Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экономическая характеристика деятельности конкретного предприятия его учетная политика. Оценка её эффективности.




В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные покупные полуфабрикаты и др.); предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются контроль за сохранность материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы — предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного Хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты, сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

В Моргаушском райпо синтетический учет ведется согласно Учетной Политики, утвержденный Председателем Совета Андреевым Б.В.

В качестве материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету принимается имущество, отвечающее требованиям ПБУ «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ Х244н от 09.06.2001 (далее — ПБУ «Учет материально- производственных запасов»).

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Бухгалтерский счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» для учета материально-производственных запасов не применяется.

Транспортно - заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем их отнесения на отдельный субсчет к счету 10 “Материалы”. Учет ТЭР ведется в целом по субсчету к счету 10 “Материалы”.

Специальная одежда учитывается до передачи в производство (эксплуатацию) в составе оборотных активов на субсчете «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» счета 10 «Материалы». Аналитический учет специальной одежды ведется по их наименованиям.

Срок службы специальной одежды определяется исходя из норм, установленных законодательством РФ. При выдаче работникам специальной одежды, специальной обуви, сверх установленных норм применяются следующие сроки службы: категория работников которым выдается спецодежда; вид одежды, которую получают работники; срок службы одежды.

Списание стоимости специальной одежды в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство и расходов на продажу производится единовременно в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.

Для определения непригодности и решения вопроса о списании специальной оснастки и специальной одежды создается постоянно действующая комиссия в составе:

- Главный инженер, председатель комиссии;

- Главный бухгалтер, член комиссии;

– начальник отдела, член комиссии.

– Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Фактические затраты по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правильного оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствую подразделений.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Экспедитор принимает в организации доверенность (Ф.№ М-2), регистрирует его в журнале учета выданных доверенностей, забирает путевый лист (Ф № 4-с), товарно - транспортную накладную (Ф№ 1-т), в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению (выписывается в 4-х экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий для расчетов с автотранспортной организацией приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.).

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

На складе экспедитору выдают накладную на материалы (Ф.№ ТОРГ-12), к ней счет-фактуру.Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Затем экспедитор отгружает материалы на склад. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно- заборными картами. Их выписывает плановый отдел в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц.

В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно - заборной карты вручают цеху-получателю, другой- складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

Оформляются МОЛ каждого подразделения предприятия товарные накладные и счет-фактуры к ним ведомости израсходованных материалов; ведомости израсходованных материалов и топлива, маршрутные листы, к ним авансовые отчеты ; акт приемки-сдачи выполненных работ(к договору подряда (за подписью руководителя) и выписанные накладные на материалы с учетом количества, цены за единицу, общей суммы; ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений; акт приема-передачи векселей на погашение задолженности за продукцию перед райпо; акт на выполнение работ (ремонт) с перечнем израсходованных материалов и к ним накладные, выписанные из склада; ведомость от ремонта обуви, накладная от заготпрома. За месяц выписываются мемориальные ордера по счету 10 в корреспонденции с другими счетами. В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе. За отчетный период МОЛ составляет товарно-денежный отчет (Ф. № 58), передает ответственному бухгалтеру в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, обрабатывается, после чего делаются последующие записи в мемориальных ордерах по счетам и записи в оборотно - сальдовую ведомость по счету 10 «Материалы» по видам материалов (Ф № К -27).

Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы».

Перечень субсчетов, которые могут быть открыты к счету 10 «Материалы»: 1 «Сырье и материалы»; 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»; 3 «Топливо»; 4 «Тара и тарные материалы»; 5 «Запасные части»; 6 «Прочие материалы»; 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 8 «Строительные материалы»; 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др. При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют: счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям; счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм; счет 23 «Вспомогательные производства» на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства; др. Использование счета 20 «Основное производство» в райпо не предусмотрено.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 23, 29 с кредита счета 10) их стоимость списывается в кредит счета 91. Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», делаются записи в журналы счетов 60/1,60/2, 60/3, 60/4, 60/5, 76/2 и оборотно-сальдовую ведомость по каждому поставщику. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам); Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов. Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам. По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 23).

На основании ведомостей поступления материалов составляют сводную ведомость расчета транспортно - заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и исчисляют коэффициент отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам. По данным расходных документов и указанной ранее сводной ведомости составляют машинограмму - ведомость расхода материалов по корреспондирующим счетам. В ней по каждому виду израсходованных материалов по различным шифрам затрат отражают их стоимость по учетным ценам, коэффициент отклонений и сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные материалы. В конце месяца делают записи по счету 10 «Материалы».

В Моргаушском райпо придерживаются одной учетной политики, имеется приказ об утверждении Учетной политики. В связи с изменениями в законодательстве в Учетную политику вносят изменения. В Учетной политике организации в целях бухгалтерского учета утверждены:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Товарно-материальные ценности по материально-ответственным лицам подлежат инвентаризации не менее двух раз в год, касса – не реже одного раза в полгода;

· методы оцени активов и обязательств – по фактической себестоимости;

· амортизация основных средств линейным способом;

· списание материально-производственных запасов на производство методом ФИФО;признание выручки в целях налогообложения – по отгрузке.

Бухгалтерский аппарат из 15 человек, во главе с главным бухгалтером осуществляет бухгалтерский учет по всем отраслям деятельности Моргаушского райпо в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г. с последними изменениями от 3.11.2006г. по книжно-журнальной форме с использованием компьютерной техники и бухгалтерских программ «1С: Предприятие 8.0», «1С: Управление торговлей 8.0», «АиТ: Зарплата», «Суперменеджер». В своей деятельности бухгалтерия Моргаушского райпо также руководствуется Положением о бухгалтерии, в котором определяются назначение, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы ее деятельности.

Моргаушское райпо возглавляется Председателем Совета. За хозяйственную и торговую деятельность отвечает торговый отдел во главе с Председателем Правления и начальником торгового отдела.

За заготовительную деятельность ответственен заместитель по заготовкам, за общественное питание – директор общественного питания, по производственной деятельности – начальник производственного цеха. Экономическая служба состоит из двух работников – во главе со ст. экономистом. Ревизионный отдел состоит из постоянно действующей инвентаризационной комиссии в составе из двух человек.

· В Моргаушском райпо работает более 400 работников, творчески, с душой обеспечивая подлинный успех кооперативному единению. За стабилизацию. За перспективы развития. За роль и место потребительской кооперации под переменчивым и нещадным рыночным солнцем.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.