Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите анализ способов преодоления трудностей в русле аналитической психологии




В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что краткое знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения его трудов. Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей"). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я.

29.Охарактеризуйте особенности становления Я концепции в младшем школьном возрасте и раскройте факторы, определяющие его

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема Я становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.

Проблема самосознания – одна из самых сложных в психологии. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Не случайно так значимо вырос объем работ, посвященных проблемам Я, и они все более глубоко при расширении познаваемого пространства раскрывают содержательные смыслы этого сложного феномена.

Проблеме изучения Я-концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др.

На современном этапе развития психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности человека, стержнем которого является ее Я-концепция.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

Как известно, самосознание и формирующаяся на его основе Я-концепция – это процесс осознания человеком самого себя, своих мотивов, качеств, черт и других проявлений, характеризующих личность, стабильность, и изменчивость ее структуры во времени. Представления о себе, или Я-концепция, которая выступает продуктом этого процесса, изменяется и развивается во временном плане от прошлого к будущему.

В основе представления о формировании Я-концепции лежит идея Дж. Мида о том, что с самого рождения каждый человек является объектом отношений других людей, прежде всего своих родителей. Поэтому первые формы Я-концепции каждого ребенка по своей сути неизбежно синтезируются им бессознательно в процессе общения и совместной деятельности с взрослыми.

Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. К трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях, поэтому мнение исследователей, которые считают, что индивидуальный опыт становится определяющим лишь в зрелом возрасте, а в дошкольном детстве играет несущественную роль – не подтвердилось. Уже в три–четыре года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороны окружающих, лишь на основе индивидуального опыта.

Принципиально важным является то, что изменение и развитие Я-концепции отражает в той или иной мере изменения, происходящие в действительности в самом человеке, его изменение и развитие.

В детстве Я-концепция у ребенка наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции ребенка.

Именно в детстве, по мнению Э.Эриксона, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок у ребенка, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно.

С точки зрения Э.Эриксона, вторая стадия развития Я-концепции длится от полутора до трех – четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо.

Главный позитивный результат развития ребенка на этой стадии – достижение чувства независимости. Ребенок стремиться освободиться от полной зависимости взрослых и обрести некоторую самостоятельность, поэтому он все делает сам, отвергая любую помощь. Взрослые во многом ограничивают детскую активность, руководствуясь соображениями безопасности, порядка и целесообразности. Если ребенок сопротивляется требованиям взрослых, то возникают конфликты, которые могут привести к появлению у малыша чувства неуверенности, как в собственных силах, так и в своей автономии. То, как разрешается этот кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.

Р. Бернс обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение, настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили ребенка к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах.

30.Сравните понятия личностный рост и психологическая защита в разных направлениях психологии и обоснуйте возможности их регулирования в процессе обучения

Личностный рост

1. Развитие личности

Это направление, пожалуй, основное и наиболее полно разработанное среди всех прикладных направлений в соционике. В то же время, если мы посмотрим, что именно может предложить соционика, то на первый взгляд окажется, что это мало чем отличается от других психологических направлений.Но это только на первый взгляд. Большинство обучающих программ можно отнести к тренингам личностного роста.

Выполнение "непонятных" на первый взгляд упражнений и последующая обратная связь, а также общение с другими членами группы вне тренинга могут подтолкнуть человека к решению назревших проблем, так как часто в процессе тренинговой работы человек приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

В значительной степени этому способствует осознание собственных процессов: «Что я делаю, как я это делаю и зачем». Плюс ко всему, следствием такой осознанности, помимо расширения своего психологического пространства, становится повышение толерантности к представителям другим типов, умение находить плюсы в их "непохожести" на себя.

Крайне важным оказывается в данном контексте понимание своих сильных и слабых сторон. Выявление неиспользуемых или используемых бессознательно своих сильных качеств открывает множественные зоны роста и подсказывает ресурсные состояния (деятельность, которая получается, радует, дает веру в себя и свои возможности). Существенно повышается самооценка.

Постановка системы наблюдения – развитие навыков активного видения и слышания, дает улучшение наблюдательности и контактности в целом, во всех сферах жизни.

В ходе соционических тренингов корректируются коммуникативные навыки.

Существенно улучшаются отношения с близкими за счет разделения объективных и индивидуальных конфликтных факторов.

Соционика, в отличие от многих других психологических направлений, максимально экологична к человеку, она не взламывает психологические защиты, оставляя, по сути, беззащитным перед старыми проблемами, не "раскачивает психику", она лишь возвращает человеку его естественные реакции,естественный выбор, такой, каким он был в детстве.

И едва ли не самое что важное, соционика помогает стабилизировать реальность, предлагая довольно стройную систему понимания реакций других людей и описывая, где и как именно отличается свое мировосприятие от мировосприятия других людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Психологическая защита – один из тех феноменов, который с неизменной постоянностью рассматривается самыми различными психологическими учениями. Этот термин использу­ется и в гештальт-психологии, и в психоанализе, и даже в бихеви­оризме, где он имеет название «перцептивная защита». Эти на­учные направления в психологии очень мало схожи друг с другом, порой просто противоположны. Но термин «психологическая за­щита» используется всеми при построении своих концепций. И, по-видимому, он будет использоваться и в дальнейшем развитии науки, поскольку это одно из немногих явлений, определенных достаточно фундаментально и достоверно.

Понятие «психологическая защита» родилось в рамках психоана­литической школы. Выделение этого понятия было естественным для психоанализа, потому что упрощенно структура психики предусмат­ривала в нем наличие механизмов защитного характера для того, чтобы подавлять, менять ненормативные, запретные, социально неодобряемые влечения человека. Но, повторимся, примечательно то, что практически все психологические школы, стоящие на самых разных петициях в отношении психики человека, так или иначе, ис­пользовали это понятие. Сам этот факт говорит о том, что это одно из базисных понятий в психологии человека, своеобразный универ­сальный феномен, который монтируется во все психологические картины мира и психологические представления о природе челове­ческой души. Психологическая защита – это постоянно встречаю­щееся явление, а не какое-то уникальное. Кроме того, это понятие тесно связано с идеей адаптивности психики.

 

 

31. Проведите анализ понятия виртуальный субъект и виртуальное пространство и раскройте их значение в становлении субъекта обра зовательной системы

Теоретический анализ, проведённый нами, позволил установить основные показатели субъекта, заключающиеся в следующем: 1. Субъект носитель множества личностей(интроектов, виртуальных субъектов, интимных собеседников и представителей различных сообществ, а также объектов предметно- вещной и природной среды). 2. Субъект не просто несёт в себе это множество в своём мире, он является регулятором совокупности взаимоотношения с ними. 3. Благодаря регулированию отношений с другими, он управляет системойвнутренних соотнесений, обеспечивающих саморегулирование.

Внутренний мир субъекта, носителем которого он является, отражает, прежде всего, представленных в нём множества личностей, с которыми он находится в непосредственных и опорседованных отношениях. Если непосредственное окружение как- то осознаётся, то опосредованное окружение мало осознанно. Даже в процессе диалога с пациентами, можно испытывать их затруднения в их влиянии. В связи с этим, термин, «виртуальный субъект» введённый В.А.Петровским наиболее точно отражает трудность осознания его присутствия и влияния. Он определяет его как «потенциально проявляемый»

Многочисленные интимные собеседники, кумиры, сила влияния которых, иногда, превышает силу влияния непосредственного, близкого окружения. Это опосредованно представленные интимные собеседники, виртуальные субъекты, в лице бога, кумиров из разных сфер (авторов: любимых книг, произведений искусства, телепередач и кино, статей из Интернета, из газет и журналов, а также отражённой субъектности большинства людей) которые незримо влияют на поведение и деятельность человека.

третьи кругом представлены миры, отражающие опосредованную систему взаимоотношений, то есть совокупность интимных личностей (кумиров), начиная от бога и личностей, существующих вне времени и пространства. Это представленность надлунного мира и великого общества по аль-Фараби. Это отражение субъекта как части Сверх-смысла и его представленности в его личности как интимного собеседника субъекта по Франклу. Это представленность творческих представителей мира, внёсших ощутимый вклад в развитие системы материальных и духовных ценностей и существующих вне пространства и времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...