Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития специальной помощи




СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ

СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ

В 1970 г. в Загорской школе выделилась группа из четырех человек практически слепоглухих учащихся, проявивших спо­собности к усвоению программы массовой школы. Было решено нацелить их дальнейшее обучение на подготовку к поступлению в вуз. Поскольку в истории тифлосурдопедагогики это уникаль­ный случай групповой подготовки слепоглухих учащихся к по­ступлению в вуз, эта работа с самого начала приобрела харак­тер эксперимента. Пока трудно определить какие-то принципы и надежно Проверенные практикой методы подготовки слепоглу­хих к поступлению в вуз и их обучения там. Поэтому данная глава носит характер описания опыта.

Наиболее успешно в период школьного обучения усваива­лись перспективной группой гуманитарные дисциплины. Каж-


дый из учащихся был приобщен к чтению художественной ли­тературы и в свободное время не расставался с книгой. Поэто­му познания в области литературы у воспитанников были на уровне способных учащихся массовой школы. Практическая гра­мотность учащихся была настолько высока, что орфография и синтаксис изучались ими для того, чтобы иметь о них теорети­ческое представление. Хуже обстояло дело с математикой. Исключение здесь составлял лишь Сергей С., который легко справлялся и с теоретическим, и с практическим материалом.

У всех четырех учащихся была сформирована довольно чет­кая звуковая речь, которая позволяла им общаться не только со специалистами, имеющими тренированный слух, но и с по­сторонними людьми.

Для, расширения кругозора учащихся приглашались препо­даватели и студенты университета. Используя специальные технические средства общения, они вводили слепоглухих в курс дисциплин, которые им предстояло изучать в вузе. Непосредст­венное общение преподавателей с будущими абитуриентами носило характер пробы, в результате которой обе стороны при­шли к убеждению, что получение высшего образования посиль­но для слепоглухих. Это укрепило их решение сдавать экзамены. •Таким образом, в 1971 г. слепоглухие учащиеся были готовы поступать в МГУ. Они успешно выдержали вступительные эк­замены и с началом учебного года стали посещать лекции. Четверо слепоглухих студентов распределились по факультетам таким образом:' Сергей С. и Александр С. поступили на -фило­софский факультет, Наталья К. и Юрий Л.— на факультет пси­хологии. Однако вскоре обнаружилось, что такое распределение нерационально, так как требовалась двойная работа по пере­воду на Брайль недостающих учебных пособий, а также запись и перевод на Брайль лекций. Для концентрации усилий было решено перевести Сергея С. и Александра С. с философского факультета на факультет психологии.

Выяснилось также, что посещение лекций слепоглухими сту­дентами— малоприемлемая форма обучения, так как необходи­мо было осуществлять для них актуальный перевод лекций по­средством дактильно-контактного способа и одновременно кон­спектировать лекционный материал. Несмотря на то что ЦП ВОС выделило каждому слепоглухому студенту личного секретаря, задачи актуального перевода лекций и их конспек­тирование оказались неразрешимыми. Трудность заключалась в том, что дактилирующая рука секретаря, встречая.сопротив­ление читающих пальцев слепоглухого, быстро уставала, а пе­ревод необходимо было осуществлять в темпе речи лектора. Для отдыха не оставалось времени.

Нецелесообразным оказалось и посещение общих с обычны­ми студентами семинаров и практикумов. Пребывание слепо-глухих на семинарах оказалось бесполезным, так как они не


успевали через секретарей-переводчиков следить за ходом за­нятия, воспринимать во всей полноте выступления студентов собственных оппонентов. Практикумы, в процессе которых ста­вились эксперименты с применением оборудования, не предна-значенн'ого для использования слепоглухими, также были бес-смылен^ой тратой времени.

Несоответствие обычных форм вузовского обучения сенсор­ным возможностям слепоглухих обнаружилось достаточно быст­ро, и и>{ переориентировали на специально организованные за­нятия. Группа была оснащена техническими средствами обще­ния: «Комплектом брайлевских строк» и «Специализированным классов». Это позволило преподавателям университета, не вла­деющим специальными средствами общения, вступать со слепо-глухимн студентами в-непосредственный контакт. Однако не все преподаватели владели достаточными навыками работы на кла­виатуре плоскопечатной машинки, поэтому приходилось пригла­шать специального человека, который под диктовку преподава­теля печатал на клавиатуре устройства. Некоторые преподава­тели Освоили дактилологию и общались со слепоглухими дактильно-контактным способом.

Другим путем сообщения слепоглухим лекционного материа­ла была запись лекций на.магнитофон. Магнитофонные записи затем перепечатывались на Брайль, и слепоглухие студенты изучали их в письменном виде. Однако печатать по Брайлю приходилось не только магнитофонные записи лекций, но и мно­гочисленные учебные пособия, которые не были изданы брай-левским способом, но изучение которых требовали универси­тетские программы. Здесь была проделана огромная работа, однако далеко не всегда удавалось своевременно переводить необходимые тексты на Брайль. Это, конечно, сдерживало из­учение учебного материала слепоглухими. Следует учесть и трудности, связанные с замедленным чтением текстов, напеча­танных по Брайлю, по сравнению со скоростью чтения плоско­печатных текстов зрячими студентами. Тем не менее навыки работы с учебным материалом, приобретенные нашими студен­тами еще в Загорской школе, необыкновенная усидчивость и ответственность позволили им успешно сдавать зачеты и экза­мены. Надо сказать, например, что все курсовые работы слепо-глухих студентов были оценены на «5».

Еще в университете, работая над курсовыми работами, каж­дый из слепоглухих студентов выбрал себе постоянную тему с перспективой ее разработки в будущем. В тематике проявились склонности ребят, которые наблюдались у них еще в школе. Так, Юрий Л, избрал для будущей научной деятельности тему осязательного восприятия скульптурных форм. Наталья К., у которой отмечалось тяготение к воспитательной работе с деть­ми, выбрала проблему нравственного воспитания слепоглухоне­мых детей. Александр С., всегда отличавшийся поэтическим да-


ром, способностями к художественному творчеству в области литературы, решил заняться проблемой воображения, его про­явлением и развитием у слепоглухонемых. Вот только Сергей С., склонный в школьные годы к общественной деятельности и точ­ным дисциплинам, неожиданно для всех выбрал тему сугубо дефектологическую: жесты, переход от жестового общения к дактильному.

Не только у нас в стране, но и за рубежом в последние де­сятилетия наблюдается расширение помощи слепоглухонемым детям и слепоглухим взрослым. Наряду с традиционными цент­рами по воспитанию и обучению слепоглухонемых в США и Великобритании создаются новые центры. Так, в США создан Национальный центр для слепоглухой молодежи и взрослых им. Елены Келлер. Центр одновременно обслуживает 50 чело­век. Срок обучения там от шести месяцев до двух лет. Возраст обучающихся от 20 до 64 лет.

В ФРГ (г. Ганновер) в 1972 г. построен центр для слепо­глухонемых детей и взрослых. В нем одновременно могут об­учаться 60 детей и 50 человек из числа слепоглухой молодежи и взрослых.

В некоторых развитых странах, например в США, Канаде, слепоглухие получают высшее образование. Так, в США, где насчитывается, по данным Л. Беттика, 5200 слепоглухих старше 18-летнего возраста, восемь имеют высшее образование, полу­ченное ими с 1954 г. в разное время. Правда, все образован­ные слепоглухие были слепыми позднооглохшими. А это су­щественное обстоятельство, в корне меняющее дело, так как значительно упрощает их связи с внешним миром, ибо при позд­ней глухоте у человека сохраняется речь. При поздней глухоте не возникает проблемы изначального формирования человече­ской психики и словесного общения. В этом случае может идти речь лишь о трансформации средств общения со звукового на дактильно-контактное.

В последнее время в США планируется создание группы наиболее способных слепоглухонемых детей для подготовки их к поступлению в вуз.

Получение слепоглухими высшего образования, устройство их на работу в соответствии с полученной специальностью еще не означает решения всех проблем, вызванных комбинирован­ным сенсорным Дефектом. Решена лишь центральная пробле­ма— доказана возможность группового обучения слепоглухоне­мых в детском учебном заведении и затем слепоглухих в вузе, открыты перспективы1 их беспредельного интеллектуального раз­вития. Остается, однако, ряд менее емких, но не менее важных проблем, без решения которых немыслима реализация обретен­ных слепоглухими возможностей.

Некоторые из этих проблем не новы, но они не могут быть решены однажды раз и навсегда — это разнообразные и меняю-


щиеся бытовые проблемы, требующие к себе повседневного вни­мания. Ведь сложности быта не кончаются с предоставлением слепоглухим благоустроенных квартир. Приходится решать во­просы самостоятельного приготовления пищи, ухода за бельем и одеждой, квартирой и т. д. Большинство вопросов связано с передвижением и ориентировкой в пространстве.

Хорошо, если у слепоглухого имеются родственники, кото­рые окажут ему некоторую помощь в организации быта, об­учат самостоятельности в новой ситуации, обеспечат сопровож­дение в магазин за покупками, на прогулку, в библиотеку, к месту работы и прочие места.

Особые проблемы появляются у слепоглухих, достигших вы­сокого уровня интеллектуального развития. Здесь и работа по налаживанию новых контактов слепоглухих не только с окру­жающими людьми по месту жительства, но и по месту работы, включение слепоглухих в общение с лицами, которые имеют общие с ними научные интересы. Слепоглухим крайне важен живой обмен научной информацией, а это связано с необходи­мостью обучения широкого круга коллег дактильному обще­нию. Огромной важности проблема — актуальный перевод на Брайль необходимой для научной деятельности слепоглухих информации, своевременный перевод периодической печати. Все это требует помощи образованных, эрудированных специали­стов. В связи с этим возникает необходимость в специальной службе информации для слепоглухих, организация которой вполне осуществима в рамках общества ВОС и ВОГ.

Однако и это не исчерпывает всех проблем, стоящих перед слепоглухими. Опыт показывает, что организацию сферы обще­ния нельзя пускать на самотек. В русле внимания и интереса к проблемам слепоглухонемоты вообще и слепоглухим в част­ности оказываются случайные люди, стремящиеся удовлетво­рить свое любопытство «экзотичностью» проблемы. Их общение со слепоглухими ограничивается недолговременными контакта­ми и затем по мере удовлетворения любопытства становится для них обременительным. Часто эти люди вредят серьезной работе со слепоглухими, так как, не успев вникнуть в суть проблемы, начинают высказывать безответственные суждения, предпринимать рискованные легкомысленные действия, дезори­ентируя слепоглухих необдуманными предложениями. Частое нарушение контактов подрывает у слепоглухих веру в постоян­ство отношений, в порядочность людей. На первых порах для работы со слепоглухими необходимы лица, в обязанность кото­рых входила бы помощь слепоглухим в организации постоян­ной сферы общения, установлении и поддержании контактов с отдельными людьми и интересующими слепоглухих организа­циями. В обязанности помощников (штатных секретарей-перевод­чиков) должно входить налаживание актуальных переводов различной информации.


Журнал «Вопросы философии» (1975, № 6) опубликовал статью «Выдающееся достижение советской науки», в которой содержится отчет о заседании Ученого совета факультета пси­хологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В этой статье дана вы­сокая оценка работе по воспитанию и обучению слепоглухоне­мых в нашей стране. Четверо из бывших учащихся Загорской школы для слепоглухонемых успешно закончили МГУ и рабо­тают научными сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Академик Б. М. Кедров, работавший с группой слепоглухих студентов, пишет: «Я с группой слепоглухих занимался не по программе факультета, а по отдельным, особенно волнующим их темам. Прежде всего поражает в них ненасытная любозна­тельность, умение схватывать мысль на лету, удивительная интеллектуальная восприимчивость. Заниматься с ними просто приятно, радостно. Через минуту-две вы забываете, что они вас и не видят и не слышат. Начинает даже казаться, что они вас видят и слышат лучше, чем зрячие и слышащие. Уровень раз­вития исследовательского мышления уже сейчас настолько вы­сок и профессионален, что мы обязаны сделать все от нас за­висящее, чтобы все четверо были со временем включены в большую^ науку...»'. Этим высказыванием подтверждается воз­можность получения слепоглухими высокого уровня интеллек­туального развития, способность их к умственному труду. Это — одна из теперь уже опробованных на практике перспектив раз­вития тифлосурдопедагогики: подготовка слепоглухих к труду в области научных исследований.

Успешный труд большой группы слепоглухих на производ­стве служит гарантией возможности подготовить из них квали­фицированных работников в сфере производства материальных благ. Самостоятельная жизнь в общежитии при незначительной направляющей и корригирующей роли тифлосурдопедагога по­зволяет надеяться на достижение ими полной самостоятельности в быту. Это подтверждается уже практикой жизни нескольких семей слепоглухих.

В Загорской школе для слепоглухонемых детей планирует­ся строительство специального комплекса.

Пожизненное пребывание в комплексе — не единственная перспектива для слепоглухих, получивших образование и про­фессию. Вполне возможен их переезд по месту жительства ро­дителей. Однако следует учитывать наличие сферы специаль­ного общения на месте. Если такой сферы общения нет и орга­низовать ее не представляется возможным, переезд слепоглухих по месту жительства родителей нецелесообразен. Кроме того, жизнь слепоглухого с родителями продолжается, пока они спо­собны оказывать ему помощь, а затем слепоглухой снова попа-

1 Вопросы философии, 1975, 6, с. 64.

18Е


дет в условия специального учреждения, но в этом случае ему., придется налаживать новые социальные связи, адаптироваться в непривычной среде, что чрезвычайно трудно после длительного проживания в семье.

Опорными пунктами для трудового устройства и организа­ции специального общения слепоглухих по месту жительства родителей могут быть УПП ВОС различных городов. Учитывая опыт прошлого, целесообразно направлять в них сначала целые группы слепоглухих, получивших образование и профессию при комплексе. Желательно, чтобы группы были не менее 10—15 че­ловек. Следует учитывать характер внутриструктурных связей направляемой группы. Необходимо сохранять традиционные от­ношения взаимопомощи и сотрудничества между ее членами. При соблюдении этих, условий такие группы будут жизнеспо­собны. В последующем их можно пополнять новыми членами.

Уровень специальной помощи слепоглухонемым и слепоглу-хим в нашей стране, перспективы ее развития служат для дру­гих стран примером заботы государства об этой категории ин­валидов,

В рамках Всемирного совета благосостояния слепых (ВСБС) в 1977 г. в Нью-Йорке была проведена Всемирная конферен­ция по службам помощи слепоглухой молодежи и взрослым памяти Елены Келлер. В работе конференции приняли участие делегации 30 стран, в том числе и советская делегация. На конференции была принята «Декларация прав слепоглухих».

Для слепоглухих многих капиталистических стран парагра­фы этой декларации лишь далекая от осуществления мечта, в то время как для слепоглухих нашей страны они являются от­ражением и утверждением уже достигнутых условий, гаранти­рующих им полную реализацию провозглашаемых принятым документом прав. Не только равные со всеми гражданами СССР права, но и многочисленные льготы гарантируют благо­состояние слепоглухим в нашей стране. Иллюстрацией этого служит запись в книге отзывов посетителей Загорского детского дома, сделанная сотрудницей Государственной библиотеки для слепых Копенгагена, журналисткой Д. Нильсон: «Осуществи­лась моя давняя мечта посетить ваш интернат. Я ждала чего-то необычного, но действительность превзошла все мои ожидания. Результаты, которых вы достигли, осуществимы только в со­циалистическом обществе. Только оно дает человеку — так же как в данном случае самым слабым в обществе — слепоглухо­немым — возможность развивать свои способности и интеллект. Это блестящий пример того, как в Советском Союзе соблюда­ются права человека: никто, даже самый слабый, не забыт и не брошен на произвол судьбы. Я очень вам благодарна за пре­доставленную возможность посетить ваш интернат и сделать все, чтобы другие мои коллеги в Скандинавии познакомились с вашими замечательными результатами».


Воспитание и обучение слепоглухонемых воспринимается прежде всего как гуманное начинание. И это действительно так. В нашем государстве никто не остается за бортом обще­ства. Даже для развития такой немногочисленной категории инвалидов, какими являются слепоглухонемые дети, продуманы и созданы специальные условия. Это требует значительных за­трат. Достаточно напомнить, что на каждого слепоглухонемого ребенка приходится педагог с высшим образованием. Такого соотношения обучаемых и обучающих не знает ни одна школа. Бывшие в прошлом обузой общества, слепоглухонемые стано­вятся теперь полноправными гражданами социалистического государства, получают возможность трудиться и жить полно­кровной жизнью. «При возвращении на родину я обязательно расскажу о вашем опыте, потому что считаю, что за границей надо намного больше знать об этом сугубо гуманном успехе советской науки»,— писал в книге отзывов посетивший Загор­скую школу сотрудник Берлинского университета им. Гум­больдта Ф. Куннер. Подобных отзывов много.

Однако, говоря о гуманизме проблемы воспитания и обуче­ния слепоглухонемых, не следует упускать из вида и других ее аспектов, и прежде всего научного значения проблемы. И это подметил еще А. М. Горький, написав О. И. Скороходовой: «Верю я в разум человека,— он, человек, кажется мне органом самопознания природы, исследователем и организатором ее хао­тических сил.

Вас она создала существом для эксперимента, создала как бы намеренно- для того, чтобы наука исследовала одну из ее преступных и грубых ошибок. Разум науки частично исправил ошибку, но он еще не в силах уничтожить самое преступление — дать Вам слух, зрение, речь. Но тем, что Вы есть, и тем, что с Вами уже сделано наукой, Вы служите человечеству. Это — так, Ольга Ивановна,—-и Вы вправе этой службой гордиться»1. С высказыванием А. М. Горького перекликаются слова ака­демика А. Н. Леонтьева, сказанные им на ученом совете факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, посвящен­ном проблемам слепоглухонемоты. Оценивая результаты обуче­ния и воспитания слепоглухонемых детей, А. Н. Леонтьев го­ворил, что этот эксперимент позволяет «правильно понять и оце­нить то отношение, в котором находятся естественноприродные предпосылки и действительные условия бытия человека, то есть реальный образ (способ) его жизнедеятельности. Последнее обстоятельство придает эксперименту уже не только общепси­хологическое, но и мировоззренческое, философское значение. В нем открывается богатейший материал для доказательной разработки марксистско-ленинской теории познания, ибо здесь ясно, как ни в одном другом случае, выступает связь чувствен-

Горький А. М. Соч. М, 1955, т. 30, с. 271.


лого восприятия и мышления с той основой, которая делает че­ловека человеком,— с трудом в самом серьезном научном зна­чении этого слова...»1.

В последние годы внимание ученых к проблемам слепоглухо­немоты значительно возросло. Появились многочисленные на­учные труды, в которых для доказательности научных теорий используются материалы, полученные в работе со слепоглухо­немыми. Имеются также оригинальные разработки рядом уче­ных некоторых проблем слепоглухонемоты.

А. М. Горький сумел увидеть и оценить не только службу О. И. Скороходовой науке, он подметил еще одно очень важное значение достижений в работе со слепоглухонемыми — их опти­мизм, их пафос. «Вы для меня не только объект изумительнс удачного, научно важного эксперимента, не только яркое дока зательство мощи разума, исследующего тайны природы,— нет Вы для меня являетесь как бы «символом» новой действитель­ности, которую так быстро и мужественно создает наш талант­ливый трудовой народ — рабочие, крестьяне»2.

Через несколько десятилетий академик АПН СССР А. Р. Лу-рия говорил: «Трудно поставить что-либо рядом с тем образ­цом героизма и той вершиной успеха, которые мы видим сегод­ня на опыте наших четырех товарищей. Я не могу не сказать что если бы сила мотивов, которые движут ими, равномернс распространялась на всех наших обычных студентов, если бь все наши зрячие и слышащие студенты работали с такой же целенаправленностью, используя все те возможности, которые у них есть, то, вероятно, они бы горы свернули... Думаю, чтс опыт, который мы обсуждаем сегодня, имеет в одинаковой мере и огромное научно-интеллектуальное и эмоциональное значе­ние...»3.

Эмоциональное значение опыта, его вдохновляющая сила, раскрывающая неизмеримые возможности человеческого духе преодолевать самые безысходные состояния тела,— в этом ве­ликий стимул для тех, кто живет рядом со слепоглухими людь­ми, для тех, кто знает об их героизме. Неудивительно, что всех посещающих Загорскую школу не остается тягостного чув­ства подавленности от встречи с аномальными детьми. Вот чтс пишет директору детского дома жена индийского посла, де-фектолог по образованию М. Шальванкар, посетившая школ) вместе со своим бывшим учителем доктором Хейсом: «Уважае­мый коллега, я надеюсь, Вы уже поняли, что доктор Хейс и я думаем о работе, проводимой в Вашей школе. Мы много гово­рили о ней после нашего посещения, и я, как никогда раньше, убеждена, что она важна не только для Советского Союза, не

1 Вопросы философии, 1975, № 6, с. 63.

2 Горький А. М. Соч. М., 1955, т. 30, с. 334.
Вопросы философии, 1975, № 6, с. 64.


и как пример того, что можно сделать для детей с двойным де­фектом в других странах. Доктор Хейс... хочет передать Вам, что это было самым важным, интересным и радостным (кур­сив наш.— А. А.) посещением за тот месяц, что он провел в

Москве».

Посетители видят не только патологию, но и процесс ее пре­одоления, его реальные результаты. Вот это-то и вызывает свет: лое чувство, заряжает людей оптимизмом. Имена слепоглухих людей, достигших ценой величайшего напряжения сил высокого интеллектуального развития, с полным правом можно поставить рядом с известными именами героев, преодолевших свои неду­ги, сделавших свою жизнь полной смысла, посвятивших ее слу­жению Отечеству.

«Перед нами лежат две дороги, по которым после универси­тета мы должны идти одновременно: дорога исследователей слепоглухонемоты и дорога общественных деятелей... В качестве общественных деятелей мы должны делать все, чтобы ни один слепоглухой не погибал от одиночества.

Нас ждет огромная работа. Впрочем, нет, уже не ждет. Мы к этой работе приступили. И мы уверены, что с нею справим­ся!»— так размышлял слепоглухой Александр С., будучи еще студентом МГУ. Все четверо уже идут одновременно по двум дорогам, сочетая научную и общественную деятельность. Впе­реди у них новые свершения.

Первоначальное обучение, освоение школьной программы, трудовая реабилитация, включение слепоглухих в трудовой кол­лектив— это большой труд, а его результаты — заслуга не толь­ко работающих со слепоглухонемыми специалистов, но и совет­ских людей, окружающих слепоглухих на производстве и в бы­ту. Поэтому, отдавая должное героизму слепоглухих, нельзя не отметить самоотверженный труд их воспитателей и учителей, ту благоприятную в нашей стране атмосферу общественного мне­ния, которая воодушевляет всех занятых этим необычным и гу­манным делом.

г Это отлично осознают и высоко ценят сами слепоглухие. В поздравительном письме, направленном в канун Дня учителя слепоглухими студентами сотрудникам Загорского детского до­ма для слепоглухонемых детей, сказано: «...а сколько вы нам дали! Пока мы жили здесь в детдоме, не так-то легко это было оценить. Но вот сейчас, чем дальше от нас день 9 февраля 1971 г., когда мы переехали в Москву, тем больше тянет нас сюда. Тянет работать здесь, помогать вам, внести, как говорит­ся, свой вклад, свою лепту в великое дело изучения процессов становления и развития человеческой личности, чтобы люди, используя этот опыт, могли целенаправленно, со знанием дела воспитывать не только слепоглухонемых, но и вообще любых детей. Недаром ученые сравнивают нашу школу с синхрофазо­троном и даже считают, что наш синхрофазотрон психологиче-


ских наук по значению для человечества не уступает дубнен-скому.

Что вспоминать, какими мы были! Это видели многие из вас своими глазами. Сейчас мы повзрослели, учимся в университе­те, общаемся с талантливейшими учеными. И в том, что мы в состоянии беседовать с ними о самом для них, да и для нас, ин­тересном— о науке,— ваша заслуга. Вы заложили фундамент наших знаний, нашей внутренней культуры, так обтесали наши характеры, что они, хоть и нуждаются еще в доделке и всегда будут нуждаться в ней, в общем и целом уже пригодны к жиз­ни в обществе.

Громадное вам за это спасибо! Мы надеемся участвовать в вашем дальнейшем труде, и пусть высокообразованный слепо-глухой человек, страстно преданный своей Родине и работе, станет обычным явлением нашей советской действительности».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте проблемы самостоятельной жизни взрослых слепоглухйх.

2. Какие пути обучения слепоглухйх в вузе вы считаете рациональными?

3. Раскройте значение работы со слепоглухонемыми для науки.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности обучения слепоглухйх в вузе.

2. Перспективы расширения специальной помощи слепоглухим в СССР,

3. Значение работы со слепоглухими.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л. С, Собр. соч. М., 1983, т. 5. Горький А. М. Соч. М., 1955, т.* 30.

Скороходе в а О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ

Темы лекций

Количество часов 2

1. Проблемы тифлосурдопедагогики

2. Из истории воспитания и обучения слепоглу­
хонемых

3. Слепоглухонемой ребенок до специального

обучения

6 4

4. Дошкольное воспитание и обучение слепоглу­
хонемого ребенка в специальном учреждении

5. Особенности воспитания и обучения слепо­
глухонемых школьников

6. Специальные технические средства

7. Предпрофессиональная подготовка

8. Включение слепоглухйх в профессиональный

труд 4

9. Перспективы развития специальной помощи
слепоглухонемым 2

Темы практических занятий

1. Изучение брайлевского шрифта. Практика
чтения 2

2. Практика беглого чтения брайлевских тек­
стов. Работа по исправлению ошибок и опечаток

в брайлевских текстах 2

3. Практическое знакомство с техническими
средствами фиксации информации. Обучение печа­
танию на брайлевских машинках 2

4. Овладение специальными техническими сред­
ствами общения и программированного обучения 2

 

5. Экскурсия в Загорский детский дом для сле­
поглухонемых детей 4

6. Проведение занятий со слепоглухонемыми
детьми 2

Темы лабораторных занятий

1. Человеческая психика. Искусственное форми­
рование человеческой психики при слепоглухоне­
моте 2

1 Спецкурс рассчитан на 56 часов. Из них на лекционные занятия отво­дится 28 часов, на практические и лабораторные — по 14 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...