Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы народных действ.

Народные драмы и литургические действа.

Народная драма — жанр фольклора, в котором прозаические и стихотворные (большей частью песенные) тексты получают игровое воплощение в действиях и мимике исполнителей. В народной драме приобретают самостоятельное значение элементы действия, игры, которые так ощутимы в календарной и семейной обрядности, в хороводных и игровых песнях, а также встречаются в некоторых других жанрах фольклора. Особенность, отличающая русскую народную драму от этих жанров, заключается в том, что в ней действие равнозначно исполняемому тексту, тогда как в других жанрах текст главенствует и лишь иллюстрируется движениями и мимикой исполнителей произведения. Отдельные народные драмы наряду с произведениями других фольклорных жанров включаются в комплекс развлечений и увеселений, приурочиваемых к главным праздникам и обрядам. Русская народная драма не профессиональна.

Основные формы народных действ.

Одной из самых древних форм народных действ и составных частей праздников были игры. Игры были связаны с обрядами, более всего с календарными. Такие обряды, как колядование, встреча и проводы Масленицы, встреча весны и многие другие представляли собой не только совокупность действий магического характера, но игры-забавы, которые занимали все больше места. Шутки, остроумие, песни, бытовые сценки вытесняли культовые моменты обрядов.

Обряд и обрядовые игры все боле совмещали в себе магические цели и цели собственно игры, забавы и развлечений. В них все чаще входили сценки обычно комического характера.

Важной особенностью обряда и игры было ряженье, когда исполняющие обряд, а особенно игру, рядились животными (медведем, конем, журавлем, козой). Ряженья включали в себя небольшой словесный текст, представляющий разговор вожака с животными.

Семейно-бытовые обряды нередко содержали комические пародийные сцены свадьбы и похорон, в которых высмеивались церковные обряды. Все это выливалось в веселые представления.

От обрядов и игр путь лежал к драматическим представлениям, для формирования которых особое значение имели народные хороводные игры, а также бытовые сценки.

Постепенно происходил процесс формирования народной драмы и театра. Большое значение имели такие трудовые игры, как посев льна, хороводные сцены, в которых воспроизводились разные трудовые процессы.

Хороводы и игры, развитие которых вело к образованию драмы, эволюционировали так, что в хороводах усиливался игровой момент, а в играх – словесно-драматические элементы, в результате чего возникали сценки.

Хороводы имели два типа – круговые и линейные. Особое значение имели первые, в которых стоящие в кругу изображали то, о чем пелось в песнях. Между девушкой и парнем в кругу происходил диалог. Сюжеты обычно были семейно-бытовые или любовные, нередко комического характера.

Диалоговые игровые сцены упоминались в письменности уже в 17 в. («Игрище о боярине»). Они носили острый сатирический характер и во многом были близки бытовым сказкам, а бытовые сцены – семейным лирическим песням. В них ясно определилась тенденция к развитию действия и словесного текста диалога.

В 1864 г. в журнале «Современник» была опубликована сцена «Баня», которая представляла собой пародию на рекрутский набор. Сцена сопровождалась репликами по адресу начальства, доктора, их произвола и взятничества.

Народные драмы.

Драма – более развитие и более сложное произведение, нежели сцена или игра, на основе которых, она формировалась. Процесс этого формирования подтверждается тем, что некоторые игры и сцены впоследствии превратились в драмы («Маврух», «Голый барин», «Барин и староста» и др.). В драмах переосмыслены и заново переработаны некоторые игры и развлечения, приуроченные к важнейшим датам сельскохозяйственного календаря.

«Маврух» - «Покойницкая игра»

Пьеса «Маврух» вначале была святочной игрой, затем в ней расширился диалог, усложнилось действие, стала более развернутой пародией на церковные похороны; так называемую «покойницкую игру».

Покойницкая обрядовая игра заключалась в том, что один из парней рядился во все белое, ложился на салазки (на носилки) и его везли (или несли) в какую-либо избу. За «покойником» шли ряженые: «поп», одетый в ризу из рогожи с кадилом, сделанным из горшка, затем шла «плакальщица», вопившая плач, «родственники» и «соседи». В избе начинали отпевание, пародирующее церковное. После отпевания заставляли всех целовать покойника.

Постепенное превращение обряда в бытовое увеселение существенно изменило эту игру: она, потеряв магическое назначение, стала пародией на церковные похороны. Пародирование церковного обряда в результате дает качественные изменения маске «покойника» — «смерти» в новогоднем ряженье. Игра развивается в комедийно-сатирическую сцену, в народную драму «Маврух». «Маврух» часто исполнялся на святки, сохраняя традиционные связи с обрядом; но представление этой пьесы стало возможным и в другие сроки.

 

 

«Ревизия»

Так же, пародируя реальность, игралась «Ревизия». В комнату входили ревизор с «посохом» (шваброй), писарь с «чернильницей» (горшком) и «пером» (палкой), секретарь с «бумагой» (берестой) и садились за стол. К ревизорам подводили девушек, которым задавали всевозможные вопросы. Комизм сосредоточивался в разговоре.

Игра и драма в этих и других случаях фактически переплетались. Участниками тех и других делались не только те, кто представлял пьесу, но и те, кто смотрел ее. Между актером и зрителем народной драмы и игры разграничение нередко исчезало.

«Лодка».

Пьеса «Лодка» очень популярна и в крестьянской, и в солдатской среде, и в среде фабричных людей. В ней затрагивались важные вопросы для широких народных масс. Пьесу еще называли по-другому: «Разбойники», «Шайка», «Ермак».

Сюжет ее: шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул оглядывает в подзорную трубу местность, докладывает атаману о том, что видит. Увидев большое село, разбойники высаживаются и нападают на помещичью усадьбу. В некоторых вариантах вводится мотив любви атамана к дочери помещика. Но обычно сюжетная основа – угроза разбойников властям и помещикам – сохраняется.

Это говорит о том, что идейная сущность пьесы состоит в выражении народного недовольства и протеста против угнетающих порядков.

Пьеса носит антикрепостнический характер. В ней действуют шайка разбойников, есаул, иногда разбойник Каликатура. В центре образ благородного разбойника-атамана, который может не иметь имя.

Источники «Лодки» сложны. Это и песни о разбойниках, и лубочные картинки, и лубочные романы о разбойниках, и литературные песни. В ней много сложных композиций: есть и монологи, и диалоги; народные песни («Вниз по матушке по Волге») и литературные песни (песня Ф.Б.Миллера «Погребение разбойника»; цитаты из литературных произведений, например, из поэмы Пушкина А.С. «Братья-разбойники».

«Лодка» пережила сложную историю: в нее включались новые песни, интермедии, например сцена с гробовщиком и сцена с доктором, но основа сюжета сохранялась. Некоторые сцены были постоянными, некоторые заменялись. Менялась и пьеса: на первый план выдвигались то разбойничьи сцены, то любовные.

Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней, как и в пьесе «Царь Максимильян», вершину развития русской народной драмы. Д.М. Балашов в статье «Драма и обрядовое действо» считает эти пьесы не вершиной развития народной драмы и театра, а началом профессионального искусства.

«Царь Максимильян».

О возникновении этой драмы высказано несколько мнений. Вероятно, правы исследователи, считавшие, что поводом к ее созданию послужила политическая обстановка начала 18 в.: конфликт между Петром I и его сыном Алексеем и казнь последнего. В памяти людей было и убийство сына Иваном Грозным. Сыноубийство не могло не отразиться на отношении народа к государям. Это способствовало распространению драмы. Следует учесть и то, что в народе был известен духовный стих «Кирик и Улита», в котором, как и в драме, жестокий царь Максимилиан требует, чтобы младенец Кирик отрекся от веры в христианского Бога. Кирик, как и герой драмы Адольф, остается верен Богу.

В основе драмы — конфликт тирана царя Максимилиана с его сыном Адольфом. Отец-язычник требует, чтобы сын бросил христианскую веру.

Адольф в темнице. Царь Максимилиан три раза обращается к Адольфу со своим требованием, но тот все время отказывается. Тогда царь вызывает палача Брамбеуса и приказывает казнить Адольфа. В драме изображена жестокость царя Максимилиана не только с сыном. В одном из вариантов он, подобно царю Ироду, приказывает воину (здесь: Анике-воину) убить младенцев.

Царю Максимилиану противопоставлен его сын Адольф. В драме Адольф твердо отстаивал свои убеждения, претерпевал мучения, шел на смерть, но не изменял своим идеалам, чем вызывал симпатию и сочувствие. Палач, выполнив приказ царя и убив Адольфа, закалывал и себя.

Повеление царя убить сына, изображение казни Адольфа, самоубийство палача — трагические картины. Но представление должно было веселить зрителей, нужна была разрядка. Установилась традиция вводить в действие фарсовые, сатирические и юмористические эпизоды. Таковыми являются разговоры Гробокопателей, Портного, Доктора, даже отпевание Патриархом тела Адольфа. Острая сатира на священнослужителей возникала при изображении венчания царя Максимилиана с Богиней (священник и дьякон в кабаке пропили венчанную книгу, а на заупокойную опохмелялись).

Исследователь народных драм Н. Н. Виноградов писал о «Царе Максимилиане»: «Появившись в половине 18 столетия и переходя из уст в уста, от поколения к поколению, эта пьеса неизбежно подвергалась самым разнообразным изменениям, сокращалась и удлинялась по произволу. Понравившись народу, она мало-помалу втянула в себя целый ряд отдельных сцен и мелких произведений того же рода. Вследствие этого во многих вариантах получается длинный ряд отдельных сцен, целая коллекция разнохарактерных лиц, пестрый калейдоскоп самых разнообразных положений; теряется общий смысл пьесы, отсутствует единство сюжета, остается лишь единство названия.

Драма «Царь Максимилиан» возникла и развивалась под влиянием других народных пьес, рыцарских романов, лубочных изданий, народного песенного фольклора, духовных стихов.

Народная драма – своеобразное искусство. Оно отличалось простотой и даже примитивностью фор, однако не было лишено яркой театральности, словесной выразительности, значительного жизненного содержания и исполнительского мастерства определенного уровня. В жизни народных масс оно играло заметную роль: было не только развлечением, но и выражением народных стремлений, народного восприятия действительности и талантливости.

Литургические действа

Наряду с русским фольклорным театром существовали близкие ему по форме представления, устраивавшиеся в дни церковных праздников в православных храмах. Они получили название литургические действа. Расцвет литургических действ относится к 16 веку.

До наших дней дошли сюжеты нескольких литургических действ. «Хождение на осляти» или «Действо цветоносия» исполнялось весной в Вербное воскресенье и иллюстрировало евангельский рассказ о въезде Иисуса Христа в Иерусалим.

Действо «Омовение ног» совершалось на Страстной неделе, перед Пасхой. В нем воспроизводились основные эпизоды Тайной Вечери.

Наибольшей театральностью отличалось «Печное (пещное) действо». Оно являлось инсценировкой библейского предания о трех отроках, благочестивых, отстаивающих истинную веру. Язычники хотят предать их огню за отказ от поклонения идолам. Однако Ангел Господень освобождает праведников.

Сохранились две отличающиеся друг от друга редакции «Пещного действа» - 16 и 17 веков. Если литургические драмы обычно ограничивались инсценировкой евангельских текстов и содержащихся в них диалогов, то в редакции 17 века было несколько вставных диалогических жанровых сцен, исполнявшихся не на церковнославянском, а на русском бытовом языке. В них явственно проступает воздействие устной народной драмы. Можно полагать, что эти диалоги вели скоморохи.

 

Издание текстов.

Издание текстов народных драм и действ начато в 19 веке. И.Терещенко издал книгу «Быт русского народа». Публиковались и другие материалы, относящиеся к народным действам

Тексты сцен и пьес печатали в «Известиях ОРЯС АН» Н.И.Виноградов и И.Абрамов. В «Этнографическом обозрении» поместили тексты «Царя Максимильяна» В.К.Васильев, Е.А Грузинский, В.В.Каллаш. Тексты драмы «Лодка» и их собрание хорошо описаны В.Ю.Крупянской в статье «Народная драма «Лодка»».

Существуют два сборника текстов: собранные Н.Е.Ончуковым, опубликованные в книге «Северные народные драмы» и тексты собранные П.Н.Берковым, помещенные в книге «Русская народная драма 17-20 веков».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...