Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По учебнику Соловьёва(ПГР)




Типа теорий:

1. Социо-центристский:

Плюралистическая теория

система ГУ - взаимодействие множества групп, не контролируемых правительством, но и не стремящихся к монополизации. Государственные решения представляют собой результат взаимодействия (комбинации) интересов и ресурсов, которыми обладают наиболее важные контрагенты (т.е. те структуры, с которыми государство обязано вступать во взаимодействие).

Корпоративная

система ГУ представляет собой совокупность взаимоотношений множества корпоративных образований, которые контролируются государством, но стремятся к монополизации своего положения. Корпорации государства, структуры бизнеса побеждают и становятся главными операторами в процессе ПГР. Корпоративистская теория породила теорию совмещения власти и бизнеса, которое предопределяет любые страт. решения. Недостаток – игнорирует роль неэкономических группировок, на глобальном уровне – роль НПО.

Рыночная

универсанализирует ППГР, рассматривая его как некий общий для гос-ва и корпораций механизм целеполагания. Основные компоненты:

o приверженность к действию всех занятых в принятии решения структур,

o ориентация на клиента (контрагента),

o самостоятельность и предприимчивость гос. менеджмента,

o минимизация ценностных, идеологических и полит. оснований для выполнения гос. ф-ций;

o простота структуры управления (минимум каналов, к-ые должны быть использованы для выполнения задачи);

o сочетание жёсткого контроля сверху с самодеятельностью внизу.

Рационально-классическая

рассматривает ГУ как систему взаимодействия иерархически взаимодействующих институтов в основе чего лежат реакции "человека экономического". Преобладают ролевые нормы, ролевые нагрузки и функции этих институтов. ПГР представляет заранее обусловленный процесс.

Сетевая

Е-гавернмент

Гуд гавернмент

акцент не на структуры, а на отношения между людьми и носителями гос. ф-ций. Эпицентром ПГР должны являться связи и отношения между носителями гос. ф-ций. Люди (в т. ч. и сами чиновники) значительно дороже любых материальных финансовых целей гос-ва.

2. Коэволюционный

ГУ- адаптационная структура, деятельность по совмещению динамики гос-ва и природной среды.

ППР- деятельность единственного центра по упорядочению такого рода связей и взаимодействию агентов и контрагентов.

3. Синергетический ( он же кибернетический вроде)

ГУ- гомеостатическая структура, которая решает задачу сохранения своей стабильности в неравновесной среде.

ППР включает 3 сегмента:

Организация,самоорганизация,дезорганизация

4. Технологический

Упор на конкретные технологии, которые удерживают конструкцию. Акцент на несущие конструкции, которые держат гос-во и его деятельность.

 

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ».

­­­­­

(это не обязательно, но сказав, можно избежать дополнительных вопросов). Прежде чем перейти к вопросу, дадим определение термину «управление» и «государственное управление».

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия).

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств.

1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

2. Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Новый государственный менеджмент как концепция и модель госу­дарственного управления оформился в 80-е годы. Он явился ответом на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации и государственной службы, единства управ­ления, администрирования. Во многом концепция нового государствен­ного менеджмента и соответствующие ей реформы были стимулирова­ны критикой затратного характера политики государства всеобщего бла­госостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению. Выход из кризиса государственно-административного управления виделся многими на путях переосмысления теории государственного управления на основе предпосылок менеджмента как управления бизнесом в рыночной экономике. Наиболее активно рыночная концепция государственного управления разрабатывается в Великобритании, Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Канаде и имеет своих сторонников во Франции, Германии, Северных странах, Японии.

Рыночный тип государственного управления выразился достаточно очевидно в административных реформах 80-90-х годов в ряде стран мира. Этот процесс получил выражение в терминах перехода от госу­дарственного администрирования к государственному менеджменту. Применительно к теории организации он характеризуется двумя основ­ными моментами: повышением самостоятельности нижних этажей ие­рархических государственных организаций и перемещением акцентов собственно построения организации на ее взаимоотношения со средой. Особенности перехода к государственному менеджменту находят выра­жение в приверженности действию и изменению, а не устойчивости, определенной норме; в принципе субсидиарности современной организации управления, которая должна быть ближе к клиенту, в активном выборе управленцем любого уровня сферы деятельности, ко­торая служила бы общественным интересам и интересам конкретного человека; в новом критерии эффективности деятельности системы госу­дарственного управления, ориентированного на качество услуг и рента­бельность. Ключевым вопросом этих тенденций в теории и практике государственного управления является поиск модели эффективного го­сударства и правительства. Новый государственный менеджмент бази­руется на предпосылках теории рационального выбора (Морозова, 1998; Сморгунов, 1998) и рыночных установках относительно публичных дел, подчеркивающих конкурентность и возможность выбора, обмен ресур­сами и оптимальность. Хотя внутри этой тенденции имеются различные подходы — квантитативный аналитический, политологический, рыноч­ный менеджериальный (Terry, 1998), но каждый из них находится под влиянием экономического подхода к управлению. В результате теория рационального выбора и теория неоинституциональной экономики ста­ли почти синонимами теории государственного менеджмента (Marshall, 1998). Вторым интеллектуальным источником нового публичного ме­неджмента являются менеджериалистские доктрины, подчеркивающие «свободу управлять» и измерение эффективности деятельности (Hood, 1990, 5-6).

Хорошо известна книга по этой проблеме, опубликованная Дэви­дом Осборном и Тэдом Гэблером, — «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор» (Osborne, Gaebler, 1992). Они формулируют 10 принципов госменеджмента. Основной идеей данной концепции является утверждение, что основное значение надо придавать не правительству, а такому изменению стимулов в государственном секторе, которые сделали бы процесс государственного управления более предпринимательским и соответственно более эффективным. Это, в свою очередь, будет способствовать перенесению ресурсов из областей с низкой отдачей в области с более высокой отдачей. ГМ должен:

1. - Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ;

2. - Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук чиновников непосредственно местным общинам;

3. - Оценивать работу госучреждений не по затратам, а по результатам;

4. - Руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами;

5. - Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг;

6. - Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем;

7. - Зарабатывать больше, чем тратить;

8. - Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе, на основе децентрализации управления;

9. - Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами по схеме «команда-контроль исполнения»;

10. - Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов общества (частного, государственного и некоммерческого), для решения возникающих проблем, а не на стремление оказывать непосредственные услуги населению.

Еще положения их концепции:

· – государство рассматривается не как неизбежное зло, а как способ коллективной деятельности и решения общественных проблем;

· – эффективное государство должно соответствовать требованиям информационного общества и экономики знаний — большая, централизованная и стандартизованная бюрократия должны остаться в прошлом;

· – проблемой государственного управления являются не люди (бюрократы), а сама бюрократическая система;

· – традиционная демократия (автор говорят о республиканской и демократической идеологии в США) не сможет решить сегодняшние проблемы государства путем перераспределения средств — эффективность решений зависит от «переизобретения» правительства;

· – необходимо основываться на принципах обеспечения равенства возможностей для всех граждан.

Широкое распространение принципов нового государственного менеджмента связывается с ростом недоверия правительствам и расширения в общественном сознании негативизма по отношению к властям. В результате политическая власть, стремясь избежать обвинений в неэффективном руководстве, которые могут негативно сказаться на перспективах переизбрания, заинтересована делегировать ответственность на средние и нижние этажи правительственной иерархии — правительственные агентства и другие структуры

Таким образом, общий смысл концепции “governance” состоит в том, что государственное управление утрачивает прежнюю жесткость, детализированность и регламентированность; оно базируется скорее на горизонтальных, чем на вертикальных связях между правительственными органами, ассоциациями гражданского общества и бизнесом. Подобное управление отличается как от простого администрирования, при котором источником политических решений выступает исключительно политическое руководство, так и от рыночной модели с ее акцентом на торговой сделке, где каждый участник пытается максимизировать свою выгоду. Реализуясь посредством переговоров между государственными и негосударственными структурами, заинтересованными в совместных усилиях для достижения взаимоприемлемого результата, оно способно более эффективно удовлетворять общественные потребности, т.е. вырабатывать социально значимые решения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...