Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные линии наблюдения




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2/5

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПО ДАННЫМ НАБЛЮДЕНИЯ

Тема задания

Полевое включенное скрытое перекрестное наблюдение. Нестандартизованный тип наблюдения. Дневниковая форма записи данных наблюдения. Проблема согласия наблюдателей.

Введение

О полевом наблюдении говорят, когда последнее проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Данный вид наблюдения определяется, таким образом, условиями его организации.

Полевое наблюдение характеризуется как наблюдение качественного типа и применяется в рамках исследований, связанных с небольшой по размеру выборкой (Г. М. Андреева, 1972).

Как правило, полевое наблюдение является включенным или участвующим. Это означает, что наблюдатель в той или иной степени оказывается вовлеченным в те же события, что и наблюдаемый им человек, находится в контакте с ним и принимает участие в его деятельности. От конкретных исследовательских задач и особеннос­тей наблюдаемого объекта зависит степень участия и то, проводится ли данное включенное полевое наблюдение открыто или же оно яв­ляется скрытым. Последнее означает, что ни факт наблюдения, ни тем более сам наблюдатель не известны наблюдаемому в течение всего процесса наблюдения. В. А. Ядов (1972) выделяет, по крайней мере, три степени включенности наблюдателя:

максимальная – участник;

средняя – наблюдатель-участник;

минимальная – наблюдатель.

Как способ сбора информации полевое наблюдение позволяет получать обоснованные и устойчивые данные. Этому способствует последовательное соблюдение наблюдателем двух основных правил:

1) наблюдать один и тот же объект в самых разнообразных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и необычных);

2) не смешивать описание событий с их интерпретацией.

Надежность получаемых результатов значительно усиливается за счет использования ситуации перекрестного наблюдения, когда несколько разных наблюдателей одновременно следят за одним и тем же объектом, а затем сопоставляют свои данные, а также впечатления, оценки и интерпретации событий.

Полевое наблюдение за поведением человека широко используется в различных областях психологии. Так, например, в психологии детско­го возраста такое наблюдение за поведением ребенка в естественных, жизненных условиях играет значительную роль и позволяет решать разнообразные и сложные задачи (М. Я. Басов, 1975; А. П. Болтунов, 1926; Й. Шванцара, 1978).

Это в первую очередь связано с тем, что ребенок (особенно дошкольного возраста) в качестве объекта представляет определенные трудности для экспериментального исследования (М. Я. Басов, 1975), что вызвано низким уровнем контроля у детей за своим поведением, неустойчивостью внимания, недостаточной сформированностыо речевого общения. По сравнению с поведением взрослого человека, поведение ребенка обладает явной непосредственностью и большей выразительностью. Кроме того, известно также, что чем меньше возраст индиви­да, "тем менее вероятно, что на его поведение повлияет присутствие наблюдателя или что он прикроется социально-желательными нормами" ("эффект фасада") [1]. Поэтому к контингенту испытуемых млад­шей возрастной группы обычно применяют открытое включенное полевое наблюдение.

М. Я. Басов считал, что использование подобного длительного систематического наблюдения в качестве основного методического приема позволяет реализовать три значительные цели:

- изучение развития личности ребенка;

- изучение индивидуально-психологических различий в поведении детей одновозрастной группы;

- изучение отдельной стороны личности ребенка.

Достижение последнего возможно только в том случае, если известно, в каких видах поведения проявляется изучаемая сторона личности ребенка.

Итогом таких методически организованных и целенаправленных наблюдений становилась психологическая характеристика, составляв­шаяся на основании всей совокупности собранных и обработанных дан­ных. По отношению к личности ребенка она должна была быть "психологическим портретом" и обладать всеми свойствами последнего (М. Я. Басов, 1975).

Подобные психологические характеристики находят широкое применение и в педагогической практике.

Открытое включенное полевое наблюдение использовалось наряду с экспериментальными методиками при изучении возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, 1967).

При наблюдении взрослых индивидов особенно высока вероятность того, что присутствие наблюдателя или просто знание о факте наблю­дения могут специфическим образом повлиять на их поведение и изме­нить его. В этом случае интерпретация наблюдавшегося поведения су­щественно усложняется. Поэтому в тех областях психологии, в кото­рых рассматриваются личность взрослого человека и его поведение, чаще прибегают к скрытому по форме наблюдению. Примером может слу­жить широко известное социально-психологическое исследование цен­ностных ориентации, проведенное В. Д. Ольшанским методом скрытого включенного полевого наблюдения. Исследователь, будучи научным сотрудником, поступил на работу в бригаду одного из Ленинградских заводов и проработал в ней несколько месяцев. Это позволило ему собрать информацию, недоступную для получения другими методами.

Значение данных наблюдения в привычных жизненных условиях особенно возрастает в том случае, когда ставится задача описания и анализа индивидуального случая. Подобное часто происходит в об­ласти медицинской психологии (с целью регулирования общения с боль­ным), в практике работы консультативных психологических служб, при решении диагностических задач, в психотерапевтической практике. Во всех этих случаях на основе данных наблюдения за поведением человека в различных жизненных ситуациях составляется психологи­ческое описание поведения человека – "поведенческий портрет".

Следует отметить, что это понятие вводится здесь как операциональное, а обозначение его еще не устоялось в психологической литературе. Так, например, можно встретить понятие "внешняя карти­на личности" (Й. Шванцара, 1978), близкое по смыслу к использован­ному здесь понятию "поведенческий портрет".

Как правило, для более полного представления об изучаемой личнос­ти эти данные дополняются сведениями, получаемыми с помощью других методов (беседы, изучения жизненного пути, применения тестов и т.д.). При этом широта и степень подробности "поведенческого портрета", его ориентация (например, ретроспективная, акценти­рованное внимание к отдельным чертам, а также его роль и место в конкретном исследовании), то есть содержание портрета определя­ются более широкими целями этого исследования в целом.

В качестве иллюстрации приведем "поведенческий портрет", основанный на наблюдениях С. Я. Рубинштейн за поведением больно­го К. с поражением лобных долей головного мозга.

"Доступен, словоохотлив, безмятежно весел. Беспрекословно подчиняется режиму госпиталя, но если товарищи предлагают какое- либо мероприятие, нарушающее режим, точно также беспрекословно следует за ними. По просьбе товарищей играет на балалайке, напе­вает, но будучи предоставлен самому себе, долго бездеятельно ездит молча.

По назначению врача больной К. начал работать в мастерских трудовой терапии. Охотно брался за любую, даже самую тяжелую работу. Однако, выполняя любые отдельные задания, К. никогда не интересовался результатом своей работы в целом, не заботился о качестве своей работы, не огорчался, если товарищи или инструк­тор по труду сердились на него из-за небрежной работы. Однажды, пристрочив на швейной машине лицевую сторону к изнанке, в ответ на замечание лить рассмеялся: "Сойдет".

... В то время как все раненые в дни выписки из госпиталя беспокоились о своей дальнейшей судьбе, К. оставался совершенно равнодушным и легко менял решения под влиянием внешних обстоятельств: сначала он собирался поехать к своему дяде, потом охотно согласился на предложение соседа по палате поехать к нему в гости, затем также без колебаний согласился остаться в госпи­тале на должности санитара.

Если в условиях строго регламентированного режима госпиталя К. мало чем отличался от других больных, то с момента выписки неправильность его поведения стала очевидной. Так, работая сани­таром, К. добросовестно выполнял свои обязанности до тех пор, пока за ним кто-нибудь наблюдал. Когда же он оставался предоставлен­ным самому себе, то даже незначительное внешнее воздействие могло отвлечь его от работы. Больной, например, мог поддаться уговорам малознакомого человека и пойти за ним, оставив носилки с раненым прямо на снегу.

Больного перевели на другую работу – истопником. Но в первый же день товарищи уговорили его пойти в кино, а затем он лег спать, оставив работу невыполненной.

Больной мог хорошо работать только при постоянном руководст­ве им. При этом он был неизменно послушен, добродушен, чем вызы­вал искреннюю симпатию окружающих его людей. Но при малейшей самостоятельности вновь и вновь обнаруживались неправильности его поведения" [5].

В этом индивидуальном "портрете" отчетливо выявлены общие черты, свойственные лобным больным – неспособность целенаправлено управлять своим поведением.

Задача работы

В этом задании, опираясь на данные продолжительного скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить "поведенческий портрет" взрослого человека с целью последующей идентифи­кации его с наблюдаемым. В этом портрете должны быть выделены в поведении человека черты главные, наиболее характерные, инди­видуальные, и второстепенные, малохарактерные, общие; правильно отражено их соотношение в целостном поведении человека, без мозаичности и схематизации.

Основные линии наблюдения

и параметры "поведенческого портрета"

Как уже отмечалось, предметом наблюдения в этом задании является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывает­ся недостаточно для психологического анализа поведения и понима­ния смысла последнего (М. Я. Басов, 1975). Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивается. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюдение осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведением человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место.

Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоятельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью полевого наблюдения различных аспектов поведения взрослого чело­века в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее установленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свойственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого индивидуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого общего плана нестандартизованного на­блюдения предлагаются основные параметры "поведенческого портре­та". К ним относятся:

- Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике "быть таким, как все" или выделяться, привлекать к себе внимание; рав­нодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

- Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

- Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких – скованной). Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко включается в качестве невербального средства в коммуни­кативные процессы. Причем значимость такого средства в общении очень велика.

- Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, много­словие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культу­ра речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

- Поведение по отношению к другим людям – положение в коллек­тиве и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эго­центризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминант­ности); наличие противоречий в поведении – демонстрация различ­ных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).

- Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам),

- Поведение в психологически значимых ситуациях при выпол­нении задания, в ситуации конфликта).

- Поведение в основной деятельности (учеба).

- Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном задании, предполагает использование нестандартизованного по форме скрытого включенного полевого наблюдения, приведем в качестве иллюстрации пример поведенческого портрета, включающего параметры, аналогичные изложенным.

"Витя К. отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отно­шениях. В любом разговоре, в споре, особенно в ссорах и конфлик­тах, он помногу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). За всеми шатаниями и внешней изменчивостью у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той группе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание силь­ных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спо­ра или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторону, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз переметнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внима­ние, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышающее его.

Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифметике, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи П., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали задачи, Витя же ходил именинником, и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что "надо соображать". Он подошел со своей радостью и к учительнице арифме­тики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, зная, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (!) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя.

(...) и в школе, и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя тогда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и пытается что-то вставить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Валерия и его компании и когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень за­пальчиво и резко, а на следующий день опять заискивал перед ним.

(...) ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то действует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую рабо­ту. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: "Все в порядке, мы все сделали". "Кто?" - "Ну, я... и Юрка, он тоже ходил со мной" [7].

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...