Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностные стили разрешения конфликтов




1. УКЛОНЕНИЕ.

2. СГЛАЖИВАНИЕ. <Сглаживатель> старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Но проблема остается. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв>.

3. ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток - подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения, может вызвать возмущение.

4. КОМПРОМИСС. принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Компромисс сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив.

5. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

Уни­версальные принципы управления конфликтами:

1) институциализация конфликта, т.е. установление норм и процедур регулирования или разрешения конфликта. (запрет на применение насильственных средств; ограничение количества участников и сфер проявления конфликта, принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта — организационных и/или этических норм, четких договоренностей и т.д., контроль со стороны третьих лиц)

2) легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. призна­ние всеми его сторонами правомерности и справедливости опре­деленного порядка действий по разрешению спора даже в том. случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (ус­таревшими) правовыми нормами. Легитимация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта;

3)структурирование конфликтующих групп, т.е. определение со­става участников конфликта, представителей (лидеров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силу.

4) редукция конфликта, т.е. его последовательное ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства или про­тивостояния.

два поля ре­дукции конфликта: 1) противник (непримиримая борьба) — соперник (противоборство по опреде­ленному вопросу) — сотрудник (временное взаимодействие) — партнер (постоянное сотрудничество) — союзник (помощник в определенной области) — друг.

2) Хар-р соперничества: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) — насилие (ограни­ченная сферакрайнего противоборства) — агрессивность (отдель­ные враждебные действия) —соперничество (конкуренция, состя­зание по определенным правилам) — враждебность (неприязнь, недружеские отношения) — напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) — спор (идейнее противо­борство) — несогласие (расхождение мнений) — консенсус (согласие).

Частные правила и рекомендации по урегулированию или разрешению конфликтов:

- рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски.

- концентрация внимания не на заявленных позициях (требо­ваниях), а на реальных интересах оппонента.

- расширение коммуникаций между сторонами с целыо полу­чения достоверной информации и укрепления доверия;

- сегментация, дробление предмета конфликта на многие со­ставляющие. Это позволяет увидеть к позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возмож­ны согласие, компромиссы или сотрудничество;

- проведение различия между участником и предметом кон­фликта. Соперничество по определенным вопросам не дол­жно перерастать в личную вражду и оскорбления;

- относительность соперничества. Противоположную сторо­ну нельзя рассматривать как врага в последней инстанции. Конфликт практически никогда не охватывает весь спектр интересов сторон. У оппонентов есть и общие черты а часто и общие интересы. Именно на них следует опираться в до­стижении взаимопонимания и сотрудничества;

- ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основ­ные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;

- сложный, многосоставный характер соперничающий сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью со­впадают. Дифференцированно подходя к оппоненту- можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;

- временное (стадийное) ограничение конфликта. чем раньше остановить процесс развертывании конфликта, тем легче его разрешить,

- расширение временного горизонта конфликта. часто по про­шествии определенного времени главные причину конф­ликта либо отпадают, либо утрачивают свою значимость;

- стремление к окончательному решению конфликта менее же­лательно, чем к мелиоративному (предполагающему посте­пенное улучшение ситуации) решению его.

- конфликты решаются с помощью перемен, а не путем замо­раживания существующего состояния.

- нежелательность односторонних уступок, ибо сделавшая ус­тупки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

- при разрешении конфликта важно уважать достоинство про­игрывающей стороны или даже дать ей возможность выиг­рать в престиже в глазах ее сторонников и окружающих.

- решение конфликта должно быть легитимировано культу­рой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторо­нами и окружающими. В таком случае будет меньше взаим­ных обид и решение будет гораздо прочнее;

- ориентация на поликаузальность (многопричинность) кон­фликта и использование разнообразных средств. в основе конфликта часто лежат несколько причин. даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ори­ентация на поликаузальность конфликта и разнообразии инструментов его разрешения умень­шает вероятность ошибки;

- арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (ком­муникации, подготовку, формулировку и интерпретацию ре­шений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Кон­фликты между двумя сторонами без подключения посред­ников трудно разрешимы;

- предпочтительность ставки на сотрудничество между вза­имозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш.

- ограничение числа участников урегулирования конфликта пред­ставителями (лидерами) соперничающих сторон Опора ис­ключительно на институт большинства и затрудняет нахожде­ние взаимоприемлемых решений и в конечном счете спо­собствует не решению, а обострению конфликтов;

- определение круга возможных альтернатив, допустимых ус­тупок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;

- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения.

- результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффек­тивный контроль.

Основные стратегии обращения с конфликтами – это

ü Нормативная или морально-правовая стратегия (разрешение конфликта на административно-правовой или этической основе)

ü Реалистическая стратегия – конфликт в принципе неизбежен, в силу природы чела и ограниченности ресурсов, - необходимо временное урегулирование конфликта любыми средствами, пригодными в данной ситуации.

ü Идеалистическая стратегия – ориентируется на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, послужившие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон или достижение новых целей.

Основные стили конфликтного поведения:

· Силовой стиль

· Уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций или выход из конфликтного поля.

· Приспособление (жертва собственных интересов и отказ от собственных целей – победа одной стороны)

· Компромисс - эффективен для решения второстепенных вопросов (консервирует отношения противостояния, блокирует выяснение источника конфликта)

· Сотрудничество (ознакомление с позицией противника, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента поиск взаимоприемлемых решений и их реализация)

· Поддержание статуса-кво (мирное сосуществование)

· Формирование индифферентности (нейтрализации эмоционального накала, работа по разъяснению)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...