЬНО серьезно относитесь. Их не обмануть. Они всегда чуют подвох. Поверьте сами в необходимость тех или иных вещей и вы сможете объяснить их необходимость ребятам гораздо быстрее.

Итак, вернемся к подготовке к походу.

Помимо серьезного отношения к безопасности в путешествии, очень важно продумать все заранее. Попытаться до мелочей предусмотреть все. И маршрут, и питание, и подъезды, и эвакуацию, и запасные варианты, и аптечку, и ремнабор, общественное и личное снаряжение, фото и видео, здоровье участников, особенности района путешествия и т. д.

Я знаю руководителя взрослых групп, который проверяет у своих участников все, причем не только туристские навыки, знания, он проверяет абсолютно все, даже наличие необходимого количества варежек и носочков. И мне кажется, что он абсолютно прав. При подготовке к походу мелочей не бывает. Руководителю необходимо понять на что способны его участники и чего от них можно ожидать.

И тем более это актуально для групп первого года обучения, когда набор личного снаряжения еще оставляет желать лучшего, когда некоторые родители все еще надеятся, что странное увлечение их ребенка скоро закончится и не торопятся покупать необходимое снаряжение.

Не буду подробно описывать состав аптечек и ремнаборов. Он должен быть вашим собственным именно вам необходимым, вами продуманным. Весь состав аптечки вы должны уметь применять. Иначе не имеет особого смысла таскать лишнюю тяжесть с собой, на всякий случай. В нашей аптечке, например, помимо всяческих лекарств всегда лежит книжка по первой помощи и наши медики (и не только медики) заглядывают в нее при случае. Лишнее повторение никогда не бывает лишним, к тому же когда есть реальная стрессовая ситуация иногда абсолютно все вылетает из головы и простое руководство все систематизирует. Учтите в своих аптечках, что основными травмами на водных маршрутах могут быть ссадины и срывы кожи с ладоней, повреждение связок и лучезапястных суставов, растяжения спинных мышц, потертости ягодиц. Нередки солнечные ожоги, солнечные удары. Ну и главная опасность травм на воде связана с возможностью утонуть.

 

И конечно же важно обсуждать все этапы подготовки с детьми. Важно проговаривать вслух все принятые вами решения. Четко и ясно и при этом, желательно, объяснять почему. И... надо давать им самим действовать тоже. Пусть составляют меню и аптечку, пусть изучают район и подъезды, пусть сами соберут снаряжение, пусть выбирают себе должности в походе, пусть уже до похода почти напишут отчёт, пусть ищут техническое описание, пусть заполняют маршрутные документы, пусть пробуют. Потому что пока не попробуешь сам, не ошибешься, не найдешь выхода, не то, чтобы не научишься, не поверишь в то, что при необходимости ты сможешь сделать это сам.

Ребятам важно не просто что-то знать, им важно научиться находчивости. Научиться не терять голову от малейших отклонений от того «как должно быть». И вы должны быть всегда с ними. Говорить, обсуждать, «контролировать курс».

Если в группе есть старшие воспитанники, очень важно доверять им руководить какими-то проектами на этапе подготовки. Это и практика при общении с ребятами для них, и помощь вам. НО! Все равно важно не пускать это на самотек, не передоверять старшим воспитанникам свою работу и ответственность, важно наблюдать за тем, что и как происходит.

И если группа забыла взять с собой на выезд пилы, костровой или байдарку, важно, чтобы вы об этом знали заранее и сами приняли решение учить ли воспитанников выживать на природе без этого снаряжения (что, кстати, вовсе не лишено смысла) или все же указать ребятам на его отсутствие в списке.

Пытайтесь научить их всему, даже если в учебном плане это входит в программу не первого, а третьего года обучения. Всему, что успеете. И всех, пусть понемногу, но всех.

Устраивайте выезды, а лучше участвуйте в соревнованиях, контрольно-туристских маршрутах. В условиях соревнований ребятам проще объяснить необходимость выполнения многих правил. «Это условия соревнований, мы не можем их нарушать». Позже на эти правила легко ссылаться. «Как на таких-то соревнованиях». От этого в головах ребят знания систематизируются. Пазлик постепенно собирается в целую картину. Растет их собственный опыт.

К тому же, соревнования мобилизуют группу, настраивают на единый лад. Это как репетиция похода. Те же экстремальные условия. Проверяется устойчивость группы, психологическая готовность к сложностям и трудностям похода. Они учатся преодолевать эмоциональную усталость. Действовать в условиях эмоциональной усталости. Поддерживать друг друга в сложной ситуации. У ребят создается определенный запас прочности. И те, кто прошел не самые легкие соревнования или КТМ уже сильнее и выше на голову их же самих не прошедших.

Нужно правильно выбирать сложность соревнований, чтобы ребятам не было скучно («мы все это знаем», «опять в Лемболово» и т.д.) или включать в команду заведомо неподготовленных участников, чтобы было кому демонстрировать свое мастерство, над кем «брать шефство», кого учить чему-то. Важно так же объяснить ребятам, что соревнования соревнованиями, но самое важное, все же не победа любой ценой и не победа в принципе. Важно грамотно действовать, ведь скорость иногда не нужна, а излишняя поспешность — опасна. Важна слаженность и грамотность, очень важно научить неопытных.

Если вашей команде слишком легко — вы неверно выбрали уровень соревнований.

Если вы водники, не думайте, что лыжные походы не для вас. Не игнорируйте их. Используйте зиму для подготовки тоже. Подготовка к походу или соревнованиям не пройдет даром. Участие в соревнованиях помогут приобрести соревновательный опыт, опыт выживания в экстремальных зимних условиях поднимет самооценку, поможет в дальнейшем. К тому же в водном туризме и в лыжном туризме есть все же нечто общее: отрабатывается умение согреться, когда холодно, умение контролировать свое физическое состояние, выносливость при неблагоприятных погодных условиях (ветер, дождь, снег) и т. д.

Для лыжных походов очень, на мой взгляд, важным является отработка выживания в экстремальных условиях (холодные ночевки, постройка иглу, ночевка в иглу, поиск пострадавшего в лавине, спасательные работы и пр.).

Этой зимой в нашем городе практически не было снега. Все зимние каникулы провели мы на сборах в ожидании снега. Как только он выпал с моими первогодками, которые никогда до этого не стояли на лыжах провели лыжную тренировку в парке, а уже на следующие выходные поехали участвовать в соревнованиях «Лыжня России». И когда ребята увидели какое количество народу катается на лыжах, когда им самим удалось пробежать дистанцию, пусть небольшую, пусть всего 5 км, они в свои 10, 11,12 лет поняли,что они могут сделать это. Следующий этап - «Звездный поход школьников». Кто постарше — судить. Те, кто по уверенней — на дистанцию посложнее. Малыши на дистанцию попроще. Именно там и зародилась идея участия в «Эскимосских играх». Затем «Туристская лыжня здоровья» у нас уже есть две команды и они готовятся параллельно. Команды подбирали по темпераменту. Одни спокойные, не всегда уверенные в себе, неторопливые. Другие — полная им противоположность. Все. В Питере растаял снег. Дальнейшая подготовка по «бразильской системе» в Хибинах.

Надо сказать, что у нас, у педагогов, было некоторое предвзятое отношение к «Эскимосским играм». Мы слышали отзывы других педагогов, которые не участвовали в них, но видели со стороны. Но тем не менее, обдумав все за и против, (пойти в серьезный лыжный поход по Хибинам наши дети пока не готовы ни психологически, ни физически, выбрать другой район мы не хотели) остановили свой выбор на «Эскимосских играх», как на очередном этапе подготовки к будущему (например, на следующий год) лыжному походу. И ни разу не пожалели.

Цель этих соревнований, в первую очередь, все же научить ребят выживанию, соревновательная составляющая не очень важна. Погода немного добавляла экстрима. Очень важными, на мой взгляд, были семинары по поиску пострадавшего в лавине, по первой помощи. Затем ребята смогли показать чему научились в поисково-спасательных работах. Все было приближено к реальности. Педагог не имел права помогать команде, команда работала самостоятельно, принимала решения самостоятельно.

Затем — постройка иглу. Это опять же не просто соревнования. Кто больше, кто лучше. Судьи не просто следили за ходом постройки. Ребятам давались рекомендации. Строительство опять же самостоятельное — педагоги не участвуют.

Далее — ночевка в иглу, а на следующее утро выход на КТМ через перевал Рамзая. По дороге, прямо на маршруте — опять же отработка навыков — поиск пострадавшего при помощи биперов, постройка стенки, ремонт снаряжения, тонкий лед, узлы, организация перекуса с приготовлением чая, пересечение лавиноопасного склона, медицина и т. д., за пощь педагогов команда штрафуется. И, как завершение дня, организация ночлега за перевалом. Далее скоростной этап до базового лагеря и в завершении всего — гонка патрулей на перевал Географов. Все это в условиях достаточно сильного ветра и не очень хорошей видимости. Одна девочка проходя перевал Рамзая говорила мне: “Я не хочу здесь умирать”. Таковы были ощущения 12-ти летнего человека, который впервые попал в условия, когда тебя буквально выдувает с перевала. Именно эта девочка получила звание «Полярного волка» за участие во всех видах соревнований. И сейчас она реально понимает, что у нее есть определенный опыт, опыт решения важных в том числе и психологических задач. Лыжный туризм не пугает ее так, как раньше.

Другой не очень уверенный в себе молодой человек на скоростном этапе сломал пополам крепление при подъеме на перевал, за пару минут на перевале поменял его на другое и продолжил скоростной этап.

Все это — реальный опыт.

Ранее не очень уверенная в себе команда стала намного более уверенной. Эти ребята очень выросли.

Во время выездов и соревнований важно проверить психологическую совместимость ребят, посмотреть как у них складываются отношения друг с другом, а иногда и с педагогами. Вы сможете выявить также «слабые места» участников. Обратить на них особое внимание при подготовке.

Работа с родителями.

Очень важный аспект подготовки к походу ребят первого года обучения — это не только сами ребята, это также их родители.

Работу с родителями нужно вести постоянно. Родителям важно знать что происходит у вас в коллективе. Они тоже должны быть готовы отпустить ребенка в поход. Они могут стать вашими союзниками, помощниками. Работайте с родителями, проводите родительские собрания, рассказывайте о снаряжении, о районах путешествия, показывайте фотографии, фильмы о походах и соревнованиях. Заведите группу в контакте, держите их в курсе всех ваших мероприятий. Это поможет и тем ребятам, которые по какой-либо причине пропустили какое-либо из них составить себе о нем представление, и тем родителям, которые пока не готовы отпустить своего ребенка куда-либо не на один день понять, что все не так страшно, дети веселы, учатся новому, получают дипломы и грамоты и при этом продолжают участвовать в походах и соревнованиях.

Повесьте список необходимого личного снаряжения. Пусть родители хотя бы морально готовятся приобретать снаряжение. Поверьте, наступит время когда они реально начнут его приобретать.

Отработка навыков.

Еще один важный момент в подготовке к походу — отработка навыка ориентирования, а также действий в случае потери ориентировки. Навыки обращения с GPS-навигатором. Участвуйте по максимуму в соревнованиях по ориентированию и по GPS-навигации в течении года. Эти навыки у участников повысят их уровень подготовленности, а следовательно, повысят уровень безопасности в вашей группе. Ребята будут уверенней ощущать себя в незнакомой местности. Смогут лучше разбираться в картах.

Каждый участник похода, как в целях безопасности, так и в целях обучения, на мой взгляд, должен иметь копию карты с нанесенным маршрутом. Это поможет ребятам отслеживать по карте пройденный маршрут, повысить заинтересованность участников, позволит учиться не только штурману, но и всем участникам похода. И поход перестанет быть похож на тот из известной песни: «... снова нас ведут куда-то и неясен наш маршрут...».

Заранее необходимо обсудить препятствия на маршруте и способы их преодоления, обсудить специальное снаряжение, отработать прохождение подобных препятствий заранее.

Если это водный поход, то это возможно, волоки, всевозможные бревна, камни на реке, шивера, пороги и т.д. Отработать прохождение этих препятствий можно заранее на выезде. Проверить и укрепить свои навыки - на водном контрольно-туристском маршруте.

Ребята уже участвовавшие в водных походах могут принять участие в соревнованиях по гребному слалому. Это поможет вспомнить и еще раз отработать навыки гребли на бурной воде. (см. Приложение 1, 2)

Можно отрабатывать навыки на сборах перед походом. Сборы это вообще великая для педагога вещь. На сборы можно собрать большое количество ребят. Сборы можно проводить не только, как палаточные лагеря, но и в детских оздоровительных лагерях и на базах отдыха (куда, как известно, спокойнее отпускают своих детей родители ребят первого года обучения). На сборах не обязательно огромное количество плавсредств — достаточно одной — двух байдарок, например, на которых поочередно могут заниматься участники. Возможно проведение сборов в местах, где можно арендовать плавсредства, иногда это тоже немаловажно.

Важно также правильно сформировать экипажи, понять, кто сможет стать капитанами, кто будет их матросами. Если есть заведомо более слабые участники водного похода, то предусмотреть «подселение» ребят в более сильные экипажи (для байдарок-троек). Пусть пока набираются опыта. Силы всех экипажей должны быть приблизительно равны, это позволит не растягиваться на маршруте, двигаться с постоянной скоростью, удобной всем. Капитанами могут быть опытные участники, прошедшие уже водный поход или более старшие участники, показавшие лучшие результаты во владении плавсредством при подготовке к походу.

Очень важно отработать моменты загрузки байдарки, спуска плавсредства на воду, посадки в плавсредство, отчаливание и последующий разворот на 180 градусов и, наоборот, причаливание, выход на берег, разгрузка байдарок и вынос их на берег.

Очень важно объяснить ребятам необходимость беречь гермоупаковки и байдарки, не таскать их по земле. Ведь это сэкономит много времени на дальнейшую поклейку байдарок и герм, а также, возможно, время на просушку мокрых вещей.

Наличие «мокрой» обуви, т. е. обуви в которой можно пройти по дну ручья (не разрезав при этом ноги) с байдаркой в руках и навык ее использования тоже важен при подготовке к водному походу. Продумайте с участниками одежду, в которой они будут сидеть в байдарке причем не только в хорошую погоду, но и под дождем, от которого никто не застрахован. Нередко новички берут с собой в поход джинсы. На мой взгляд, это самая неудобная для водного похода одежда. Она тяжелая, легко намокает и долго сохнет.

Экипаж должен уметь самостоятельно преодолевать препятствия, хотя волоки быстрее проходятся группой, если байдарки носят не по экипажам, а несколько наиболее сильных участников вместе. Более слабые участники могут переносить вещи из разгруженных байдарок.

Во время волоков необходимо соблюдать также правила безопасности ведь при движении по тропе сквозь кусты можно встретиться с клещом. От клещевого энцефалита может помочь прививка, правда, начинать прививаться обычно следует в ноябре, в декабре, но уже никак не в апреле. Так что, как правило, первогодки, которые в ноябре еще не поняли, что в июне идут в водный поход остаются без прививок.

Профилактикой считается йодантипирин, но его можно принимать только взрослым участникам похода. Так что детям остается только хорошенько закрывать все свои открытые части тела, следить за вещами, которые ты складываешь в байдарку или палатку, осматривать друг друга и себя самого по поводу укуса клеща, а также соблюдать другие правила безопасности во избежание неприятностей.

Еще раз о безопасности.

Безопасность вообще основное, о чем стоит думать при подготовке к походу. Стоит напоминать первогодкам о безопасности постоянно. Это важно. Важно знать правила безопасности при проезде на транспорте, при прохождении населенных пунктов и встрече с местным населением, при нахождении в лесу и на дороге, правила безопасности при купании, на воде и при преодолении препятствий, как водных, так и всяких других. При нахождении на скальном массиве, при заготовке дров и при приготовлении пищи, а также при выборе места для лагеря и при постановке лагеря в принципе. Стоит также напомнить и о безопасности в том случае, если рядом стоит одна или несколько других групп туристов, особенно взрослых (взрослые бывают разные).

О безопасности стоит думать и при выборе плавсредств и другого снаряжения. Все снаряжение, включая палатки, котлы, костровые тросики, топоры и прочее должно быть исправно, проверено в полевых условиях. Почему именно проверено? Возможно, оно вам не подходит, или в нем просто нет необходимости (зачем таскать лишнее). К тому же ребята должны научиться этим пользоваться, правильно хранить и упаковывать это снаряжение.

В ремнаборе должно быть предусмотрено все для ремонта плавсредств и прочих предметов, которые могут сломаться (например, стойки палатки). Ремонтными работами тоже лучше заниматься с ребятами при подготовке к походу или (если ремонтом занимался ремонтник вместе с вами) хотя бы провести некие занятия по ремонту. Научить ребят ежедневно проверять целостность байдарки (что необходимо), а также ремонтировать ее можно прямо в походе.

Необходимо составить меню похода, закупить необходимый запас продовольствия, продумать, где на маршруте возможно дополнительно приобрести какие-либо продукты. Продумать упаковку продуктов и тщательно их упаковать. Для ребят первого года обучения особенно важно донести необходимость бережного отношения к продуктам и важность обеспечения их сохранности. Ведь не очень приятно, когда на второй день похода участник достает размокшие крошки от печенья или на седьмой крупу с запахом плесени. Все продукты должны быть герметично упакованы и лежать там, где у них будет меньше всего шансов быть раздавленными.

Немного о техническом оснащении.

Особый этап при подготовки к водному походу на байдарках — это выбор плавсредств исходя из района проведения похода. Для озерной части подходят одни, для рек — другие. Сложнее, когда у вас нет особого выбора. Но если вы задумываетесь о покупке новых — учтите район походов в которые вы собираетесь ходить, а также учтите вместительность плавсредств. В байдарку должно помещаться все снаряжение, продукты и личные вещи участников.

Байдарок должно быть необходимое количество. Они должны быть полностью укомплектованы юбками (заглушками), фартуками. Они должны быть проверены, собраны и заклеены перед походом. Байдарка должна быть в технически исправном состоянии, конструкция судна должна позволять легко покидать судно и не наносить травм участникам. Каждый экипаж должен самостоятельно уметь собирать и разбирать свое плавсредство, а также проверять его целостность.

Необходим комплект весел (для новичков нелишним будет запасное весло). Весла должны быть (по возможности) легкими и подходящими по размеру участникам.

Для участников должно быть предусмотрено необходимое количество спасжилетов. Спасательные жилеты должны быть качественные, подогнаны по размеру и держать вес участника. Юбки одеваются под спасжилеты. Это необходимо для того, чтобы вода, стекающая по спасжилету не просачивалась в байдарку. Иногда новичкам крайне сложно самостоятельно одеть юбку находясь в байдарке. Этому тоже надо учиться.

Если это более сложный поход (2 к.с. и выше) по рекам необходимо наличие касок. Каски строительные и альпинистские не подходят для водных походов. Неплохая альтернатива дорогим водным шлемам — более дешевые хоккейные каски.

Байдарки должны быть оборудованы емкостями «плавучести» (не менее 12 л) которыми могут стать надувные детские мячи в специальных чехлах с веревками для крепления к корпусу байдарки (чтобы не уплыли при переворачивании байдарки), если нет специально предусмотренных конструкцией байдарки. Существуют суда с конструктивно предусмотренными емкостями непотопляемости - поддувными бортами. Для дополнительной плавучести рекомендуется также оставлять в гермоупаковках прослойку воздуха. Этот воздух также станет запасом плавучести судна и не даст гермоупаковке сразу утонуть при падении в воду.

На байдарках должна быть обвязка и спасательный конец. Спасательные концы должны быть либо заводского производства, либо изготавливаются из веревки длиной не менее 10 м и диаметром не менее 8 мм. За обвязку удобно придерживать байдарку при посадке и высадке. К тому же правильно закрепленная обвязка укрепляет конструкцию байдарки.

Все это относится и к плавсредствам, которые вы берете напрокат. Проверьте их заранее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...