Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение законодательства о ценообразования.




За нарушение государственной дисциплины цен хозяйствующие субъекты несут установленную российским законодательством ответственность. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г, № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" провозглашено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере.
В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, в силу ст. 5 Закона о конкуренции установление монопольно высокой цены является формой злоупотребления своим доминирующим положением. Поэтому, руководствуясь ст. 12 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание дает покупателю возможность обратиться в арбитражный суд с иском об изменении договора.
При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием изменить условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием-монополистом при заключении договора монопольно высокой цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования. Так,
завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:
на граждан — в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ;
на должностных лиц — от сорока до пятидесяти МРОТ;
на юридических лиц — от четырехсот до пятисот МРОТ.
К нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии Закон г. Москвы относит:
завышение (занижение) установленных или регулируемых уполномоченными на то государственными органами цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.);
завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок;
завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции, а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;
завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию организациями, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со ст. 426 ч. 1 ГК РФ заключать публичный договор (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);
нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;
включение предприятиями и организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством;
прочие нарушения порядка применения цен и тарифов.
Круг полномочий органов контроля цен очерчен в ст. 4 московского Закона, согласно которой эти органы вправе:
беспрепятственно проверять действующие на территории Москвы все субъекты предпринимательской деятельности и организации Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;
давать субъектам предпринимательской деятельности в ходе проверки или после нее обязательные предписания об устранении нарушений;
принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании суммы штрафа;
привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности;
налагать штрафы за несоблюдение лицензионных условий;

Органы контроля цен вправе, учитывая финансово-экономическое состояние предприятий, предоставлять отсрочку по взысканию экономических санкций на срок не более шести месяцев. Субъекты предпринимательской деятельности и организации обязаны по требованию органов контроля цен предоставлять всю информацию, касающуюся установления и применения ими регулируемых цен и тарифов, включая документы бухгалтерской и статистической отчетности, оригиналы договоров, контрактов, и давать необходимые объяснения в письменной форме. Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.
Жалоба, поданная на решение органов контроля, не приостанавливает его действия. Если решение обжаловано не в административном, а в судебном порядке, то вопрос о его приостановлении решает суд.
В заключение данной главы необходимо отметить, что для отечественных предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и быстро меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на внутрироссийских и мировых рынках.


20. Понятие конкуренции, товарного рынка, хозяйствующих субъектов.

ФЗ «О защите конкуренции»

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Выделяют конкуренцию:

По отраслевому признаку: внутриотраслевую – т.е. это борьба м\д отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли; межотраслевая – т.е. это борьба м\д различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала;

По состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую.

Совершеннаяконкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Она характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих м\д собой, к-рые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Для нее характерны следующие черты:наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на к-ром не выполняется хотя бы одно из условий свершенной конкуренции.

Принято выделять 3 осн вида несоверш. конкуренции:

Монополистическая – это такая рыночная ситуация, при к-рой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию;

Олигополия – это рынок, на к-ром господствует несколько фирм, каждая из к-рых обладает значительной долей этого рынка.

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма явл-ся единственным производителем продукта, у к-рого нет близких заменителей.

В существовании нек-рых монополий при условии регулирования их деят-ти со стороны гос-ва заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки произ-ва на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.

По способам соперничества: ценовую – характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения; и неценовая – выбор товаров диктуется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и т.д.

 Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Понятие “ конкуренция” происходит от латинского «concurrentia» -соперничество, соревнование, состязание. Оно означает соперничество экономич. субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма явл-ся единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерные черты: единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив); диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Легальное определение товарного рынка дано в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Иначе, товарный рынок - это сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

Понятие продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды.

Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.

Товар - это объект гражданских прав, в том числе работа и услуга, предназначенный для продажи, обмена и иного введения в оборот.

Взаимозаменяемые товары - это товары, которые могут быть сравнимы по определенным параметрам: цене, качественным характеристикам, потребительским свойствам, причём сравнимы таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки. Но есть и товары, не имеющие заменителей (например, электроэнергия).

Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка - это характеристика рыночной среды, которая характеризуется доступность товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, при этом, конечный потребитель не имеет доступа к товарам, находящимся вне этой рыночной среды.

 

Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами.

Географические границы товарного рынка не совпадают с административно-территориальным делением:

   федеральный рынок - территория РФ;

   межрегиональный рынок - несколько субъектов;

   региональный - территория субъекта;

   локальный (местный) - территория муниципального образования.

 

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

 

Исходя из приведенного определения, к видам хозяйствующих субъектов можно отнести:

1) юридические лица, в том числе, иностранные:

   коммерческие организации;

   некоммерческая организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;

2) индивидуальные предприниматели (физические лица) — граждане и неграждане РФ:

   иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход,

в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

Признаки:

1. являются участниками предпринимательских отношений.

2. обладают правами и обязанностями, относящимися к отрасли предпринимательского права.

Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права в условиях плановой экономики характеризовалась обычно как хозяйственная компетенция.

Хозяйственная правоспособность (компетенция) неодинаково определяется применительно к различным видам субъектов предпринимательского права.

3. наличие имущества, составляющего экономическую базу деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности.

4. ответственность за нарушение им своих обязанностей. - предпринимательская ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств. Такая ответственность применяется как в отношениях между хозяйствующими субъектами, так и в отношениях между ними и органами, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности. Важную роль в применении ответственности играет арбитражный суд, рассматривающий экономические споры и обеспечивающий защиту хозяйственных прав предпринимателей.

5. гос. регистрация субъектов предпринимательской деятельности. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях. Гос. регистрация обязательна только для субъектов предпринимательской деятельности. С переходом к рыночной экономике в нашей стране сложилась единая система гос. регистрации предприятий и ИП (ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и ИП»)


21. Понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;

Хозяйствующий субъект – ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) (нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на это рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта не является доминирующим;

доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если его доминирующее положение установлено антимонопольным органом исходя из неизменной доли на рынке, относительно размера долей на этом рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов, либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности условия:

совокупная доля не более чем трех субъектов, доля каждого из которых больше долей других субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти аналогичных субъектов превышает 70% (положение не применяется, если доля хотя бы одного из субъектов менее 8%);

в течение длительного периода (не менее года или срока существования рынка, если он меньше года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов;

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ФЗ могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее 35%.


22. Правовое регулирование естественной монополии.

ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (в редакции от 29.12.2006 №258-ФЗ)

Естественная монополия – монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования (снижение издержек производства в этих сферах связано с увеличением количества производимого товара – деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной).

На территории РФ созданы и функционируют федеральные естественные монополии, естественные монополии субъектов РФ (муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов).

Правовые основы функционирования субъектов федеральных естественных монополий закреплены в ФЗ «О естественных монополиях», ГК РФ, других законодательных актах (ФЗ «О газоснабжении в РФ», ФЗ «О ж/д транспорте в РФ», ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»).

Субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке (на них распространяются запреты, установленные ФЗ «О защите конкуренции»).

Особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, установлены ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК».

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (ю/л), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Сферы деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии).

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:

Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));

Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется применением специальных методов:

ценовое регулирование (осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня);

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

Органы регулирования естественных монополий обязаны через СМИ сообщать о принятых ими решениях (о включении в реестр субъектов естественных монополий, об исключении из него, о применяемых методах регулирования их деятельности).

Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом:

1) ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование;

2) сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Предварительный контроль (представление в орган регулирования естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение действий и сообщение информации, необходимой для принятия решения) (пример: осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на ОС, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях естественной монополии, если их балансовая стоимость составляет более 10% стоимости собственного капитала).

Последующий контроль (уведомление органа регулирования естественной монополии о совершении сделок) (пример: субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли), предоставляющие ему более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган).

В случае нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях, принимать по ним решения и выдавать предписания (направляются заинтересованным лицам в течение 10 дней со дня принятия).

В случае неисполнения решений (предписаний) в установленный срок органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Решения (предписания) также могут быть обжалованы в судебном порядке (подача заявления в суд приостанавливает его исполнение на время рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу).

Гражданско-правовая ответственность (убытки возмещаются как субъектом естественной монополии, так и органом регулирования естественной монополии, если они были причинены в результате нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях»; убытки также возмещаются субъектом естественной монополии при его необоснованном уклонении от заключения договора).

Административно-правовая ответственность в сфере естественной монополии установлена (за нарушение порядка ценообразования; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в органы регулирования естественных монополий; представление ходатайств и уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений).


23. Формы монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов государства и местного самоуправления.

Под монополистической деятельностью ʼʼАнтимонопольный законʼʼ понимает противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ).

К формам монополистической деятельности, помимо форм недобросовестной конкуренции и форм злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, относятся формы коллективной монополистической деятельности в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 11 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, в случае если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объёму продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателœей (заказчиков);

3) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определœенными продавцами либо покупателями (заказчиками), в случае если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми или судебными актами;

4) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

5) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

6) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

7) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

8) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединœениях, в случае если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Здесь приведен перечень запрещенных соглашений и согласованных действий горизонтального порядка, заключаемых или совершаемых хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурентами). Такие соглашения (согласованные действия) иногда называют картельными, чтобы подчеркнуть устойчивость связей между хозяйствующими субъектами. На всœе перечисленные соглашения и согласованные действия установлен безусловный запрет. Данные соглашения и согласованные действия не бывают впоследствии признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ.

В соответствие со ст. 4 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ ʼʼвертикальнымʼʼ является соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателœем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. В силу ст. 12 закона допускаются ʼʼвертикальныеʼʼ соглашения (за исключением ʼʼвертикальныхʼʼ соглашений между финансовыми организациями) в случаях, если:

1) эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) доля каждого из хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20%.

Все иные ʼʼвертикальныеʼʼ соглашения бывают признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ.

Часть 3 ст. 11 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ содержит безусловный запрет координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в случае если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 данной статьи.

В соответствие со ст. 13 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ бывают признаны допустимыми действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, соглашения и согласованные действия, сделки, иные действия, в случае если в их результате не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целœей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также, в случае если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирования технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Гл. 3 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ определяет формы неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. В прежних редакциях ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ неправомерные акты, действия и соглашения таких органов относились к формам монополистической деятельности. Сегодня к формам монополистической деятельности отнесены действия (бездействие), соглашения и согласованные действия только хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. В частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определœенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определœенной категории покупателœей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателœей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Согласно ч. 2 ст. 15 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ запрещается наделœение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ч. 3 ст. 15 ʼʼЗакона о защите конкуренцииʼʼ устанавливает запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также на наделœение хозяйствующих субъектов функ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...