Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся




В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны

 

знать и понимать:

· традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;

· значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

· традиционные морально-нравствен­ные идеалы, ценности, моральные нормы

· историю возникновения и распространения православной культуры,

· роль православной культуры в истории России

· основы духовной традиции православия,

· определения основных понятий православной культуры,

· взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,

· описание основных содержательных составляющих священных книг,

· описание священных сооружений,

· описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

уметь:

· толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

· видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;

· описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;

· излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;

· анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;

· быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;

· сотрудничать с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· бережно­ относиться к материальным и духовным ценностям;

· принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

· планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

· владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· владеть логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· слушать собеседника, вести диалог;

· признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

· излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

· готовить сообщение по выбранным тема.

Календарно-тематическое планирование по «Основам православной культуры» 4 класс

№ урока Дата проведения План / Факт Наименование разделов, тем Кол час Тип урока Элементы основного содержания Примечание Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Домашнее задание  
      Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина.   Вводный урок Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют.   Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение, Беседа С. 4-5, вопросы и задания с. 5.  
      Основы православной культуры Культура и религия.       Урок изучения нового материала   Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.       Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное   Словарик   С. 6-7 вопросы и задания с. 7. новые слова  
      Человек и Бог в православии   Комбинированный Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Как вера в Бога влияет на поступки людей. Свобода и разум в религиозной этике.   Знать основные положения уроков. Уметь: -анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий; -определять роль ценностных ориентиров в жизни человека   Словарик по теме, эссе «Что значит быть православным человеком» С. 8-11 вопросы и задания с.11  
      Православная молитва   Комбинированный Во что верят православные христиане. Молитва, виды молитв. Молитва «Отче наш». Кто такие святые, что такое благодать. Мультфильм «Отче наш» Знать основные положения темы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -высказывать собственную точку зрения; -осуществлять поиск информации Молитва наизусть С. 12-15, вопросы и задания с.15  
      Библия и Евангелие   Комбинированный Кто такие христиане. Священное Писание. Что такое Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.   Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации Тестирование по изученному материалу С. 16-19, вопросы и задания с 19. новые слова  
          Проповедь Христа     Комбинированный Христианское учение о спасении. Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь.   Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Эссе «О чем я хочу спросить Иисуса Христа» С. 20-23, вопросы и задания с.23.  
      Христос и Его крест   Комбинированный Спаситель. Как Бог стал человеком Жертвенная любовь. Победа над смертью. Символика креста.   Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Рисунок С. 24-27, вопросы и задания с.27. Рассказ по иллюстрации.  
      Пасха   Комбинированный Православный календарь, его символическое значение Праздники. Воскресение. Православные традиции празднования Пасхи: Великий пост, пасхальная служба, пасхальный гимн, пасхальное яйцо.   Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления Творческое задание «Обычай празднования Пасхи в моей семье» С. 28-31, вопросы и задания с.31.  
      Православное учение о человеке   Комбинированный Во что верят православные христиане. Тело и душа, внутренний мир человека, болезни души. Что такое образ Божий в человеке. Мультфильм «Твой крест» Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Словарик С. 32-35, вопросы и задания с.35. прочитать «Это интересно»  
      Совесть и раскаяние   Комбинированный Добро и зло в православной традиции. Работа совести, покаяние   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Эссе «Покаяние – лекарство для души» С. 36-39, вопросы и задания с.39. прочитать «Это интересно»  
          Заповеди     Комбинированный Христианская этика. Заповеди блаженства. Добродетели и страсти. Отношение к труду.       Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Творческая работа «Заповеди»   С. 40-41, вопросы и задания с.41. работа с иллюстрациями.  
      Милосердие и сострадание   Комбинированный Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. Милостыня Мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Эссе/рисунок «Милосердие – это…» С. 42-45, вопросы и задания с.45.  
      Золотое правило этики   Комбинированный Христианская этика. Золотое правило нравственности. Неосуждение.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником Эссе «Как уберечься от осуждения других людей» С. 46-47, вопросы и задания с.47.  
14-15     Храм   1. Экскурсия 2. Комбинированный Православный храм и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения в православном храме и во время службы. Экскурсия в православный храм Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения Творческая работа «Православный храм» С. 48-51, вопросы и задания с.51. Выучить новые слова  
      Икона   Комбинированный Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).   Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений Творческая работа «Чудотворные иконы» С. 52-55, вопросы и задания, с. 55, подготовка творческих работ  
      Подведение итогов   Урок-конференция Творческие работы учащихся.   Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. Творческая работа ученика    
      Как христианство пришло на Русь   Урок изучения нового материала Церковь, Крещение Руси, значение крещения Руси. Православие в современной России.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Тестирование по пройденному материалу С. 58-61, вопросы и задания с.61.  
        Подвиг   Комбинированный Подвиг, человеческая жертвенность, Жертва Богу. Подвижничество. Почитание святых. Рассказы о святых (видео) Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Сообщение о русском православном подвижнике или святом С. 62-63, вопросы и задания с.63
          Заповеди блаженств   Комбинированный Вера. Заповеди блаженств.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Устный по вопросам после параграфа С. 64-67, вопросы и задания с.67. Выучить новые слова  
      Зачем творить добро?   Комбинированный Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Самоотверженность.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Рисунок С. 68-69, вопросы и задания с.69.  
      Чудо в жизни христианина   Комбинированный Символический язык православной культуры. Христианские добродетели. Игра Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Творческая работа «Христианские чудеса» С. 70-71, вопросы и задания с.71.  
      Православие о Божием суде   Комбинированный Как видеть в людях Христа. Вера в бессмертие.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Эссе «Почему нужно творить добро?» С. 72-75, вопросы и задания с. 75.  
      Таинство причастия   Комбинированный Православные таинства. Таинство крещения и причастия: символический смысл. Литургия.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Словарик С. 76-79, вопросы и задания с. 79. Выучить новые слова.  
      Монастырь   Комбинированный Монашество. Послушание, постриг. Монастырский уклад. Сергий Радонежский.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Устный по вопросам после параграфа С. 80-83, вопросы и задания с.83.  
      Отношение христианина к природе   Комбинированный Ответственность за мир и природу. Христианское милосердие, «братья наши меньшие».   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы Эссе «Мои домашние питомцы» С. 84-85, вопросы и задания с.85.  
      Христианская семья   Комбинированный Христианская семья и ее ценности. Обряд венчания, воспитание детей, праздники, семейные традиции.   Знать основные положения темы. Уметь Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы Творческая работа «Традиции моей семьи» С. 86-87, вопросы и задания с.87.  
      Защита Отечества   Комбинированный Бывает ли война справедливой. Оборонительная война. Святые защитники России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Пересвет, Илья Муромец Мультфильм «Пересвет и Ослябя», фильм, иконы «Александр Невский» Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Творческая работа «Святые защитники России» С. 88-91, вопросы и задания с.91.  
      Христианин в труде   Комбинированный Заповедь труда. Пост. Что такое «работа на совесть». Напрасный труд. Житие Сергия Радонежского Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом Устный по вопросам после параграфа С. 92-93, вопросы и задания с.93.  
      Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству       Комбинированный   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.   Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником     Словарик       С. 94-95 вопросы и задания с.95. Подготовить творческие работы  
      Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».   Комбинированный     Знать основные положения изученного материала. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Тестирование Творческая работа по выбранной теме. Написание эссе «Православная культура».  
      Урок повторения «Основы православной культуры».   Урок-конференция Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.   Возможна доработка и использование творческих работ, сделанных учащимися в течении года Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. Творческая работа учащихся Творческая работа по выбранной теме.Подготовить рисунок «Мой храм».  
      Мировые религии   Комбинированный «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.   Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. Творческая работа учащихся Творческие работы о мировых религиях
      Мой мир, Мое Отечество   Урок-конференция «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).   Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. Творческая работа учащихся    
      Всего 34 часа            
                                                   

 

Лист внесения изменений и дополнений

 

По плану Фактически Тема урока Нормативный акт, закрепляющий изменения
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Литература для педагога:

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.

4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.

12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.

15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.

16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.

18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.

20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.

23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.

24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.

Литература для учащихся:

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6.. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.

11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.

12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

13. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

14. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.

15. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.

16. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. - Минск, 2005.

17. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

18. Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.

19. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

20. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

21. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

22. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

23. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.

24. «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.

25. Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г

26. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.

Интернет-ресурсы

1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)

3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

4. Мир религий (http://www.religio.ru/)

5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)

6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)

7. Православие в России (http://ww.or.ru/)

8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)

9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)

10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)

11. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...