Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демонстрация морального превосходства




Этот тип "проблематичного поведения" описал И. Ялом. Участник, занимающий в группе позицию морального превосходства, мало заботится о решении своих проблем, однако стремится поучать других. Он чувствует себя всегда правым и полагает, что другие постоянно ошибаются. Ему не столь важно нравиться другим или быть уважаемым – гораздо важнее чувствовать себя правым и навязывать свою позицию другим.

С самых первых встреч группы "непогрешимый" участник стремится показать свое превосходство. Он не спешит включиться в дискуссию, склонен больше наблюдать за другими, желая осмотреться, пока не выяснит позицию участников группы и ее общую ориентацию. После этого он может стать чрезвычайно активным, зачастую являясь центральной фигурой дискуссий, и, используя различные средства, попытаться навязать свое мнение другим. В то время как участники группы говорят о своих проблемах, "непогрешимый" заботится об утверждении своего статуса в группе, чтобы предстать в качестве примера для других.

В начале работы группы такая активность приветствуется, однако позднее, когда выясняется, что его заботит не столько решение своих собственных проблем, сколько исключительное положение в группе, по отношению к нему возникают раздражение и враждебность. Терапевт тоже может стать объектом критики "всегда правого" участника. Поведение, действия терапевта критикуются не столь прямолинейно, в отличие от других участников; более тонко высказываются сомнения по поводу эффективности работы группы, цитируются высказывания авторитетов, указывается, что работа в группе ведется в не совсем правильном направлении.

Терапевт должен обратиться к участникам с просьбой, как можно чаще реагировать на "непогрешимого", чтобы помочь ему понять, какие чувства у других вызывает его поведение, обратить внимание на его личные цели в группе и выбор способов их достижения.

Задавание вопросов

Еще один случай "проблематичного поведения" в группе – постоянное задавание вопросов другим. С психотерапевтической точки зрения, вопросов должно быть как можно меньше. Вопросы, особенно начинающиеся с "почему", заставляют думать, а не чувствовать. Участники, задающие много вопросов, стремятся остаться в безопасной позиции, избежать самораскрытия, укрыться за вопросами. С другой стороны, вопросы как бы требуют откровенности других участников.

Нередко за вопросами скрывается определенное утверждение. Поэтому может оказаться полезным попросить задающего вопрос сформулировать его как утверждение. В таком случае позиция данного участника становится более открытой и ясной. Терапевт может попросить любителя спрашивать подойти к каждому участнику и задать ему свой вопрос (или вопросы). Отвечать на них не обязательно. Потом можно обсудить чувства "спрашивающего", а также выяснить, чего в действительности он хочет от каждого участника группы.

Интеллектуализация

Это сопротивление групповому процессу постоянным анализированием всего того, что происходит в группе, при этом избегая выражения чувств. Мышление является важной частью психотерапевтического процесса, однако оно должно интегрироваться в эмоциональную жизнь и поведение человека. В противном случае оно является заменителем чувств; реальный опыт, неизбежно сопровождаемый чувствами, заменяется интеллектуальной рефлексией этого опыта. Когда для всего, что происходит в группе, пытаются найти абстрактные, интеллектуальные "оболочки", в конце концов уже нечего облекать в понятия и весь процесс превращается в "переливание из пустого в порожнее".

Поиски "козла отпущения"

Это такая ситуация в группе, когда один из участников (или несколько) становится объектом негативных чувств и отвергается другими участниками. Предпосылки возникновения подобной ситуации:

· некоторые участники своим поведением сами создают предпосылки для отвержения группой;

· "козлом отпущения" группа избирает наиболее выделяющегося среди них участника;

· поисками "козла отпущения" можно добиться большей сплоченности группы;

· этим стремятся вытеснить из группы участников, которые тормозят ее развитие.

Как терапевт может преградить путь такому поведению? Прежде всего, следует вовремя обратить внимание участников на появление некоторых его признаков. Это очень важно, так как "козла отпущения" зачастую ищут под прикрытием злых насмешек, издевательств; участникам может казаться, что это совсем безобидные вещи и ничего серьезного не происходит. Терапевт должен подчеркнуть, что участники группы пытаются решать проблемы группы или свои за счет другого человека. Это открывает путь к поиску иных способов решения возникших проблем. Важно, чтобы группа поняла и приняла на себя ответственность за свои действия.

Способы изменения ситуации "козла отпущения" в группе.

1. Авторитарное изменение ситуации, используя право терапевта группы.

2. Тщательный отбор участников, с тем чтобы в группу не попали потенциальные жертвы.

3. Дискуссия о происходящем в группе.

4. Оберегание и защита потенциального "козла отпущения" (это необходимо в начале работы группы, однако не годится как долговременная стратегия).

5. Попытка направить внимание группы на другие проблемы.

6. Блокирование общения участников с потенциальной жертвой (это временная мера).

7. Помощь "козлу отпущения" – помочь ему понять свое поведение и действия, которые "толкают" его на такое положение в группе.

8. Объяснение процесса поиска "козла отпущения" в группе.

9. Участникам группы контролировать свое поведение.

10. Ролевые игры. Это часть процесса объяснения, которая может помочь найти альтернативные способы удовлетворения тех потребностей группы, которые стимулируют поиски "козла отпущения".

11. Предложение "козлу отпущения" покинуть группу или завершение работы всей группы.

Все описанные здесь способы сопротивления можно охарактеризовать и как уклонение от участия в групповом психотерапевтическом процессе. Оно выражается в:

· частых пропусках встреч группы и постоянном опаздывании;

· постоянных попытках превратить в шутку чувства и проблемы других участников или преуменьшить их значимость;

· интерпретациях, вопросах, советах, внушении и др.;

· постоянных попытках изменить тему дискуссии, как только поднимаются серьезные, глубоко личные вопросы взаимоотношений;

· нежелании говорить о себе и открываться;

· постоянном подчеркивании, что проблемы других участников более серьезные и требуют большего внимания;

· интеллектуализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...