Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свисток» – приложение к «Современнику». Роль Добролюбова.




 

"Свисток": Собрание литературных, журнальных и других заметок - сатирическое приложение в журнале "Современник", созданное Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым (в автобиографии Некрасов писал: ""Свисток придумал собственно я, а душу ему конечно дал Добролюбов<...>" (Литературное наследство. - Т. 49-50. - М., 1949. - С. 153-154)). Всего вышло 9 выпусков приложения. В них приняли участие Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.И. Михайлов, И.И. Панаев, Г.З. Елисеев, М.А. Воронов, М.А. Антонович, В.П. Буренин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Аммосов, А.М. Комаров, А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы.
На протяжении 1859 г., уже после выхода первого номера Некрасов и Добролюбов дважды подавали прошения (написанные от имени родственника Некрасова - Г.С. Буткевича) об издании "Свистка" отдельной газетой, однако получили отказ. Цензурная история журнала и в целом оказалась сложной, многие материалы так и не дошли до читателя.
С первых номеров "Свисток" заявил себя как одно из самых скандальных и ярких явлений русской журналистики второй половины XIX века. "Только звон "Колокола" в силах был покрывать собою "Свисток"", - вспоминал позднее "шестидесятник" П.М. Ковалевский. Сатирическое "жало" "Свистка" было направлено в сторону широкого спектра изданий, куда входили откровенно консервативные издания ("Наше время" Н.Ф. Павлова, "Русский вестник" и "Московские ведомости" М.Н. Каткова),проникнутые духом коммерции "Отечественные записки" А.А. Краевского, "День" славянофилов и "Время" почвенников и проч. Пародировались публицистика, поэзия, ключевые темы и высказывания упомянутых журналов и газет. По воспоминаниям А.Я. Панаевой, "Свисток" был плодом импровизацмй и коллективного творчества: "Свисток" в "Современнике" всегда сочинялся после обеда, за кофеем. тут же импровизировались стихотворения Добролюбовым, Панаевым и Некрасовым <...>" (Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. - М., 1956. - С. 262).
Искрометный юмор "Свистка" привлек внимание читателей,что не могло не вызывать раздражение журналистов консервативного толка. В жестокий конфликт очень скоро превратились отношения "Свистка" и "Русского вестника". Полемика о "свисте" и "свистунах" (эти понятия, "запущенные" "Современником" были подхвачены и прочно вошли в словарь русской журналистики 1860-х годов) очень скоро распространилась на широкий круг изданий. На защиту "свитунов" от нападок "Русского вестника" встал в журнале "Время" Ф.М. Достоевский (см. опубликованные на сайте статьи "По поводу элегической заметки "Русского вестника", "Свисток" и "Русский вестник"). Столкнулся "Свисток" даже с Герценом, который увидел в сатирических публикациях "балаганное" шутовство, пустое и легкомысленное зубоскальство, о чем и заявил в статье "Very dangerous!!!".

Добролюбову вменяли в вину «свистопляску» — глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Через полтора года после смерти Добролюбова выпуск «Свистка» прекратился, всего вышло 9 номеров. В 1981 году осуществлено полное переиздание всех номеров приложения в серии «Литературные памятники» «в их первопечатном виде», без реконструкции цензурных изменений и учёта авторских редактур.
В пятом номере "Свистка" было напечатано стихотворение, название которого в переводе означает "СВИСТОК" к самому себе:

"СВИСТОК" AD SE IPSUM *


Свободный, как птица, не связанный сроком

Журнальной подписки и выхода книжек,

Являюсь я редко, всегда ненароком, -

Но яркими буквами след свой я выжег

В сердцах благодарных российских сограждан.

Мой свист облегчал их сердечные раны;

Как влага в пустыне, я был ими жаждан,

Когда их томили сухие туманы;

Во мне лишь нашли они ключ разуменья,

Когда возникала российская гласность

И головы мудрых повергла в сомненье -

И розгу, и взятку не ждет ли опасность;

Я был утешеньем, я был им опорой,

Когда населенье России смущенной

Пугал наш прогресс изумительно скорый,

Внезапно открытый в Москве умиленной.

Вопрос о евреях, вопрос о норманнах,

Великий вопрос об экзамене строгом,

Шестнадцать гусей неповинно пожранных

И опыт пощенья по волжским дорогам,

Короче - на всё, что родным публицистам

Тревожило сердце и ум волновало,

На всё отзывался я радостным свистом

И всех утешал я... Но этого мало:

В Европе свершалась великая драма;

И к ней обратил я родное вниманье,

Австрийской поэзией Якова Хама

Сограждан моих просветив пониманье.

Неаполю дал я благие уроки,

На всё отозвался, - ни слабо, ни резко, -

И, всюду сбирая прекрасные соки,

Воспев Гарибальди, воспел и Франческо!..

И ныне явлюсь я к читателю снова;

Хочу наградить я его за терпенье,

Хочу я принесть ему свежее слово, -

Насколько возможно в моем положенья...

А впрочем, читатель ко мне благосклонен,

И в сердце моем он прекрасно читает:

Он знает, к какому я роду наклонен,

И лучше ученых мой свист понимает.

Он знает: плясать бы заставил я дубы

И жалких затворников высвистнул к воле.

Когда б на морозе не трескались губы

И свист мой порою не стоил мне боли.


* Заглавие заимствовано у Горация; означает: "Свисток" к самому себе.

А далее - передовица из первого номера журнала "Свисток" (читать, возможно и тяжеловато, но как изысканно написано!):


О СВИСТАХ


Различные бывают свисты: свистит аквилон (северный ветр), проносясь по полям и дубравам; свистит соловей, сидя на ветке и любуясь красотами творения; свистит хлыстик, когда им сильно взмахиваешь по воздуху; свистит благонравный юноша в знак сердечного удовольствия; свистит городовой на улице, когда того требует общественное благо... Спешим предупредить читателей, что мы из всех многоразличных родов свиста имеем преимущественную претензию только на два: юношеский и соловьиный. Свист аквилона, конечно, имеет свои достоинства: грозно проносясь по обнаженному полю и клубом взвевая прах летучий, сей ветр своим свистом приводит душу в трепет и благоговение. Но монополия аквилонного свиста давно уже приобретена г. Байбородою, которого изобличительные письма, говорят, вырывают дубы с корнями *. Мы не чувствуем в себе столь великих сил, и наши стремления гораздо умереннее. Свист хлыста и бича — тоже не дурен; но он как-то мало ласкает наш слух, мы не хотим брать на него привилегию, брошенную недавно самим князем Черкасским**, который пожелал было приобресть ее на неопределенное время для себя и своего потомства. Приятнее звучит для нас свист городового; но мы, по природной застенчивости, считаем себя не вправе предъявлять претензию на то, для чего уже существует установленная городская власть. Совершенно другое дело — свист благонравного юноши, почтительный, умеренный и означающий кроткое расположение духа, хотя в то же время несколько игривый. На такой свист мы имеем полное право, потому что, во-первых, мы благонравны; во-вторых, если мы и не юноши, то кому какое дело до наших лет? и в-третьих, мы всегда находимся в отличнейшем расположении духа. Свист соловья также нам очень приличен, ибо хотя мы в сущности и не соловьи, но красотами творения любим наслаждаться. Притом же соловей в истинном своем значении есть не что иное, как подобие поэта, так как давно уже сказано:

Соловей, как Щербина, поет.

А у нас в натуре весьма много поэтических элементов, вследствие чего мы и видим весь мир в розовом свете. Итак — читателю да будет известно, что мы свистим не по злобе или негодованию, не для хулы или осмеяния, а единственно от избытка чувств, от сознания красоты и благоустройства всего существующего, от совершеннейшего довольства всем на свете. Наш свист есть соловьиная трель радости, любви и тихого восторга, юношеская песнь мира, спокойствия и светлого наслаждения всем прекрасным и возвышенным.

Итак — наша задача состоит в том, чтобы отвечать кротким и умилительным свистом на все прекрасное, являющееся в жизни и в литературе. Преимущественно литература занимает и будет занимать нас, так как ее современные деятели представляют в своих произведениях неисчерпаемое море прекрасного и благородного. Они водворяют, так сказать, вечную весну в нашей читающей публике, и мы можем безопасно, сидя на ветке общественных вопросов, наслаждаться красотами их творений...


Из "Свистка" № 1,
вышедшего в свет 24 января 1859 года

 

http://www.agitclub.ru/museum/satira/trut/swistok20.htm

 

О ГЛАВНОМ "СВИСТУНЕ"

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января 1836 г. в Нижнем-Новгороде в семье священника. Был старшим из восьми детей. Учился в духовном училище, а затем в семинарии, где был одним из лучших учеников.

В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В институте увлекался словесностью, языками и историей.

Практически одновременная смерть отца и матери в 1954 году, общественные перемены, связанные со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856 изменили взгляды Добролюбова на жизнь, на религию, произвели в нем перелом, который он определил как «подвиг переделыванья» себя.

В последние годы своего пребывания в институте Добролюбов сумел объединить студенчество в товарищество, которое стало интересоваться общественными вопросами. Борьба велась «во имя чести и добра». Это был протест еще бесправных разночинцев, который начался со столкновения с институтским начальством, но далее он рос и превратился в почти подпольную борьбу.

Добролюбов начинает интересоваться политикой. Он пишет несколько сатирических стихотворений, которые расходятся в списках.
Поисками автора, укрывшегося под псевдонимом Анастасий Белинский, активно занимались жандармы III Отделения, которые взяли образцы почерков свыше 800 петербургских студентов и литераторов, вскрывали письма за границу.
Добролюбов был выявлен как автор сатирического стихотворения «На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча», в котором он охарактеризовал царя как «державного барина», но.. «чистосердечное раскаяние» и заступничество профессоров позволили ограничить наказание автора заключением в карцер.

В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную (рукописную) газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – "Тайные общества в России 1817–1825", "Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев" и др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским.

В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали.
Чернышевский предложил Добролюбову сотрудничество в «Современнике» и передал ему литературно-критический отдел журнала (осенью 1857 г.).

Добролюбов сразу погрузился в работу и помимо критической работы вел и редакционную, помогая Некрасову и Панаеву. В «Современнике» были напечатаны несколько десятков работ Добролюбова – статьи, рецензии, заметки. И, конечно, он стал главным «свистуном» журнала «Свисток».

Вскоре у Добролюбова обнаружились признаки чахотки (туберкулез) и он уехал лечиться за границу. Поездка пользы не принесла. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского.

17 ноября 1861 г. он умер на руках Панаевой и Чернышевского.

1. Сатирическая пресса 60-х годов ("Искра", "Свисток"). "Искра" - сатирический еженедельник. Выходил с 01 января 1859 года.Редакторы-издатели - Степанов и Курочкин.Печатались Добролюбов, Герцен, Панаев и др. Ведущий отдел - "Нам пишут". Письма из вымышленных населенных пунктов, в которых легко узнавались настоящие."Хроника прогресса" - прозаический отдел. Рисунки, карикатуры.Широкое использование малых форм. Афоризмы, сценки, диалоги, пародии. В 1870 г. запрещены рисунки и карикатуры.В 1873 г. закрыта. "Свисток" - сатирический отдел "Современника".Создатель и основной автор - Добролюбов. Всего вышло 9 номеров (по 3 в 1859 и 1860, по одному в 1861, 1862, 1863).Авторы - Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, (братья Жемчужниковы + А.К. Толстой) = Козьма Прутков. Добролюбов издевался над рутинистами - приверженцами старого и прогрессистами - сторонниками нового, которого они не поняли. Подписывался "Конрад Лилиеншвагер", поэт "Яков Хам", юное дарование "Аполлон Капелькин". После смерти Добролюбова "Свистком" руководил Некрасов.

 

67. Сатирический журнал «Искра». Карикатуры в журнале. Роль Курочкина и Степанова.

 

Одним из своеобразных фактов литературной жизни конца 50-х и 60-х годов прошлого столетия является расцвет сатирической и юмористической журналистики. Именно тогда возник в России самый тип еженедельного журнала с карикатурами -- плод тесного сотрудничества писателя и художника. Наиболее ярким и значительным из сатирических журналов этого периода была "Искра".).

 

Мысль об издании журнала родилась у художника-карикатуриста Н. А. Степанова и поэта В. С. Курочкина, который к тому времени стал уже известен в литературных кругах как переводчик Беранже, еще в 1857 году. Они получили разрешение, но "Искра" начала выходить по причинам материального характера лишь в 1859 году. Потребность в хорошем сатирическом журнале была в те годы очень велика -- недаром в поданной в цензурный комитет программе Курочкин и Степанов указывали на успех, которым пользуются в России западноевропейские сатирические журналы. Бессодержательный, пустой "Весельчак" и в изобилии появлявшиеся в 1858 году уличные юмористические листки не могли, естественно, удовлетворить эту потребность. Характерно, что одновременно с "Искрой" начал свое существование и знаменитый "Свисток", сатирическое приложение к "Современнику", редактировавшееся Н. А. Добролюбовым.

"Искра" сразу обратила на себя внимание читающей публики и вскоре приобрела огромную популярность. "В настоящее время нельзя себе и представить,-- писал через сорок лет один из ее активных сотрудников,-- как жадно набрасывалась... публика на каждый номер "Искры", какой авторитет завоевала она себе на самых первых порах... с какою юношеской горячностью, наконец, относились к своему делу и мы сами". {Вейнберг П. Безобразный поступок "Века" // "Историч. вестник". 1900, N 5. С. 476.}

К сотрудничеству в журнале удалось постепенно привлечь целый ряд талантливых поэтов, беллетристов и публицистов демократического лагеря или близких в то время к этому лагерю. В "Искре" в разные годы принимали участие поэты Д. Д. Минаев, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Н. С. Курочкин, Г. Н. Жулев, Н. Л. Ломан, А. П. Сниткин, В. П. Буренин, Л. И. Пальмин, П. В. Шумахер, прозаики Н. В. и Г. И. Успенские, А. И. Левитов, Ф. М Решетников, П. И. Якушкин, Н. Н. Златовратский, Н. И. Наумов, С. Н. Федоров, публицисты Г. З. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт, И. И. Дмитриев и многие другие. По одному-два произведения напечатали в "Искре" Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Герцен и Некрасов.

Однако журнал держался не только профессиональными писателями, но и безыменными сотрудниками и пропагандистами; его окружала атмосфера сочувствия и доброжелательства. У "Искры" мало-помалу образовалась целая сеть корреспондентов. В каждом городе были друзья-читатели, которые нередко становились сотрудниками и начинали информировать журнал о всевозможных злоупотреблениях и безобразиях. Редакция обрабатывала сообщенные ими факты, подчас снабжала их карикатурами и пускала в печать, а "пострадавшие" недоумевали, откуда сделалось известным то, что так тщательно скрывалось.

"Искра" выходила пятнадцать лет -- с 1859-го до 1873-го. Она принадлежала к числу тех немногих периодических изданий, которые неустанно боролись с полицейским государством и эксплуататорским строем и отстаивали интересы широких народных масс. Из журналов этого времени ей был наиболее близок "Современник" (и друзья и враги считали "Искру", так сказать, филиалом, спутником "Современника"), а затем, после прекращения "Современника",-- "Отечественные записки", перешедшие в руки Некрасова.

Главным оружием "Искры" был смех. Этот смех внушал страх и трепет как людям, уже попавшим на ее страницы, так и тем, кто имел основание бояться этого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...