Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление лидерством в организации




Первостепенная значимость лидерства для эффективности ру­ководства, его позитивное и негативное воздействие на управле­ние персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами ста­новятся или рождаются?

Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный во­прос, имеющиеся теоретические и практические разработки по­зволяют говорить об управлении лидерством, сомнения могут воз­никнуть в вопросе о границах или пределах управляемости. Про­блема управления лидерством в организации включает по мень­шей мере пять аспектов.

1. Выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими каче­ствами и их привлечение для занятия руководящих позиций, постов. Это направление деяте-льности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привле­чении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.

Существует несколько способов выявления лидерских способ­ностей. Это тестирование и другие психологические методы, осо­бенно широко применяемые к молодым претендентам на руково­дящие должности, а также изучение биографии и трудового ста­жа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д. В реальной политике государства и других корпораций ориентация на лиц с уже имеющимися лидерскими качествами находит свое выраже­ние в том, что система подготовки руководящих кадров среднего и высшего звена принимает лиц, уже доказавших свои лидерские способности преимущественно на низовых, первичных руководя­щих должностях.

Ориентация на отбор «прирожденных» лидеров проявляется, в частности, в том, что в ряде стран, например в ФРГ, США и др., студенты и слушатели факультетов и высших школ управления подбираются главным образом из числа руководителей низшего звена или высококвалифицированных специалистов, имеющих производственный стаж и обнаруживших лидерские способности. Хотя в других странах, например во Франции, набор на факуль­теты и в высшие школы управления, особенно государственного управления, осуществляется, как правило, из выпускников гимназий, что, конечно, не исключает использования тестирования и других методов для выявления лидерских задатков.

Определить пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:

а) стремление к непрерывному самосовершенствованию. Если вы руководитель сам не совершенствует себя, то ему трудно побудить других заняться этим;

б) ориентация на служение другим;

в) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;,

г) вера в других;

д) рациональное распределение времени и усилий;

е) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на собы­тия, восприятие жизни как приключения;

ж) самокритичность, толерантность (терпимость), призна­ние заслуг других и их равного права на самовыражение.

з) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духов­ном развитии.

2. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответ­ствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитыва­ет возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используетсяряд процедур, теоретическим обосновани­ем которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», об­рести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы:

а) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательно­сти и упорства в реализации общих целей, сознания соб­ственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.

б) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся прежде всего профессиональная ком­петентность; порядочность (честность, соблюдение обще­принятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; разви­тый интеллект, который проявляется в аналитичности, быст­роте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмот­рительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;

в) обеспечение социальной компетентности лидера и его добро­желательности в отношениях с членами группы. Это пред­полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать заме­чания, давать советы, внимательность, уважение достоин­ства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;

г) приобретение умения и навыков быстро и правильно оцени­вать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы, т.е. уметь использовать потенциал каждого без исключения члена группы, правильно оценивать ситуацию, свои силы и возможности группы. Без это­го успех групповой деятельности не достижим. Повторяющие­ся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

3. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и за­щита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возник­новения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых на­носит ущерб организации, а также повышает авторитет руководи­теля в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.

4. Сочетание в деятельности руководителя формального и нефор­мального лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руково­дителе не только начальника или лишенного эмоций и пережи­ваний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффектив­ности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. В реальной жизни организации существует тесное взаимопереплетение фор­мальных и неформальных моментов. Живое общение с людьми, уважение в них личностей, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношениях к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «за­ражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т.п. — все это позволяет руководителю совмещать роли формального и не­формального лидера и повышает эффективность руководства.

5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. В силу раз­личных причин (индивидуальных спо­собностей, занятости производственными задачами, большого ко­личества подчиненных и др.) даже в первичных организациях да­леко не каждый руководитель способен одновременно выполнять все функции неформального лидерства. Очень часто для одного челове-ка это просто физически невозможно. Вот почему для эффективного руководства важно управлять процессом формирова­ния и развития лидерства или по крайней мере контролировать этот процесс в его главных моментах, не допуская появления ли­деров и групп, разрушающих организацию или негативно влияю­щих на результаты ее деятельности. Интеграция лидеров предпола­гает обеспече-ние лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивиро-ванных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со сти­хийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства.

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности орга­низации в целом способны нанести деструктивные лидеры, на­пример лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.

Первый и самый простой из них — разрушение системы «ли­дер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструк­тивного лидера или перевод его на другое место работы, измене­ние его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, рас­формирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может спо­собствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д.

Административное устранение негативного лидерства — крайний способ. Это, так ска-зать, хирургическое вмешательство. Часто оно невозможно без нарушения законодательства. Кроме того, подобного рода меры, особенно когда они осуществляются без должной разъясните-льной работы и воспринимаются как несправедливые, вызывают явный или скрытый протест со стороны членов группы, подрывают доверие к руководству, вызывают деструктивные конфликты.

Все это делает гораздо более предпочтительным второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реак­ции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изме­нить свои ориентации и подчинить свою активность целям орга­низации.

Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — пере­хват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Например, если неформальная группа возникла из опасения работников в утрате стабильности своих рабочих мест, в результате дефицита человеческого обще­ния в коллективе, если роль неформального лидера основывается на передаче различного рода информации, в том числе слухов и сплетен, подрывающих авторитет руководителя, то такого рода лидерство может быть устранено, в частности, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию их не­обоснованных опасений, скажем, о грядущем резком сокращении штата организации.

Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет веж­ливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессио­нальной компетентности лидера, сомнительности его нравствен­ных качеств, бесперспективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.

Существуют разнообразные способы компрометации сотрудников. Двенад­цать таких способов-советов доказатель­ства некомпетентности лидера (и любого сотрудника из числа под­чиненных) в форме рекомендаций для руководителей приводит Э.Е. Старобинский:

1. Давая указания подчиненному, используйте настолько обте­каемые термины, чтобы он даже приблизительно не мог опреде­лить, чего вы хотите... Не упоминайте ни об одном конкретном случае, не приводите ни одного конкретного примера! Давайте указания как сами собой разумеющиеся и как если бы вы не со­мневались, что они понятны любому человеку с минимальным интеллектом. Критикуйте его таким образом, чтобы он не понял, что нужно сделать для исправления допущенных ошибок.

2. Громко вздыхайте в знак покорности или изображайте край­нее удивление, если он попросит вас разъяснить что-то из того, что вы сказали. Намекните, что никто, кроме него, никогда не просил пояснить такие простые указания. Не забывайте избегать примеров, которые хоть как-то могут осветить существующее по­ложение. Подчиненный будет чувствовать себя слишком уверенно, если поймет все очень быстро...

3. Если подчиненный будет переспрашивать одно и то же дваж­ды, скажите, что вы уже отвечали на этот вопрос. Вы можете по­ступить так даже в том случае, если он задает вопрос впервые, но особенно тогда, когда его уверенность в своих силах уже пошатну­лась. Попробуйте доказать, что его подводит память. Тогда он по­чувствует вину за зря отнятое у вас драгоценное время.

4. Демонстрируйте очевидные усилия сдержать свое раздраже­ние, если он все еще не понимает, что вы имеете в виду. На этот раз инструктируйте его так медленно и подробно, используя са­мые простые слова, дабы подчиненный понял, что вы не считаете его слишком сообразительным. Продолжайте давать ему подобные объяснения и по другим поводам, даже если он уверяет вас, что все понимает.

5. Если вы можете найти в его работе повод для критики, то не упускайте эту возможность, даже если его ошибка незначительна и может быть легко исправлена. Кроме того, вы можете попытать­ся поймать его на ошибках, которых он еще не допустил!

6. Дайте ему несколько заданий с подробными инструкциями, но оставьте цель или ожидаемые результаты неясными. Он не смо­жет пожаловаться на то, что другим путем мог бы достичь резуль­татов быстрее. Ведите себя так, чтобы предотвратить любое прояв­ление инициативы со стороны подчиненного.

7. В процессе выполнения подчиненным вашего задания время от времени меняйте свои указания... Иногда здесь может помочь отрицание данных ранее указаний, особенно если результаты ока­зываются не слишком многообещающими.

8. В процессе выполнения ваших указаний возникают не­предвиденные вопросы, настаивайте на том, чтобы подчиненный снова обратился к вам. Не позволяйте ему самому принимать ника­ких решений даже тогда, когда он говорит, что знает, как это сделать. Если он возражает против вашего вмешательства, то ска­жите, что существует много тонкостей, которые вы не можете ему объяснить из-за нехватки времени. В конце концов, он, конечно, поймет, что дело скорее в его недостаточной сообразительности, чем в незнании некоторых подробностей.

9. Заставляйте подчиненного выполнять работу, точно следуя вашим указаниям, даже если это медленный и неудобный путь. В этом случае вы можете пожаловаться на его низкую производи­тельность.

10. Назначайте ему такие сроки, в которые он заведомо не смо­жет уложиться. Когда же он, как и предполагалось, нарушит их, вы можете сказать, что он работает с недостаточной отдачей.

11. Поручайте ему выполнение тех работ, которые гораздо ниже его способностей и подготовки. После этого подчеркните, что спра­виться с ними мог бы с таким же успехом даже неквалифици­рованный сотрудник.

12. Усовершенствуйте все, что он делает. Скажите ему, что вы поступаете так ради того, чтобы сделать его работу приемлемой. После этого, если он переделывает одну и ту же работу 2—3 раза в тщетной попытке удовлетворить ваши требования, вы можете от­метить низкую эффективность его труда. Если же он сдастся и вы­полнит работу небрежно, подчеркните его неряшливость. Выполняя эти советы, вы можете достичь следующего:

- ваш подчиненный засомневается в своих собственных способностях;

- у него отпадет желание систематически влиять на других; а он будет бояться принимать простейшие решения;

- он будет обращаться к вам по поводу самых обычных во­просов;

- ваш подчиненный долго будет сидеть над работой, с кото­рой другой справился бы значительно раньше;

- вы докажете ему, что вы умнее его;

- он придет к выводу, что нужно искать другую работу, кото­рая будет ему «по плечу».

Конечно, приведенные способы компрометации иллюстриру­ют главным образом «запре-щенные приемы» руководства, кото­рые никак не следует использовать в нормальном, здоровом кол­лективе. Их знание полезно скорее не для практического применения, а для диагноза недоброжелательного руководства. Кроме того, реали­зация названных «рекомендаций» может вызвать у подчиненных, особенно у лиц, уверенных в себе, с выраженными лидерскими качествами, агрессивное поведение, что чревато острыми органи­зационными конфликтами.

В целом же для устранения деструктивного лидерства у руково­дителя есть важные преимущества. Прежде всего это власть, свя­занные с ней административные права (распределение заданий, оценка работника, влияние на профессионально-квалификацион­ный и должностной рост его самого и его последователей и др.) и различные ресурсы влияния: зарплата, премии, критика, различ­ные санкции и т.д., лучшая информированность, широкие связи и общение, большие возможности получить поддержку высшего начальства, должностной авторитет и т.д.

 

Стиль руководства - устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается незави­симый от конкретных ситуаций образец его поведения. В основе вы­деления стилей руководства лежит различное распределение пол­номочий по принятию решений между руководителем и подчи­ненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, посто­янно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использова­ние оптимальных стилей руководства призваны способствовать по­вышению трудовых достижений и удовлетворенности работников. К. Левин выделил три «классических» стиля руководства : ав­торитарный ( еди­ноличное принятие руководителем всех решений, а также слабый интерес к работнику как лич-ности.), демократический ( характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям) и попустительский (нейтральный) - стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива.

 

 

10 вопрос.

 

модификация поведения - это индивидуальное научение методом подкрепления.

Модификация организационного поведения (также ОВМ или OB Mod) - более общий термин для обозначения «систематического подкрепления желательного организационного поведения и неподкрепления или наказания нежелательного организационного поведения. Таким образом, ОВМ - оперантный подход к организационному поведению. Слово «организационный» добавлено чтобы показать, что оперантный подход используется в рабочей обстановке. Термины «модификация поведения» и «модификация организационного поведения» взаимозаме­няемы.

Принципы оперантного обусловливания

Некоторые принципы оперантного обусловливания могут помочь руководителям в их по­пытках влиять на поведение персонала. Очень важным принципом науче­ния является подкрепление. В некотором общем смысле мотивация является внутренней причиной поведения, а подкрепление - внешней причиной.

Следует разграничивать понятия «вознаграждение» и «подкрепление». Вознаграждение это всего лишь то, что считает желаемым лицо, предоставляющее вознаграждение. Подкрепление опре-делено функционально. Нечто является подкреп­лением лишь в случае, если оно усиливает реакцию, ему предшествующую, и стимули­рует повторение этой реакции. Например, менеджер, казалось бы, вознаграждает ра­ботника, который обнаружил ошибку в отчете, похвалив его публично. Однако при бли­жайшем рассмотрении выясняется, что коллеги раздражены поведением этого работ­ника и осуждают его, поэтому в будущем частота обнаружения ошибок может умень­шиться. В этом примере «вознаграждение» не является подкреплением. И все же, не­смотря на формальную разницу между подкреплением и вознаграждением, оба термина нередко используются как взаимозаменяемые.

Чтобы лучше понять сущность подкрепления, наряду с проведением различий меж­ду подкреплением и вознаграждением следует разграничить подкрепление позитивное и негативное.

Существует большая путаница в терминах «позитивное подкрепление», «негатив­ное подкреп-ление» и «наказание». На рис. 2 кратко отражены раз­личия между позитивным и негативным под-креплением и наказанием. Прежде всего, необходимо понять, что подкрепле­ние, позитивное или не-гативное, усиливает ответную реакцию и повышает вероятность ее повторения. Однако пози-тивное и негативное подкрепление оказывает воздействие на поведение совершенно разными путями.

Позитивное подкрепление — это все, что либо увеличивает силу отклика, либо вызывает повторения поведения, предшествовавшего подкреплению. Позитивное подкрепление повышает вероятность оп­ределенного поведения. Оно усиливает и по­вышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемые последствия. Без подкрепления нет никакой измеримой модифика-ции поведения. Примером позитивного подкрепле­ния может быть похвала работ­ника за успешно за-вершенное задание (если она реально закрепляет и усиливает ориентацию на его выполнение).

 

  Последствие   Обстоятельство     Вознаграждение (нечто желаемое)   Пагубные стимулы (нечто неприятное и нежелательное)
    Применение   ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (поведенческая реакция нарастает)     НАКАЗАНИЕ (поведенческая реакция ослабевает)
  Устранение   НАКАЗАНИЕ (поведенческая реакция ослабевает)     НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (поведенческая реакция нарастает)

 

Рис. 2. Сводная таблица операциональных определений позитивного и негативного подкрепления и наказания.

 

Руководители часто пользуются позитивным подкреплением, чтобы модифицировать поведе-ние подчиненных. В некоторых случаях подкрепление соответствует ожиданиям, однако в других случаях оно не модифицирует поведение в желательном направлении из-за сопутствующих подкреп-лению обстоятельств. Когда подкрепление не модифицирует по­ведение, желаемое руководителем, это поведение не осуществляется. Кроме того, подкреп­ление спустя продолжительное время после осуществления желательного поведения умень­шает вероятность его возобновления.

Все больше организаций увязывают вознаграждение и системы позитивного подкреп­ления с ценностями компании. Например, включают в систему стимулов кри­терии, связанные с окружающей средой, разработывают программы позитив­ного подкрепления действий сотрудников, обеспечиваю-щих улучшение качества обслу­живания клиентов. Денежное вознаграждение - это не единственная форма позитивного подкрепления, доказавшая свою эффективность. Могут быть использованы и нефинансо­вые стимулы (признание заслуг, отпуск, отгулы, подарки). Уважение коллег, чувство при­частности и гордости, как установлено, могут приносить такие же нужные результаты, как денежные стимулы. Мощный фактор мотивации - сочетание финансовых и моральных стимулов.

Не­гативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательные последствия. Негативное подкрепление, например, может стимулировать заня­тость рабочего в тот момент, когда мастер ходит по его участку. Занятость рабочего не дает мастеру возможности устроить «разнос».

Событие является негативным подкреплением, если его удаление после отклика по­вышает частоту нужного отклика. Оно устраняется после увеличивающейся результативности ответа. При­ложение больших усилий к выполнению работы, например, может негативно подкрепляться неже­ланием слушать придирки босса. Работая старательно, рабочий может избавиться от его придирок.

Негативное подкрепление также как и позитивное усиливает нужный отклик, поскольку оно устраняет некоторые болезненные или неприятные стимулы или помогает избежать их.

Наказание - последствие определенного поведенческого отклика, приводящее к подавлению (обычно по частоте) поведения, вызвавшего наказание. Преподаватель, снижающий оценку на 10 бал-лов (при 100-балльной системе) за каждый день просрочки сдачи контрольной работы, использует на-казание. Механик, не представивший отчета и выплативший штраф за это в размере однодневной зар-платы, наказан. Применение наказания дает установку (передает сообщение) не делать чего-то.

Еще одним принципом модификации поведения является гашение. Гашение уменьшает частоту нежелательного поведения вследствие его затухания, т.е. снижения частоты отклика из-за отсутст­вия подкрепления. Когда применяется позитивное подкрепление выученного нужного отклика, а затем оно прекращается, люди продолжают практиковать это поведение в течение некоторого периода. Однако в дальнейшем при отсутст­вии подкрепления частота нужного поведения падает, и постепенно оно прекращается.

Существенной основой этих четырех важных принципов является закон эффекта Торндайка:

«Из нескольких откликов на одну и ту же ситуацию те отклики, которые сопровождаются или за которыми вскоре следует удовлетворение (подкрепление)... имеют большую вероятность повторе­ния; отклики, которые сопровождаются или за которыми вскоре следует неудобство (наказание), происходят с меньшей вероятностью».

Идея, что последствия поведения — поощрение или наказание — являются критерия­ми для определения будущего поведения, остается важной основой использования оперантного обусловливания в организационных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...