Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговый контроль. Понятие и виды.




Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Налоговый контроль является:

- составной частью финансового контроля и

- одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;

2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контр оля: обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;

2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контр оля: валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

- налоговые орга­ны;

- таможенные органы;

- органы внутренних дел;

- следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

- проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);

- другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

- предварительный;

- теку­щий (оперативный);

- последующий.

2) В зависимости от субъекта:

- налоговых органов;

- таможенных органов;

- органов внутренних дел;

- следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

- выездной — в месте расположения налогоплательщика;

- камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Налоговые проверки.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентирован главой 14 "Налоговый контроль".

С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки.

Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки). Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

- сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

- выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Процессуальные действия в ходе выездных налоговых проверок. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномо­ченными органами с целью установления достоверности и закон­ности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осу­ществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налого­обложения.

Проведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяе­мых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодей­ствие или столкновение интересов представителя государства, ко­торым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, — с одной стороны, и должностных лиц организации-на­логоплательщика (или индивидуального предпринимателя) — с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведе­нии налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ1 До введения в действие Налогового кодекса последовательность и сроки со­вершения действий налоговых органов в ходе осуществления налоговых проверок не регламентировались на законодательном уровне, что нередко приводило к не­гативным последствиям.

С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательнос­ти действий сторон с одновременным определением правового ста­туса участников этих действий может рассматриваться как прида­ние процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений

Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Орга­низация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на ос­нове разрабатываемых планов и программ проведения мероприя­тий налогового контроля. Планирование является одним из основ­ных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, теку­щие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, програм­ма налоговых проверок, определяются сроки реализации кон­трольных мероприятий, а также исполнители.

После определения указанных выше вопросов необходимо пра­вильно организовать проведение самой налоговой проверки. В ор­ганизацию налоговой проверки входят прежде всего тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и приня­тие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Результаты проведенных налоговых проверок оформляются в виде итогового документа — акта налоговой проверки, за досто­верность которого соответствующие должностные лица несут пер­сональную ответственность. Органы налогового контроля система­тически анализируют итоги проводимых контрольных мероприя­тий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопро­вождается выводами, рекомендациями и предложениями.

Налоговым органам предоставлено право доступа на террито­рию и в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, на­логового агента.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) должностных лиц налого­вых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами следующих до­кументов:

— служебных удостоверений;

— решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного налогопла­тельщика, плательщика сбора, налогового агента;

— документов, подтверждающих наличие соответствующей формы допуска при проверке организации, имеющей особый режим доступа.

Налоговый кодекс устанавливает специальные правила опре­деления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в случае воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых орга­нов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в поме­щения (кроме жилых помещений) налогоплательщика (платель­щика сбора, налогового агента). Воспрепятствованием надлежит считать действия или бездействие должностных лиц организации-налогоплательщика1 В соответствии со ст. 28 именно действия (бездействие) законных предста­вителей организации (ее должностных лиц) считаются действиями самой организации либо действия (бездействия) налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, в результате которых должностные лица налоговых органов не могут попасть на терри­торию или находиться на территории или в помещении налого­плательщика. В случаях когда имеет место воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт2 См. ст. 91 НК РФ, подписывае­мый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подле­жащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. При отказе налогоплатель­щика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Однако проблемы возникают в тех случаях, когда препятствия для допуска должностных лиц налоговых органов создаются не налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым аген­том), а третьими лицами, например собственником помещения, которое арендуется налогоплательщиком, или охранной органи­зацией. В таком случае нет оснований для составления акта и оп­ределения сумм налога расчетным путем или по аналогии.

Следуя ст. 25 Конституции РФ, Налоговый кодекс устанавли­вает, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводя­щих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Если индивидуальный предприниматель не имеет никакого другого помещения для своей деятельности, кроме жилого поме­щения, то в данном случае проведение выездной налоговой про­верки становится невозможным без его согласия.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр исполь­зуемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объ­ектов налогообложения для определения соответствия фактичес­ких данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

 

Осмотр (обследование) представляет собой личное ознакомле­ние лица, осуществляющего контроль, с местами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и содержания объектов налогообложения11 См.: Основы налогового права: В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производствен­ных, складских, торговых и иных помещений и территорий, ис­пользуемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчет­ным путем на основании имеющейся у них информации о нало­гоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогопла­тельщиках2 См. ст. 31 НК РФ.

Должностные лица налоговых органов в целях выяснения об­стоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр (обследование):

1) любых производственных, складских, торговых и иных по­мещений и территорий, используемых налогоплательщиком, в от­ношении которого проводится налоговая проверка, для извлече­ния дохода либо связанных с содержанием объектов налогообло­жения независимо от места их нахождения;

2) документов и предметов (магнитных носителей, дискет, фо­тографий, технических устройств и т.д.).

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получе­ны должностным лицом налогового органа в результате ранее про­изведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Например, в случае если документы или предметы были получены ранее в ходе проведения камеральной налоговой проверки или встречной налоговой проверки, осмотр документов и предметов может производиться должностными лицами налоговых органов вне рамок выездной налоговой проверки, но с обязательным учас­тием понятых и с составлением протокола осмотра.

При осмотре, производимом должностными лицами налогово­го органа, присутствуют:

1) понятые — в обязательном порядке;

2) лицо, в отношении которого осуществляется налоговая про­верка, или его налоговый представитель;

3) специалисты — в случае их привлечения.

В необходимых случаях при осмотре могут производиться:

— фото- и киносъемка;

— видеозапись;

— копирование с документов;

— другие действия.

Действия, производимые в ходе осмотра, и его результаты фик­сируются в протоколе осмотра.

 

Документы, фиксирующие проведение налогоплательщиком хозяйственных операций, подтверждающие наличие объектов на­логообложения и обязательств и т.д., являются основной состав­ляющей предмета каждой налоговой проверки.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установ­ленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уп­латы (удержания и перечисления) налогов, а также требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных по­ручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых орга­нов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров и налоговых агентов сумм налогов и пеней и другие документы.

При осуществлении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов проводя­щих налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогово­го агента необходимые для проведения проверки документы (ст.93 НК РФ)

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом необходимо учитывать, что данное требование налоговых органов, предъявляемое в ходе камеральной или выездной провер­ки, адресуется только налогоплательщику, налоговому агенту или плательщику сбора, в то время как при осуществлении встречной налоговой проверки (ст.93.1 НК РФ) указанное требование налоговых органов адре­суется любому лицу, которое имеет документы, относящиеся к де­ятельности налогоплательщика, налогового агента или платель­щика сбора.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Лицо, которому адресовано требование о представлении доку­ментов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 10-ти дневный срок, с момента получения такого требова­ния налогового органа.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Документы на бумажном носителе должны быть представлены в налоговый орган в виде заверенных должным образом копий. Поскольку действую­щее законодательство не содержит требования об обязательном но­тариальном заверении подобных документов, то, скорее всего, копии документов будут заверены в соответствии с обычаями де­лового оборота, т.е. заверены печатью организации и подписью соответствующего должностного лица организации с указанием даты и надписи «копия верна». Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налого­вой проверки документов или непредставление их в установлен­ные сроки является налоговым правонарушением и влечет ответ­ственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа осуществляется другое процессуальное действие — выемка необходимых документов и предметов.

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Встречная проверка, то есть истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (Статья 93.1. – вступила в силу с 01.01.2007)

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...