Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство о судебной экспертизе и проблемы его реализации.




Принятие в 2001 г. Федерального закона «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ ГСЭД) поставило на новый уровень правовое регулирование организации и производства судебной экспертизы в различных видах судопроизводства.

До принятия и введения в действие этого Закона вся правовая регламентация судебной экспертизы в процессе осуществлялась в рамках отраслевого процессуального законодательства, которое в этом плане страдало неполнотой, отсутствием единства в определении основных понятий судебной экспертизы. Это приводило к неоднозначной трактовке нормативных позиций и затруднениям в правоприменительной практике.

Судебная экспертиза — самостоятельный институт в системе процессуального законодательства, имеющий внутреннее содержательное единство, не зависящее от вида судопроизводства, в котором осуществляется его реализация, на что обращалось внимание в юридической литературе[1]. Вместе с тем ни в одном процессуальном кодексе не находили своего отражения общие правовые основы и принципы судебно-экспертной деятельности.

Потребность в едином правовом нормативном акте ощущалась довольно давно. Еще в 1975 г. был подготовлен первый проект закона о судебной экспертизе[2], и в дальнейшем ученые, криминалисты и процессуалисты, неоднократно возвращались к вопросу о необходимости общей процессуальной регламентации судебной экспертизы. Второй вариант проекта закона о судебной экспертизе был подготовлен в 1994 г.[3] Однако далее законотворческий процесс пошел по пути правового регулирования государственной судебно-экспертной деятельности, т.е. решения в первую очередь проблем законодательного регулирования судебной экспертизы, организация и производство которой обеспечиваются государственными экспертными службами. Подготовка закона именно такого профиля диктовалась насущной практической потребностью закрепить уже сложившуюся, достаточно развитую систему отношений, возникающую при организации подавляющего большинства судебно-экспертных исследований, производимых в ГСЭУ.

место занимает нормативный материал, относящийся к экспертизе живых лиц.

ФЗ ГСЭД имеет рамочный характер, благодаря чему его принятие во многом способствовало концептуальному и конкретному единообразию обновленного процессуального законодательства в области регламентации судебной экспертизы. Это облегчалось тем, что ФЗ ГСЭД был принят почти одновременно с УПК РФ и ранее ГПК РФ, а также новой редакции АПК РФ. В содержании соответствующих норм отчетливо просматривается попытка привести к общему пониманию многих из них и восполнить пробелы. Так, в ГПК появились статьи о специалисте, о получении сравнительного материала для экспертных исследований.

Вместе с тем, несмотря на тенденцию к совершенствованию положений, содержащихся в нормах кодексов о судебной экспертизе, далеко не все ранее имевшие место недостатки и пробелы были устранены. Так, в новой редакции АПК РФ по-прежнему отсутствуют очень нужные статьи о специалисте и получении сравнительного материала для экспертных исследований. Несмотря на попытку внести общее содержание в определение различных видов экспертиз — комиссионной, комплексной, повторной и дополнительной, несоответствия и неточности сохранились. Например, различно определяется дополнительная экспертиза в УПК и ГПК, очень неудачно, слишком узко дана редакция нормы о получении сравнительного материала в ГПК (ст. 81) и другие. По всем проблемным моментам в процессе подготовки и позднее после их принятия предлагались поправки, восполняющие пробелы и уточняющие редакцию статей, и многие из них были приняты. Однако некоторые очень важные для судебной и экспертной практики предложения до настоящего времени не встретили поддержки законодателя.

Понятие, задачи, принципы и правовые основы государственно судебно-экспертной деятельности.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Ответственность эксперта.

Судебно-экспертные проверки проводятся с целью получения доказательств для судебного разбирательства. Таким образом, заключения судебного эксперта имеют большой вес в суде и влияют на приговор. Именно поэтому к экспертным заключениям предъявляются специальные требования, закрепленные в законодательном порядке. Так, эксперт должен составлять заключение, основываясь непосредственно на результатах своего исследования, при котором использовались его специальные знания и научная методика проведения экспертиз. Выводы эксперта должны быть составлены так, чтобы их достоверность было возможно проверить практически. Составление экспертного заключения без соблюдения этих требований является нарушением закона и ведет за собой уголовную ответственность по статье 307 УК РФ «Заведомо ложные показания, заключения эксперта, специалиста или неправильный перевод». Однако, несмотря на это, в судебной практике нередко выявляются факты дачи ложных экспертных заключений. Общественная опасность таких деяний весьма высока, поэтому имеет смысл разобраться в мотивах экспертных преступлений и выяснить, какую ответственность должен нести эксперт, давший неверное заключение.

Причин вынесения ложных экспертных заключений множество. Одной из самых распространенных является некомпетентность эксперта, а именно низкий уровень образования или отсутствие должного опыта. Если выяснится, что ошибочное экспертное заключение было вынесено по этой причине, то эксперт не может привлекаться к уголовной ответственности, так как сделал это неумышленно. Намного сложнее обстоит дело тогда, когда эксперт выносит заведомо ложное заключение. Мотивов для составления такого заключения может быть много, например, сострадание к заинтересованным лицам, любовь или, наоборот, ненависть и зависть. Нередко бывает, что заведомо ложное заключение выносится из соображений корысти, когда эксперту попросту обещают награду за вынесение ложного заключения. Именно такие экспертные заключения и попадают под статью 307 УК РФ.

Согласно первой части данной статьи, за составление заведомо ложных экспертных заключений эксперт может быть наказан штрафом в размере восьмидесяти тысяч рублей или размере заработной платы за последние шесть месяцев. Суд также может принудить эксперта к обязательным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом до трех месяцев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...