Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование экологической политики

 

Передовая часть человечества, переосмысливая предшествующий опыт, сосредоточила интеллектуальный потенциал на разработке новой модели развития цивилизации, ставящей во главу угла экологическую безопасность, устойчивое экономическое развитие и социальную защищенность человека.

Эти три понятия неразрывно связаны между собой и составляют фундаментальные качества новой системы ценностей, направляющей общество к достижению оптимальных результатов социально-экономического развития с минимальным ущербом для окружающей природной среды, т.е. сохраняя самовосстанавливающиеся функции экосистем.

Эффективное действие экономико-правового механизма способно поддерживать меру соотношения экономики и экологии на разумном уровне при меньших объемах прямых инвестиций. Для осуществления этого условия в экономико-правовом механизме экологического регулирования необходимо совмещение трех основных функций:

1. стимулирование внедрения безотходных, экологически чистых технологий;

2. создание заинтересованности в проведении природовосстановительных и природоохранных мероприятий;

3. регулирование процесса размещения новых и реконструкции действующих промышленных объектов в условиях жестких экологических ограничений.

Условием оптимального сочетания трех указанных функций становится в современных условиях встроенность в экономико-правовой механизм экологического регулирования системы риска, внедрение которой успешно осуществляется в развитых странах. Суть системы оценок риска заключается в том, что в качестве критерия эффективности новых видов технологий и продукции должна выступать минимизация величины риска здоровью человека. Это означает определение допустимого и максимального уровней риска и введение показателей риска в систему эколого-экономических показателей.

Риск вполне можно выразить в экономических показателях, т.к. здоровье человека имеет свой экономический эквивалент с определенными колебаниями в зависимости от конкретных ситуаций. В то же время экологический риск не обязательно реально существующая величина и может определяться в ходе прогноза или экологической экспертизы какого-либо проекта. Агентство по охране окружающей среды ЭПА, США, активно использует этот показатель в процедуре принятия решений, вводит его в различные акты экологической экспертизы. Определение величины экологического риска имеет огромное прогностическое значение в жизни современного общества.

Важно и то, что общий интерес в области определения риска и управления риском (эти термины прочно вошли в научный лексикон на Западе) позволяет успешно совмещать результаты исследований независимых друг от друга структур: национальных агентств по охране окружающей среды, общественных экологических организаций, профсоюзов, промышленных фирм, независимых исследователей.

Особую актуальность в связи с реализацией системы оценок риска приобретает проблема информированности и гласности в области экологической защиты общества.

Поскольку экологическая опасность не всегда прогнозируема, то в этом случае оперативное оповещение населения, государственных и частных организаций становится еще более необходимым, ибо способствует своевременному предотвращению социального и экономического ущерба. По существу, система гласности в экологии, выполняя роль общественного камертона, обладает в современных условиях широким диапазоном воздействия на техническую, экономическую, социальную и правовую политику.

Заслуживает внимания тот факт, что в условиях цивилизованного рынка результатом растущих затрат на мероприятия по охране природы явилось образование весьма емкого рынка экотехники и экотехнологии, и возникновение целых отраслей с многомиллионным оборотом, специализирующихся на выпуске противозагрязняющего оборудования.

Налицо и другая сторона воздействия социально-экологической мотивации на экономические интересы производителей, связанная с изменением потребительских предпочтений и структуры спроса. В современных условиях поведение потребителей на рынке в значительной степени обусловлено экологической чистотой предлагаемой продукции, за которую покупатели готовы платить более высокую цену. Отношения покупатель - продавец все более прочно завязываются и регулируются экологической репутацией производителя, поддержать которую становится экономически выгодно.

Обратный процесс заключается в предоставлении фирмами максимальной информации клиентам, способствующей формированию потребительского понимания экологических новаций и повышению устойчивого потребительского спроса. Одновременно решается не менее острая социальная проблема - сокращение безработицы. Реализация экологических программ в течение последних 20 лет способствовала значительному росту занятости. Таким образом, экологическая предприимчивость, экологическая репутация и экологическое просвещение расширяют границы потребительной стоимости товаров, формируя современную идеологию потребления и новую философию общественных ценностей, меняющих приоритеты развития современного производства.

Можно утверждать, что решение экологических проблем становится фактором стабилизации общественного развития и одним из главных критериев динамичного развития экономики, уровня ее технических и научных разработок, а также мерой ответственности лиц, принимающих политические и хозяйственные решения.

Важным инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, многие из которых принимаются под эгидой ООН. Практически все виды природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности стали объектами конвенций. Под их действие сегодня подпадают климат и атмосфера, моря и океаны, леса и пустыни, биоразнообразие в целом и исчезающие виды в частности и т.д. С одной стороны, конвенции находятся в одном ряду с документами политико-правового признания важности экологических проблем, конкретизируя их. С другой стороны, имея в целом рекомендательный характер для государств, их подписавших, они могут играть роль закона. В таком случае при добровольном согласии государства международные органы, ответственные за выполнение конвенции, могут потребовать от государства соответствующей деятельности и отчетности.

Конвенции стали распространенной практикой региональной экологической политики, например, в рамках Европейского Союза.

Примером институционально зрелой региональной политики может служить единая экологическая политика Европейского Союза (ЕС). Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств тогда еще Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1972 году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей экологической политики. В апреле 1973 года была разработана первая экологическая программа ЕЭС. В 1977 году с принятием второй экологической программы было принято решение о 4-х-летнем сроке действия таких программ. В настоящее время действует шестая экологическая программа.

Принятые в декабре 1991 года Маастрихтские соглашения по обновленному Европейскому Союзу включали положение о "распространении политики Сообщества на окружающую среду". Соглашения дали новый импульс единой долгосрочной экологической программе для Европы. Ее разработка проходила на общеевропейских конференциях различного уровня в Добржише (Чехословакия), 1991 год, Люцерне (Швейцария), 1993 год, Софии (Болгария), 1995 год. Утвержденная на Софийской конференции Экологическая программа для Европы (ЭПЕ) является первой попыткой сформулировать долгосрочные приоритеты природоохранной политики на общеевропейском уровне с целью достижения единых высоких стандартов на всем континенте. ЭПЕ не предназначена для замены существующих направлений или программ, а призвана усилить и стимулировать их на основе более тесного европейского сотрудничества.

 


Заключение

 

Экологическая политика проявляется во многих сферах. Только при наличии организационных структур она может полноценно и результативно функционировать. Организационная оформленность является показателем ее зрелости. Ориентиром в многообразии форм экологической политики являются ее концептуальные обоснования.

Результатам такой политики нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, они не привели к радикальному улучшению состояния окружающей природной среды, к полному преодолению глобального социально-экологического кризиса. Напротив, ситуации с экологическими системами Северной Америки характеризуются как критические, требующие активизации действий по их оздоровлению. С другой стороны, налицо определенные сдвиги и в решении локальных экологических проблем, и в общем улучшении качества некоторых природных ресурсов. Во всяком случае, именно сложившиеся организационные структуры с заложенными в них механизмами создают необходимые условия для интенсивной природоохранной деятельности, что и внушает оптимизм. Организационный опыт экологической политики ведущих индустриально развитых стран мира уже стал неотъемлемой частью современной мировой культуры и вполне заслуживает соответствующего к себе отношения.

 


Список литературы

 

1. Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.- М., 1994.

2. Реймерс Н. Введение во всеобщую экологию. - М., 1992.

3. Семенова Л. Организация экологической политики. – Казань, 2005.

4. Экология в системе социальных и политических приоритетов. - М., 2002.

5. Эколого-экономический фактор стабилизации общественного развития. – М., 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...