Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И эти хадисы обязывают, что оба вида риба, а это ростовщичество отсрочки и ростовщичество разницы входят в хадис (о проклятии).

Первое: Что нет такфира за ошибочное толкование.

Второе: Что делается за него такфир, однако не падают на него ахкамы кафиров в земной жизни.

Третье: Что их положение решает Имам относительно ахкамов.

Четвёртое: Что таъвиль подобен прямому заявлению о неверии, и сражение с ними бывает со всеми до единого согласно более верному мнению относительно кафиров, которые прямо заявляют о неверии (что с ними всеми сражаются).

Также ученые разошлись относительно того, кто считается неверным по причине таъвиля (ошиб. Толкования)?

На четыре мнения также:

Первое: Что это Ахлю Кыбля (причисляющие себя к Исламу)

Второе: Кто склонился к какому то пути, ошибившись в нём по причине сомнения, ложность которого известна ясным указанием из религии, и его противоречие очевидно и сказано прямым текстом.

Третий: Кто склонился к какому то мнению по причине сомнения(шубха), в то время, как ясные тексты указывают на обратное.

Четвёртое мнение:

Тот, о ком пришло от посланника Аллаха, мир ему и благословение, что он кафир, и указывает ясный текст на противоречие его мнению». [1]

Конец цитаты.

 

2) Сказал Автор "Науакыду ль Имани ль Къаулия уа ль амалия":

 

المبحث الرابع: تكفير المتأول

1- يطلق التأويل على عدة معان: فيراد به الحقيقة والعاقبة، كما يطلق بمعنى التفسير والبيان، وأما معنى التأويل عند المتأخرين فهو صرف اللفظ عن ظاهره إلى معنى آخر يحتمله اللفظ لدليل يقترن به مع قرينة مانعة من المعنى الحقيقي.

 

«Четвёртое исследование:

Употребляется слово "Таъвиль" на несколько значений:

Сущность

Конечный итог

Разъяснение

Понимание

Что касается значения слова "Таъвиль" в использовании поздних ученых, то это – уведение выражения с его внешнего смысла к другому смыслу, который тоже может подразумеваться под этим выражением, по причине доказательства, которым оно сопровождается и при наличии обстоятельства, которое препятствует пониманию ему в его обыкновенном смысле». [2]

 

 

«В данном случае под "Таъвилем" подразумевается: Попадание в куфр без намерения на это попадание, причина которого является упущение в понимании шариатских доказательств, не имея намерения на противоречие им, наоборот, порой он считает, что он на истине». [3]

والمقصود بالتأول ها هنا: التلبس والوقوع في الكفر من غير قصد لذلك، وسببه القصور في فهم الأدلة الشرعية، دون تعمد للمخالفة، بل قد يعتقد أنه على حق

Сказал Ибну Хаджар Аль Аскаляний, давая определение приемлемого таъвиля [4]:

 

يقول ابن حجر في تعريف للتأويل السائغ: " قال العلماء: كل متأول معذور بتأويله ليس بآثم، إذا كان تأويله سائغاً في لسان العرب، وكان له وجه في العلم.

 

«Сказали ученые: Каждый истолковавший (ошибочно) является оправданным по причине своего толкования и не получает грех, в том случае, если его понимание приемлемо в арабском языке, а также если у него есть какая то сторона в знании». [5]

Приемлемый таъвиль и оправдание по его причине принимается во внимание в вопросе такфира, более того, во всех вопросах угроз вобщем.

3) Поэтому говорит Ибн Теймия:

والتأويل السائغ والإعذار به له اعتبار في مسألة التكفير، بل في الوعيد عموماً ولذا يقول ابن تيمية: " إن الأحاديث المتضمنه للوعيد يجب العمل بها في مقتضاها، باعتقاد أن فاعل ذلك الفعل متوعد بذلك الوعيد، لكن لحوق الوعيد له متوقف على شروط، وله موانع.

 

وهذه القاعدة تظهر بأمثلة، منها أنه قد صح عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: " لعن الله آكل الربا وموكله وشاهديه وكاتبه" وصح عنه من غير وجه أنه قال لمن باع صاعين بصاع يداً بيد: " أوه عين الربا.

 

ثم إن الذين بلغهم قول النبي صلى الله عليه وسلم: " إنما الربا في النسيئة" فاستحلوا بيع الصاعين بالصاع يداً بيد، مثل ابن عباس رضي الله عنه، وأصحابه... الذين هم من صفوة الأمة علماً وعملاً، لا يحل لمسلم أن يعتقد أن أحداً منهم بعينه، أو من قلده بحيث يجوز تقليده تبلغهم لعنة آكل الربا؛ لأنهم فعلوا ذلك متأولين تأويلاً سائغاً في الجملة."

«Поистине, обязательно действовать согласно хадисам, содержащим в себе угрозу, будучи убеждённым, что совершивший это действие попадает под угрозу, однако его попадание под эту угрозу зависит от условий, также у этого есть препятствия.

И это правило (условия и препятствия) проясняется посредством примеров:

Из них то, что пришло достоверно от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: "Аллах проклял поедающего риба (ростовщичество), а также того, кто уполномочил его на это, также свидетелей этого и записывающего это." (Муслим, 1598)

Также пришло достоверно с нескольких путей, что он сказал тому, кто продал два са' за один са' из рук в руки: "Уввах, это и есть риба". (Аль Бухари, 2312, Муслим, 1594)

А также он сказал: "Пшеница за пшеницу – риба, кроме как это будет равно этому". (Аль Бухари, 2134, Муслим, 1586)

И эти хадисы обязывают, что оба вида риба, а это ростовщичество отсрочки и ростовщичество разницы входят в хадис (о проклятии).

Затем, те, до которых дошли слова пророка, мир ему и благословение: "Поистине, риба заключается лишь в отсрочке", и они дозволили продажу двух са' за один из рук в руки, как ибн Аббас, да будет доволен им Аллах и его ученики, которые являются лучшими из этой Уммы, в своём знании и своих делах, не дозволено никому из мусульман думать о ком либо из них личностно, или же о тех, кто последовал за ними, в то время как ему дозволен таклид, что их касается проклятие поедающего риба, потому что они сделали это, будучи истолковавшими впринципе приемлемым видом толкования». [6]

4) Также он сказал:

 

ويقول أيضاً: " وعمل السلف وجمهور الفقهاء بأن ما استباحه أهل البغي من دماء أهل العدل بتأويل سائغ لم يضمن بقود، ولا دية، ولا كفارة، وإن كان قتلهم وقتلهم محرما ً"

«Действие саляф и большинства ученых Фикха на том, что кто из бунтарей дозволил кровь справедливой группы мусульман, имея приемлемый таъвиль – не отдаёт ни къуд (возмездие за кровь кровью), ни дия (плата за кровь), ни искупление, даже если он и убил их, а их убийство является запрещённым». [7]

 

 

5) И говорит Ибн Теймия в третьем месте:

 

ويقول ابن تيمية في موضع ثالث:

" والتكفير هو من الوعيد، فإنه وإن كان القول تكذيباً لما قاله الرسول صلى الله عليه وسلم، لكن قد يكون الرجل حديث عهد بإسلام، أو نشأ ببادية بعيدة، ومثل هذا لا يكفر بجحد ما يجحده حتى تقوم عليه الحجة، وقد يكون الرجل لم يسمع تلك النصوص، أو سمعها ولم تثبت عنده، أو عارضها عنده معارض آخر أوجب تأويلها، وإن كان مخطئاً."

 

«Такфир – из раздела угроз, поэтому, даже если само слово является считанием ложью того, что сказал посланник, мир ему и благословение Аллаха, однако бывает, что человек недавно вошёл в Ислам, или вырос в отдалённой местности, подобный человек не становится кафиром за отрицание того, что отрицал, пока не будет установлена над ним худжа, а также может быть, что этот человек не услышал эти тексты, или же услышал их, однако не считает их достоверными, или же считает, что им противоречит другой текст, и поэтому был вынужден истолковать их, даже если он и ошибся». [8]

 

6) Также Ибн Хазм утверждает оправдание подобным толкованием, говоря:

 

ويقرر ابن حزم العذر بمثل هذا التأويل قائل

" ومن بلغه الأمر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، من طريق ثابتة، وهو مسلم، فتأول في خلافه إياه، أو ردّ ما بلغه بنص آخر، فما لم تقم عليه الحجة في خطئه في ترك ما ترك، وفي الأخذ بما أخذ، فهو مأجور معذور، لقصده إلى الحق، وجهله به، وإن قامت عليه الحجة في ذلك، فعاند، فلا تأويل بعد قيام الحجة

«А до кого дошло шариатское положение от посланника Аллаха, мир ему и благословение, через достоверный путь, и он мусульманин, и он истолковал ошибочно, противореча этому тексту, или же отклонил что либо из того, что дошло до него, опираясь на другой текст, и не была установлена над ним худжа в его ошибке из того, что он оставил, и того, что он взял, то такой человек получает награду и является оправданным, потому что стремился к истине, и не знал это положение, если же была установлена над ним худжа в этом, и он стал упрямиться, то поистине, нет таъвиля после установления худжи». [9]

 

7) Также утверждает это Ибн аль Вазир, говоря:

 

كما يقرر ذلك ابن الوزير حيث يقول: _ قوله تعالى في هذه الآية الكريمة: _ {وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا} [النحل، آية 106]، ويؤيد أن المتأولين غير كفار؛ لأن صدورهم لم تنشرح بالكفر قطعاً، أو ظناً، أو تجويزاً، أو احتمالاً."

«Слова Всевышнего относительно этого аята:

"Однако кто раскрыл грудь для неверия" (Сура Ан Нахль, 106), подкрепляют то, что ошибочно истолковавшие не являются неверными, потому что их сердца не раскрылись для неверия, и это либо категорически, либо предположительно, либо допустимо, либо есть такая вероятность» [10]. [11]

 

8) Говорит Аш Шаукани, делая шарх на выражение автора книги "Аль Азхаар": "Тот, кто впал в вероотступничество, становится кафиром в любом случае" :

ويعلق الشوكاني

على عبارة صاحب كتاب " الأزهار: " والمرتد بأي وجه.. كفر " فيقول: أراد المصنف إدخال كفار التاويل اصطلاحاً في مسمى الردة، وهذه زلة قدم يقال عندها لليدين وللفم، وعثرة لا تقال، وهفوة لا تغتفر، ولو صح هذا لكان غالب من على ظهر البسيطة من المسلمين مرتدين. "

 

«Автор книги имеет ввиду, что впавшие в неверие (куффару ттаъвиль) по причине толкования также входят в понятие "Вероотступничество", и эти его слова – ошибка и спотыкание, подобное этому не говорится и это непростительный промах, ведь если бы это было так, то большая часть тех, кто есть на свете из мусульман были бы муртаддами». [12]

9) Говорит Шейх Ас Си'дий:

ويقول الشيخ عبد الرحمن السعدي:

 

" إن المتأولين من أهل القبلة الذين ضلوا وأخطأوا في فهم ما جاء في الكتاب والسنة، مع إيمانهم بالرسول واعتقادهم صدقه في كل ما قال، وأن ما قاله كان حقاً والتزموا ذلك، لكنهم أخطأوا في بعض المسائل الخبرية أو العملية، فهؤلاء قد دل الكتاب والسنة على عدم خروجهم من الدين، وعدم الحكم لهم بأحكام الكافرين، وأجمع الصحابة رضي الله عنهم والتابعون ومن بعدهم من أئمة السلف على ذلك."

«Ошибочно истолковавие из причисляющих себя к Исламу (ахлю кыбла), которые заблудились и ошиблись в понимании того, с чем пришла Книга и Сунна, если веруют в посланника и считают его правдивым во всём, что он сказал, и считают, что то, что он сказал является истиной, и придерживаются этого, однако ошибись в некоторых теоретических или практических вопросах, то (знай, что) Книга и Сунна указали на то, что они не выходят из религии, а также на то, что на них не выносится хукм кафиров, и единогласны в этом сподвижники, да будет доволен ими Аллах, а также табиины и те, кто был после них из имамов саляф». [13]

إذا ظهر أن التأويل عذر في المسألة التكفير، فإن هذا لا يعني أن كل من ادعى التأول فهو معذور بإطلاق، بل يشترط في ذلك التأويل أن لا يكون في أصل الدين الذي هو عبادة الله وحده لا شريك له، وقبول شريعته؛ لأن هذا الأصل

(الشهادتين) لا يمكن تحقيقه مع حصول الشبهة فيه، ولهذا أجمع العلماء على كفر الباطنية _ مثلاً _ وأنهم لا يعذرون بالتأويل؛ لأن حقيقة مذهبهم الكفر بالله تعالى، وعدم عبادة الله وحده، وإسقاط شرائع الاسلام.

 

«Если прояснилось, что ошибочное понимание является оправданием в вопросе такфира, то это не значит, что каждый, кто утверждает, что он понял так то или так то, является оправданным, однако является условием, чтобы это толкование не было в основе религии, а это – поклонение Аллаху Единому, не приобщая ему сотоварища, а также принятие Его шариата, потому что эту основу (Два свидетельства) невозможно выполнить, имея в нём сомнение, поэтому объединились ученые в куфре Батынитов (например), и что они не оправдываются своим толкованием, потому что сущность их мазхаба – неверие в Аллаха Всевышнего, а также отсутствие поклонения Аллаху Единому, а также отрицание всех законов Ислама». [14]

.

 

ومن ثم فليس كل التأويل يعتبرا سائغاً أو عذراً مقبولاً، فهناك من التأويل ما يعتبر سائغاً، ومنه ما ليس كذلك، فلابد من مراعاة ذلك، وعدم الخلط بينهما.

«Отсюда становится ясно, что не каждое толкование считается приемлемым или же принимаемым оправданием, однако есть толкование, которое приемлемо, а есть, которое не приемлемо, и необходимо учитывать это и не путать между двумя вещами».

10) Сказал Имам Исмаиль Аль Асбахани:

 

 

يقول قوام السنة إسماعيل الأصفهاني: -

" المتأول إذا أخطأ وكان من أهل عقد الإيمان، نظر في تأويله، فإن كان قد تعلق بأمر يفضي به إلى خلاف بعض كتاب الله أو سنة يقطع بها العذر، أو إجماع فإنه يكفر ولا يعذر؛ لأن الشبهة التي يتعلق بها من هذا ضعيفة لا يقوى قوة يعذر بها؛ لأن ما شهد له أصل من هذه الأصول، فإنه في غاية الوضوح والبيان، فلما كان صاحب هذه المقالة لا يصعب عليه درك الحق، ولا يغمض عنده بعض موضع الحجة لم يعذر في الذهاب عن الحق، بل عمل خلافه في ذلك على أنه عناد وإصرار، ومن تعمد خلاف أصل من هذه الأصول، وكان جاهلاً لم يقصد إليه من طريق العناد فإنه لا يكفر؛ لأنه لم يقصد اختيار الكفر، ولا رضي به، وقد بلغ جهده، فلم يقع له غيره ذلك، وقد أعلم الله سبحانه أنه لا يؤاخذ إلا بعد البيان، ولا يعاقب إلا بعد الإنذار فقال تعالى: _ {وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ} [التوبة، آية 115]. فكل من هداه الله عز وجل، ودخل في عقد الإسلام، فإنه لا يخرج إلى الكفر إلا بعد البيان."

«Ошибочно истолковавший, если ошибся и был из людей, вошедших в веру, то следует смотреть в его толкование: Если это связано с положением, которое может привести к противоречию части Книги Аллаха или Сунны, то отрезается оправдание, или же противоречит единогласию, тогда он становится кафиром и не оправдывается, потому что сомнение, которое связано с этим – слабое, не является достаточно сильным, чтобы оправдать его, потому что то, на что оно указывает – основа из этих основ, и является крайне ясным и понятным, и когда для обладателя этого мнения(ошибшегося) не является сложным постичь истину, и не становится для него неясной часть худжи, то в таком случае он не оправдается в оставлении истины, напротив, с ним обращаются в таком случае противоположным образом, а это что у него упорство и гордость, а кто противоречит намеренно какой либо из этих основ, в то время как он является невеждой, и не хотел этим проявлять упорства, то такой не становится кафиром, потому что он не выбрал куфр намеренно, а также не был доволен им, а также приложил усилия, поэтому к нему не будет применён противоположный хукм, ведь Аллах Всевышний разъяснил, что не взыщет, кроме как после разъяснения, и не накажет, кроме как после предостережения, сказал Всевышний: " Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться."(Ат Тауба, 155). И каждый, кого Аллах наставил и он вошёл в религию Ислам, то такой человек не выходит в неверие, кроме как после разъяснения». [15]

 

11) И говорит Ибн Хазм:

ويقول ابن حزم: _ " وأما من كان من غير أهل الإسلام من نصراني أو يهودي أو مجوسي، أو سائر الملل، أو الباطنية القائلين بإلهية إنسان من الناس، أو بنوة أحد من الناس، بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم، فلا يعذرون بتأويل أصلاً، بل هم كفار مشركون على كل حال."

 

«А что касается тех, кто не является людьми Ислама, как христиане, иудеи, огнепоклонники или другие религии, или как Батыниты, которые говорят, что какой либо человек может быть божеством, или что может быть пророком кто то из людей после Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то такие люди не оправдываются толкованием вообще, напротив, они являются кафирами, мушриками в любом случае». [16]

 

 

12) И говорит Абу Хамид, разъясняя приемлемый и неприемлемый таъвиль:

 

ويذكر أبو حامد الغزالي التأويل الغير سائغ ومثاله فيقول:

 

" ولابد من التنبيه على قاعدة وهو أن المخالف قد يخالف نصاً متواتراً، ويزعم أنه مؤول، مثاله: ما في كلام بعض الباطنية أن الله تعالى واحد بمعنى أنه يعطي الوحدة ويخلقها، وعالم بمعنى أنه يعطى العلم لغيره ويخلقه، وموجود بمعنى أنه يوجد غيره، وأما أن يكون واحداً في نفسه، وموجوداً، وعالماً على معنى اتصافه فلا، وهذا كفر صراح؛ لأن حمل الوحدة على اتحاد الوحدة ليس من التأويل في شيء، ولا تحتمله لغة العرب أصلاً... فأمثلة هذه المقالات تكذيبات عبر عنها بالتأويلات."

 

«Необходимо указать на это правило, а это: Что противоречащий истине порой противоречит достоверному с убеждённостью тексту (мутаватир), однако утверждает, что этот текст истолковывается, пример этого: То, что сказали некоторые Батыниты, что Аллах Един со смыслом, что Он дарует единство и сотворяет его, и Знающий с тем смыслом, что Он даёт знание другим и сотворяет его, и существует с тем смыслом, что Он даёт другим существовать, а что касается того, что он является Единым сам по себе, или существует, или является знающим со смыслом описывания его знанием, то это они отрицают, и это является ясным куфром, потому что толковать слово Единый как "Создающий Единство" не является таъвилем ни с какой стороны, и арабский язык вообще не приемлет такого, поэтому подобные этим "толкованиям" – это считание ложью, которое было названо "толкованием». [17]

 

13) И сказал Имам Ибн аль Вазир:

 

كما يورد ابن الوزير أمثلة للتأويل المردود، مما لا يمكن أن يكون عذراً لمن تلبس به فيقول: " لا خلاف في كفر من جحد ذلك المعلوم بالضرورة للجميع، وتستر باسم التأويل فيما لا يمكن تأويله، كالملاحدة في تأويل جميع الأسماء الحسنى، بل جميع القرآن والشرائع والمعاد الأخروي من البعث والقيامة والجنة والنار."

«Точно также нет разногласия в куфре того, кто отрицает эти неизбежные в знании для всех людей вещи, прикрываясь названием "Таъвиль" относительно того, что невозможно истолковать, как например это делают безбожники, когда истолковывают все прекрасные имена Аллаха, более того, весь Коран и все законы шариата и воскрешение, Судный День, Рай и Ад» [18]

 

 

14) И говорит Ас Си'дий, разъясняя различие нововведенцев, которым приписывается толкование и сомнение:

 

ويقول السعدي موضحاً تباين أهل البدع ممن تلبس بتأويل وشبهة: - " هؤلاء المبتدعة المخالفون لما ثبتت به النصوص الصريحة والصحيحة، أنهم في هذا الباب أنواع، من كان منهم عارفاً بأن بدعته مخالفة للكتاب والسنة فتبعها ونبذ الكتاب والسنة وراء ظهره، وشاق الله ورسوله من بعد ما تبين له الحق، فهذا لا شك في تكفيره، ومن كان منهم راضياً ببدعته معرضاً عن طلب الأدلة الشرعية، وطلب ما يجب عليه من العلم الفارق بين الحق والباطل ناصراً لها، راداً ما جاء به الكتاب والسنة مع جهله وضلاله، واعتقاده أنه على الحق، فهذا ظالم فاسق بحسب تركه ما أوجب الله عليه، وتجرئه على ما حرم الله تعالى ومنهم من هو دون ذلك، ومنهم من هو حريص على اتباع الحق واجتهد في ذلك، ولم يتيسر له من يبين له ذلك فأقام على ما هو عليه، ظاناً أنه صواب من القول، غير متجرىء على أهل الحق بقوله، ولا فعله، فهذا ربما كان مغفوراً له خطؤه والله أعلم."

 

«Эти нововведенцы, которые противоречат тому, что пришло достоверно в ясных и достоверных текстах бывают разных видов: Тот из них, кто знает, что его новшество противоречит Книге и Сунне, однако последовал за ним и бросил Книгу Аллаха и Сунну за свою спину и противоречит Аллаху и Его посланнику после того, как разъяснилась ему истина – нет сомнения в такфире такого человека, а кто же из них, кто доволен своим новшеством и отворачивается от требования шариатских доказательств, а также требования того знания, которое является обазятельным для него, которое различит для него между истиной и ложью, и помогает своему нововведению, отвергая то, что пришло в Книге и Сунне, зная о своём невежестве и заблуждении, считая, что он на истине, то такой человек несправедливый и фасик, так как оставил то, чему обязал его Аллах, а также потому, что осмелился на то, что запретил ему Аллах Всевышний, из них также есть те, кто меньше этого, и есть из них те, кто стремится следовать за истиной и прилагает усердия для этого, однако не было у него того, кто разъяснит ему это, и он остался на том, на чём был, думая, что это является верным мнением, и он не преступал против людей Истины своим словом, такому человеку возможно будет прощена его ошибка, а Аллах знает лучше». [19]

 

 

Конец цитаты из книги

"Науакыду ль Иман аль Къаулийя уа ль Амалийя"

 

Вопросы Этого Раздела:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...