Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и отличительные черты государственного и бизнес управления: сравнительный анализ




(из лек. Купряшина)

Первый подход: нет особых отличий, все те же составляющие и там, и там. Грэхем и Ален.

Второй подход: в ГУ потребители услуг – граждане, к ним надо подходить с точки зрения справедливости, моральной обоснованности решений. В бизнесе – сколько потребитель готов выложить за товар и точка.

Третий подход: тенденция сближения – все меньше различий остается.

ГУ Сфера бизнеса
1. Различия по целям. - цели многообразны, носят неэкономический и обобщенный характер, их трудно определить количественно (стабильность, законность, порядок, благосостояние…). Если речь идет об экономических целях, то гос-во участвует в решении задач, которые невозможно решить посредством «невидимой руки»; - в гос. организациях цели – внешние задания, имеющие свои внешние детерминанты: ценностные представления в обществе (напр., о соц. справедливости при распределении доходов). - сравнить эффективность деятельности 2х гос орг-ий очень сложно. 2. Различия по ресурсам - Гос. Имеет большую долю в нац доходе, органы ГУ обладают правом принуждения в рамках / на основе закона. Ресурсы могут, т.о., формироваться засчет законного изъятия части доходов (налог.) Т.о., гос-во осущ. принудительное перераспределение ресурсов, осн. на компромиссе м/д эк. эффективностью и соц. справедливостью. Гос. Организация не может стать банкротом (Гос. залезает в карман налогоплательщику). 3. Различия в ответственности - в ГУ ответственность размыта между многими организациями вплоть до президента. Гос орг-ям не грозит разорение вследствие собственных неверных действий. 4. Различия в побудительных мотивах - основной фин. источник – гос. бюджет, распределяемый политическими органами. Осн. мотив – удовлетворить того, кто распределяет и перепаспределяет фин. ресурсы. Предоставление услуг находится в зависимости не от диктата рынка, а от полит. оценки соц. и эк. приоритетов. 5. Различие в окружении и условиях деятельности ГУ: стремление общественности знать все, что происходит в гос. учреждениях особый стиль отношений с общественностью и СМИ + влияние на цели и результат деятельности гос. организаций систем политического (партии) и функционального (лобби) представительства. 6. Различия в процедуре назначения руководителя и измерения результата В ГУ – соподчинение. Меньшая связь с результатом. - главная (единственная) цель – получение прибыли   - в ком. орг-х цели возникают изнутри, склад-ся из инд. целей и превращаются в групповые, организационные. Процесс идет обратным путем – снизу вверх.   - добровольно-договорной характер взаимодействия партнеров   - четкая ответственность за последствия принимаемых решений. Непродуманные действия могут привести к разорению.   - фин. источники – в предпринимательской деятельности. Прямая связь м/д ком. успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги.

2 основных принципа ГУ (по лек.):

Субсидиарность (от «дополнительность») и принцип «хорошего» ГУ (центр, который подотчетен и выбирается насилением, определяет стратегию деятельности Гос органа; распределение функций и задач; разделение полномочий; справедливое распределение ресурсов; компетентное лидерство; методы и технологии, четко соответствующие стратегии упр.).

(по книге «Классики теории ГУ американская школа», статья «Государственный и частный менеджмент: являются ли они похожими по существу во всех второстепенных моментах?» Грэхэм Т.Эллисон):

“закон” Уэллоса Сэйра: во всех второстепенных моментах государственный и частный менеджмент по существу одно и то же.

Что такое государственный менеджмент?

(1) Стратегический менеджмент

Определение потребностей, анализ возможностей, выбор программ, распределение ресурсов на основе широкой юрисдикции.

(2) Ресурсный менеджмент

Установление основных систем административной поддержки, таких, как бюджетирование, финансовый менеджмент, поставки и менеджмент персонала.

(3) Программный менеджмент

Претворение в жизнь стратегии или каждодневных операций ведомств, осуществляющих стратегию по отдельным функциональным направлениям (образование, наблюдение за соблюдением законов и т.д.).

Сходства: Что является общим в менеджменте в государственном и частном секторах?

Набор общих функций менеджмента. Самый знаменитый перечень появился в классической работе Гулика и Урвика “Труды по государственному управлению”. Гулик обобщил работу главного управляющего в аббревиатуре POSDCORB. Эти буквы обoзначают? (это было и в лек. Купряшина!)

* Planning (планирование)

* Organising (организация)

* Staffing (кадровая политика)

* Directing (руководство)

* Coordinating (согласование)

* Reporting (отчетность)

* Budgeting (финансирование)

С различными дополнениями, поправками и усовершенствованиями подобные перечни функций общего менеджмента, могут быть обнаружены в литературе по менеджменту, начиная с Бернарда и заканчивая Друкером

Различия: чем государственный менеджмент отличается от частного?

Функции, имеющие одинаковые названия, имеют разные значения в зависимости от типа организации: государственной или частной.

Четыре ортогональных перечня различий.

1. Временная перспектива. Для государственных менеджеров характерно наличие относительно небольших временных горизонтов, которые определяются политическими соображениями и политическим календарем, в то время как для частных менеджеров характерна более длительная временная перспектива, ориентированная на развитие рынков, технологические инновации и инвестиции и организационное строительство.

2. Продолжительность. Срок службы политически назначенных высших государственных менеджеров относительно небольшой. Признаваемым компонентом менеджмента в частном секторе является обязанность подготовить преемника или несколько возможных кандидатов, в то время как подобное поведение в целом несвойственно государственному менеджменту, так как продвижение преемника считается опасным.

3. Измерение результатов деятельности. В настоящее время практически не существует согласия по поводу стандартов оценки и системы измерений результатов деятельности государственных менеджеров, в то время как разнообразные критерии оценки деятельности – финансовая выручка, доля рынка, показатели производительности для выплаты вознаграждения менеджерам – четко установлены в частном бизнесе.

4. Напряженность на уровне персонала. В правительстве существуют два слоя управленческих чиновников, которые временами враждебны один другому: представители государственной службы (исполнительной системы) и политические назначенцы. Объединение государственных чиновников в профсоюзы существует лишь среди персонала, занимающего относительно высокое положение в иерархии, и включает в себя ряд руководящих работников. В отличие от частного менеджмента, где существует значительно большая свобода в управлении подчиненными даже в условиях коллективного договора. Они имеют намного больше полномочий для руководства сотрудниками своей организации. Кадровая политика в правительстве и государственном управлении находится под большим контролем (включая государственных служащих за пределами ведомства) в сравнении с частным сектором, где персонал больше подвержен зависимости по горизонтали.

 

1. Установление целей и приоритетов для организации (на основе прогнозирования возможности поведения внешней окружающей среды организации).

2. Разработка оперативных планов для достижения этих целей.

Управление внутренними составляющими.

3. Организация и кадровая политика: осуществляя организацию, менеджер создает структуру (отделы и должности с закрепленными за ними полномочиями и обязанностями) и устанавливает процедуры (для координации деятельности и осуществления действий); осуществляя кадровую политику он старается назначать на ключевые должности* подходящих для них сотрудников.

4. Руководство персоналом и система менеджмента персонала: потенциал организации заключается преимущественно в ее членах, их умениях и знаниях; система менеджмента персонала набирает, отбирает, подготавливает к жизни в коллективе, тренирует, вознаграждает, наказывает и увольняет человеческий капитал организации, который определяет возможности организации действовать для достижения своих целей и отвечать на конкретные указания со стороны руководства.

5. Осуществление контроля за выполнением решений: разнообразные информационные системы управления – включая текущие и основные бюджеты, счета, доклады и статистические системы, системы оценки деятельности и оценку продукта - помогают руководству в принятии решений и в измерении степени успешности достижения поставленных целей.

Управление внешними составляющими.

_______________________________________________________________

 

6. Взаимодействие с “внешними” отделами организации подчиняется некоему общему правилу: большинство менеджеров высшего звена, для того, чтобы добиться достижения целей их отдела, обязаны взаимодействовать с главными управляющими других отделов более крупной организации по вертикали (вверх и вниз) и горизонтали.

7. Взаимодействие с независимыми организациями: учреждения, принадлежащие другим ветвям или уровням государственного управления; заинтересованным группам и частным предприятиям, которые могут оказать существенное влияние на способность организации достигать своих целей.

8. Взаимодействие с прессой и общественностью, чьи действия, одобрение или согласие необходимы.

 

• Организация и кадровая политика в подобных классификациях часто рассматриваются как отдельные функции, но, учитывая взаимодействия между ними, в данном перечне эти функции объединены. См. Грэхэм Эллисон и Питер Шантон, “Пересматривая иностранную политику” (Basic Books, 1976, стp.14)

________________

5. Равенство и эффективность. В государственном менеджменте главную роль играет обеспечение равенства среди потребителей услуг, в то время как в частном менеджменте сравнительно больше внимание уделяется эффективности и конкурентоспособности.

6. Государственная деятельность в сопоставлении с деятельностью частных организаций. Государственный менеджмент более открыт и сильнее подвержен общественной критике, в то время как частный менеджмент, как правило, носит закрытый характер, его деятельность направлена на внутренние процессы и менее подвержена общественному анализу.

7. Пресса и СМИ. Государственный менеджмент должен включать регулярные связи со СМИ: пресса часто опережает многие решения. Решения же частной организации публикуются значительно реже и пресса оказывает меньше влияния на сущность и временные рамки принимаемых решений.

8. Убеждение и директивы. В правительстве менеджеры часто стремятся опосредовать решения в ответ на массовое давление и достаточно часто должны объединять в коалицию внутренние и внешние группы для того, чтобы выжить. И наоборот, частные менеджеры гораздо чаще дают указания или приказы подчиненным без риска вызвать разногласия. Государственные менеджеры подчиняются многим вышестоящим руководителям, в то время как частные менеджеры зависят, как правило, от одного начальника.

9. Законодательное и судебное воздействие. Государственные менеджеры во многом зависят от надзора со стороны контролирующих их органов или даже судебных распоряжений, что не характерно для частного менеджмента. Такого рода исследования часто существенно ограничивают исполнительную и административную свободу действий.

10. Финансовый показатель эффективности. Государственные менеджеры редко имеют четкий финансовый показатель эффективности, в то время как для менеджера в частном бизнесе – это доход, рыночный показатель и выживание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...