Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Мотивация изучения иностранного языка




БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Г.В. Рогова

Ф.М. Рабинович

Т.Е. Сахарова

МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

М.: Просвещение, 1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. 4

§ 1. Роль мотивации в изучении иностранного языка. 4

§ 2. Виды мотивации изучения иностранного языка. 6

§ 3. Основные разновидности внутренней мотивации. 7

ГЛАВА II. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 13

§ 1. Цели обучения иностранному языку. 14

§ 2. Содержание обучения иностранному языку. 21

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 24

§ 1. Принципы обучения иностранному языку. 24

§ 2. Методы и приемы обучения иностранному языку. 33

§ 3. Средства обучения иностранному языку. 37

ГЛАВА IV. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМ ЗНАНИЯМ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ 40

§ 1. Методика работы над произносительной стороной изучаемого языка. 41

§ 2. Обучение грамматической стороне устной речи и чтения. 45

§ 3. Обучение лексической стороне устной речи и чтения. 54

ГЛАВА V. РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ... 62

§ 1. Общая характеристика речевой деятельности. 62

§ 2. Обучение аудированию.. 63

§ 3. Обучение говорению.. 75

§ 4. Обучение чтению.. 85

§ 5. Письмо в обучении иностранному языку. 99

ГЛАВА VI. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. 116

§ 1. Сущность урока и требования к уроку иностранного языка. 116

§ 2. Речевое и неречевое поведение учителя, исходя из требований к уроку. 125

§ 3. Структура урока и его организация. 128

§ 4. Планирование урока. 133

§ 5. Схема анализа урока. 137

ГЛАВА VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 138

§ 1. Требования к самостоятельной работе учащихся и ее уровни. 138

§ 2. Формирование методики самостоятельной работы учащихся. 142

ГЛАВА VIII. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 155

§ 1. Роль факультативных занятий в школе. 156

§ 2. Особенности факультативных занятий. 157

§ 3. Организация факультативных занятий. 159

ГЛАВА IX. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 160

§ 1. Значение внеклассное работы и основные положения, определяющие ее проведение. 160

§2. Формы внеклассной работы.. 163

ЛИТЕРАТУРА.. 176

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.. 176

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.. 176

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.. 176

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА.. 176

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА.. 177

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.. 177

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.. 177

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК.. 178

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК.. 178

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пособие «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» включено в подписное издание библиотеки учителя и призва­но помочь ему повысить уровень учебно-воспитательной работы по этому предмету в школе. Оно, как полагают авторы, освещает основ­ные тенденции в развитии современной методики обучения иностран­ным языкам, что нашло отражение в построении и содержании книги.

Пособие открывается главой о мотивации изучения иностранного языка, которую справедливо считают запускным механизмом всякого учения. Особенно остро стоит вопрос мотивации при обучении ино­странному языку, поскольку ощущаемой учащимися потребности в использовании языка в общении нет, ее нужно вызывать.

В главе II «Цели и содержание обучения иностранному языку» подчеркивается взаимообусловливающий характер целей, их тесная взаимосвязь; в содержании обучения выделен специальный компо­нент, обеспечивающий самостоятельную работу учащихся по изучае­мому языку.

В пособии особое место отводится технологии обучения: принци­пам, методам, приемам и средствам обучения (глава III).

Глава IV посвящена вопросам формирования фонетического, лексического и грамматического навыков. Работа над фонетикой, грамматикой и лексикой строится по единому плану: предъявление текста (в устной или графической форме), демонстрирующего ту или иную единицу языкового материала в естественном для нее окру­жении, далее ее вычленение с целью осознания особенностей и присвоения её в тренировочных упражнениях преимущественно условно-коммуникативного характера, затем построение учащимися «своих текстов», элементарных актов коммуникации.

Глава V связана с развитием речевых умений. В ней показана взаимосвязь основных видов речевой деятельности, их подкрепляю­щий друг друга характер, т. е. каждое речевое умение, являясь целью обучения, одновременно выступает средством развития других речевых умений. Эта взаимосвязь предполагает, однако, обязатель­ный учет особого, специфического, соотносимого с существенными характеристиками каждого отдельного вида речевой деятельности. В пособии это выражается в автономном рассмотрении обучения аудированию, говорению, чтению и письму. При обучении аудирова­нию сделан акцент на коммуникативно-познавательной стороне аудирования. Показаны трудности слухового восприятия и пути их преодоления и указывается на обязательность использования звукозаписи. В обучении говорению особо выделяется ситуативная основа формирования этого умения, мотивированность речевого акта и роле­вая игра как адекватный приём его осуществления. Чтение рас­сматривается как вид деятельности, центром которой является смысловая переработка информации. В подходе к обучению чтению учитывается сформированность этого умения на родном языке как основание для переноса. При обучении чтению» вслух (подготови­тельной ферме к чтению про себя) показаны последовательно раз­ворачиваемые режимы, обеспечивающие развитие техники чтения на­ряду с решением смысловых задач. Чтение про себя, вершиной кото­рого является понимание, стимулируется системой градуированных заданий. Особое внимание придается содержательной стороне тек­стов и заданий к ним. В пособии выделена роль письма — эффектив­ного средства в изучении иностранного языка. Специально выделены письменные компрессии текста: аннотация, реферат как способы, подтверждающие понимание текста в зависимости от речевых задач.

Глава VI посвящена уроку. В ней сделана попытка показать урок иностранного языка местом организованного целенаправлен­ного общения, постоянно обогащаемого новым языковым материа­лом. Особое внимание уделено роли учителя в реализации задач уро­ка, в мотивированном учении учащихся и в установлении субъектно-субъектных отношений, подчеркнуто преимущество демократиче­ского стиля перед авторитарным в работе учителя.

Самостоятельная работа учащихся выделена в отдельную главу (глава VII), так как эта работа позволяет усилить активное отно­шение учащихся к предмету, что обусловливает результативность в его изучении. В этой связи основное внимание уделено формиро­ванию методики учащихся, ее инструментарию и опорам.

Внеурочным видам работы по иностранному языку посвящены главы VIII и IX — факультативные занятия по иностранному языку и внеклассная работа. В обеих главах назначение этих форм вне­урочной работы предполагается для расширения сферы примене­ния иностранного языка и, следовательно, повышения мотивации его изучения в школе. Обе формы работы расцениваются и как определенный вклад в профориентацию. Подчеркивается их органи­ческая связь с обязательным курсом и одновременно ориентация на «зону ближайшего развития учащихся» (Л. С. Выготский), без которого не мыслится вовлечение учащихся в интересные, познава­тельные формы внеклассной деятельности по иностранному языку.

В конце книги приводится список литературы, выпущенной издательством «Просвещение» для учителей и учащихся в 1984— 1989 гг.

При написании пособия авторы использовали исследования, проведенные на кафедре методики преподавания иностранных язы­ков МШУ им. В. И. Ленина, И. А. Дехерт, Л. А. Долговой, Э. В. Кор-наевой, Ж. И. Манузльян, Н. Б. Нестеровой, Н. А. Нефедовой, 3. Н. Никитенко, М. Д. Пайвиной, В. А. Силантьевой, М. В. Розенкранц, Г. М. Черновой, Л. А. Чернявской, Л. М. Урубковой.

 

 

ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Мы начинаем изложение методики обучения иностранному языку с вопросов, свя­занных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной дея­тельности и является ее органичной составляющей. В главе последовательно рас­сматриваются следующие вопросы: роль мотивации в изучении иностранного языка; виды мотивации; основные разновидности мотивации: коммуникативная мотивация, лингвопознавательная мотивация и инструментальная мотивация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...