Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что есть близость для мальчиков и для девочек




 

Близость является неотъемлемой часть дружбы. Как мы уже видели, мальчики достигают значительной близости в своих взаимоотношениях с другими мальчиками, хотя они воспринимают это иначе, чем девочки. Из-за социальных табу, которые удерживают мальчиков от открытого выражения своей привязанности, глубина их связей оказывается скрыта. Их близость тиха, уединенна, почти невидима. Ученый Скот Свэйн определил мужской тип близости как "тайная интимность", это интимность, которая проявляется незаметно и беззвучно.

Когда лучший друг мальчика уезжает из города на все лето, он, скорее всего, обнимет приятеля на прощание, когда никого нет рядом. Когда куоргербек[10]делает отличный бросок и решает исход игры, игроки из его команды скорее на бегу хлопнут его по спине или кратко похвалят: "Отличный бросок" или "Хоро шая работа",- нежели скажут ему, как они им гордятся. Чтобы прояснить особенности мальчишеской близости, Свэйн говорит о "дружеском поведении, которое транслирует позитивное и обоюдное чувство значимости и важности его участникам". Иными словами, интимность заключается в поведении, помогающем людям почувствовать свою близость другим.

Важно поддерживать мальчиков в этом опыте близости. Я со-петую родителям мягко стимулировать их. Папы могут рассказывать истории об их собственных друзьях. Мамы могут поделиться своим опытом особенной детской дружбы с девочками или мальчиками. Родители могут поощрять это поведение слонами вроде "здорово, что ты похвалил Бобби за его отличный бросок" или "пригласить Хэла на ужин - это прекрасная идея, ОН, должно быть, очень рад вашей дружбе, особенно сейчас, когда его папа уехал". Не создавая неловкости, мы даем ему понять, что привязанность между мальчиками драгоценна и что та близость, которую он испытывает, не только допустима, но и достойна восхищения.

 

 

Мальчики тоже говорят

 

Одно из самых удивительных открытий, к которым я пришел после интервью,- это то, как много эти якобы невербальные мальчики говорят. На самом деле, если верить некоторым из них, они соперничают с сестрами за телефон.

Гай сказал, что он разговаривает со своим лучшим другом Конором по меньшей мере дважды в день. "Когда я прихожу домой ИЗ школы, перед тем, как ложиться спать. А потом утром мы имеете едем в школу, и он звонит мне из машины, когда они подъезжают. В общем, мы много болтаем". Эти мальчики обсуждают все с "девчачьей" разговорчивостью. "Мы говорим обо всем: о спорте, девчонках, школе, родителях. Мы очень схожи, и он воспринимает многое так же, как и я".

Шестнадцатилетний Эд, говорит, что его дружба с Джамалем держится на шутках и разговорах: "Мы одинаково думаем и много смешим друг друга. Я думаю, что он самый прикольный парень из всех, кого я знаю, а он думает, что я самый веселый из всех его знакомых. С ним очень легко говорить. Я знаю, что я могу позвонить ему и рассказать практически обо всем. Иногда я хочу говорить ни о чем - просто шутить и смеяться, И порой мне бывает нужно что-то с ним обсудить: что мне делать и что он об этом думает. Есть вещи, о которых не будешь говорить с кем попало, и это здорово, что я могу поговорить с мим".

Снова заметим, что у этих разговоров есть скрытый смысл. Эд рассказывает Джамалю то, что не может рассказать никому другому. Гай и Конор разговаривают дома. Никто не знает, насколько глубоко эти мальчики общаются, кроме, пожалуй, телефонной компании и родителей, которые оплачивают телефонные счета.

Порой ожидания мальчиков и девочек от разговора отличаются. Например, они могут выражать свою симпатию разными способами. Когда мальчикам грустно, они часто ждут, что друзья будут в разговоре подбадривать их. "У меня всегда есть рядом кто-то, кто мог бы подбодрить меня, поэтому я не так часто расстраиваюсь. Когда что-то идет не так, я рассказываю об этом своим друзьям и снимаю камень с души",- говорит пятнадцатилетний Куртис.

Шон рассказывает: "Когда моим друзьям плохо, я стараюсь поговорить с ними, подбодрить их, потому что я знаю, как это мне помогает. Нет ничего хуже, чем грустить и расстраиваться, когда рядом нет никого, с кем можно поделиться".

При этом, когда мальчики грустят, они не всегда ждут, что друзья подставят им плечо, чтобы поплакаться. Наоборот, мальчики часто начинают поддразнивать и задирать друг друга, если эмоции слишком накаляются. Когда у Пола была черная полоса, он обратился к Тиму. "Обычно все заканчивалось тем, что мы справлялись с проблемами при помощи юмора,- говорит Пол. - Мы всегда их высмеивали. Так легче с ними справиться".

Джереми рассказывает, как Бретт подшучивает над ним, чтобы подбодрить. "Как-то у меня было ужасное настроение. Тем утром я разбил свою машину и из-за этого опоздал на час. Бретт начал задирать меня. Дразнить по-всякому. Это совсем не было связано с машиной. Я снял кроссовки и через секунду они исчезли. Я разозлился и хотел уйти: "А ну отдай их мне". Он поднял их повыше и в конце концов я расхохотался и напал на него с кулаками".

Действительно, часто мальчики ждут от своих приятелей несогласия. Несогласие - это способ отточить умение воспринимать эмоционально нагруженные темы. Как объяснил Тони: "Я думаю, что это важно (разговаривать)... Ну, я считаю, что это полезно, потому что это определенно хорошо увидеть чужую точку зрения, и полезно знать, почему они не согласны... это помогает пересмотреть свое решение, и это очень полезно".

Мальчики могут избегать прямых выражений симпатии. Фразы типа "ох, бедняга" некоторыми мальчиками будут восприняты как покровительственные, подразумевающие неполноценность "бедняги". И, хотя может быть нормально показать слабость близкому другу, это вовсе не лучшее решение для мальчиков с их чувствительностью к стыду. Мальчики предпочтут, чтобы друг сказал: "Дело дрянь" или "Не может быть! Это просто бред!" или "Да, хреново! Пошли погоняем мяч" вместо "Как и могу тебе помочь почувствовать себя лучше?" или "Как ты это все переживаешь?"

А когда мальчики растеряны или расстроены, они предпочтут откровенный совет. Джереми говорит, что он обращается к Бретту за советом, когда у него возникают сложности. "Я могу поделиться с ним, потому что он сам переживает почти то же самое. Куча ситуаций, когда я рассказываю ему о чем-то, а он дает мне честный ответ. Я знаю совершенно точно, что он даст мне лучший совет, на какой способен".

 

 

Предубеждения и "слепые пятна". Причины, по которым мы не пеним дружбу мальчиков

 

Как мы видели, наши трудности в оценке значимости мальчишеской дружбы проистекают отчасти из наших предубеждений и "слепых пятен". Исследования детского поведения, разумеется, тоже не свободны от их влияния. В целом, многие исследователи не заметили важность взаимоотношений мальчиков, потому что использовали знания об отношениях девочек или о взрослой женской дружбе.

Формула мальчишеской дружбы: энергия, преданность, смех и совместное действие в качестве инструмента для понимания отношений между мальчиками. К сожалению, эти исследователи неверно понимали поведение мальчиков, а мы как общество часто принимаем эти неверные выводы.

Чтобы понять, как высокообразованные исследователи искажают наше представление о мальчиках, вспомним работу известного психолога Элеанор Маккоби, которая в широко известном исследовании 1990 г. изучала различия в способах вер бальной коммуникации у мальчиков и девочек. В этом исследовании Маккоби пришла к выводу, что мальчики используют речь, чтобы достичь эгоистических целей, таких как очерчивание и защита своей "территории". Среди девочек, по ее словам, диалог - это процесс социального сближения, используемый для создания чувства близости, а не соперничества.

Речевые паттерны мальчиков она назвала рестриктивными, стремящимися к срыву интеракции. "Примером тому - устрашение напарника, прямое несогласие или вмешательство, резкий иронический ответ на чужую историю, хвастовство или другие формы саморекламы",- пишет она. Для сравнения, она называет речевые паттерны девочек активизирующими, что означает, что "принимая чужое высказывания или выражая согласие", девочки стимулируют развитие разговора. Она приходит к выводу: "Я полагаю, активизирующий стиль является причиной того, что женщины и девочки способны устанавливать более близкие и сплоченные взаимоотношения. Также я считаю, что за рестриктивной интеракцией мальчиков и нехваткой у них раскрепощенности, стоит мужская озабоченность сферами влияния и доминированием".

Утверждения Маккоби, разумеется, основываются на ряде допущений. Она говорит, что активизирующий речевой паттерн девочек стимулирует продолжение диалога и тем самым приводит к большей интимности. Эта позиция исходит из гипотезы, что разговор равен интимности. Как мы видели, близость может возникнуть из любой общей деятельности, которая объединяет людей. Интимность может родиться из совместной деятельности, в которой находят выражение забота и эмпатия. Маккоби также исходит из того, что "несогласие" или "иронизирование по поводу чужой истории" обязательно лимитируют взаимодействие. Между тем, по моему мнению, у мальчиков, вероятно, привыкших к поддразниваниям, противодействие, наоборот, может продлить оживленное обсуждение. А подтрунивание над чужой историей может оказаться приглашением продолжить рассказ.

Другие исследователи также поспешно объявляют маленьких девочек экспертами в деле отношений, а мальчиков - отстающими. Дебора Таннен, автор книги "Ты просто не понимаешь", предложила девочкам и мальчикам из второго класса поговорить "о чем-нибудь серьезном". Девочки рассказывали истории о несчастных случаях и болезнях, которые случались с их любимыми людьми. Мальчики при этом не могли усидеть на месте и поддерживать "серьезный" разговор. Они бегали по комнате, отпускали грязные шуточки, искали во что бы поиграть и чем бы заняться, высмеивали и дразнили друг друга. Таннен интерпретировала происходящее как демонстрацию девочками их врожденного умения быть в отношениях, и потребность мальчиков в статусе, независимости и действии, которая подменяет собой отношения.

Таннен и Маккоби, по всей видимости, уверены, что мальчики настолько озабочены конкуренцией друг с другом и собственным превосходством, что бывают грубы с чужими чувствами и теряют способность к значимой близости с другими.

Если мы поймем этапы развития мальчиков, мы взглянем на это поведение по-другому. Например, я бы предположил, что мальчики в исследовании Тэннен не столько юные последователи Макиавелли, озабоченные лишь властью и доминированием, а те самые наши "настоящие мальчики". Эти мальчики стараются подружиться, быть принятыми группой, избежать отвергнутости и унижения. Если мы переместим фокус с дружбы на то, что психологи называют "просоциальным поведением" - действиями в интересах друга или производимые совместно с другом - мы обнаружим, что эти мальчики на самом деле находятся на ранней стадии того процесса, который я называю "совместной деятельностью", а психолог Рональд Левант описывает у взрослых мужчин как форму "эмпатии через действие".

Мальчик знает, что если он сядет и расскажет о своих незавидных оценках, о болезни матери или одиноких выходных, он нарушит Мальчишеский кодекс, кодекс мужественности. Отвечая на требование исследователя говорить серьезно, он может испытать стыд и унижение. Зачем мальчику снимать свою защитную маску мачо для исследователя, которого он едва знает и которому он вряд ли доверяет? Что большинство мальчиков сделает вместо этого - они будут энергично не подчиняться. Строптивость мальчиков, их сквернословие могут отражать их напряженность из-за невыполнимого задания.

Фактически, в большинстве наблюдавшихся случаев групповое поведение мальчиков происходило из этого конпенсаторного ответа. Мальчики знают, что им надо притворяться, чтобы выйти из этого положения, что надо носить маску кругого парня, чтобы избежать травли. "Когда кто-то дразнит тебя, ты знаешь, что нельзя отступать,- говорит Шон. - Ты должен шагнуть вперед и показать, что ты еще круче, чем он".

Почему эмпатия через действие не так глубока и значима, чем задушевные разговоры девочек и женщин? Почему полураздетые, склонившиеся над мотоциклом Джон и Хол, занятые ремонтом тормозов и время от времени похлопывающие друг друга по спине и поливающие друг другу голову водой, являют собой менее значимую модель дружбы, чем Эми и Элен, которые на тренировке в женском спортзале обсуждают трудности Андреа, которая не может сказать своему приятелю, что еще не готова к сексуальным отношениям?

Мальчики, по-видимому, вывели свою формулу дружбы: начни с поступка и энергичности, подкрепи верностью, юмором и совместной деятельностью. Добавь секретные слова поддержки и понимания и тайные физические знаки привязанности - и у тебя есть хороший друг. Эта формула разительно отличается от дружбы между девочками, но она такая же настоящая и глубокая.

Я совершил свое личное открытие о том, какие слепые пятна мешают исследователю увидеть мальчиковую дружбу, когда посмотрел фильм "Останься со мной". Я ходил на этот фильм вместе с женщиной-исследователем. Среди всех книг и фильмов о дружбе между мальчиками, этот фильм 1986 года, по моему мнению, один из самых искренних и правдивых. Четыре друга отправляются на поиски тела пропавшего мальчика. Мальчики сталкиваются с чрезвычайными опасностями, как внешними, так и внутренними. Они говорят о смерти брата, о предательстве учителя, о своем страхе перед будущим. Они утешают и защищают друг друга, и становятся еще ближе.

Коллега, с которой я смотрел этот фильм, была поражена дружбой мальчиков в фильме и даже отрицала ее. Ее удивило то, как эти, по их собственным словам, лучшие друзья обзывают и обижают друг друга. (Согласен, я тоже был впечатлен количеством и разнообразием унизительных кличек, которым мальчики награждали друг друга). Однако ее особенно поразила фраза: "Найти новый и особенно отвратительный способ оскорбить чью-то мать особенно ценился". Она была, в ужасе от того, как часто эти так называемые лучшие друзья физически обижали друг друга, сталкивая друг друга в грязное болото, зажимая друг другу головы и демонстрируя широкий репертуар шлепков, пинков и тычков. Словом, она увидела в этом фильме, 13 этих мальчиках, предшественника "Повелителя мух".

Я не спорил с ней. Но то самое поведение, которое отталкивало ее в мальчиках, как раз и делало фильм реалистичным изображением того, как общаются двенадцатилетние. Я видел их взаимодействие в совершенно ином свете. Я вышел из зала с теплым воспоминанием о дружбе этих мальчиков. Судя по последней фразе фильма - "у меня никогда не было таких друзей, как когда мне было двенадцать" - у автора были такие же чувства. Меня вдохновила поддержка, которую эти мальчики оказывали друг другу, и та теплота, которая чувствовалась в их отношениях. Обзывательства, обиды, физические нападки были для них способом выразить свои чувства - через действие. Я увидел за ними привязанность.

Мы должны оценить дружбу между мальчиками и степень ее близости по заслугам. Мальчики не будут ходить за ручку и говорить "я тебя люблю", но они придумали конпенсирующую стратегию, которая эффективна для них и понятна им. Определенно, мы должны попытаться тоже понять ее.

Как уже говорилось, вероятно, одно из самых стойких слепых пятен, мешающих понять дружбу между мальчиками,- это привычка общества видеть мальчиков проблемными и опасными. В результате, некоторые родители переживают о возможном пагубном влиянии других на их сына вместо того, чтобы увидеть в мальчишеской дружбе конструктивное, исцеляющее воздействие. Родители волнуются, когда их сын узнает первое матерное слово или первый приемчик каратэ в начальной школе. Когда он становится подростком, они переживают, что старшие мальчики заставят его принимать наркотики, заниматься сексом, садиться пьяным за руль, нырять с отвесной скалы, ложиться на рельсы или втравят в еще какие-нибудь невероятно рискованные мероприятия, которые у нас ассоциируются с мальчиками-тинэйджерами. Есть у людей неприятное свойство считать любую группу мальчиков старше десяти "бандой", если не доказано обратное.

И хотя мальчики, действительно, могут связаться с дурной компанией, Томас Берндс из Университета Пердью считает, что в целом мальчики оказывают друг на друга здоровое, позитивное влияние. Бернд установил, что мальчики, в жизни которых есть крепкая дружба, на самом деле гораздо реже оказываются вовлечены в рискованное поведением и лучше учатся в школе. Своей дружбой мальчики защищают друг друга.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...