Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О присутствии чувств и эмоций в молитве




- Пестов Н.Е. написал о молитве: «Когда христи­анин молится один, он должен стараться вкла­дывать в слова соответствующие чувства». Свя­щенник Константин Пархоменко пишет иначе: «Надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным вы­ражением». Примерно так же разнится подход у св. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. А каково Ваше мнение?

- Я думаю, что здесь речь идет о различных видах и состояниях молитвы. Если человек молится внимательно и старается проник­нуть умом в глубину молитвенных слов, то чувства возникают в душе сами собой. Если какое-нибудь чувство особенно тронуло ду­шу человека, то святитель Феофан советует временно остановить молитву, пока душа не напитается этим чувством. Священник о. Кон­стантин, очевидно, пишет об общей молитве в храме, где надо читать однотонно, чтобы не навязать другим своих эмоций и настроений. Вообще, искусственно вызывать эмоции - небезопасно. Это может привести к разгоря­ченности, которую святые отцы называли «кровяным жаром» - суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением. Нельзя подделываться под духовность - под то, что еще не стяжал; это будут фаль­шивые, диссонирующие звуки молитвы. Надо стараться быть искренним и простым. Праведный Иоанн Кронштадтский достиг благодатной простоты и мог непосредствен­но выражать свои чувства в молитве, кото­рая захватывала народ. Но если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выра­жением, то можем превратиться в деклама­торов молитвы.

 

- Св. Никодим Святогорец пишет: «Читай молит­вы... и те же в сердце воспроизвести старайся чувства, какие движутся в читаемой молитве». А свт. Игнатий Брянчанинов учит немного иначе: «Во время молитвы... не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови...» И такое раз­номыслие я встречал нередко. Выскажите, по­жалуйста, Ваше мнение.

- Преподобный Никодим Святогорец сове­тует молиться неспешно и следить, чтобы сердце отзывалось на слова молитвы. Девятой Игнатий Брянчанинов предупреждает об опасности искусственной экзальтации во вре­мя молитвы.

О молитве Иисусовой

- Осознаю и чувствую великую пользу Иисусовой молитвы, но, не имея наставника, бреду в неиз­вестном направлении. Не знаете ли Вы делате­лей этой молитвы в России или за границей? И хотелось бы услышать от Вас слово о сведе­нии ума в сердце.

- В делании Иисусовой молитвы нет секре­тов, а только труд и труд. Отцы предостерега­ли от ошибок в Иисусовой молитве, но нау­чить ей со стороны так же невозможно, как те­оретически научить человека плавать, не вхо­дя в воду. Иисусова молитва раскрывается в самом ее действии. Вы спрашиваете, знаю ли я делателей Иисусовой молитвы. Знаю только их имена и могилы; но могу сказать, что уже покойные старцы открывали о Иисусовой мо­литве то, что могли вместить вопрошающие, а это было очень малым. Поэтому они часто говорили: молись в простоте души, и сама мо­литва тебя научит. Что касается вашего вопроса ко мне о сведении ума в сердце, то могу сказать: здесь нужен предварительный продолжитель­ный труд для очищения ума от лишней информации, а сердца - от грубых страстей. Когда над умом будет установлен контроль, называемый в аскетике бдением, а в сердце подавлены и обузданы страсти, что называет­ся трезвением, то ум сам потянется к сердцу, как к родному дому, и сердце откроется для него. Но это действие совершается благодатью Божией и в значительной степени зависит от общего образа человеческой жизни. Для Иисусовой молитвы надо пожертвовать многим, в том числе интеллектуальным богат­ством, которое так ценит мир, и многими стра­стными переживаниями, которые дают чело­веку искусство и литература. Если человек не способен на такую жертву и подвиг, то пусть он не думает достигнуть той глубины Иисусовой молитвы, которая у отцов называлась художе­ственным деланием, а произносит Иисусову молитву, как мытарь, с чувством покаяния, - и такая молитва не останется без плодов. Если же человек будет насильно втискивать ожиревший и растолстевший от информации и телевизионных передач ум в сердце, живущее страстями и преданное мирским наслаждениям, то это может привести не к Богу, а к неврозу. Поищите в монастырях тех, кто занимается Иисусовой молитвой, и выберите из них того, с кем вы могли хотя бы иногда советоваться о своем духовном состоянии и молитве.

 

- Почему существуют два взгляда на Иисусову молитву: с одной стороны - рекомендации начинать и заканчивать день Иисусовой моли­твой, читать днем, непрестанно учиться молитве через опытных наставников или творения святых отцов, а с другой - категорический запрет тво­рить непрестанную Иисусову молитву без бла­гословения духовника и даже утверждение об ее опасности? Но если у меня нет духовного отца и не у кого испросить благословения, а слова молитвы сами льются (пусть и не непре­станно), это уже стало потребностью, - чем мне может навредить Иисусова молитва?

- Стремиться к непрестанной Иисусовой молитве учат все святые отцы, а запрещают люди, сами находящиеся в неправильном духовном устроении. Впрочем, некоторые из отцов предупреждают не об опасности Иисус­овой молитвы, а об опасности некоторых уклонений и извращений, которые могут появиться в процессе этой молитвы. Особен­но подробно об этом пишет святой Игнатий Брянчанинов. Современные старцы также предостерегали от преждевременных усилий войти умом в сердце. Что касается благослове­ния, то мы уже имеем благословение в церков­ном Предании. Однако взять лично благосло­вение у наставника, занимающегося Иисус­овой молитвой, - хорошо и полезно. Поэто­му занимайтесь с Богом Иисусовой молитвой.

На вопрос, чем может навредить Иисусова моли­тва, могу ответить: она может навредить диаволу, а не вам, и он знает об этом и старается отвлечь человека от молитвы. Из неправильностей в творении Иисусовой молитвы укажу на следующее: 1) визионерство во время моли­твы (образные представления); 2) преждевре­менное искание сердечного места (здесь нужна постепенность, а не «бег в гору»); 3) превоз­ношение своей молитвой (нищий не должен превозноситься тем, что просит милостыню); 4) стремление к особым духовным состояниям во время молитвы (преобладающим чувством молитвы должно быть покаяние как плач о своих грехах). Но если благодать посетит чело­века как глубокий мир сердца и прозрачная ясность молитвенных слов, то не надо отвер­гать такого состояния: это - утешение, кото­рое дается на время, а затем - снова труд.

 

- Какое количество Иисусовых молитв было бы прилично иметь правилом для только начинающего свой молитвенный путь?

- Для начинающих надо иметь правило, обяза­тельное для исполнения: например, 300 Иисусовых молитв и 100 Божией Матери, а затем читать Иисусову молитву при каждой возможности.

 

- Отче, во время Иисусовой молитвы на словах «помилуй мя» нарочно вспоминаю свои плохие дела, чтобы вызвать покаянное настроение. Правильно ли это? Помню из поучений святых отцов, что молитва должна быть безвидной, безобразной. А как тогда стяжать покаяние?

- Перед тем, как начать Иисусову молитву, по­думайте: 1) о благодеяниях Божиих, которыми наполнена ваша жизнь. 2) Поразмыслите о ва­ших грехах, чтобы вызвать чувство покаяния, только остерегайтесь вспоминать образы плотских грехов; определите, какие грехи пос­леднее время особенно мучают вас. 3) Поду­майте о том, что вы хотите получить от Бога, что важно и необходимо для вас. 4) Подумай­те, какой бесценный дар представляет собой молитва как общение с Богом и что имя Иису­са Христа - это немеркнущий свет сердца. Представьте, что сегодняшний день может быть последним днем, который дан вам для приготовления к вечности, и что эта молитва может стать последней молитвой в вашей зем­ной жизни. Затем переключитесь на чистую молитву - без размышлений, оценок и воспо­минаний, - только имея мысль, что вы пред­стоите перед Богом, и Бог внимает вам.

- Допустимо ли Иисусову молитву изменить в конце: «помилуй мя грешного» на «помилуй нас грешных», имея в виду всю мою семью, и упражняться ею в течение всего дня, и будет ли она иметь плоды для моих домашних?

- Можно молиться за других Иисусовой мо­литвой по временам, а не постоянно; а боль­шую часть времени произносите ее так, как заповедовала Церковь. Этот совет я слышал от старцев. Искренняя и усердная молитва не останется без плода для вас и для ваших домашних.

 

- Нужно ли молиться по четкам, когда уже привык к молитве без них?

- Если вы привыкли молиться без четок и у вас нет внутренней потребности в них, то продолжайте молиться, как молились. Иисусова мо­литва заповедана всем. Каждый христианин может иметь четки, но лучше иметь их по бла­гословению, которое содействует молитве.

 

- Видела видеозапись Вашей беседы. У вас в руке была лестовка. Вы предпочитаете ее обычным четкам? Как молиться по лестовке?

- Я одинаково пользуюсь лестовкой и обычными четками. Одни и другие приняты в монашеской и вообще церковной традиции. Главное, не форма четок, а внимание к словам самой молитвы.

 

- Насколько быстро следует произносить про се­бя Иисусову молитву?

- Читайте молитву в том темпе, при котором вам легче соединять ум со словами молитвы. Слишком быстрая молитва может перейти в механическую, а слишком медленная - превратиться из молитвы в рассуждение - не в беседу с Богом, а в рассудочный анализ слов.

 

- Отче, если находишься в уединении, обязатель­но ли осенять себя крестным знамением при творении Иисусовой молитвы? Почему-то иног­да это отвлекает или рука устает. Духовный отец сказал: «Можешь так, а можешь этак». А как лучше? Есть ли на это определенное мне­ние у иноков?

- Можно осенять себя крестным знамением в начале и конце чтения Иисусовой молитвы на четках, а также в то время, когда особенно одолевают помыслы. А постоянное осенение себя крестным знамением при каждой Иису­совой молитве в отдельности не является пре­данием святых отцов. При углублении ума в сердце или даже сосредоточивании его на словах молитвы помогает неподвижность тела и некоторая затаенность дыхания.

 

- В своей последней книге «Дыхание жизни» Вы пишите, что поклон надо делать после произне­сения молитвы. Относится ли это к Иисусовой молитве? Я осеняю себя крестом, одновремен­но произнося «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», а потом на «помилуй мя грешного!» делаю земной поклон. Стоит ли изменить или можно оставить?

- Произносить Иисусову молитву с осенением себя крестным знамением и земным поклоном можно, но по временам, так как на­до стараться творить Иисусову молитву как можно чаще - во всякое свободное время, на всяком месте.

 

- Прошу Вашего совета. Меня никогда (после во-церковления) не мучили сомнения в вопросах веры, а если появлялись, то я говорила себе, что со временем все прояснится, и так оно и бывало. Но меня всегда мучило сомнение отно­сительно моего личного спасения, я не верила, что у Бога есть желание спасти меня такую, ка­кая я есть. По Вашему благословению я полто­ра года стараюсь творить Иисусову молитву. Стараюсь не рассеиваться и возвращать ум в слова. Недавно на молитве вдруг слово «Бо­жий» как бы отделилось и стало против меня, и я почувствовала, что именно потому, что «Бо­жий», я и могу ожидать прощения и милости. И теперь я, если мысленно выделяю это слово, то это чувство стояния против и надежды всег­да появляется. Я читала об опасностях, которые могут случиться при занятии Иисусовой молит­вой, и потому прошу Вас сказать, не является ли это прелестью?

- Это демоническое искушение на молитве, которое надо преодолеть. Если бы у Бога не было желания спасти вас, то Он не дал бы вам жизнь и время для исправления. Бог - безгра­ничная Любовь, Он желает спасения всем, лишь бы человек принял Его любовь и дал бы место благодати в своем сердце. У святителя Нифонта случались подобные искушения в молитве. Но он твердо знал, что они от демо­на, и поэтому противостоял им. Попробуйте некоторое время говорить Иисусову молитву в таком виде: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, надежда моя, укрепи и помилуй мя грешную». Ваше состояние не является пре­лестью, а испытанием. Помоги вам Господи. Призываю на вас Божие благословение.

 

- Благословите, отец Рафаил! Как только начинаю поусердней читать Иисусову молитву, тут же приступают всякие скорби. На мой вопрос «по­чему и как дальше быть?» священник в монас­тыре ответил, что это потому, что я занимаюсь молитвой самочинно, а надо, чтобы было руко­водство духовника. Но это в монастыре просто и понятно - выбрал духовника и ходи к нему, и он будет тебя направлять. В приходских хра­мах дело обстоит несколько иначе: один или два батюшки на большой приход, и священник иной раз просто не в состоянии уделить тебе пару минут времени. Так что понятие «духов­ник» ограничивается только исповедью. Ответ Батюшки в монастыре не только не развеял мои сомнения, а еще больше усугубил. Я ста­раюсь читать молитву по дороге на работу и обратно и в течение дня, когда занимаюсь ка­ким-либо механическим трудом. Вообще прекратить читать Иисусову молитву я уже не могу - мне ее как бы не хватает, словно пе­рестаю дышать, в то же время пугают всякие скорбные обстоятельства. Что же делать? По­советуйте, пожалуйста.

- Апостол Павел предупреждает, что после богоугодного дела будут скорби; это как бы соль, которой заканчивают приготовление пищи. Скорби делают молитву еще более глу­бокой и действенной. Преподобный Нил Си­найский пишет: «Когда помолишься как должно, то ожидай того,- чего не должно». Не надо пугаться скорбных обстоятельств, пото­му что Господь в скорбях пошлет духовную ра­дость, а если проявим терпение, то скорби окончатся благополучно. Призываю на вас Божие благословение.

Ответы священнику о молитве

- Вопрос священника. 1) Может ли священник (всего три года в сане) благословлять своих прихожан на какие-то особые молитвы: Бого­родичное правило, Пяточисленные молитвы, молитву старца Парфения Киевского, Иисусо­ву молитву, чтение Евангелия и т.д.? 2) Важно ли, молится он сам ими, или нет? 3) Должен ли священник обладать какими-либо особыми ка­чествами для этого? Я в основном отказывал в подобных просьбах по неопытности, но однажды уговорили благословить читать Еванге­лие за нераскаянного блудника, содержателя дискотеки и т.д. и т.п., но был тихий ужас, и пришлось, извинившись, забрать назад благословение. Сам я несколько лет пытаюсь мо­литься (творить не получается) Иисусовой мо­литвой. Прошу Вашего благословения на Иису­сову молитву.

1) Иисусова молитва и чтение Евангелия заповеданы всем христианам, поэтому, бла­гословляя на Иисусову молитву, вы призыва­ете благодатную помощь на ее совершение. Что касается Богородичного правила, Пяточисленных молитв и молитвы старца Парфе­ния Киевского, то мне кажется, что благос­ловлять не следует, так как благословение священника обязывает исполнять их. В своей юности я просил благословения у митрополи­та Зиновия (в схиме схимитрополита Серафи­ма) на Пяточисленные молитвы, но он бла­гословения не дал, а ответил: «Я почитаю святителя Димитрия Ростовского, но главное для нас - молитвы, благословленные Церковью, и Псалтирь. Когда исполнишь положенное тебе молитвенное правило, тогда можешь иногда прочитать Пяточисленные молитвы». Может быть, и вам следует руководствоваться его советом.

2) Хорошо, но не обязательно, чтобы свя­щенник исполнял то правило, которое дает своим духовным детям, так как сама священ­ническая служба и окормление верующих за­нимает столько времени, что он принужден сокращать собственное правило.

3) Трудно говорить о качествах человека, так как многие святые считали себя неразумными и недуховными людьми и, наоборот, люди не­вежественные и не имеющие правильных ду­ховных понятий приписывали себе все досто­инства. Я думаю, что священник должен в данном случае иметь чистую православную веру, определенный молитвенный опыт, а так­ же стремление поступать во всем по голосу со­вести. Если у вас просят благословения вычи­тывать бесноватого (то есть молиться за него) или совершать особые правила за тяжелого грешника, то лучше порекомендовать обра­титься с этим вопросом к местному архиерею или своему духовнику. Помоги Господи вам и мне учиться Иисусовой молитве, важнее кото­рой, кроме Святого Причастия, нет ничего на свете. Советую вам руководствоваться в этом деле сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова. Прошу ваших молитв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...