Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы в системе отечественного государственного управления (1953 – 1985, 1985-1993, 1996 – 2008 гг. )




Отличие реформ гос управления от реформ в других сферах:

3) Субъект и объект реформирования совпадают. Гос-во готовит реформы для изменения себя, а меняться никто не хочет à проблема

4) Политическая воля руководителя: для того, чтобы довести до конца реформу на деле, необходимо желание рук-ля (помимо ресурсов естественно)

Оттепель» и «застой»

1953 Умер Сталин. Н.С. Хрущеву удалось путем заговора отстранить Л. П. Берия от власти. Был пленум 1955 – попытки дебюрократизации системы управления (власть была слишком централизована, КПСС). С 1953 г. началась радикальная реорганизация системы карательных органов - Сталинский ГУЛАГ ликвидирован. Вслед за этим были уничтожены особые совещания, “тройки”, и началась реабилитация заключенных. расширение конституционных прав союзных и автономных республик. Силовые министерства, кратковременно объединенные в 1953 г. под началом Берия, были вновь разъединены на министерство внутренних дел, занимавшееся охраной общественного порядка, и органы госбезопасности, которые образовали в марте 1954 г. Комитет ГБ при Совете Министров СССР. Метод репрессий: страх хорошо действовал при Сталине, после его смерти не действуетàпоиск новых механизмов à больше полномочий областным органам – попытка создания нового механизма планирования à неудачно à механизм воздействия не найден.

В 1953—1964 гг. наблюдалась либерализация всей системы управления. Начав с ликвидации определения руководящей секретарской должности — “Генеральный”, вновь избранный Первый секретарь ЦК КПСС постарался установить коллегиальную форму партийно-номенклатурной власти, ослабить ее военизированный характер, внедрить в политическую жизнь идею сменяемости кадров высшего руководства. Место генерального “вождя” занял коллегиальный партийный орган — Президиум (Политбюро) ЦК КПСС. Важнейшим руководящим органом оставался Секретариат ЦК (10—12 секретарей), опиравшийся на аппарат ЦК КПСС.

Высшим судебным органом оставался Верховный суд СССР. В 1957 г. он был лишен права неограниченного контроля в делах республиканских судов.

Важнейшим направлением реформ стало совершенствование системы хозяйственного управления. В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры — Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Во второй половине 1950-х гг. происходило расширение конституционных прав союзных и автономных республик. Параллельно с децентрализацией управления экономикой Хрущев принял решение приблизить партийные комитеты и советы к конкретному управлению производством. С этой целью парткомы и советы были разделены на промышленные (городские) и сельские. Все комитеты должны были специализироваться на конкретном руководстве определенными отраслями экономики.

60е:

На XXIII съезде КПСС в 1966 г. были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название “генеральный секретарь ЦК КПСС”. Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны.

В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система.

1965. Начало реформы Косыгина – предложение о развитии мех-ма хоз расчетов à введение механизмов рын.экономики в администрирование (введение премий для мотивации, т.к. раньше перевыполнил план, а денег сток же дают). Пытались внедрить СОЭФ (система оптимального финансирования экономики) по аналогии с западным PPBS (planning programming budgeting system). В Америке внедрили, а у нас нет, но многое было сделано. Цель реформы Косыгина – стимулировать. До 1967 экономика развивалась хорошо, з\п стала подвижной в зависимости от результатов, НО: привело к неравенству предприятий à недовольство + 1968 Россия ввела войска в Чехословакию à реформы стали сводиться на нет à снова централизация.

в конце 60-х гг. — началось явное замедление в реализации намеченных преобразований. Сущность политики Брежнева заключалась в сохранении достигнутых темпов производства и экстенсивном расширении производственных мощностей.

был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система.

С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство — производственное объединение — предприятие

Много министерств (совнархозов) были ликвидированы (тип слишком бюрократизированы и неэффективны). Но реформа привела к дезорганизации системы управления – причина: потеря рычагов управления предприятиями на местах.

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил Основной Закон - Конституцию СССР. Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936 гг.). Главной отличительной особенностью этой Конституции являлось законодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества. Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества “развитого социализма” и утверждала принципы общенародного государства.

В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. При Верховном Совете был постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета СССР, который толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.

Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство — Совет Министров СССР. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.

Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по-прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения. Судебная система также была подконтрольной власти. Отсутствовал реальный механизм, обеспечивающий независимость судей от администрации, отсутствовала по-настоящему независимая адвокатура, и широкое распространение получило так называемое телефонное право, т. е. согласовывание судебных решений с вышестоящими инстанциями и партийной номенклатурой.

1979. Брежнев – попытка усиления роли предприятий при разработке планов (и пятилетних и годовых).

II. 1985 – 1993. «Перестройка»

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка»:

4. под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР

5. перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции.

6. слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с деятельностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма.


1985 -Горбачев – генсек КПСС. Экономика на грани коллапса. Не было нужного количества товаров и услуг. Горбачев à реформа ускорения соц-эк развития à возможно децентрализировать СУ. à но в рамках старой полит системы невозможно. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции - службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии.

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.

В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил ст.6 Конституции СССР и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности.

1993 – 2008

90-е: Распад СССР. «Шоковая терапия» - Либерализация цен (ослабление государственного регулирования в области ценообразования) стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. «+» благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования (появились собственники предприятий) «-» гиперинфляция, обесценение з\п, доходов и сбережений населения, рост безработицы, усиление проблемы нерегулярности выплаты заработков

административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;

1996-2008: 1995 – 1ый закон об основах гос службы – 2 принципа: 1) п.деполитизированной гос службы (руководство законами, а не полит партиями) 2)определение структуры гос службы (3 вида гос службы. Кат А – назначенцы)

Конец 90х. попытка реформирования ГУ. Рыночная эк-ка развивается, а гос-во нет. à создание комиссии для подготовки реформы à не была проведена при Ельцине. К реформе приступили с приходом к власти Путина.

Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:

· административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;

· первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;

· второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.

2002-2005. реформирование гос службы. Направления: 1) создание нормативной основы гос службы (устранение дублирующихся функций, стандарты, еtc.) 2) создание системы повышения квалификации 3) система на новых информац тех. 4) построение системы, основанной на результатах (система рекрутинга) 4) введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; 5)повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, 6) повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

Отказ от концепции саморегулирующейся экономики и политической децентрализации ознаменовал начало нового этапа в развитии страны и государственного аппарата - определяется поиском баланса в использовании принципа централизации и децентрализации, а также в сочетании публичного и частных интересов, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.

Для тех, кто хочет знать подробнее:

Первый этап (до 1996 г.) - предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию федеральных органов исполнительной власти.

На втором этапе (1997 - 1998 гг.) - сформулирована концепция новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. До начала 1998 г. было подготовлено 12 вариантов административной реформы, однако текст Концепции административной реформы так не был опубликован.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) Центром стратегических разработок была подготовлена Концепция государственного строительства, в которую вошли основные идеи Концепции административной реформы 1998 г. В дальнейшем содержание Концепции государственного строительства было радикально пересмотрено. В качестве приоритетов государственной власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания РФ и т.д. Таким образом, административная реформа была в очередной раз отложена.

Изменение вектора внутренней и внешней политики естественным образом отразилось на развитии государственного аппарата. В 2000 году Президент РФ обозначил несколько проблемных задач, существующих в государственном управлении и требующих своего разрешения. Среди них: необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления. Решение перечисленных задач требовало системной перестройки всей системы государственного управления не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Начало действительно радикальных перемен в этой сфере обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах». Проведение этой реформы было назначено в несколько этапов. Первый из них должен был выполнить задания вышеприведенного Указа Президента РФ в 2003—2004 гг., но практически был продлен и на 2005 год.

Приоритетными задачами развития ГУ: значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование административных процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...