Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире




Занятие проводится в форме дискуссии

Предлагаемые вопросы для обсуждения.

Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше? Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.

 

Рекомендуемая литература

См. литературу к семинарским занятиям по истории Афин и Спарты.

Методические рекомендации

Дискуссия – всестороннее обсуждение вопросов с элементами спора и с намерением достичь взаимоприемлемого решения. За неделю до семинарского занятия преподаватель делит студентов на две группы (представляющие позиции Афин и Спарты) и назначает руководителей. После этого студенты групп самостоятельно распределяют роли: определяют основных выступающих и основных оппонентов, готовых подвергнуть критике выступление докладчика из другой группы. После изучения специальной литературы и исторических документов проговариваются возможные точки зрения, готовятся «каверзные» вопросы и свои контраргументы и прочее. Студенты групп должны отстаивать свою позицию, не скатываясь при этом к огульному отрицанию мнения оппонентов.

В ходе дискуссии последовательно обсуждаются следующие три проблемы:

1. Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше?

2. Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции.

3. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.

 

В дискуссии должны принять участие все студенты курса. По окончанию дискуссии представители от групп делают общие выводы, представляющие собой взвешенное консенсусное решение.

Рекомендации участникам дискуссии.

- прежде чем изложить свою точку зрения, внимательно выслушайте оппонента;

- помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, четкая аргументация и безупречная логика;

- не искажайте мыслей и слов своих оппонентов;

- говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами;

- имейте мужество признать правоту оппонента, если Вы оказались не правы;

- не допускайте уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания;

- заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируйте вывод.

 

Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского

И образование эллинистических государств.

Занятие проводится в форме конференции.

По ходу докладов заполняется таблица.

Темы докладов

1. Силы сторон накануне похода. Поход в Малую Азию. Сражение при Гранике.

2. Поход в Восточное Средиземноморье. Осада Тира. Сражение при Иссе и завоевание Египта.

3. Поход в Месопотамию и Среднюю Азию. Сражение при Гавгамелах.

4. Поход в Индию. Окончание Восточного похода Александра Македонского.

5. Борьба диадохов за власть после смерти Александра Македонского. Сражение при Ипсе. Образование эллинистических государств.

Рекомендуемая литература

1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986.

2. Плутарх. Александр // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. / Плутарх; пер. с древнегр. / Сост. М. Томашевской. – М.: Правда,1986.

3. Бриан П. Александр Македонский. – М.: Астрель, 2007.

4. Виппер, Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Рим и раннее христианство / Р. Виппер. – Ростов, 1995.

5. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997.

6. Разин, Е.А. История военного искусства: В 5 т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны / Е.А. Разин. – М.: Военное издательство,1955.

7. Фишер-Фабиан, С. Александр Великий / С. Фишер-Фабиан. – Смоленск, 1998.

8. Хаммонд, Н. История древней Греции /Николас Хаммонд; пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

9. Шифман, И.Ш. Александр Македонский / И.Ш. Шифман. – Л.: Наука, 1988.

10. Штоль, Г.В. Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях / Г. Штоль. – М.: Алетейа, 2000.

 

Методические рекомендации

Продолжительность сообщения по каждому из вопросов не должно превышать 15 минут. В течение 5 минут докладчик отвечает на вопросы аудитории. Все сообщения должны сопровождаться электронной презентацией. На семинарском занятии, по ходу выступлений, студенты заполняют «аттестационный лист» и таблицу.

Студенты, готовящие доклады, должны подбирать материал с учетом структуры таблицы, то есть, указывать в своем сообщении дату (год, месяц или время года), соотношение сил перед сражением, его ход и итоги. Необходимо помнить, что в таблицу вносятся данные не только сражений, но и других важных событий похода (например: осада и захват Тира, завоевание Египта, признание Александра сыном бога Амона, переправа через Евфрат, захват Вавилона).

Образец аттестационного листа.

Тема доклада и фамилия докладчика Уровень теоретической проработки доклада Ответы на дополнительные вопросы Качество презентации Умение «держаться» перед аудиторией
         

 

Образец таблицы «Основные события Восточного похода Александра Македонского»

Дата Событие похода Соотношение сил перед сражением Итоги
       

 

 

Модуль 4. История древнего Рима

Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц

Занятие проводится в форме поисковой лабораторной работы

(работа с первоисточником)

Вопросы для изучения

1. Судопроизводство. Наказание за уголовные преступления.

2. Право собственности и его защита.

3. Ростовщичество и долговая зависимость.

Литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С.25-35.

 

Методические рекомендации

Законы XII таблиц принадлежат к наиболее ранним документам, оказавшим огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Главной целью семинарского занятия является рассмотрение экономических отношений и системы судопроизводства римской общины царского и раннереспубликанского времени, а также дальнейшее совершенствование навыков работы с историческими источниками.

Письменное сообщение по первому вопросу должен базироваться исключительно на тексте законов XII таблиц. Описывая процедуру привлечения ответчика к суду (I (6), обратите внимание на то, как решалась проблема в случае его болезни, немощности, либо отказа явиться на судебное разбирательство. Процедура судопроизводства может быть исследована по целому ряду статей: I(4,7), II(1,2,3), III(1), VI(2,5), VIII(15б,22,23), IX(1,3). Расскажите, где и когда начиналось и заканчивалось судебное разбирательство, в каких случаях оно могло быть перенесено, как решался вопрос в случае неявки одной из сторон. Обратите внимание на практику судебного залога в кассу понтифика. Расскажите, как происходил «спор о вещи», выясните, какие требования предъявлялись к поручителям и свидетелям, какую роль отводили древние римляне свидетельским показаниям, как решался вопрос в случае неявки свидетеля на судебное разбирательство, как проходил обыск жилища подозреваемого. Меры наказания за те либо иные преступления могут быть определены по следующим статьям таблиц: VIII (1б,2,8a,14,16,18б,20б,21), IX(5). Выясните, какие статьи законов свидетельствуют о наличии в раннеримской судебной практике пережитков первобытного права, а какие позволяют говорить о развитии в обществе новых тенденций.

Готовя сообщение по второму вопросу используйте следующие статьи кодекса: IV(2), V(2,4,5,7), VI(3,7,8), VII(5,8б), VIII(10). Расскажите о римской патриархальной семье и о власти отца по отношению к своему сыну. Прокомментируйте статьи закона, предусматривающие троекратную продажу отцом своего сына; подумайте, о какой форме зависимости в этом случае идет речь. Обратите внимание на появившееся в древнеримском законодательстве право завещания семейного имущества и на то, каким образом оно наследовалось в случае отсутствия завещания. Выясните, в каких случаях имущество передавалось агнатам еще при жизни хозяина. Сообщите, каким образом проходило размежевание границ земельных участков и как защищалась частная собственность. Обратите внимание на различные меры наказания за предумышленные и непредумышленные преступления.

Если Вы выбрали третий вопрос, внимательно изучите следующие статьи законов XII таблиц: II(1), III(1-6), IV(2), V(9), VI(1), VIII(18а). Обратите внимание на ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8⅓% в год, что, безусловно, стало крупной победой римского плебса. Расскажите о судебном преследовании должника и о судебных мерах, направленных на выплату им долга. Выясните, какое наказание выносилось несостоятельному должнику и как выплачивался долг в случае его смерти. Сделайте вывод относительно степени развития общинной и частной собственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...