Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)




Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) представляет со­бой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предна­значенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника яв­ляются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.

Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добря­ков И. В., Никольская И. М., 2003). В России методика была использована Н. Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М. Ю. Городновой и С. Б. Ваисова 90 семей подростков с герои­новой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая мо­дель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.

Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаи­мозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от дру­га. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие пока­затели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наобо­рот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при

воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются сле­дующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье» (см. табл. 4).

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следую­щие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Анало­гично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структу­рированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и счи­тают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функ­ционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями явля­ются разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематич­ные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из ко­торых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансирован­ными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют край­ние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстре­мальным, а другой — к сбалансированным уровням (см. рис. 1).

Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они

хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет сте­пень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функциониро­вании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в иссле­довании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.

Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать ат­мосферу доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый полу­чает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. В ходе работы с опросником у обследуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются по­яснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психотерапевту дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить пат­терны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.

Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их комму­никации.

Описание методики

Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда — 1,

редко — 2,

время от времени — 3,

часто — 4,

почти всегда — 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функцио­нирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его ви­деть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...