Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционалистское объяснение конфликта Г. Зиммеля. Позитивная роль конфликта.




1)Георг Зиммель работа «Социология» 1908 г.
- основоположник функциональной теории конфликта
- вклад Зиммеля в теорию конфликта - идея о влиянии «третьей стороны» на разрешение конфликта.

Зиммель выдвинул следующие идеи о природе конфликта:

1.конфликт – это устойчивая форма социального взаимодействия, он универсален и является нормальным и, более того, очень важным явлением общественной жизни;

2.ни одна группа, а тем более общество, не может быть полностью единой и гармоничной;

3.благодаря конфликту происходит социальная интеграция и формируются конкретные социальные образования, происходит укрепление норм и принципов их организации;

4.конфликт – это импульс, который стимулирует изменения и способствует формированию механизмов саморазвития в группе.

Большое значение имеют идеи Зиммеля о влиянии конфликта на внутреннюю структуру группы. При возникновении какой-либо неожиданной, экстремальной ситуации группа начинает стремится к централизации, то есть объединению. Возникшая в результате этого структура активно стремится к самосохранению. Для возникновения данного процесса необходим внешний противник, который и создаст условия для внешнего конфликта, что, в свою очередь, будет поддерживать группу в таком централизованном состоянии.

Другим немало важным вкладом Зиммеля является включение в процесс конфликта третьей стороны. Третье лицо исключает прямолинейный конфликт между двумя другими, и появляется возможность многоплановых взаимоотношений, в процессе которых происходит осознание сторонами своих различий, формируются различные коалиции, возникает групповая солидарность, т.е. возможность сложного социального взаимодействия.

В функциональной теории конфликт рассматривается как нормальное явление и является неотъемлемым свойством социальных отношений. Более того, конфликтам отводилась позитивная роль в жизни общества.

Ни одна группа не может пребывать в полном согласии, поскольку тем самым она будет лишена своей структуры и внутреннего развития. Группам требуется как разобщение, так и объединение; формирование группы – результат обоих процессов. Некоторая конфликтность даже полезна в социальной жизни.

Конфликт с другими группами способствует сохранению идентичности группы, а конфликт внутри группы может играть роль «предохранительного клапана», снимающего накапливающееся напряжение, которое могло бы разорвать группу.

Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов:

сохранение и укрепление социальной системы как целостности,

сплочение и унификация социального организма.

 

2)Понятие и практика толерантности: декларация принципов толерантности 16 ноября 1995 1) В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности.

Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам.

Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека.

Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и меж конфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека - означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структу р. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...