Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Техники семейной терапии




бования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем).

По окончании конструктивного спора по определенным критериям и пози­циям оцениваются его стиль и результаты. Г. Р. Бах и П. Уиден оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4 по каждому параметру.

При оценке стиля спора участники получают «+1» или «-1» балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимальное количество баллов — «+4» или минимальное — «-4». На каждом сеансе групповой терапии супружеские пары имеют возможность узнать особенности стиля своего спора и его результа­тивность.

Табл и ца 23

Стиль спора

Параметры Стиль спора «+» «—» Стиль спора
1. Конкрет ность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь»     Обобщение: поведение назы­вается «типичным» («ты всегда...»), ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлечен­ность Оба увлечены,наносят и получают сильные «удары»     Один из участников не задей­ствован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и тд.
3. Коммуника­ция Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая обратная связь     Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная борьба» Не допускаются «удары ниже пояса», и принимается во внимание, сколько может вынести партнер     Аргументы не относятся к пред­мету спора, но нацелены в чувствительное место
Подсчет очков Общий счет

Также заполняется бланк «Результат спора». По каждой позиции начисля­ется «+1» либо «-1» балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются. В результате максимальная сумма для пары составляет «+8» бал­лов, а минимальная — «—8». Набранные баллы являются фактором подкреп­ления определенных паттернов супружеского взаимодействия.

Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участ­ников на необходимости соблюдения следующих правил «честной игры»:

П Высказывания партнеров по спору должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь».

О Участники должны воздерживаться от обобщений типа: «Ты никогда не слушаешь».

Таблица 24

Результат спора

Параметры Результат спора «+» ... Результат спора
1.Информа­тивность Партнеры что-то узнали или получили, научились чему-то новому     Не узнали ничего нового
2. Отреагиро-вание Исчезла напряженность, уменьшилась злобность, выяснены претензии     Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопони­манию и сближению партне­ров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство     Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранены проблемы, расширение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее     Ничего не решено, партнер не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить
Подсчет очков Общий счет

П Участники должны воздерживаться от упоминания о прошлых обидах, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особен­ности фигуры, внешности, дефект речи и др.

□ Необходимо воздерживаться от критики родственников: «Ты такая же глупая, как и твоя мать», «Ты такой же рохля, как и твой отец».

□ В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком.

Рекомендации по использованию: техника «Конструктивный спор» может применяться при работе с супружескими парами, характеризующимися высо­ким уровнем конфликтности, неумением договариваться и конструктивно об­ращаться с агрессией, которая может возникать по отношению к партнеру.

Техника содействует росту культуры выражения агрессии у супругов, что в последующем может стать моделью поведения для всех остальных членов се­мьи. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у од­ного из членов семьи иррационального страха перед выражением агрессии со стороны других: такие члены семьи склонны уступать выражению афессии даже тогда, когда чувствуют, что полностью правы. Обучение технике «Конструк­тивного спора» в таком случае обеспечивает «устойчивость» в ситуациях, свя­занных с выражением агрессии, формируя умение в подобных условиях нахо­дить приемлемую линию поведения.

♦Супружеская конференция» и «Семейный совет»

Цель: предоставление членам семьи возможности свободно общаться меж­ду собой; обучение конструктивным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций; поиск новых ресурсов для улучшения функциониро­вания семьи.

Историческая справка: первоначально техника предложена терапевтами ад-лерианского направления. В дальнейшем идея семейного совета была популя­ризована Дрейкусом и его коллегами (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Процедура проведения

Техники «Супружеская конференция» и «Семейный совет» используются для улучшения качества внутрисемейных взаимоотношений. Они представля­ют собой регулярно проводимые встречи психолога с супругами или всеми чле­нами семьи, в рамках которых создаются условия для улучшения семейных интеракций.

Алгоритм проведение техники «Супружеская конференция» Для оптимизации внутрисемейного общения супругам может быть предло­жена возможность регулярных встреч между ними и психологом. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив ка­кие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, партнеры договариваются о встречах, выбирают наиболее удобные для обоих часы для их проведения и знакомятся со списком правил, который разрабатывается пси­хологом с учетом индивидуальных особенностей данной супружеской пары и характера ее проблем.

Список правил может быть представлен следующими требованиями:

1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте как минимум один раз в неделю.

2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (примерно полчаса) на любую тему. Другой партнер должен в это время внимательно слушать, не перебивать и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Первый партнер может говорить ровно столько, сколько ему отведено времени. Если он заканчивает раньше, то оставшееся у него время супруги молчат.

3. Второй партнер кратко (в течение 3 минут) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и как он его понял. При этом запрещается осуждение и критика. Целью данного процесса является адекватное вос­приятие слов говорящего и признание его права на собственную позицию.

4. Далее второй партнер говорит в течение отведенного ему времени (рав­ного тому, что было отведено для супруга, выступавшего первым), а пер­вый его внимательно слушает.

5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в тече­ние 3 минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что он адекватно воспринял позицию другого, а также то, что она, равно как и его собственная, имеет право на существование.

6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и об­суждаться вплоть до следующей встречи.

8. В начале следующей встречи супруги рассказывают о том, что с ними про­изошло в промежуток между встречами и как они к этому относятся. Пси-

холог в соответствии с актуальной ситуацией корректирует правила про­ведения последующей конференции и еще раз повторяет задание.

Задача данной техники — сделать общение между партнерами более откры­тым, повысить сплоченность семьи, ослабить борьбу за власть и создать усло­вия для обученияконструктивным способам решения семейных проблем.

Алгоритм проведения техники «Семейный совет»

«Семейный совет» представляет собой расширенный вариант техники «Се­мейная конференция».

Как и в предыдущей технике, психолог знакомит членов семьи с правилами проведения семейного совета:

1. Семья собирается в условленное время, удобное для всех членов семьи, и в условленном месте как минимум один раз в неделю.

2. Совет предполагает участие всех членов семьи, однако присутствие на нем добровольное. Вместе с тем тот, кто не участвовал в семейном сове­те, должен согласиться с условием следовать тем решениям, которые будут на нем приняты. Наиболее целесообразно, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече.

3. Все члены семьи должны строго следовать решениям, принятым на со­вете. Если же они кем-то нарушаются, то такой инцидент должен об­суждаться на последующих встречах.

4. Каждый член семьи (как родители, так и дети) имеет право предложить вопросы для обсуждения.

5. Список вопросов может включать все, что имеет отношение к семейно­му функционированию.

6. На семейном совете запрещается обсуждать личности и их поведение. Это время и пространство предназначено для обсуждения проблем и спо­собов их решения.

На следующих занятиях члены семьи делятся с психологом опытом прове­дения совета и обсуждают его. Данная техника помогает семье научиться дого­вариваться и принимать совместные решения в процессе обсуждения семей­ных проблем. Опыт, полученный членами семьи в результате применения данной техники, способствует профилактике семейных конфликтов и повы­шает сплоченность семьи.

Семейная конференция или семейный совет могут назначаться психоло­гом в качестве домашнего задания для членов семьи. Впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи.

Рекомендации по использованию: Техники «Семейная конференция» и «Се­мейный совет» могут применяться при работе с высококонфликтными семья­ми, с семьями, переживающими нормативные кризисы, особенно обусловлен­ные взрослением детей, а также с семьями, в которых отсутствуют навыки коммуникации и совместного принятия решений. В последнем случае перед психологом стоит дополнительная задача обучить членов семьи элементарным навыкам коммуницирования.

на снимке?»; «Какие чувства вызывало у вас нахождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этотснимок?»; «Что происходило после того, как был сделан этот снимок?»; «Расскажите, пожалуйста, об этом месте»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»;

□ поведение членов семьи во время обсуждения фотографий: остальные члены семьи спокойны или возбуждены, проявляют безразличие либо интерес, серьезны они или шутят и т. д.

После того как член семьи закончил предъявление выбранных им фотогра­фий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих на­блюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внут­рисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч.

Рекомендации по использованию: техника «Семейные фотографии» может быть использована при работе с семьей, переживающей как нормативные, так и ненормативные кризисы для поиска ресурсов семьи, а также анализа ее струк­турных параметров (иерархии, близости, ролевых позиций и др.). Она позво­ляет выстраивать и проверять терапевтические гипотезы о причинах возник­новения дисфункции в семье.

♦Метафора»

Цель: определение и проработка проблем в символической форме, зачас­тую более безопасной для семьи; описание различных параметров семейной системы при помощи символов и метафор; осуществление терапевтических интервенций в недирективной форме; фасилитация самопознания и самопо­нимания у членов семьи; изменение внутрисемейных взаимоотношений.

Историческая справка: технические приемы, в основе которых лежит исполь­зование метафор и символов, наиболее последовательно разрабатывались шко­лой стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, М. Эриксон, П. Вацлавик и др.).

Процедура проведения

После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психо­лог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафоричес­кой форме.

Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве мета­форы может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподоб­ляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить веде­ние переговоров между двумя враждующими сторонами.

При использовании данной техники психологу необходимо в течение неко­торого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложен­ной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. На-

пример, супружеской паре, в которой жена не может говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах?», «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает?», «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос?», «Как она может вернуть возможность нормально говорить?», «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруд­нениях Русалочки?» и др.

Рекомендации по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой на­прямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; нео­днократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д.). При выборе ме­тафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории.

«Завершение предложений»

Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, кото­рые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собствен­ных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу.

Процедура проведения

Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных пред­ложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагает­ся их завершить.

Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помо­щью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы чле­нов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы.

Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Ко­нец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказыва­ния друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».

Возможные варианты незаконченных предложений

«Я должен...»

«Я хочу...»

«Я больше всего боюсь...»

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Когда я сердит, я...»

«Я выражаю любовь тем, что...»

«Моя значимость состоит в том, что...»

«Изменение в моем положении чревато тем, что...»

«Особенно меня раздражает то, что...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Моя мечта...»

«Меня беспокоит...»

«Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы...»

«Если бы я набрался смелости, я бы...»

«Если бы вы меня знали, то вы бы...»

«Моя мать должна...»

«Мой отец должен...»

«Моя жена...»

«Мой муж...»

«Дома...»

«Человек, которого я люблю, должен...»

«Для меня самое лучшее время, когда...»

Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» при­меняется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супру­жеском и семейном консультировании и терапии.

«Сравнение ценностей»

Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения.

Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение цен­ностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).

Процедура проведения

Данная техника проводится при участии как минимум двоих членов семьи. Каждому члену семьи дается индивидуальное домашнее задание.

Инструкция: «Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и для Вашего партнера (другого члена семьи) и составьте их списки. Один список - Ваши собственные ценности, другой - ценности партнера с Вашей точки зрения. Ценности необходимо расположить в порядке их важно­сти. Включайте в Ваши списки все, что считаете значимым, не существует ни­каких ограничений по их содержанию».

Члены семьи не должны между собой обсуждать составленные списки. На следующей встрече психолог просит их прочитать подготовленные списки вслух и затем сравнить их. В фокусе обсуждения и анализа могут оказаться следую­щие вопросы:

□ противоречия между списками и внутри каждого списка;

□ адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга;

□ различия и сходства в содержании списков; О взаимодополняемость членов семьи и др.

Важным моментом работы является обмен впечатлениями, которые возник­ли у членов семьи при знакомстве со списками друг друга.

Пример ___________________________________________________________________________

На приеме у психолога супругами были составлены два следующих списка:

Список мужа

Мои ценности   Ценности жены (с точки зрения мужа)
Семья   Уборка
Работа -   Семья
Секс   Друзья
Бег трусцой   Работа
Путешествия   Здоровое питание
Друзья   Развлечения
Чтение   Секс
Познание нового   Покупки
  Список жены
Мои ценности   Ценности мужа (с точки зрения жены)
Здоровье   Профессиональная самореализация
Семья   Здоровье
Образование   Образование
Путешествия   Семья
Секс   Книги
Работа   Секс
Красота   Путешествия
Хорошая еда   Спорт

Сопоставление данных списков дало возможность обсуждения с психоло­гом-консультантом следующих тем:

• важность семьи для мужа и представление об этом у жены;

• присутствие ценностей, называемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого (например, уборка, развлечения и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве цен­ностей жены);

• наличие общих интересов: семья, образование, путешествия, секс, работа;

• собственные ценности партнера и как они соотносятся с оценкой и вос­приятием им ценностей другого.

Техника «Сравнение ценностей» позволяет выявить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения, в условиях конструктивного обсужде­ния. Анализ несовпадений ценностных ориентации дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходства, различия и взаимодополняемость.

Рекомендации по использованию: техника «Сравнение ценностей» исполь­зуется на первых этапах работы с семьей, если ее члены жалуются на отсут­ствие интереса к тому, что происходит в семье, непонимание друг друга, воз­никновение ощущения, что их используют, невозможность договориться в принятии важных решений.

Парадоксальные техники

Парадокс представляет собой противоречие, следующее за правильным выводом из непосредственно согласующихся друг с другом предпосылок. Ис­пользование явления парадокса при оказании психологической помощи чело­веку имеет достаточно длинную историю. Уже с начала XX века психотерапев­ты начали разрабатывать парадоксальные техники с целью оказания помощи клиентам в преодоления жестких поведенческих паттернов.

В рамках психологической помощи семье парадоксальные техники впер­вые были активно использованы стратегическими семейными терапевтами, которые отталкивались от теории «двойной связи» Г. Бейтсона, — Дж. Хейли, К. Маданес, П. Пэпп, М. Сельвини Палаццоли и другие. Основным их вкла­дом в использование парадокса в семейной терапии является соединение пред­ставлений о симптоме как способе поддержания гомеостаза семейной систе­мы с парадоксальной интервенцией (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Парадоксальные техники, как правило, применяются в работе с семьями, которые демонстрируют сопротивление изменениям. Суть парадоксальных техник семейной психотерапии заключается в том, чтобы предложить серию радикальных переопределений сложившихся паттернов взаимодействия, ве­дущих к кризису восприятия клиентов, чтобы тем самым в итоге стимулиро­вать поведенческие изменения членов семьи. В результате семья оказывается не в состоянии воспринимать свое поведение так же, как и раньше, и продол­жать функционировать на основе тех же симптоматических поведенческих паттернов.

П. Пэпп описывает три основных этапа парадоксальной техники:

1. Переопределение. При переопределении симптоматическому поведению идентифицированного пациента и поведению каждого челна семьи придается другое значение, согласно которому оно способствует сохранению семьи и ее стабильному существованию. Например, мать, которую обвиняют в сварливо­сти и чрезмерном контроле, представляется психотерапевтом как очень забот­ливая и небезразличная к судьбе детей.

2. Предписание. Кроме переопределения проблемы, членам семьи дается предписание продолжать вести себя, как раньше, потому что семья нуждается в сохранении старых образцов поведения. Открытое и сознательное проигры­вание цикла, лежащего в основе функционирования системы, способствует тому, что семья теряет свою силу создавать симптом.

3. Ограничение. Когда в семье начинаются изменения, терапевт предупреж­дает ее членов об опасности негативных последствий, которые они могут вы-

звать, то есть терапевт занимает парадоксальную позицию, неохотно прини­мая все изменения в семье.

К парадоксальным техникам относятся рефрейминг (изменение негатив­ных смыслов на позитивные), парадоксальное письмо, контаминация суици­дальных фантазий (К. Витакер), предписанное бездействие, пари с подрост­ком и др. Парадоксальные техники по своей структуре и проведению являются достаточно сложными и требуют от психолога специальной подготовки и опы­та работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...