Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Цель, задачи и место дисциплины в учебном процессе.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЙ

АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА

 

 

Масуев М. А

Проектирование предприятий

Автомобильного транспорта

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по образованию в

Области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов

Для межвузовского использования

 

 

Махачкала – 2002

УДК 656. 13.07.001.2 ББК 39.38.

Масуев М.А.

 

Проектирование предприятий автомобильного транспорта.

Учебное пособие для вузов. Махачкала: МФ МАДИ (ГТУ), 2002.–238 с.

 

В книге освещены вопросы развития производственно - технической базы, изложены принципы разработки технико-экономического обоснования строительства, расширения, ре­конструкции, технического перевооружения и основы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, приведены технологические нормативы и порядок расчета производственной программы, а также методы оптимизации процесса технического обслуживания и ремонта подвижного состава в условиях рыночной экономики. Рассмотре­ны вопросы принятия архитектурно-планировочных решений при проектировании предпри­ятий с использованием традиционных строительных материалов и конструкций и современ­ных модульных металлоконструкций.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и колледжей, обучающихся по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". Может быть полезно для инженерно - технических работников, занимающихся проектированием, реконструкцией, техническим перевооружением и эксплуатацией предприятий автомо­бильного транспорта.

 

Типография МФ МАДИ (ГТУ), 2002.

 

Введение. Цель, задачи и место дисциплины в учебном процессе.

Цель преподавания дисциплины. Курс "Проектирование предприятий ав­томобильного транспорта" завершает цикл специальных дисциплин, преду­смотренных для подготовки инженера-механика по специальности 150200 "Ав­томобили и автомобильное хозяйство".

Целью преподавания дисциплины является получение студентами углуб­ленных' знаний по вопросам реконструкции, технического перевооружения и проектирования производственной базы предприятий автомобильного транс­порта.

Задачи изучения дисциплины В соответствии с квалификационной харак­теристикой одной из основных задач деятельности инженера-механика специ­альности 150200 является выполнение технологических расчетов и разработка проектных решений по строительству, реконструкции и техническому перевоо­ружению предприятий автомобильного транспорта с учетом достижений науки и техники и современных требований, предъявляемых к производственно-технической базе предприятий. Исходя из этого, задачами дисциплины являют­ся: изучение эффективных форм развития производственной базы; освоение методики расчета производственной программы; оптимизация систем обслужи­вания и ремонта автомобилей; разработка вопросов технического перевоору­жения предприятий.

Перечень дисциплин, необходимых для освоения курса. Студенты, изу­чающие курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" должны иметь знания по следующим дисциплинам: "Математика", "Информа­тика", "Автомобили", "Основы производства и ремонта автомобилей", "Основы теории надежности и диагностики автомобилей", "Техническая эксплуатация автомобилей", "Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомо­билей", "Информационное обеспечение автотранспортных систем".

 

 


Объем курса. Курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" рассчитан на два семестра с общим объемом 140 часов. По курсу предусмотрены зачет, экзамен и курсовой проект. Курс лекций и практических занятий в сочетании с курсовым проектом позволяют получить стройную сис­тему знаний и навыков, необходимых для решения задач развития и совершен­ствования производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта.

 

Глава 1. Состояние и пути развития производственно - технической базы предприятий автомобильного транспорта.

 

Для любого промышленно развитого государства основой экономики яв­ляется развитая транспортная система. Никакое производство не может обой­тись без пространственного перемещения сырья, комплектующих, средств тру­да, готовой продукции и рабочей силы. Транспорт обеспечивает это перемеще­ние создавая объективные условия для непрерывного функционирования про­изводства, комплексного, взаимосвязанного развития всех его секторов. Дос­тавляя готовую продукцию труда потребителям, транспорт завершает процесс материального производства, а перевозки пассажиров наряду с производствен­ными решают и социальные проблемы. Если привести аналогию с живым орга­низмом, то транспорт можно представить кровеносной системой, обеспечи­вающей жизнедеятельность всего организма, доставляя ко всем его органам ки­слород и питание.

Среди подсистем транспортной системы, таких как железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и трубопроводный - автомобильный транспорт является ведущей составной частью и связующим звеном между всеми другими видами транспорта. Автомобильный транспорт России осущест­вляет около 80% грузовых и 90% пассажирских перевозок. Наиболее крупным

 

подразделением автотранспортной подсистемы является техническая эксплуа­тация автомобилей, обеспечивающая поддержание подвижного состава в тех­нически исправном состоянии.

Современный автомобиль представляет собой сложную техническую систему, состоящую из более чем 15-ти тысяч деталей. Такую систему невоз­можно эксплуатировать без регулярного проведения технических воздействий и ремонтов. В процессе эксплуатации автомобиль регулярно подвергается тех­ническим воздействиям. В соответствии с "Положением о техническом обслу­живании и ремонте автомобилей", действующим в России, автомобилям прово­дятся: ежедневное обслуживание (ЕО); техническое обслуживание №1 (ТО-1); техническое обслуживание №2 (ТО-2); сезонное обслуживание (СО); текущий ремонт (ТР); капитальный ремонт (КР). Трудоемкость и объем материальных заграт на техническое обслуживание и ремонт за весь период эксплуатации автомобиля многократно превышает трудовые и материальные затраты на его изготовление.

Выполнение такого объема специализированных работ на автомобиле, его агрегатах и узлах без соответствующего оборудования, цехов, участков, по­стов, оснастки и инструмента, то есть без производственно-технической базы (ПТБ) практически невозможно. Производственно-техническая база является основой технической эксплуатации автомобилей и инженер-механик специаль­ности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство" обязан в деталях знать основные требования, предъявляемые к проектированию, реконструкции, тех­ническому перевооружению и эксплуатации предприятий автомобильного транспорта.

Специалистам, работающим на предприятиях автомобильного транспорта приходится регулярно заниматься вопросами реконструкции и технического перевооружения цехов, участков, зон, проектированием новых производствен­ных площадей, реорганизацией производства. Потребность в реконструкции и тех пере вооружен и и возникает довольно часто при изменении параметров

 

заложенных в процессе проектирования предприятия. Это могут быть измене­ния в списочном составе парка, изменения интенсивности эксплуатации ав­томобилей, изменения, появившиеся в конструкции автомобиля, выпуск нового более совершенного гаражного и диагностического оборудования и многое другое. Освоив курс "Проектирование предприятий автомобильного транспор­та" специалисты могут не только самостоятельно осуществлять технологиче­ское проектирование новых предприятий, но и успешно решать инженерные задачи, связанные с расширением, реконструкцией и технологическим перевоо­ружением предприятий.

Техническая готовность к выполнению перевозок, надежность и работо­способность подвижного состава зависит не только от конструктивных качеств и уровня их производства, но и от уровня организации технической эксплуата­ции автомобилей, состояния и оснащенности ПТЬ предприятия, в состав кото­рой входит целый комплекс цехов, зон, участков различного назначения. При­чем каждый вид обслуживания и ремонта имеет свою специфику и соответст­венно оборудование, оснастку и производственные помещения необходимо проектировать с учетом этой специфики. Так, например, уборочно-моечные ра­боты, входящие в состав ЕО специфичны тем, что, во-первых, они выполняют­ся ежедневно почти для всего подвижного состава при возврате с линии; во-вторых, работа связана с большим расходом воды и обводнением близлежащей почвы; в третьих, необходимостью создания очистных сооружений. Исходя из этого, при проектировании мойку целесообразно разместить отдельно от ос­новного производственного корпуса, чтобы избежать обводнения фундаментов здания, в удобном месте для проезда к ней автомобилей, возвращающихся на предприятие. Вблизи мойки должен быть участок для строительства очистных сооружений, желательно также иметь участок для стоянки автомобилей, ожи­дающих в очереди на мойку.

 

 

Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.

 

Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановую отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонт­ные, автообслуживающие и терминалы.

Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распро­страненным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспе­чение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выпол­нения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ре­монту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.

По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобус­ные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предпри­ятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежно­сти различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, ак­ционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.

Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия про­мышленных предприятий и так далее). Специализация АТП по виду груза по­зволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.

 

 

Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, соз­даются специализированные городские автобусные предприятия и таксомотор­ные парки.

Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевоз­ки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет доста­точного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специали­зированных грузового и пассажирского предприятий.

Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой по­мощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.

Комплексными называются автотранспортные предприятия осуществ­ляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвиж­ного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного со­става (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.

Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также рабо­ты по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1.

Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей в комплексном АТП.

 

Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агре-гаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный пол­нокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают­ся, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, не­пригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются.

По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надеж­ность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну вы­полнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие, АТП после отмены плано­вой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капи­тальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.

Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техниче­ское обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), стан­ции технического обслуживания автомобилей' (СТОА), гаражи-стоянки, кем­пинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие.

Базы централизованного технического обслуживания автомобилей пред­назначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предпри­ятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д.

Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ре­монт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и при-

 

 

дорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузо­вые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТОА обслуживают автомобили принадлежащие горожанам или городским предприятиям и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть неболь­ших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, ди­агностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Проектными организациями разработано большое количество типовых проектов СТО мощностью от 5 до 100 постов.

Гаражи-стоянки это предприятия, главная задача которых - хранение ав­томобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специаль­ных зданий. Гаражи - стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или назем­ным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют со­бой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для сто­янки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслужи­вания автомобилей.

Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. 11а АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив

 

воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслу­живанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.

Терминалы - транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, кон­тейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.

Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслужива­ния междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправ­ляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных ус­луг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, про­живание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.

Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабаты­ваются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправи­теля.

Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые па­вильоны и т.д.

Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта. В

 

перспективе планируется создание транспортного терминала в г. Махачкала, который позволит объединить и расширить возможности железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспорта республики.

Показатели оценки состояния и развития ПТБ.

Производственно - техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия -средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и пе­редающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав произ­водственных фондов входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и ин­вентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте к концу 80-х годов составила:

здания - 25%

сооружения - 4%

машины, оборудование, инструмент - 10%

транспортные средства - 61 %

Большая часть основных производственных фондов автомобильного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно т.к. они осуществляют транспортный процесс, а здания и сооружения создаются для об­служивания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть доста­точной чтобы обеспечить поддержание работоспособности подвижного соста­ва. Оптимальной считается, когда доля зданий, сооружений, оборудования и инструмента составляет в структуре основных производственных фондов не менее 50%. В случае, когда эта доля менее 50% можно утверждать, что осна­щенность и уровень механизации производственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современным требованиям.

Основные фонды в процессе производства имеют физический износ,

 

снижаются технические и экономические параметры. Физический износ со­провождается уменьшением стоимости основных фондов. Для возмещения из­носа основных фондов, их капитального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа ос­новных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизацион­ные отчисления накапливаются на предприятии, и используются на модернизацию и обновление производственных фондов.

Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса промышленность создает оборудование и технологии более эффективные, чем имеющиеся на предпри­ятии. В случае, когда эффективность работы и производительность труда на новом оборудовании существенно выше, чем у имеющегося оборудования, то несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло аморти­зационного износа может быть заменено на более совершенное и высокоэффек­тивное оборудование. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физического и морального износа и воспроизвод­ства основных фондов.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомо­бильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондо­емкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также раз­личные коэффициенты.

Фондоотдача (ФО) определяет сумму доходов , приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Фосн.):

ФО=

Фондоемкость (ФЕ) - величина основных фондов, приходящихся на 1 рубль дохода:

ФЕ=

Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов, приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия (Nс):

ФВ=

Рентабельность основных фондов (Rоф) - отношение балансовой прибыли (Пбал) к величине основных производственных фондов:

ФО=

Для оценки эффективности использования основных фондов часто ис­пользуются также коэффициент эффективности использования основных фон­дов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу време­ни работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности ра­боты оборудования, показывающий сколько смен используется установленное оборудование.

Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вме­стимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической го­товности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомо­бильного транспорта показателями.

В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в техни­чески исправном состоянии.

Экономический кризис в России и его влияние на состояние ПТБ.

В начале 90-х годов XX века произошли события огромного историче­ского значения. В результате экономических и политических ошибок, допу­щенных руководством страны развалилась крупнейшая мировая держава - Со­юз Советских Социалистических республик, распавшись на 15 самостоятель­ных государств.

 

 

В России к власти пришла приверженная к капитализму группа бывших партийных лидеров. Отказавшись от своих прежних убеждений, они объявили о резком изменении политического курса страны и переориентации с комму­низма на капитализм. Дело оставалось лишь за "малым" - поломать социали­стическую систему хозяйствования и сотворить капитализм.

Капиталистический путь развития предполагает наличие рыночной эко­номики и многообразие форм собственности, которые планировалось создать за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий. Привати­зация при ее грамотном проведении могла бы обеспечить формирование широ­кого слоя частных собственников, привлечь в производство инвестиции и обес­печить подъем экономики страны в целом.

По замыслу организаторов приватизацию планировалось осуществить путем передачи или продажи предприятий эффективным собственникам, т.е. собственникам, которые могли бы вложить средства и наладить эффективную работу и развитие перешедших в их собственность предприятий. Но, привати­заторы не учли, что в стране не было богатых частных собственников, способ­ных вкладывать средства в предприятия, обеспечивая их развитие, а для ино­странных инвесторов не была подготовлена необходимая законодательная база. Таким образом, предлагаемая народу система приватизации была заранее обре­чена на провал.

Наступивший вслед за политическим переворотом период был характерен безоглядным охаиванием всего того, что было создано при социалистическом строе. Моральные устои, сложившиеся за много десятилетий были разрушены, а новой идеологии и моральных ценностей, чтобы предложить взамен у ре­форматоров не было. Принятые ранее законы в стране практически не действо­вали, а новые еще не были приняты. В борьбу за передел государственного имущества вступили криминальные авторитеты и оказавшиеся у власти кор­румпированные государственные чиновники. Следствием всего этого стали на­ступившие в стране беззаконие, коррупция, разгул преступности.

 

 

Вместо ожидаемого экономического подъема произошел резкий спад производства. В результате развала страны промышленные предприятия оказа­лись оторванными от предприятий, с которыми работали в едином комплексе, поставляли продукцию, получали комплектующие и материалы. Допущенные руководством политические и экономические ошибки привели к возникнове­нию глубочайшего экономического кризиса и галопирующей инфляции.

Многие заводы и фабрики перестали работать, а те, что продолжали ра­ботать многократно снизили объемы выпускаемой продукции. Экономический кризис незамедлительно отразился на работе автомобильного транспорта. Гру­зовые предприятия из-за отсутствия заказов практически остались без работы, а пассажирские предприятия существенно снизили объемы перевозок.

Лишившись доходов автотранспортные предприятия, чтобы рассчитаться с непомерно раздутыми налогами стали реализовывать свой подвижной состав, технологическое оборудование и другие ценности. Отдельные предприятия, ко­торые не смогли найти выход в тяжелых условиях экономического кризиса распродали свое имущество и перестали существовать, но многие предпри­ятия, хотя и потеряли часть подвижного состава смогли найти свою нишу в из­менившихся условиях и сохранить предприятия.

Для примера приведем сведения о произошедших изменениях на авто­мобильном транспорте общего пользования Дагестана. В середине 80-х годов в состав объединения "Дагестанавтотранс" входило 24 предприятия со списоч­ным составом автомобилей около 4500 единиц, а к концу 90-х годов осталось 19 предприятий с подвижным составом менее 1400 автомобилей (таблица 1.1.).

За этот же период резко увеличилось количество частных автомобилей. Появилось большое количество частных грузовых автомобилей и автобусов, которые раньше не разрешалось иметь в частном пользовании. Коренным обра­зом изменилась структура владельцев подвижного состава и на автомобильном транспорте Дагестана (таблица 1.2.).

 

 

 

 

Таблица 1.1.
Годы Кол-во предприятий Списочный состав Объем перевозок
Автоб Груз Смеш Такс Автоб Груз. Легк. Тыс. П/км Тыс. т/км Тыс. плкм
                1361,7 312,3 46,3
                1444,4 329,0 33,8
                864,1 19,1 2,5
                705,3 7,9 0,3
Таблица 1.2.
Показат Годы Всего автомобилей 1СЙ Транспорт АО и Госпредприятий Частный транспорт
Автоб Груз Легк Автоб. Грузов. Легковые Автоб Груз. Легк.
              - -  
              - -  
                   
                   
                         

 

Произошли серьезные изменения и в структуре ПТБ предприятий авто­мобильного транспорта. Одновременно с ослаблением государственного секто­ра начали появляться частные и акционерные предприятия автомобильного транспорта. Согласно статистических данных только в г.Махачкала за послед­ние годы появилось более двухсот частных предприятий работающих в авто­транспортной отрасли. Это автомагазины, гаражи-стоянки, автомастерские по обслуживанию и ремонту отдельных узлов и агрегатов, автомойки, АЗС, СТОА.

Вследствие несовершенства законодательства, предприятия различных форм собственности оказались в разных экономических условиях работы. Частные автоперевозчики, как правило, не имеют производственной базы и

 

 

соответственно не несут дополнительных затрат на ее содержание. Размер налогов, приходящихся на единицу подвижного состава в АТП значительно выше, чем у частников. Частные перевозчики не несут затрат на обязательные на транспорте общего пользования работы, такие как предрейсовый технический осмотр автомобиля, предрейсовый медицинский осмотр водителя и т.д.

По указанным причинам частные перевозчики и предприятия оказались в более выгодных экономических условиях по сравнению с транспортом общего пользования. В перспективе ожидается, что экономические условия работы для частных лиц и государственных и муниципальных предприятий будут постепенно выравниваться и тогда в более предпочтительном положении могут оказаться АТП имеющие свою производственную базу, специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей, специалистов по организации перевозок и т.д. У них будут более широкие возможности для экономического маневрирования в изменяющихся рыночных условиях. Это может привести к тому, что, как и во всем мире, частные автоперевозки будут объединяться в акционерные предприятия, кооперативы, ассоциации, т.е. будут создавать свои АТП.

Сегодня в условиях длительного спада производства и резкого снижения объемов перевозок многие АТП испытывают серьезные экономические трудности. Основной вид деятельности - процесс перевозки грузов и пассажиров не обеспечивает не только расширенное, но и даже простое воспроизводство. В результате существенно сокращается парк автомобилей, численность работающих, ухудшаются экономические показатели деятельности АТП. Для того, чтобы выжить в тяжелых условиях экономического кризиса, АТП приходится искать пути получения доходов за счет производства и реализации продукции, работ, услуг.

Получение дополнительных доходов возможно в первую очередь за счет совершенствования организации перевозок грузов и пассажиров обеспечения конкурентоспособности перевозок, расширения клиентуры заказчиков, предоставления гарантий сохранности и доставки груза и т.д. У комплексных АТП есть также реальная возможность получения дополнительных доходов от орга-

 

низации инструментального контроля технического состояния, ТО и ТР, мойки и платной стоянки автомобилей сторонних организаций и частных лиц. Кроме того, АТП имеет возможность создать на своих производственных площадях другие производства, не связанные с основной деятельностью.

Начиная с 2000 года в экономике России наблюдается незначительный, но стабильный прирост промышленного производства. Есть все основания счи­тать экономический кризис преодоленным. Начинается возрождение экономи­ки, а соответственно и автомобильного транспорта.

 

Глава 2. Организация работ по ТО и ТР автомобилей. Техническое состояние автомобилей в процессе эксплуатации.

 

В процессе эксплуатации техническое состояние подвижного состава, вследствие влияния естественного износа, старения, деформации и коррозии деталей, узлов и агрегатов непрерывно изменяется. Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими может вызвать поломку или поврежде­ние - отказ автомобиля, нарушающий его работоспособность и приводящий к прекращению транспортной работы. Причины проявления отказов грузового автомобиля, выявленные путем экспериментальных исследований, выглядят следующим образом:

Износ - 40 %

Пластическая деформация -26%

Усталостные разрушения -18%

Температурные разрушения - 12 %

Прочие - 4 %

Одной из основных постоянно действующих причин изменения техниче­ского состояния механизмов является износ деталей, интенсивность которого в процессе эксплуатации возрастает. С увеличением износа деталей увеличивает­ся вероятность потери ими работоспособности, т.е. с увеличением пробега ав­томобиля с начала эксплуатации возрастает вероятность его отказа.

 

На возникновение отказа автомобиля влияет огромное количество пере­менных факторов. К ним можно отнести: качество материала, из которого изготавливается деталь; точность и чистота обработки деталей; качество сборки автомобилей и аг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...