Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Веддоидная периферия: от Хадрамаута до Белуджистана




 

Хотя эта глава посвящена в первую очередь средиземноморской расе, перед тем как вернуться к восточному краю Средиземного моря и продолжить изучение оставшейся средиземноморской расовой территории, ради географической непрерывности необходимо обсудить определенные несредиземноморские расовые элементы юго-западной Азии. Эти расовые элементы можно собрать в одну категорию – веддоидную. Веддоиды впервые отмечаются при движении с запада на восток в области вокруг Адена и в качестве второстепенного элемента в населении южного Йемена. В районе Хадрамаута они становятся численно значимыми; а среди махра, кара и шахара – неарабских племен, живущих между Хадрамаутом и Оманом, они составляют главный расовый фактор.

В Хадрамауте существуют племена и кланы арабов, появившихся в долине с запада и севера в доисламские и послеисламские времена; также есть священные семьи саидов, связанные с духовной жизнью региона. Однако за исключением этих арабов и так называемых бедуинов, являющихся предметом этого раздела, нужно упомянуть и о других элементах населения, появившихся относительно недавно. Они состоят из двух групп – африканской и юго-восточной азиатской.

Со становлением Омана как морской державы в Средние века негров стали ввозить в Хадрамаут как сельскохозяйственных рабов. Вероятно, в небольших количествах они появились еще раньше. Эти негры и их потомки, свободные и несвободные, составляют большую общину, называемую общим термином ходжеры. Этот класс остается по меньшей мере таким же отдельным, как негры в Соединенных Штатах; несмотря на большое смешение, арабы и бедуины остаются совершенно свободными от негроидных черт, так как продукты смешения, как правило, остаются в рядах ходжеров.

Эти ходжеры многочисленны на прибрежной равнине Йемена; очень древний класс ходжеров существует в южном Йемене, возможно, со времен абиссинского доминирования за столетие до прихода ислама. Однако их нельзя найти в нагорной области Йемена, которую мы уже обозначили как родину чистейшего средиземноморского типа в Азии. В Хиджазе негры многочисленны, и в Нежде у каждой значительной семьи есть негритянские рабы, а зависимый класс кузнецов частично негроидный.

В самом Хадрамауте и в регионах Махра и Дхофар свободные веддоидные племена тщательно отграничиваются от негроидов, и, если неизвестна генеалогия, используют в качестве главной основы расовой диагностики скорее форму волос и черты лица, нежели цвет кожи. Кроме ходжеров рабского происхождения, вдоль берега Хадрамаута, а также в самой долине, существуют деревни сомалийцев. Они являются пригородами из соломенных хижин, построенными за пределами стен собственно каменных городов арабов. Пришествие сомалийцев – это такое позднее явление, что эти люди сохранили свой язык и обычаи и не демонстрируют склонности ни к физической, ни к культурной ассимиляции.

Хотя африканский элемент в южноарабском населении сохранился в чистоте, то же самое верно и в отношении иммигрантов из юго-восточной Азии и Индонезии. На протяжении веков обычным делом для членов арабских семей в городах долины, например Терим, Сайвун и Шибам, было в молодости отправляться в Сингапур, Батавию и Коломбо и основывать там магазины. Эта практика восходит ко времени, когда миссионеры-хадрамиты обратили малайцев в ислам, а возможно, к еще более древнему времени. Культурное влияние хадрамитов на малайские государства и Индонезию было значительным, и обратное тоже верно, хотя и в меньшей степени. Однако с расовой точки зрения несколько тысяч хадрамитов оставили небольшой след в миллионах малайцев, в то время как торговцы, привозившие домой своих жен из Сингапура и с Явы, внесли в долину значительный монголоидный фактор. Именно верхний слой хадрамаутского общества, за исключением группы саидов, был затронут монголоидным влиянием. Бедуины же остались генетически изолированы как от монголоидов, так и от негроидов.

Эти бедуины представляют собой разновидность смешения обычного южноаравийского средиземноморского типа и одного или больше чуждых типов – ни монголоидных, ни негроидных. Этих бедуинов без труда можно разделить на три типа, которые не являются продуктом сортировочной машины, а которые может заметить любой наблюдатель, искусный или необразованный в антропологии. Первый из них – это средиземноморский, приближающийся к йеменской форме. Второй, который мы назовем изящным (fine) типом, имеет орлиный нос и худощавое тело; третий, который мы назовем грубым (coarse) типом, имеет более широкий и низкий нос и плотнее сложен. Так как характер первого типа хорошо известен, мы опишем только второй и третий. В населении области от Адена на восток до Махры самым многочисленным является изящный тип, составляя более половины населения; средиземноморский встречается в два раза чаще, чем грубый тип. По мере продвижения на восток в области Махра и Кара среди неарабов, а также, очевидно, на Сокотре, средиземноморский тип опускается на дно. Согласно данным Бертрама Томаса, махра и кара принадлежат в основном к изящному типу, а подчиненные народы, включая шахара – в основном к грубому. Все данные о культуре указывают на приоритет грубого типа как местного первобытного населения.

По росту эти бедуины ниже, чем средиземноморцы, с ростом 163 см у изящного типа и 161 см у грубого. Руки обоих относительно длиннее, чем у средиземноморцев, ноги короче, рост сидя больше. По всем этим чертам туловища грубый тип превосходит изящный в отдалении от средиземноморской нормы. Головы меньше, чем у большинства несомненно белых групп, изученных до сих пор, а по длине и ширине эти два типа очень похожи. Средние длины находятся в диапазоне от 180 до 182 мм, а ширина – 148 мм. Итоговый средний головной указатель составляет 82 для изящного типа и 81 для грубого[729]. Своды умеренной высоты, а лица узкие. Изящный тип имеет необычно маленький средний бигониальный диаметр 98 мм, что придает лицу треугольную внешность.

По некоторому количеству метрических черт эти типы весьма сильно отклоняются от средиземноморского среднего значения; расстояние между внешними уголками глаз (биорбитальный диаметр) велико, особенно у грубого типа, в то время как у изящного типа расстояние между внутренними уголками (межорбитальный диаметр) крайне мало. Лица очень короткие в абсолютном измерении, особенно у грубого типа, со средним значением 115 мм; носы у изящного типа очень лепторинные (носовой указатель равен 60,2), у грубого типа – почти мезоринные (носовой указатель равен 68,1).

По цвету кожи хадрамиты определенно темнее, чем средиземноморские йеменцы. Оттенки на открытых участках кожи изящного типа – а с хадрамским костюмом большая часть кожи открыта – от светлого до средне-бурого, варьируясь в основном от № 15 до № 25 по Лушану, и в немногих случаях кожа темно-бурая. Среди индивидов грубого типа она обычно темнее – около 20% попадает в шоколадно-бурый класс от № 26 до № 29. Эти цвета определенно слишком темные для белых. Цвет кожи на участках под одеждой у изящного типа от смуглого до светло-бурого: самый темный индивид имеет цвет № 18 по фон Лушану, оттенка кофе с молоком. Грубый тип, опять же, обычно темнее, хотя и находится в том же диапазоне.

Форма волос – самая заметная диагностическая черта этих типов, частично из-за моды на длинные волосы – или распущенные, или скрученные в узел наверху головы. Нигде в сериях любого типа не было прямых волос; в первой 40% кудрявые, остальные волнистые; во второй – 57% кудрявые. В обоих типах нет завитых или негроидных волос. Эти кудри – это широкие завитки, как у многих европейских детей, и наподобие тех, что культивируются иудейскими ортодоксами и женскими парикмахерами. Большая доля волнистых волос могла бы тоже быть кудрявыми, если бы не была расчесана. Эти волосы средней структуры у первого типа и часто тонкие среди второго.

Корреляции и контингенции[730], составившие общую хадрамскую группу, демонстрируют, что сильно волнистая и кудрявая форма волос составляют коррелирующую единицу: они скоррелированы с тонкими волосами, головными указателями, достигающими 83, более высокими носовыми указателями и более низким ростом, чем другие формы волос. Посредством этих корреляций, используя форму головы как первичный диагностирующий фактор, по направленным влияниям можно отделить низкорослый, коротконогий, тонковолосый, умеренно брахицефальный, эурипрозопный мезоринный расовый тип.

Как у грубого, так и у изящного типов обильные волосы на голове, а облысение встречается редко. У изящного типа борода редкая, у грубого – от умеренной до обильной; таким же образом варьируются волосы и на теле. У грубого типа волосы на голове и борода единообразно черные; у изящного типа появляется немного каштановых волос и примерно 10% каштановых и рыжих волос. Также по цвету глаз проявляется то же самое различие: у грубого типа 22% черных глаз, а все остальные, за исключением 9%, темно-карие. Оставшиеся 9% представляют смешанное меньшинство с серыми или зелеными элементами в радужной оболочке. Среди индивидов изящного типа частичная светлая пигментация глаз возрастает до 15%, и между различными оттенками карего и черного существует значительное смешение. Это опять же указывает на смешанное состояние изящного типа и относительно стабильное состояние грубого.

Глаза обоих типов обычно без складок и не демонстрируют наклона. Надбровные дуги изящного типа тяжелее, чем у средиземноморцев, в то время как у грубого типа 35% надбровных дуг тяжелые. Самое большое различие между этими двумя типами состоит в носе. У носов изящного типа очень высокий корень и переносица, а сам нос очень узкий; углубление в области переносья легкое или отсутствует, а профиль в 72% случаев выпуклый. Эта выпуклость принимает форму сильно выраженной кривой, в отличие от угловатой выпуклости, наблюдаемой среди северных европейцев и многих ирано-афганцев. Кончик носа тонкий и горизонтальный, крылья носа близко сжаты, ноздри тонкие и параллельные.

Носы, чаще всего отмечаемые у грубого типа, с глубоким корнем под надпереносьем, умеренной высоты и ширины (breadth), часто большие (wide); они прямые в 78% случаев, с вывернутым кончиком носа средней толщины. Ноздри умеренно широкие, а крылья промежуточные между сжатыми и выпуклыми.

Среди членов изящного типа губы тонкие и слабо вывернуты; у грубого типа они толще и гораздо чаще вывернуты в значительной степени. У изящного типа есть небольшой прогнатизм, а меньшинство грубого типа демонстрирует как лицевые, так и альвеолярные разновидности прогнатизма.

Изящный тип с его тонким лицом имеет слабое выступание скул; грубый тип отличается несомненным выступанием скул вперед и значительной шириной. Однако это чисто морфологическая черта, так как, тем не менее, скуловой диаметр в абсолютном измерении мал.

Легко посчитать южноаравийских бедуинов грубым типом. Он, очевидно, связан с веддами Цейлона, и с наиболее значительным элементом в дравидоязычном населении южной Индии. Его форма волос, его черты лица, его пигментация и его общие размеры и пропорции подтверждают эту связь. Веддоидная раса, в свою очередь, имеет много восточных ответвлений, среди племени шомпен на острове Великий Никобар, племени тоала на Себеских островах, и как расовый субстрат на многих островах цепи, тянущейся от Суматры через Яву, Флорес, Сумбаву и Тимор почти до Новой Гвинеи.

Веддоиды обладают очевидным родством с аборигенами Австралии, и, возможно, менее явным – с негритосами. Расовая история южной Азии еще не была тщательно изучена, и слишком рано утверждать, каковы могли бы быть эти связи. В любом случае, как и все главные расовые подразделения, веддиодная группа, видимо, включает как долихоцефальную, так и брахицефальную подрасы. Однако среди современных обитателей южной Аравии можно легко найти веддоидный тип, а в немногих случаях отдельных индивидов, которые во всех отношениях австралоиды; но эти последние, как показано на вкладке (вклейка 19), встречаются редко.

Изящный тип с его тонким, как бумага, крючковатым носом, является промежуточным между средиземноморским и веддоидным положением по большинству метрических и морфологических черт. Только по его саггитальной среднелицевой и носовой сдавленности и, возможно, по несколько большей тенденции к брахицефалии он отличается от обоих. Здесь мы должны забежать вперед к нашему анализу динарской и арменоидной рас Европы и Малой Азии[731] и снова заявить, что в смешении между компонентами А и Б формула (А+Б)/2 неприменима ко всем чертам, и реже всего она применима к носу. В составе динарского и арменоидного расового типов примерно одна треть альпийского компонента в сочетании с некоторой средиземноморской формой производит весьма стабильный брахицефальный гибрид с клювоподобным носом[732]. Если мы заменим веддоида с тенденцией к брахицефалии на альпийца, по тому же принципу мы получим хадрамита с крючковатым носом и тонкими чертами лица. Возможно, что в эту смесь вовлечена низкорослая, с низким сводом, относительно широконосая брахицефальная раса мореплавателей Персидского залива и прибрежных городов Аденского залива и Красного моря, но это необязательно, и вряд ли возможно по метрическим, морфологическим, культурным и историческим основаниям.

Непосредственно на другом берегу Персидского залива с самого восточного края Аравии на персидском континенте лежит западная граница Персидского Макрана – территория, частично занятая западными белуджами. Они отделены вклинением индийцев, говорящих на производных санскрита, от восточных белуджей и брахуи, чей язык родственен дравидийским. Хотя белуджи говорят на индоевропейских языках иранской семьи, как и персы, афганцы и патаны, их расовое родство частично связано с другим местом[733]. Как и брахуи, они кажутся результатом смешения веддоидного типа, изолированного в Хадрамауте, и ирано-афганской расы, к которой принадлежат их языковые родственники. Различие между большинством белуджей и брахуи и изящным типом Хадрамаута – это просто различие между малым средиземноморским типом южной Аравии и ирано-афганским типом. В целом белуджи несколько выше, со средним ростом от 164 до 168 см. Однако их головы примерно такой же длины, от 178 до 182 мм, а головной указатель колеблется у отметки 82[734]. Размеры лица во многом такие же, за исключением чрезмерной длины носа, что, без сомнения, является ирано-афганским вкладом.

По пигментации и морфологии мы почти полностью ограничены фотографиями и общими описаниями. Однако очевидно, что многие из белуджей обладают тонкими лицами и крючковатыми носами; их волосы обильны и редко прямые, и их кожа темная, а волосы и глаза – обычно темнопигментрированные.

Этот обзор показал, что вдоль берегов Индийского океана, с устья Инда до Баб-эль-Мандеб, все еще существует ассимилированное население веддоидных народов, которые, в свою очередь, связаны с целой древней южноазиатской расовой группой, включающей австралоидов в качестве крайней и эволюционно консервативной ветви. Эта расовая группа в сочетании с пигмеями, без сомнения, в значительной степени связана с формированием папуасов и меланезийцев. В настоящее время невозможно сказать, насколько древний этот веддоидный субстрат в южной Аравии – настолько ли он древний, как средиземноморцы, или это относительно недавнее доисторическое проникновение с востока. Для дальнейшего его изучения нужно обратиться к Индии, но так как настоящая книга связана с расами Европы, мы полагаем, что мы уже достаточно углубились на восток, и мы оставим проблемы индийской физической антропологии компетентным рукам Гухи и Боулза.

 

 

7. Палестина: происхождение евреев и восточные евреи[735]

 

История широко распространившихся по всему свету евреев, чье культурное положение среди белой расы уникально, является составной частью расовой истории средиземноморских народов. С точки зрения физического антрополога еврейскую историю можно разделить на две части: а) формирование еврейского народа, б) его распространение и последующая расовая история. Так как евреи по расе преимущественно являются средиземноморцами, первый сегмент и часть второго, касающаяся средиземноморского мира, заслуживает рассмотрения в настоящей главе.

Дети Израиля, составившие базовый тип евреев сегодняшнего дня, жили непрерывно и исключительно в Палестине с примерно 1200 г. до н.э. до захвата Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Эти века еврейской истории можно рассматривать как период формирования, а столетия, последовавшие после вавилонского завоевания – как период рассеяния, так как первое расселение было вызвано вавилонским пленом.

Этническое содержание Палестины во время второй половины II тысячелетия до н.э. было изменчивым. Кроме евреев, оно включало аморитов, чьи владения были сконцентрированы севернее и которые контролировали большую часть Палестины до распространения власти египтян на северо-восток около 1600 г. до н.э.; ханаанеян, населявших страну, носящую их имя до их поглощения евреями; и филистимлян, бывших ветвью западных народов моря, совершавших набеги на Египет и все Восточное Средиземноморье около 1200 г. до н.э., во время Троянской войны, и которые могли появиться из окрестностей Эгейского моря.

Египетские памятники дают нам прекрасные изображения филистимлян, аморитов и семитов. В группу семитов, должно быть, были включены ханаанеяне. Филистимляне (рис. 33) представлены выглядящими по-европейски средиземноморцами с прямыми носами, со светлой кожей; амориты (рис. 36) – желтоватокожими и длиннолицыми, с длинными выпуклыми носами и, в некоторых представлениях, сильно выраженными надбровными дугами. Рисунки семитов в общем (рис. 34) демонстрируют покатые лбы и подчеркнуто ближневосточные носы типов, легко узнаваемых сегодня. У египетских художников был талант точного расового представления, подчеркивавший типичные черты и убиравший несущественные. Библия – письменный документ, бедный на описания личностей, – тем не менее, указывает, что амориты в некоторых отношениях физически отличались от других палестинцев – их называют «высокими, как кедры» и «сильными, как дубы»[736].

 

Рис. 33. Филистимляне (Египет)

 

 

Рис. 34. «Семиты» (Египет)

 

 

Рис. 35. Евреи (Вавилон)

 

 

Рис. 36. Амориты (Египет).

Перерисовано с Gressmann, H., Altorientalische Bilder zum alter Testament, Berlin und Leipzig, 1927; Plates IV, V, VI, and LVI, Figs. 11, 17, 19, and 125.

 

 

Рис. 37. Древний еврей.

Перерисовано с Chantre, E., Récherches anthropologiques dans l’Afrique Orientale, Egypte; Fig. 15, p. 31. Представление палестинцев в египетском и вавилонском искусстве

Точное происхождение детей Израиля, появившихся в Палестине и сражавшихся с различными обнаруженными здесь независимыми царствами, а позднее с филистимлянами и основавшими еврейское царство, неизвестно. Однако как библейские записи, так и другие источники указывают, что они были, вероятно, семитоязычными кочевниками, двигавшимися на север и запад вдоль пахотных земель и пришедшими наконец в Палестину. Племена аммон, моаб и эдом, обосновавшиеся в странах, граничащих с Палестиной, до прибытия детей Израиля, как и амориты, были, вероятно, кочевниками из того же общего источника; в самой Палестине другие позднее пытались следовать им. Сами евреи не прибыли как единое целое, а появились в несколько приемов, разными маршрутами и под предводительством разных вождей. В Палестине они как расово, так и культурно постепенно ассимилировали другое население, так что эта составная группа в конце концов стала еврейской; дольше всего сопротивлялись этому процессу филистимляне из прибрежных поселений.

Расовый состав евреев во время Давида был, без сомнения, проще, чем можно было бы представить, исходя из сложности их этнического происхождения. Изначальные дети Израиля должны были быть темнопигментированными средиземноморцами, как большинство арабов и месопотамцев, и таковы же были по большей части народы, которых они ассимилировали в Палестине. Скелетный материал из древней Палестины указывает на доминирование каппадокийского средиземноморского типа с некоторой степенью динарской брахицефалии[737]. Как египетские (рис. 37), так и вавилонские (рис. 35) скульптуры дают нам графические представления древних палестинских евреев, и все они демонстрируют знакомые палестинские формы лица, согласующиеся с представлением аморитов и других семитов[738].

Хотя мы вполне можем быть уверены, что евреи Палестины во время Давида были по большей части темнопигментированными средиземноморцами нескольких типов, по меньшей мере один из которых характеризовался длинным лицом и выпуклым профилем носа, у нас нет достаточно данных, чтобы определить более точные детали. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы последовать сложностям еврейской истории с 586 г. до наших дней и изучить расовые черты современных евреев[739].

Пленение евреев в Вавилоне можно считать первым еврейским рассеянием. В то время были основаны значительные еврейские колонии в Месопотамии, и во время Реставрации при Кире (538 г. до н.э.), когда некоторые евреи Месопотамии вернулись в Палестину, большинство из них остались в Ираке. Здесь еврейская колония продолжала существовать, и с начала III в. н.э. до середины XI в. под правлением персов и арабов-мусульман она процветала в качестве одного из наиболее значительных культурных еврейских центров. Ко времени Христа эта колония достигла количества населения в миллион человек, а в последующие века еще более выросла.

История евреев в Вавилоне, как и история остального населения, была прервана прибытием монголов, которые причинили Междуречью непоправимый ущерб и сократили его население до малой части бывшего количества. В это время количество евреев сократилось с более чем миллиона до нескольких тысяч. В настоящее время еврейское население Ирака составляет 87 000 – небольшое количество по сравнению с бывшей силой. Однако те, кто остался, имеют свое значение как представители этнического источника, из которого появились еврейские колонии многих других азиатских стран. Среди них нужно перечислить персидских евреев, первыми покинувших Ирак во время Кира, но чья главная эмиграция из этого же источника произошла в XII в. н.э. Бухарские евреи в Русском Туркестане происходят от этого персидского ядра.

Второе еврейское расселение было потоком миграции евреев, последовавшей за экспансией эллинизма: она началась с Александром Македонским и его преемниками и продолжилась при Византийской империи. Хотя евреи распространялись по всему эллинистическому и византийскому миру, существовало два главных центра (кроме Египта[740], Сирии и Малой Азии), в которых были сконцентрированы эллинистические евреи: это Балканы и Северное Причерноморье. Оба они были основаны задолго до н.э. В Северном Причерноморье наибольшей точкой концентрации евреев был Крым, куда евреи отправились вместе с греками после времен Александра. Эллинистические и византийские евреи той территории, что сейчас является южной Россией, пережили вторжения готов и гуннов без рассеивания: в VII в. н.э. они встретились с вторжением татар. Восход Хазарского царства – татарского государства – имел некоторое значение в еврейской истории, так как в 740 г. правящая семья и некоторое количество хазарской знати обратились в иудаизм.

У хазар было два центра – один на берегах Каспийского моря у устья Волги, а другой в Крыму. Каспийский центр были уничтожен между 966 и 969 гг. н.э., но крымский продержался до 1016 г. Силой, уничтожившей это царство, в основном было недавно основанное славянское Киевское государство. После уничтожения их царства некоторые из хазар, принявшие иудаизм, вместе с настоящими евреями, жившими среди них и перенявшими у них джагатайскую тюркскую речь, рассеялись по различным частям южной России. Киев и его соседи выбили евреев не только из распавшегося Хазарского царства, но и с Балкан, хотя византийские евреи могли быть в Киеве до 1016 г., т.к. этот славянский центр какое-то время испытывал сильное византийское влияние.

Третье и последнее расселение евреев было тем, что привело их в римский мир. Их распространение началось во время Маккавеев, с первыми контактами евреев и римлян, но оно особенно активизировалось со времени второго разрушения храма в 70 г. н.э. Евреи, двигавшиеся на запад с римлянами, были изгнаны из всех мест еврейского расселения – как из Палестины, так и из эллинского мира. Они последовали за римлянами в Италию, Испанию и Францию, а также в Германию до Рейна. Французские евреи исчезли в 1394 г., когда в результате массового изгнания они рассеялись среди евреев соседних стран. Итальянские евреи оставались в Италии, где у них была продолжительная история, и в различное время на них влияли последующие миграции евреев из других стран. Евреи, первоначально поселившиеся в Испании и в долине Рейна в Германии, распространялись в результате изгнаний и миграций в другие страны, и потомки этих двух видов обозначаются соответственно сефардами и ашкеназами. Эти названия взяты из двух библейских слов, которые в средневековой еврейской литературе относились к Испании и Германии.

Изгнание евреев из Испании вместе с маврами произошло в 1492 г. Эти испанские евреи в разное время отправились в Голландию, Англию, Италию и Северную Африку, но большая их часть искала спасения в недавно расширившейся Турецкой империи. Во многих местах, куда они шли, они становились господствующим элементом в еврейских общинах: в некоторых балканских городах еврейское население было преимущественно, если не исключительно сефардским. Их потомки все еще говорят на форме испанского, известном как ладино, и все еще сохраняют костюм и другие культурные черты, напоминающие об их иберийском пребывании.

Другая ветвь западных евреев, которой было суждено стать самым многочисленным элементом в еврейском мире, – это ашкенази, потомки первых еврейских поселенцев в Германии. Хотя немецкие евреи были первоначально привязаны к долине Рейна, после первого крестового похода в 1096 г. они в больших количествах отправились на восток, пока не достигли славянских стран, хотя небольшие группы могли опередить их в Богемии и Польше по меньшей мере на два столетия.

В Польше и южной России эти немецкие евреи встретили остатки византийских евреев, а также тех, над которыми господствовали хазары. Все они были вытеснены на север и запад политическими беспорядками. Эта встреча привела к смешению, в котором как численно, так и культурно доминировали евреи с запада. Немецкие евреи в своих миграциях в славянские земли несли с собой свою верхненемецкую речь, развившуюся в язык идиш, как испанские евреи несли свой испанский диалект. Однако обе группы сохранили иврит в качестве языка литературы, богослужения и образования.

В результате исторических событий, подытоженных на предыдущих страницах, евреев всего мира можно разделить на три главные группы:

а) ашкенази – евреи из Центральной и Восточной Европы, и их ветви в новых поселениях Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Южной Африки и других мест;

б) сефарды, наиболее многочисленные в балканских странах и на Ближнем Востоке, но также живущие в разбросанных колониях на обоих берегах Средиземного моря и эмигрировавшие в некоторых количествах в Северную и Южную Америку;

в) восточные евреи, не принадлежащие ни к одной из упомянутых категорий, а происходящие от различных изначальных миграций из Палестины или из вторичных еврейских источников.

Восточноеврейский мир включает колонии в Северной Африке, Палестине, Месопотамии, Кавказе, Персии, Русском Туркестане и даже Индии и Китае. Экзотические типы евреев включают фалашей северной Эфиопии, так называемых «черных евреев», которые несколько негроидны и которые говорят на агау, древнем кушитском языке; и даггатунов, черных евреев южной Сахары. В Северной Африке много колоний живущих в горах бербероязычных евреев, утверждающих, что их предки покинули Палестину до Вавилонского пленения.

Возможно, что евреи появились в Северной Африке с финикийцами, и бесспорно, что иудаизм непосредственно перед прибытием мусульман был силен среди многих берберских племен. Нынешние бербероязычные евреи четко отличаются от испаноязычных сефардов марокканских городов. Арабоязычные евреи, обнаруженные в меллахах (еврейских селениях) таких городов, как Касабланка, Марракеш, Могадор и Сефроу, происходят из более чем одного еврейского источника, но в основном из бербероязычного элемента.

Евреи были многочисленны в центральной и южной Аравии в непосредственно предшествующих исламу столетиях, хотя не совсем понятно, к какому времени они прибыли сюда и каким путем. Их колонии можно были найти в городах Хиджаз и Йемен. В последней стране большие количества сабейского населения были обращены в иудаизм, и один из сабейских царей – Юсуф Дху Нувас был иудеем по религии. Иммигранты из Хадрамаута, колонизировавшие эфиопские нагорья и основавшие Эфиопскую империю, по вере были первоначально иудеями, но быстро перешли в коптское христианство. При жизни Мухаммеда евреи были изгнаны из Хиджаза, и сегодня их можно встретить только в Йемене.

В настоящее время нет ни одной еврейской общины, которая с периода своего создания была бы генетически изолирована от смешения с евреями из других общин. Поэтому мы не можем полагать, что какая-либо группа восточных евреев в полной мере представляет палестинских евреев времен Христа. Однако если изучить евреев Средиземноморья как по отдельности, так и в целом, мы сможем найти общий расовый знаменатель или знаменатели, которые покажут нам физические характеристики их объединенных еврейских предков. Давайте начнем с нынешней Палестины, в которой, хотя и собраны представители всех еврейских типов, полная историческая непрерывность евреев существует со времен Христа.

Современные самаритяне, которые, как в общем считается, представляют аборигенный палестинский еврейский тип более точно, чем все остальные, высокие, со средним ростом 173 см[741] и мезоцефалы (головной указатель равен 78). Их головы по размерам похожи на йеменские и месопотамские. Их лица умеренно длинные (125 мм) и узкие (132 мм), а их тонкие лбы умеренной ширины (103 мм). Их носы лепторинные (носовой указатель равен 66) и умеренных размеров.

По пигментации самаритяне демонстрируют более чем обычные средиземноморские 25% частичной или зачаточной светлой пигментации; из 35 человек 17, или две трети, имеют черные или темно-каштановые волосы на голове, у одного человека волосы светлые, а у остальных – каштановые. Только 7 (22%) из 35 имеют черные или темно-каштановые бороды, остальные имеют каштановые, светлые и рыжие. По цвету глаз треть была светлой или смешанной; остальные были равно поделены между темно-карим и карим.

Однако общая масса восточных евреев ниже и темнее этих относительно специализированных и эндогамных самаритян. Вейссенберг в общей серии палестинских евреев[742] вообще не находит светлой пигментации, но находит низкий рост 159 см в сочетании со средним головным указателем 79,8, очень узкими лицами (128 мм) и носовым указателем 61. Выпуклые носы того типа, который он называет «семитским», найдены в 78% его серии.

Вейссенберг вслед за фон Лушаном полагает, что так называемое еврейское лицо и особенно еврейский нос были приобретены евреями из-за смешения с хеттами[743]. Однако необязательно говорить о точном источнике этих известных черт, так как они являются частью наследия всей средиземноморской расовой популяции Малой Азии, Сирии, Месопотамии и территорий восточнее. Некоторые из евреев, должно быть, еще со времени своего рассеяния имели выпуклый нос с высокой переносицей с тенденцией к сплющиванию кончика носа, так как он был распространен у аморитов и ханаанеян, и так как во всех современных группах евреев некоторые их члены обладают этими чертами.

Йеменских евреев, которые составляют единственную большую колонию этого народа в Аравии, на основе места проживания и занятий можно разделить на две группы. Самая большая и лучше всего известная – это община городских евреев, живущих в Каа-эль-Яхуде в Санаа и в других городах, таких как Саада, Рауда, Ибб и Таиз. Остальные – сельские евреи, живущие в небольших деревнях как фермеры. Городские евреи живут в основном торговлей и ручной работой – такой как обработка металлов, плотничное дело, каменная кладка и производство украшений.

Евреи города Санаа[744] по больше части низкие, стройные люди, светлокожие, но совершенно темные по цвету волос и глаз. Самый распространенный оттенок волос – это черный, а у глаз – темно-карий. Вайссенберг, однако, находит среди них четыре различных оттенка карих глаз. По росту и размерам черепа и лица они сильно напоминают палестинских евреев за исключением того, что брахицефальный элемент практически отсутствует; средний головной указатель йеменцев составляет 74. Их лица совершенно небольшие, общая длина лица меньше 120 мм, а скуловой диаметр – 130 мм. В серии Вейссенберга 60% имеют прямой профиль носа, а некоторые даже вогнутый.

Для любого, знакомого с этими евреями в их родной среде, ясно, что среди них встречается два легко различимых типа. Более многочисленный тип только умеренно стройный, часто с хорошо развитыми мышцами конечностей. Лицо короткое и умеренной ширины, подбородок хорошо развит, губы средней толщины или в некоторых случаях толстые, нос короткий и прямой, с кончиком средней толщины и обычно средними крыльями носа, изредка сжатыми или расширяющимися книзу. Углубление в области переносья среднее, а надбровные дуги обычно заметные, но не тяжелые. Брови толстые и сходящиеся, глаза глубоко посаженные, а отверстие между веками иногда узкое.

Второй и менее многочисленный тип легче по весу и стройнее, с небольшими руками и ногами, очень узкой головой, выступающим затылком и широкой кривой лба при взгляде в профиль. Лицо длинное и очень узкое, нижняя челюсть изящная, губы тонкие, нос крайне длинный со сжатыми крыльями, углубление в области переносья небольшое, кончик носа несколько сплющен, а ноздри высоко посажены по сторонам. Хотя профиль носа выпуклый, переносица нередко высокая.

Оба этих типа чисто или почти чисто темные по цвету волос и глаз; оба по цвету кожи смуглые. Из-за жизни в помещении городские евреи кажутся в целом более светлокожими, чем арабы. Первый тип иногда имеет обильные бороды, а у второго обычно на лице скудные волосы. Первый тип, самый распространенный, обнаружен среди обычных йеменских евреев; второй чаще всего можно видеть среди более богатых и более известных семей.

Иностранцу, привыкнувшему видеть ашкенази, покажется более еврейским аристократический тип, который не выглядит чуждым среди европейских сефардов; но для араба оба этих типа выглядят в равной степени еврейскими. Еврейская внешность грубого типа сконцентрирована в бровях, глазах и рту; тонкого типа – в носе. Хотя нет сомнений, что в еврейскую общину было впитано много местной крови из-за обращения в иудаизм в доисламские дни, в Санаа нетрудно отличить еврея от араба независимо от костюма.

Нельзя отрицать существование определенного еврейского вида. Как евреи, так и неевреи знают об этом, и любой наблюдатель, еврей или араб, видевший много евреев, может с определенной точностью опознать многих из них в Европе, Америке или на Ближнем Востоке. Однако не существует физического критерия или набора критериев, по которым это качество можно измерить. Это не может быть выпуклый нос, потому что он часто встречается у арабов, афганцев и многих европейцев, а среди арабских и североафриканских евреев, а также евреев-сефардов большинство носов прямые. Это не может быть сплющенный кончик носа, так как он также распространен среди других народов. Это не может быть внешняя складка века, так как арабские евреи иногда имеют глубоко посаженные глаза с узким разрезом, а среди европейских евреев часты выступающие, широко открытые глаза с большими веками. Две другие черты можно упомянуть как возможные, но ни одна из них никоим образом не является всеобщей у евреев. Одна из них – это высокое расположение крыльев носа, с большой поперечной видимостью перемычки; д<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...