Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как разрешают конфликты рационалы и иррационалы




Как разрешают конфликты рационалы и иррационалы

Как только что‑ то вторгается в жизнь рационала, он должен активно на это что‑ то отреагировать. Если новые данные требуют изменения графика или модификации «информационной базы», они часто отвергаются без раздумий. (Некоторые называют это «придирками». ) В результате даже самый безобидный вопрос может привести к последствиям, очень похожим на конфликт.

Рационалы стремятся все держать под контролем, в особенности конфликты. Их девиз: «Быть во главе, командовать и сохранять самообладание». Рационалы – большие любители свалить вину на других. (Особенно это касается рациональных логиков. ) Часто рационалы слишком резко выражают своё несогласие по вопросам, которые на деле не являются для них столь принципиальными. Создаётся впечатление, что они уверены в своей правоте и совершенно не желают выслушивать другие точки зрения.

Иррационалы обычно ищут новые пути. Для других типов, особенно рациональных, они могут быть источником непрерывного раздражения. Когда иррационал находит новый путь, часто он совершенно не собирается ему следовать – это лишь часть процесса восприятия, характерного для иррационалов, а в итоге рационалы могут сильно разозлиться на «бессмысленные» действия – спор ради спора, альтернатива ради альтернативы: «Давайте рассмотрим все варианты».

Есть ещё одна проблема: иррационалы не всегда имеют в виду буквально то, что говорят. В соответствии с типологическими особенностями, иррационалы обычно делятся своим восприятием, а не суждениями, считая, что их высказывания звучат более определённо, чем на самом деле – особенно если рядом оказывается рационал, который действительно нуждается в точных и определённых формулировках. Мы не так давно наблюдали этот феномен в разговоре между девушкой рационального типа и её иррациональной начальницей. Подготавливая почту для отправки, рационалка положила в конверт столько документов, что он буквально вздулся. Её начальница подумала, что надо поменять конверт на другой, большего размера. Она подошла к сотруднице и поделилась своим восприятием: «Как по‑ твоему, этот конверт не слишком мал? » Сотрудница‑ рационал коротко ответила «нет» и вернулась к работе. После чего начальнице пришлось оспаривать неверное, с её точки зрения, суждение подчинённой. Если бы в самом начале она сообщила своё суждение, а не восприятие – «Мне кажется, этот конверт слишком мал. Поменяйте его на другой, побольше», – процесс прошёл бы легче и быстрее, снизив вероятность возникновения конфликта на почве этого, столь тривиального, вопроса. (Начальница могла бы легко решить проблему, сказав подчинённой: «Я сообщила своё восприятие, а не суждение. На самом деле я имела в виду, что…»)

Другое препятствие в разрешении конфликтов – непоколебимая уверенность рационалов в своей правоте: они совершенно не выносят никаких оттенков смысла. Рационал говорит: «Я знаю, что я прав, а поскольку я знаю, что я прав, следовательно, ты неправ». Если его собеседник – тоже рационал, он, разумеется, так же уверен в своей правоте, таким образом, диалог заходит в тупик. С другой стороны, иррационалы так оживлённо втягиваются в конфликт – ищут новые данные, изобретают новые пути и пытаются разобраться в том, как рационал пришёл к такому заключению, не имея всей нужной информации, что на пятой‑ шестой реплике спора они могут не вспомнить даже его причины. Стоит ли говорить, что других, особенно рационалов, такое поведение раздражает.

Пять шагов к разрешению конфликта

В любом конфликте, будь то конфликт в семье или на работе, существует пять основных шагов для того, чтобы заинтересованные стороны рассмотрели проблему в истинном свете – а это уже полпути к её решению.

Чтобы пройти эти пять шагов, нужно ответить на некоторые вопросы:

1. Предмет разногласий: Что является предметом данного конфликта? Составьте список спорных вопросов.

2. Основа: Есть ли у него типологические причины? Можете ли вы определить, какие предпочтения затрагивает спорный вопрос, и более объективно их классифицировать?

3. Причина: Как возникло непонимание? С какими событиями в прошлом оно связано? Можете ли вы истолковать причины с типологической точки зрения?

4. Решение: Способен ли каждый из оппонентов встать на противоположную точку зрения?

5. Соглашение: И наконец, существуют ли вероятность договориться полюбовно или найти компромисс в данной проблематичной ситуации?

Советы по разрешению конфликтов

Рационалы: вы не всегда правы. В это может быть трудно поверить, но вам придётся это сделать, если вы хотите, чтобы конфликт хоть когда‑ нибудь разрешился. Рационалы видят мир в категориях «чёрное и белое», «плохое и хорошее», и им нелегко принять противоположную точку зрения. Трудно обсуждать что‑ либо с человеком, который считает, что он всегда прав.

Иррационалы: займите чёткую позицию. Иррационалы часто могут аргументировать противоположные точки зрения, потому что они действительно понимают обе точки зрения в споре. Иногда это приводит к тому, что они играют адвоката дьявола. Гибкость и приспособляемость не всегда полезны при решении проблем. Порой эти качества могут даже обострить конфликт. Если что‑ то для вас действительно важно, лучше занять твёрдую позицию и защищать её.

Рационалы: они наиболее чётко знают, что им нравится, а что не нравится. Больше всего им нравится то, что происходит в соответствии с их планами – чаще подразумеваемыми, чем явными. Они любят определённые поступки и слова, которые приводят ситуацию в движение и соблюдаются до последней буквы, даруя всем участникам удовлетворение. Любые помехи в запланированных событиях не просто раздражают рационала, а могут напрочь испортить для него само событие. Рационалы хотят, чтобы все происходило в соответствии с расписанием – никаких сюрпризов. Хотя рационалы и любят перемены, эти перемены должны быть запланированы.

Иррационалы: в противоположность рационалам, иррационалы больше всего радуются всему незапланированному, необычному и даже рискованному – и, конечно же, сюрпризам. Чем более неожиданно событие, тем больше оно нравится иррационалу. Соответственно отвращение у них вызывают планы, расписания (явные или подразумеваемые) и все, что лишает их шанса на неожиданности и перемены.

Четыре правила типологии личности для рационалов и иррационалов  

1. Иррационалы должны генерировать альтернативы. Это их истинная натура. Они могут найти альтернативное решение для любого вопроса.

2. Рационалам следует выслушивать варианты, предложенные иррационалами, и выбирать один из них. Иррационалы будут им за это благодарны, потому что так им проще понять, чего они хотят, а чего не хотят.

3. Жалобы естественны для рационалов. Они должны немедленно пожаловаться, если что‑ то прерывает их расписание или меняет планы.

4. Очень действенна методика, при которой вы предлагаете рационалу новую идею и уходите из помещения на несколько минут. Это даёт рационалу возможность спокойно обдумать её и подвергнуть критике, не порождая никому не нужных конфликтов.

 

В типологии личности ваши сильные стороны могут перерастать в зависимость. Как и в случае с выпивкой, едой и некоторыми другими вещами, слишком много хорошего – уже плохо. В случае типологии личности, если у вас слишком сильно или слишком явно выражено какое‑ либо предпочтение, это может стать для вас не благословением, а проклятием. Например, экстраверсия – это прекрасно (как и интроверсия; не забывайте, что в типологии личности нет хороших и плохих типов). Но если экстраверсия выражена слишком сильно, она может привести к полному сосредоточению на окружающем мире, так что не останется ни времени, ни интереса на размышления, раздумья и самоанализ. Подобное отсутствие равновесия весьма проблематично и в случае рациональности/иррациональности. Если вы – ярко выраженный рационал, ваша жизнь, скорее всего, представляет собой сплошной акт насилия над собой, вам трудно расслабиться и «принять все как есть». А если иррациональность хлещет в вас через край, то каждое утро вы встречаете прекрасными новыми проектами – но крайне редко осуществляете хоть какие‑ то из них.

Рационалы:

· сравнивают вновь поступающий опыт с предыдущим.

· сначала оценивают информацию, затем принимают решение.

· для того, чтобы переключиться на новое, требуется усилие, а иногда и время

· не любят сюрпризы

· ценят стабильность и организованность

· относительно быстро достигают своих целей

· не очень гибкие, не всегда могут приспособиться к новой ситуации

· уважают традиции

· выступают за долгие и стабильные отношения

· чтобы избежать неожиданностей, соблюдают правила

· внешне выглядят подтянутыми, как будто внутри – металлический стержень.

Иррационалы:

· воспринимают новый опыт непосредственно, не сравнивая его с предыдущим.

· принимают решение без предварительной оценки, установки.

· на новое переходят плавно, без усилий, живут в потоке.

· с ними часто случаются непредвиденные моменты.

· не очень организованы.

· идут к цели, отвлекаясь, из-за чего достигают ее медленнее.

· не держатся за традиции и привычные нормы.

· не станут поддерживать отношения ради одной только стабильности.

· игнорируют правила, предпочитая ориентироваться по ситуации.

· гибкие, хорошо приспосабливаются и подстраиваются под ситуацию.

· внешне выглядят расслабленными, тело – гибкое.

Что ведет вашего ребенка — разум или импульс?

Наверное, 90% процентов родителей ответят — импульс. Увидел и побежал. Да, действительно, в целом дети более непосредственны, чем мы, взрослые, наученные горьким опытом. Все маленькие дети шаловливы и стремятся проводить эксперименты, поэтому иногда даже маленькие рационалы кажутся иррационалами. По мере взросления предпочтения становятся более явными.

 Ребенок -рационал будет поражать вас своими умными размышлениями с самого раннего возраста. Он задает логичные, с его точки зрения, вопросы, например: «Почему в губах нет косточек? » Для него очевидны многие вещи, с которыми вы только собираетесь его познакомить, — он уже в курсе, так как очень наблюдателен.

У такого ребенка страсть к упорядочиванию всего и вся. Это не значит, что он будет с радостью собирать разбросанные игрушки. Скорее, он будет вас призывать к порядку во всем, будь то слова или поступки. И не вздумайте наводить порядок в его комнате или брать его вещи, он этого ужас как не любит.

Большим дискомфортом для такого ребенка будет нарушение обычного распорядка дня. Он может даже заболеть в отпуске или на каникулах, потому что нарушен заведенный ранее привычный режим. Ему сложно принять что-то новое, перестроиться.

Ребенок – рационал:

Ø Нравится жить в хорошо организованном и распланированном окружении.

Ø Нравится принимать решения, но принимает и решения других, чувствует себя комфортно, когда знает, чего ожидать и что должно произойти.

Ø Беспокоится, когда какой-то вопрос в течение длительного времени остается нерешенным.

Ø Не любит менять планы, требуется время, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам.

Ø Комфорт основан на стабильности.

Ø Волнует, сколько времени уходит на выполнение заданий, не любит тратить время попусту, старается не опаздывать и хочет, чтобы другие поступали также (родители должны вовремя забирать после садика, школы).

Ø Предпочитает соблюдать правила. Часто спрашивает, как нужно играть, что нужно и что не нужно делать. Поняв правила, не склонен их изменять.

Ø Уважает авторитет и выполняет свои обязанности. В подростковом возрасте может взбунтоваться, если родителями были установлены жесткие правила.

Ø Продуктивен, ответственен. Предпочитает заканчивать дела.

Пример: Мама Миши знала, что можно надолго вывести его из равновесия, расстроить, если неожиданно вбежать в детский садик и забрать его домой. Даже если она опаздывала, она старалась не показывать, что торопилась, посидеть несколько минут рядом с сыном, выслушать, чем он занимался, а затем начать отсчет: " осталось десять минут до выхода, ... осталось пять минут, ... две минуты, все, пошли в машину". Почему она выбрала такую тактику поведения? Потому что однажды, очень торопясь, она вбежала в группу, взяла сына на руки и унесла в машину, он начал сильно плакать, кричать, долго не мог успокоиться. Даже став старше, Миша, придя домой, нуждался во времени, чтобы переключиться из одного окружения на другое, поэтому он просто бездельничал, ничего не делал. Несложно определить, что Миша - рационал.

У ребенка-рационала всегда есть примерный план действий на день. И если что-то меняется, он сильно переживает. Ребенку следует объяснять, что жизнь изменчива, она не может выстраиваться по жесткому плану, нужно учиться быть гибким. Жизни без непредвиденных обстоятельств не бывает. Изменчивости не надо бояться, надо постоянно двигаться вперед. Не сложилось одно дело, его следует оставить и взяться за другое. Пусть первое «дозреет», нужно «отпустить» ситуацию. Придет момент и это дело пойдет «как по маслу». Часто такому человеку хочется бегом, молниеносно что-то завершить. Если что-то сразу не получается, он начинает нервничать и суетиться. Нужно объяснить, что это может нанести только вред. Лучше ситуацию тщательно подготовить, подождать, а пока следует переключиться на что-то другое.

В ситуациях неизвестности, неопределенности такой ребенок сильно переживает: «Как будет там, куда я завтра пойду? А что там будет на контрольной, пойму ли я все? ». Взрослым нужно стараться не оставлять такого ребенка в непонятных ситуациях, ему нужно объяснять все как можно проще. «Неизвестность для меня – это очень тяжело». «Мне нужно, чтобы все было понятно. Все, все, все». Взрослым нужно открывать мир этому ребенку со всех сторон, все объяснять.

Ребенок-иррационал - «импульсивный» ребенок непоследователен, его мысли скачут, как птички с ветки на ветку. Такой ребенок легко переключаем, подолгу не застревает на своих переживаниях. Обратите внимание на то, как он относится к еде. Иррационалы не могут долго ждать, если голодны. Тут же закатят истерику. Рациональный ребенок более вынослив, и, если вы с ним запланировали пойти, например, в Макдональдс, он не станет перекусывать аппетитным пирожком, а заставит вас посетить именно то заведение, куда вы собирались.

Ребенок – иррационал:

Ø Спонтанен, легче справляется с неожиданностями.

Ø Любит все новое, необычное.

Ø Необходимость делать выбор, принимать решение вызывает беспокойство, поэтому часто позволяет сделать этот выбор другим, может казаться пассивным.

Ø Предпочитает откладывать решение или оставлять вопрос открытым.

Ø Стремится жить моментом.

Ø Относится ко времени свободно, поэтому может опоздать, не успеть сделать работу.

Ø Игру смешивает с уроками, все перемешивается и превращается в непрерывный процесс.

Ø Сопротивляется любым запретам.

Ø Постоянно нарушает границы допустимого поведения, забывает о существовании правил или сомневается в них.

Ø Ограничения воспринимает как барьеры на пути исследования мира.

Ø Лучше просить прощения, чем спрашивать разрешения.

Ø Может неоднократно нарушать дисциплину.

Ø Любопытен, задает много вопросов, игрив, импульсивен.

Ø Предпочитает начинать дела.

Пример: У Вики, ребенка-иррационала, уборка в комнате могла занимать в три раза больше времени, чем должно было быть по мнению ее мамы, рационала. Так как девочка, перебирая и складывая многочисленные игрушки, часто начинала новую игру, находила забытые игрушки. После многочисленных уговоров, упреков, мама сдалась и позволила дочери убирать игрушки так долго, как та желает, выделяя для этого занятия больше времени. Мама старалась не смотреть на весь процесс уборки, она уходила в другую комнату, чтобы не начать критиковать и подгонять дочь.

Если вам необходимо, чтобы ребенок-иррационал выполнил какую-то работу, нужно четко обозначить время, к которому должна быть выполнена эта работа. Заранее что-то делать ему очень сложно. Его психика включит его в работу, когда уже будет «некуда деваться». Возможно, это будет за 15-20 минут до поставленного срока.

У иррационала работоспособность по настроению, повышается и понижается без видимых причин.

Планирует он намного больше, чем может сделать или вообще ничего не планирует.

Вечером у такого ребенка энергетический подъем, поэтому необходимо в это время его физически нагружать, давая возможность израсходовать приток энергии.

Укладывать спать этого ребенка необходимо строго в одно и то же время, тогда он будет хорошо засыпать.

Иррационал трудно просыпается по утрам. Такому ребенку необходимо давать выспаться – это будет залогом хорошего настроения и желания работать.

 

Обучение

Было замечено, что учить «разумных» и «импульсивных» чтению нужно по-разному. Разумному ребенку подойдет классический метод обучения — от букв и слогов к целому слову. С импульсивным ребенком можно смело осваивать методики с запоминанием целых слов, не боясь при этом, что он будет путаться в окончаниях. Такой ребенок учится читать по вывескам и рекламным щитам.

Рационалам легче всего учиться, когда они знают, какие задачи перед ними стоят и каков план обучения. Для иррационала все это, скорее, досадные помехи. Для иррационала не так важно выполнить план, как уделить внимание каждой мысли, что придёт ему в голову. Но рационала расстраивают отклонения от намеченных планов. («Мы сказали, что пройдём сегодня три параграфа, но прошли только один, а все остальное время потратили на обсуждение». ) Иррационалам доставит огромное удовольствие урок, на котором учебный план был принесён в жертву ради интересного отклонения от темы. Конечно, способность действовать согласно плану напрямую связана с типом преподавателя. Несмотря на то, что интуитивно‑ иррациональные этики могут быть превосходными учителями на любом уровне обучения, в системе образования их довольно мало благодаря сенсорно‑ рациональным логикам на административных должностях, которые требуют от них еженедельных подробных отчётов. Эти отчёты совершенно изнурительны для иррационалов.

Очень важно, чтобы учитель для ребенка-рационала был доброжелательным и мог просто и доступно объяснять, лучше показывая на примерах. Если ребенок в чем-то разобрался, он это будет помнить долго, и если, говоря про школьные предметы, у него не будет белых пятен, он сможет иметь хорошую успеваемость по многим точным наукам: физике, математике, геометрии, химии. Сложнее дело будет обстоять с историей и литературой. Сложности могут возникнуть в изучении русского языка. Нужно знать, что заучивание правил ни к чему хорошему может не привести. Самое главное – нужно во всем разобраться, все понять. Чтобы ребенок – иррационал сделал или выучил уроки, ему надо просто объяснить, чтобы он четко понял, какую конкретную пользу это ему принесет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...