Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика социального конфликта: структура конфликта и этапы его развития.




Структура конфликта = совокупность всех устойчивых связей/ элементов и складывающихся между ними отношений, которые обеспечивают целостность конфликта как системы, его отличие от др. социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Предмет конфликта – противоречие, основа (проблема) конфликта.

Объект конфликта – то, что возникает из-за необходимости удовлетворения потребности и может удовлетворить ее (причина конфликта).

Среда – это те внешние социальные условия, в которых находятся и действуют участники конфликта и в которых возник данный конфликт.

Участники (субъекты конфликта) – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

Конфликтное взаимодействие или содержание процесса конфликта – это борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.

Исход конфликта – идеальный образ результата конфликта.

Психологические компоненты структуры конфликта – выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, его акцентуации и установки личности).

Этапы конфликта

1. Предконфликтный (латентный период) – Возникновение ПС, перерастание ее в КС, предконфликтная стадия конфликта.

2) Открытый период (собственно конфликт) - предполагает, что ни одна из сторон уже не идет на уступки, сформирована установка на противоборство и реализацию собственных интересов любыми путями.

3) Инцидентпервое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие-толчок к началу конфликтных действий.

4) Эскалация -резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация - это та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

5) Завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

6) Послеконфликтная ситуация (латентный период).- Частичная нормализация отношений - негативные эмоции не исчезли; происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру.- Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

 

Управление конфликтом и способы разрешения конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К. Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Конкуренция (противоборство) характеризуется ак тивной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власт и, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.

Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что ин дивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта. Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две трети - уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются путем сотрудничества.

Для более успешного разрешения конфликта в конфликте нельзя:

  • критически оценивать партнера;
  • приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • демонстрировать знаки своего превосходства;
  • обвинять партнера и перекладывать на него всю ответственность
  • игнорировать интересы клиента (партнера по общению);
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • раздражаться, кричать, нападать;
  • задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера;
  • обрушивать на партнера множество претензий.

В конфликтной ситуации и уже разыгравшемся конфликте всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.

 

Билет №15
Групповые конфликты и согласие. Динамика межгруппового конфликта
Манипулятивные техники в осуществлении и урегулировании конфликтов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...