Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 21




1. Закон развития. Понятия равновесия и устойчивости.

В процессе существования каждая организация в конкретный момент или временной отрезок пребывает в определенном состоянии своего развития.

Сущность закона развития (онтогенеза) состоит в следующем: любая организационная система в процессе своего существования и функционирования проходит в своем развитии периодически повторяющиеся фазы жизненного цикла от ее возникновения до разрушения (ликвидации).

Развитие — это организационный процесс, в рамках которого система проходит с определенной закономерной последовательностью различные этапы своей деятельности. Потенциалы каждого этапа естественно различаются в количественном и качественном отношении для каждой системы. В биологических системах определяются по законам генетики, в социально-экономических организациях — по законам общественной сферы.

Различают две формы развития: эволюционную и революционную. При этом выделяют прогрессивное (переход от низшего к высшему) и регрессивное развитие (переход от высшего к низшему состоянию). Жизненный цикл любой организационной системы развивается по прогрессивным и регрессивным направлениям.

Закон развития по своему содержанию ближе всего проявляется в биологических явлениях жизни.

Теория организации переносит проявление этого закона в область социально-общественных отношений. Поэтому организационные системы стремятся к восстановлению равновесия. Однако, как показывает организационный опыт, такого идеального равновесия системы редко достигают. Иначе говоря, они находятся в состоянии подвижного или динамического равновесия, никогда его, в сущности, не достигая.

Под устойчивостью понимается способность системы к пребыванию в течение длительного времени в состояниях, близких к равновесию, стабильному состоянию.

Явление устойчивости проявляется в отношении структуры и функционирования системы. Структурная устойчивость соответствует статическому равновесию, когда система после воздействия факторов возвращается к прежнему состоянию, т. е. ее цели и задачи, организационная структура и связи не изменяются. В условиях изменчивости факторов внешней среды длительное фиксированное состояние организации ведет к негативным последствиям: к отсутствию развития, застою и деградации как системы.

Функциональная устойчивость имеет место, когда система после возмущающего воздействия факторов вновь приходит в состояние равновесности. При этом не происходят изменения в свойствах и функциях структурных составляющих.

Однако способность системы сохранять устойчивость не безгранична. Она проявляется лишь в конкретных границах, обусловленных свойствами ее структурных элементов. Выход за эти пределы ведет к нарушению функционирования системы и, возможно, к ее разрушению.

Развитие организации затрагивает структурную перестройку и изменение ее функций, с целью более эффективного использования ее ресурсов, а не их увеличения. С развитием связано и улучшение качества управления организацией и даже частичное изменение ее целей или задач.

 

 

2. Характеристика основных этапов организационного проектирования.

 

Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных образований, как научно-практическое применение законов, закономерностей и принципов организационной теории. Это создание общей структуры системы и воспроизводство элементов и отношений внутри неё, при реализации которых возникающая целостность обладает высокой устойчивостью, надежностью и экономичностью. В структурном плане орг. проектирование направлено либо на создание новой системы, либо на частичное улучшение прежней, либо на её

радикальное преобразование. Как процесс оно представляет собой взаимосвязанные этапы по созданию проекта, которые могут быть представлены тремя комплексами: Предпроектные работы, техническое и рабочее

проектирование.

Разработка организационной системы – это многоплановый процесс с участием различных специалистов (по управленческим и технологическим вопросам, по системотехнике и информации, по финансам и экономике, по юридическим вопросам, маркетингу).

Процесс создания организационной системы включает в себя три стадии:

1. Предпроектная – Проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание ОС;

2. Проектирование – Разработка технического и рабочего проектов с включением современных информационных технологий;

3. Ввод в эксплуатацию – Выполнение монтажно-наладочных работ, опытную эксплуатацию и приемно-сдаточные испытания ОС.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

В общем, виде ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ включает описание реальной проблемной ситуации, ее оценку и разработку желательного состояния.

Применительно к организационной системе управления описание существующих систем управления И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. А для функционирующих организаций – необходимость проектирования новых.

2. ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Как правило, УКАЗЫВАЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, улучшение деятельности которой является целью исследования.

Однако, проблема может быть сформулирована И БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ. Например, проектирование организационной структуры системы управления машиностроительным предприятием. Совершенствование системы управления гостинично-туристическим комплексом и т. д.

Выбор объекта исследования - это дальнейшая работа по ограничению области исследования.

3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это определение НАПРАВЛЕНИЯ исследования, выбор ФАКТОРОВ, на которых должно быть сосредоточено внимание разработчика проблемы. Можно сказать другими словами - это ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработка мероприятий, направленных на совершенствование работы организационных систем в своей основе опирается на общую методологию решения проблемы, которую можно выразить следующим образом:

Е = f(x. y), где х, у - факторы, определяющие работу и характеристики исследуемой проблемы;

х - управляемые факторы;

у - неуправляемые факторы, т. е. вне нашего влияния.

ОТБИРАЮТСЯ только наиболее ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, т. е. те, которые оказывают наибольшее влияние на проблему.

Исходя из вышесказанного, программу исследований можно представить как оследовательность следующих этапов:

- определение факторов х и у => Е;

- отбор факторов наиболее значимых;

- построение модели Е =f(x, y);

- выработка проектных решений;

- разработка нормативно-методической документами

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...