Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

камчатский государственный технический университет

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

камчатский государственный технический университет

 

 

Агафонов В.В.

 

Конституционное право

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки бакалавров 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения

Петропавловск-Камчатский

 

УДК 342

ББК 67.400

А23

 

Рецензент:

 

Агафонов Владислав Валерьевич

 

А23 Конституционное право: Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки бакалавров 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2014. – 334 с.

 

Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра для направления 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конституционное право» для студентов направления подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения рассмотрены и утверждены на заседании УМС (протокол №__ от «__» ___________2014 г.

 

УДК 342

ББК 67.400

 

 

©КамчатГТУ, 2014

©Агафонов В.В., 2014

 

 

Содержание

I. Краткая характеристика дисциплины... 8

II. Цели и задачи дисциплины... 9

III. Содержание дисциплины... 11

1 Конституционное право в системе права Российской Федерации. 11

1.1 Содержание лекции. 12

1.1.1 Понятие и предмет конституционного права. 12

1.1.2 Конституционно-правовые нормы.. 20

1.1.3 Система конституционного права. 22

1.1.4 Конституционно-правовые отношения. 24

1.1.5 Источники конституционного права. 29

1.1.6 Конституционно-правовая ответственность. 32

1.2 Содержание практических занятий. 37

1.2.1 Общая характеристика конституционного права РФ как отрасли права. 37

1.2.2 История развития Конституции России. 37

1.2.3 Теоретические основы конституционализма. 38

1.3 Содержание самостоятельной работы.. 38

1.3.1 Тест.. 38

1.3.2 Вопросы и задания. 44

1.4 Нормативные источники. 48

1.5 Литература. 49

2 Конституционный строй Российской Федерации. 50

2.1 Содержание лекции. 50

2.1.1 Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Российской Федерации. 50

2.1.2 Политические основы конституционного строя. 51

2.1.3 Экономические и социальные основы конституционного строя. 57

2.1.4 Духовные основы конституционного строя. 59

2.2 Содержание практических занятий. 61

2.2.1 Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации. 61

2.2.2 Конституционно-правовые основы общества. 62

2.2.3 Конституционно-правовые основы российского государства. 62

2.3 Содержание самостоятельной работы.. 62

2.3.1 Тест.. 62

2.3.2 Вопросы и задания. 67

2.4 Нормативные источники. 75

2.5 Литература. 77

3 Конституционно-правовой статус личности. Гражданство Российской Федерации. 78

3.1 Содержание лекции. 78

3.1.1 Понятие основ правового статуса личности. 78

3.1.2 Принципы правового статуса личности. 79

3.1.3 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. 82

3.1.4 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочные органы, ведающие вопросами гражданства. 85

3.1.5 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. 89

3.2 Содержание практических занятий. 94

3.2.1 Основы конституционного статуса личности как конституционно-правовой институт 94

3.2.2 Гражданство Российской Федерации. 95

3.2.3 Конституционные права и свободы человека и гражданина. 95

3.3 Содержание самостоятельной работы.. 96

3.3.1 Тест.. 96

3.3.2 Вопросы и задания. 101

3.4 Нормативные источники. 107

3.5 Литература. 110

4 Федеративное устройство Российской Федерации. 111

4.1 Содержание лекции. 112

4.1.1 Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 112

4.1.2 Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. 119

4.1.3 Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации 125

4.2 Содержание практических занятий. 126

4.2.1 Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 126

4.2.2 Конституционно-правовой статус субъектов РФ.. 127

4.3 Содержание самостоятельной работы.. 127

4.3.1 Тест.. 127

4.3.2 Вопросы и задания. 131

4.4 Нормативные источники. 133

4.5 Литература. 136

5 Конституционная система государственных органов Российской Федерации. 136

5.1 Содержание лекции. 137

5.1.1 Понятие государственного органа Российской Федерации. 137

5.1.2 Система государственных органов Российской Федерации. 138

5.1.3 Система, принципы деятельности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 140

5.1.4 Понятие избирательной системы и избирательного права. 141

5.1.5 Правовые основы организации и проведения выборов в Российской Федерации. 145

5.2 Содержание практических занятий. 160

5.2.1 Избирательное право Российской Федерации. 160

5.3 Содержание самостоятельной работы.. 160

5.3.1 Тест.. 160

5.3.2 Вопросы и задания. 164

5.4 Нормативные источники. 167

5.5 Литература. 168

6 Президент Российской Федерации. 169

6.1 Содержание лекции. 169

6.1.1 Конституционно-правовой статус, порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации. 169

6.1.2 Полномочия Президента российской Федерации. 172

6.1.3 Правовые акты Президента Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации. 177

6.1.4 Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом российской Федерации 178

6.2 Содержание практических занятий. 179

6.2.1 Президент Российской Федерации. 179

6.3 Содержание самостоятельной работы.. 180

6.3.1 Тест.. 180

6.3.2 Вопросы и задания. 182

6.4 Нормативные источники. 184

6.5 Литература. 186

7 Федеральное Собрание Российской Федерации. 186

7.1 Содержание лекции. 187

7.1.1 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. 187

7.1.2 Совет Федерации Федерального Собрания российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок формирования и деятельности, комитеты и комиссии. 187

7.1.3 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок проведения выборов, организация деятельности, комитеты и комиссии. 191

7.1.4 Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации. 198

7.1.5 Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 201

7.1.6 Акты Федерального Собрания Российской Федерации. Законодательный процесс. Парламентские слушания. 208

7.1.7 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 219

7.2 Содержание практических занятий. 224

7.2.1 Федеральное Собрание Российской Федерации. 224

7.3 Содержание самостоятельной работы.. 224

7.3.1 Тест.. 224

7.3.2 Вопросы и задания. 230

7.4 Нормативные источники. 234

7.5 Литература. 236

8 Правительство Российской Федерации. 236

8.1 Содержание лекции. 237

8.1.1 Конституционно-правовой статус и состав Правительства Российской Федерации 237

8.1.2 Полномочия и организация деятельности Правительства Российской Федерации. 238

8.1.3 Акты Правительства Российской Федерации. 249

8.1.4 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 250

8.2 Содержание практических занятий. 253

8.2.1 Правительство Российской Федерации. 253

8.2.2 Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 254

8.3 Содержание самостоятельной работы.. 255

8.3.1 Тест.. 255

8.3.2 Вопросы и задания. 256

8.4 Нормативные источники. 258

8.5 Литература. 259

9 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 260

9.1 Содержание лекции. 260

9.1.1 Конституционные принципы правосудия. 260

9.1.2 Конституционный Суд Российской Федерации. 268

9.2 Содержание практических занятий. 274

9.2.1 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 274

9.3 Содержание самостоятельной работы.. 274

9.3.1 Тест.. 274

9.3.2 Вопросы и задания. 277

9.4 Нормативные источники. 280

9.5 Литература. 282

10 Конституционные основы местного самоуправления. 282

10.1 Содержание лекции. 283

10.1.1 Понятие и конституционные гарантии местного самоуправления. 283

10.1.2 Система местного самоуправления. 285

10.1.3 Полномочия местного самоуправления. 295

10.2 Содержание практических занятий. 299

10.2.1 Конституционные основы местного самоуправления. 299

10.3 Содержание самостоятельной работы.. 299

10.3.1 Тест.. 299

10.3.2 Вопросы и задания. 301

10.4 Нормативные источники. 304

10.5 Литература. 305

IV. методические рекомендации К выполнению контрольной работы 305

1 Целевое назначение и структура контрольной работы.. 305

1.1 Общая характеристика контрольной работы.. 306

1.2 Порядок выбора варианта контрольной работы.. 306

2 Требования к структуре и содержанию контрольной работы.. 306

3 Оформление контрольной работы.. 307

4 Научный аппарат работы.. 307

4.1 Требования к цитированию и ссылкам.. 307

4.2 Требования к оформлению списка нормативных источников и литературы.. 308

5 Тематика контрольных работ.. 308

V. вопросы и задания к промежуточной аттестации (экзамену) 310

VI. рекомендуемая литература.. 311

1 Основная литература. 311

2 Учебники и учебные пособия. 312

3 Научные и научно-практические издания. 314

4 Источники на электронных носителях и интернет источники. 319

VII. Нормативные источники.. 320

1 Конституции и декларации. 320

2 Международные нормативные правовые акты.. 320

3 Федеральные конституционные законы.. 320

4 Кодифицированные нормативные правовые акты.. 321

5 Федеральные законы.. 322

6 Указы Президента и постановления Правительства. 325

7 Постановления палат Федерального собрания. 326

8 Постановления и определения Конституционного Суда. 326

Приложение А: Образец титульного листа. 332

Приложение Б: Образец оформления листа оглавления. 333

Приложение В: Образец оформления списка литературы и нормативных источников. 334

 

 

 

I. Краткая характеристика дисциплины

Конституционное право является ведущей (учредительной) отраслью в системе российского права. Нормы данной отрасли права закрепляют и регулируют общественные отношения; определяют основы конституционного строя, правового положения личности, федеративного устройства, основы системы государственной власти и местного самоуправления, избирательную систему. Нормы конституционного права образуют фундамент правовой системы, определяют базовые принципы российского общества и государства, обладают прямым действием на всей территории Российской Федерации.

Конституционное (государственное) право Российской Федерации – это учебная дисциплина, которая входит в базовую часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина является весьма значимой для формирования грамотного, квалифицированного и компетентного профессионала; способствует развитию правосознания ориентированного на ценности демократии, правового государства, гражданского общества. Для успешного освоения содержания дисциплины от студента требуются знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «Основ права» и «Истории». В то же время, не освоив содержание «конституционного права», студент не может приступить к успешному освоению иных юридических дисциплин: «Гражданское право», «Административное право», «Муниципальное право».

Данное учебно-методическое пособие предназначено для систематизации тех знаний, умений и навыков, которые были получены на лекционных и практических занятиях; организации самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины. Содержание учебно-методического пособия соответствует требованиям федерального образовательного стандарта и рабочей учебной программе курса «Конституционное право».

Структура учебного пособия включает в себя: краткую характеристику дисциплины; содержание лекционных занятий; планы практических занятий; вопросы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы к отдельным темам; методические рекомендации по написанию работ предусмотренных рабочей программой и тематику письменных работ (контрольных); список правовых актов необходимых для самостоятельной работы по темам курса, а также список юридической литературы, содержащей дополнительную научную информацию. Работа на практических занятиях, самостоятельное выполнение заданий и тестов позволит закрепить знания полученные на лекциях.

Спецификой современного высшего профессионального образования является преобладание часов, выделенных на практические занятия и самостоятельную работу. Форма контроля результатов самостоятельного освоения курса являются контрольные тесты и задания, выполняемые во внеучебное время. Цель такого рода заданий – поставить студента перед необходимостью изучить нормативный правовой материал, юридическую литературу по определенной теме с использованием сравнительного, системно-структурного, исторического и формально-логического методов.

Решение задач, поиск правильных ответов на вопросы тестов и заданий позволяют:

– научиться работать с нормативными источниками;

– получить необходимый объем знаний, умений и навыков по предмету;

– освоить методику толкования источников конституционного права.

При решении задач студент должен обращать внимание на обстоятельства, имеющие юридическое значение для решения поставленного вопроса (субъекты правоотношения, объекты по поводу которых складывается правоотношение, содержание правоотношения, юридические факты определяющие момент возникновения правоотношения); определить нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения; найти конкретные правовые нормы, посредством анализа которых можно ответить на поставленный вопрос и решить задачу. Решение заданий обязательно должно сопровождаться ссылкой на статью Конституции РФ или иного правового акта с указанием его полного наименования и даты принятия.

II. Цели и задачи дисциплины

Федеральный государственный образовательный стандарт направления подготовки бакалавров предусматривает следующие требования к компетенциям:

- способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

- умение правильно применять нормы права (ПК-10).

Декомпозиция компетенций определяет цели и задачи учебного курса, требования к знаниям умениям и навыкам (как общим, так и формируемым при изучении отдельных тем).

Целью изучения дисциплины «Конституционное право» является формирование у них профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

- осуществления правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;

- осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам Конституции РФ, основ конституционного строя, правового положения личности, федеративного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России.

В ходе изучения курса, обучающийся готовится к выполнению следующих профессиональных задач:

- освоение комплекса знаний, необходимых и достаточных для участия в конституционно-правовых отношениях, для обеспечения конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности;

- формирование у студентов уважения к конституционным ценностям и активной жизненной позиции в области их охраны;

- усвоение концепции и содержания действующего законодательства;

- характеристика практики реализации норм конституционного права;

- обсуждение существующих пробелов в конституционно-правовых нормах;

- выработка умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм;

- приобретение навыков разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права;

- формирование у студентов политической и правовой культуры, активной жизненной позиции как субъектов политической системы России;

- приобретение навыков правозащитной деятельности (обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц; консультирования граждан, представителей общественных объединений по вопросам реализации и защиты их прав и свобод).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие категории и понятия конституционного права, а также специальную терминологию, применяемую в конституционно-правовом законодательстве;

- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;

- значение, особенности и содержание Конституции РФ, этапы ее развития;

- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации;

- конституционно-правовые характеристики российского государства;

- конституционные политические, социально-экономические и духовно-культурные основы деятельности в Российской Федерации;

- основы правового положения личности;

- конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации;

- содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

- способы защиты прав и свобод личности;

- федеративное устройство России;

- принципы современного российского федерализма;

- конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов;

- конституционные основы организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Обучающийся должен уметь:

- обобщать полученные знания;

- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно использовать их в правотворческой и правоприменительной практике;

- правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим конституционно-правовым отношениям;

- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие конституционно-правовые отношения, толковать правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;

- анализировать судебную практику Конституционного Суда РФ, применять ее в соответствующей правовой ситуации;

- принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими конституционные отношения.

Обучающийся должен овладеть следующими навыками:

- осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;

- развивать свой интеллектуальный уровень, осознавать социальную значимость юридических знаний и умений для будущей профессии;

- способностью к самостоятельному обучению методам исследования, в том числе методу формально-юридического анализа, методу сравнительно-правового анализа, системному методу работы с нормативным материалом;

- применение принципов, правил, приемов и методов юридической техники;

- анализировать современные конституционно значимые проблемы;

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях в экспертно-консультационной деятельности;

- определять коллизионные нормы конституционного права, предлагать эффективные способы преодоления коллизий;

- оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции РФ, компетентно аргументировать свою позицию;

- восполнять пробелы конституционно-правового регулирования путем применения аналогии права и закона;

- выделять основные проблемы в регулировании конституционно-правовых отношений, моделировать пути и способы их разрешения;

- разрабатывать проекты нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права.

При самостоятельном изучении нормативных правовых актов, упоминаемых в учебном пособии, необходимо учитывать изменения и дополнения, которые были внесены в них с момента вступления в действие. Кроме того, можно обращаться к таким справочным системам, как «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru) и ГАРАНТ (www.garant.ru). Однако, необходимо помнить, что названные справочные системы не являются официальным источником правовой информации. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать официальный интернет портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), на котором в обязательном порядке подлежат опубликованию правовые акты федеральных органов государственной власти. Данный источник обязательного официального опубликования правовой информации дополняет «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российскую газету».

При подготовке данного учебно-методического пособия были использованы следующие источники:

1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебное пособие: [в 2 т.] / С. А. Авакьян; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический фак. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

2. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с.

3. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И.А. Алебастрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 624 с.

4. Гайворонская, Я.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Я.В. Гайворонская, Т.М. Самусенко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. – 172с.

5. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 608 с.

6. Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 296 с.

7. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 3-е изд..ю перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 457 с.

8. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотренное и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

9. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 304 с.

10. Носов, С.И. Конституционное (государственное) право России: Практикум / С.И. Носов, О.Н. Доронина, Н.В. Моисеева. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 130 с.

11. Нудненко, Л. А. Конституционное право России. Практикум: учебное пособие для бакалавров / Л. А. Нудненко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 268 с.

12. Правоохранительные органы: учебник / В.Г. Бессарабов, Л.А. Воскобитова, Т.С. Дворянкина и др.; отв. ред. Ю.К. Орлов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 496 с.

13. Таева, Н. Е. Конституционное право Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 106 с.

14. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.

15. Теория государства и права: учебник / отв. Ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 496 с.

III. Содержание дисциплины

1 Конституционное право в системе права Российской Федерации

По результатам изучения данного раздела студент должен научиться:

- определять видовую принадлежность норм конституционного права;

- осуществлять правоприменительную деятельность на основе норм права;

- отличать нормы конституционного права от норм других отраслей права;

- определять предмет регулирования конституционного права;

- правильно определять юридические факты как основания возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений;

- правильно определить, является ли тот или иной нормативный правовой акт источником конституционного права;

- анализировать и сравнивать источники конституционного права, устанавливать соотношение между ними.

- ориентироваться в исторических этапах развития российского конституционного права и законодательства, понимать причины принятия Конституций РСФСР, СССР и России;

- объяснять эволюцию конституционно-правовых норм;

- сравнивать нормы российских Конституций в разные исторические периоды;

- анализировать проекты нормативных правовых актов, осуществлять их соответствие проверку на соответствие Конституции РФ;

- осуществлять толкование норм Конституции РФ.

1.1 Содержание лекции

1.1.1 Понятие и предмет конституционного права

Прежде чем рассматривать предмет и метод конституционного права следует четко уяснить содержание фундаментальных юридических категорий: право, правопонимание, свобода; свойства, функции и принципы права. От того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем концепциям правопонимания: нормативное, социологическое, нравственное.

С точки зрения нормативного правопонимания, право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространено в силу его простоты, формального подхода к праву. В рамках этого правопонимания закон и право равны. С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. В социологическом правопонимании первичной клеткой является правоотношения. Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Таким образом, законы можно разделить на правовые и неправовые. Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).

Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство). Социологическая теория имеет иные социальные основания. Эта концепция дает приоритет общественным отношениям, она согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления. В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи – свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

Сущностной характеристикой права является свобода, которая понимается как возможность действовать по собственному усмотрению. Право – это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Но право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. Так, в праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.

Право всегда выступает как социально обусловленная мера свободы, то есть это социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе. Это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями, характеризующими достигнутый уровень развития общества, а также являющимися критерием человеческого прогресса в обществе.

Право – это равная мера свободы, то есть оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное правообщие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное правоэто правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права, то есть мера возможного поведения лица.

Таким образом, право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Сущность права лучше всего раскрывается через его свойства, функции и принципы. Свойства правакачества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных, с ним. Можно выделить следующие объективные свойства права:

- нормативность (право в своей значительной части состоит из норм, то есть общеобязательных правил поведения);

- общеобязательность (нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся);

- принудительность (неисполнение требований норм права влечет за собой применение мер государственного принуждения);

- формальная определенность (поведение людей фиксируется в праве точно, очерчиваются границы возможного поведения);

- системность (все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других);

- сочетание динамизма и стабильности (взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений, сочетание, с одной стороны, устойчивости, относительной постоянности и, с другой стороны, изменчивости, способности меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни);

- реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.

Функции права – это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения. С точки зрения данного определения полезно подразделить функции права на следующие группы:

1. Общесоциальные функции права. Во-первых, под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни. Во-вторых, это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В последнем случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни, оказывают на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены.

К общесоциальным функциям права относятся:

- ценностная (ценностно-ориентационная) функция, воздействие которой состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей;

- воспитательная функция – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;

- информационная функция, которая заключается в том, что право представляет собой определенную информацию – о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержании неких правовых категорий и т. д.

2. Специально-юридические функции включают такое воздействие права, которое присуще и специфично для права. В них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Специально-юридические функции права делятся на две подгруппы: регулятивные и охранительные.

Регулятивные функции заключаются в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения, то есть, 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений, 2) определять круг юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий и 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. Регулятивная функция реализуется через две разновидности:

- регулятивно-статическая функция (закрепляет, фиксирует достигнутый уровень развития общества);

- регулятивно-динамическая функция (обеспечивает положительное развитие общества).

Охранительные функции включают такое правовое воздействие, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и, соответственно, на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...