Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников.

Доктор наук, профессор г. Москва

 

РЕНТГЕНОВСКИЙ СНИМОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

НА ФОНЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Я, не уставая,

Стенографирую эту жизнь.

В.Ланцберг

Я открыл Российскую педагогическую энциклопедию, изданную в 1999 году, потом Советскую педагогическую энциклопедию 1966 года, но ни в том, ни в другом издании я не обнаружил понятие «педагогический отряд», мне показалось это не справедливым. Конечно, дело не в отсутствии упоминания, а в уникальности ситуации, когда мало что умеющим юношам и девушкам за 24 дня удается существенно повлиять на подростков, заронить в их души и сердца зерна добра, справедливости, дружбы и товарищества.

В этом тексте осуществляется попытка исследовать внутренние структуры педагогического отряда, спроецировав их на бумагу при помощи известных исследований и описаний, а также собственного двадцатилетнего опыта практической деятельности в качестве вожатого и руководителя педагогических отрядов. Фактически осмысление нами этой темы началась более пятнадцати лет назад и отразилась в ряде публикаций[1]. Инициатором работы над данной статьей стали мои друзья и коллеги из Всероссийского Детского Центра «Орлёнок». Кроме того, слова искренней благодарности хотелось бы выразить тем, кто своими предложениями, критикой, советами помог работать над этим материалом на заключительной стадии: Е.В. Богдановой, А.Г.Кирпичнику, А.К. Подгорной, А.Е. Подобину, Т.А.Ромм, П.А. Смирнову.

Словосочетание «педагогический отряд» в нашей отечественной педагогической и житейской традиции употребляется достаточно широко, однако, на самом деле под этим термином подразумеваются разные явления.

Явление первоепедагогический отряд как общественное объединение, возникающее для эпизодического осуществления педагогической деятельности (в периоды школьных каникул, выходные и праздничные дни, т.п.). Зачастую учащаяся молодежь (студенты вузов и сузов, не всегда будущие учителя) находит здесь возможность самореализации в сфере работы с детьми. Во главе сообщества могут находиться весьма состоявшиеся профессионалы, для которых общественно-педагогическая деятельность может иметь различные смыслы (исследовательские, коммерческие, репутационные). Педагогические отряды как общественные объединения могут быть:

- формализованными (то есть, легализованными в соответствии с законом в качестве некоммерческой организации) или неформальными (нелегализованными),

- волонтерскими (добровольческими, когда педагогическая деятельность имеет вид увлечения в свободное время) или организациями, создаваемыми в большей степени для заработка,

- разовыми (возникающими для реализации одного образовательного проекта) или длительно существующими (в этом случае, о педагогическом отряде как более или менее едином явлении можно говорить, обозначив временные рамки тремя – максимум пятью годами существования - педагогический отряд «Товарищ» эпохи 1973-78 или 1990 -1995 и т.д. За десять - пятнадцать лет своего существования педагогический отряд может кардинально поменяться, сохраняя лишь отдельные символические элементы.

Явление второе – это педагогический отряд круглогодичного детского центра, такого как «Артек», «Орленок», «Океан». В этом случае было бы правильно рассматривать в качестве педагогического отряда коллектив вожатых (педагогов-организаторов) отдельного детского лагеря, то есть стоит говорить о педагогическом отряде «Родник» детского лагеря «Комсомольский» (ВДЦ «Орленок») или педагогическом отряде детского лагеря «Морской» (МДЦ «Артек») и т.п. В этом случае педагогический отряд – это молодежный трудовой коллектив, где юноши и девушки принимаются на работу в качестве педагогов – организаторов временных детских объединений. Именно возраст педагогических работников выступает первым основанием для отнесения педагогического коллектива круглогодичного детского центра к педагогическим отрядам, вторая причина это – высокая значимость в сообществе неформальных отношений, кроме этого в жизни педагогических отрядов круглогодичных детских центров большую роль играет специфическая корпоративная культура «вожатского коллектива».

Явление третьепедагогический отряд обычного детского загородного лагеря (центра отдыха и оздоровления и т.п.) – сформированный на период одной смены или одного сезона коллектив педагогических работников, как правило, в значительной части состоящий из учащейся молодежи (студентов). Нередко правовые отношения студентов (будущих учителей) определяются еще и тем, что в рамках своей работы в лагере они проходят производственную (профессиональную) практику. В этом случае термин «студенческий педагогический отряд» можно истолковать так – «группа, собранная из студентов, проходящих летнюю практику на базе загородного детского лагеря».

Явление четвертое (идея Е.В.Богдановой) – педагогический отряд помощников вожатых (лагеря с дневным пребыванием детей, пришкольной площадки, детского загородного лагеря и т.п.), сформированный на период одной смены или одного сезона коллектив, состоящий из школьников старших классов. Это, как правило, подростки, которые в этом лагере многократно участвовали в летних программах предыдущих лет, дети, что называется «выросли в этом лагере», а может и целенаправленно прошли обучение в школе вожатых и мечтают работать в лагере. В пришкольных лагерях такие педагогические отряды совместно с учителями занимаются реализацией программы смены.

При всех различиях, все эти явления не случайно обозначаются одним словосочетанием, так как предназначены для организационно-педагогического обеспечения летнего отдыха, оздоровления и образования детей в условиях временного коллектива (в детском центре отдыха, летнем оздоровительном лагере). Нам представляется, что сама по себе специфика образовательного (воспитательного) процесса в загородных детских лагерях позволяет не предъявлять высоких требований к уровню профессиональных компетенций значительной части педагогических работников, результат достигается за счет иных факторов. Один из этих факторов - небольшая разница в возрасте между вожатыми и детьми, когда вожатый воспринимается своими подопечными в самом благоприятном образе – образе старшего брата (старшей сестры). Именно со старшими братьями/сестрами складываются у детей наиболее доверительные отношения, именно старшим братьям/сестрам дети подражают. Важными факторами достижения образовательных (воспитательных) результатов в загородном детском лагере выступают высокий уровень консолидации педагогического отряда в ценностях, целях и способах деятельности и благоприятные условия для самореализации всех участников педагогического отряда. Если консолидация вожатского коллектива и самореализация молодых педагогов имеют место, то большинству вожатых достаточно обеспечивать физическое и психологическое благополучие детей – участников смены, решать организационные задачи. А если в лагере работает хотя бы небольшая группа квалифицированных педагогов, то их усилиями можно осуществить достаточно сложную по содержанию образовательную программу.

Сама по себе метафора «педагогический отряд» в определенной мере и обусловлена высоким уровнем консолидации группы педагогов детского лагеря (пионерского лагеря). Корни этой метафоры, думается, нужно искать в пионерско-комсомольской традиции, проникнутой военизированной символикой, возможно определенную роль сыграли произведения А.С.Макаренко (в терминологическом ряду его «командирской педагогики» имеется понятие «отряд»). В любом случае идея «педагогического отряда» исходит из романтизации красногвардейских отрядов времен гражданской войны, что культивировалось в практике ВЛКСМ по руководству пионерской организацией (1960- 1980 гг.). Участник такой группы именовался «боец педагогического отряда» (по аналогии «боец стройотряда»), сама роль бойца (хотя бы на уровне своеобразной ролевой игры) требовала самоотверженности. Как показывает знакомство с опытом ряда регионов, во многих педагогических отрядах руководители назывались командирами и комиссарами. Этот факт подтверждает близость с макаренковской традицией использования игры в организации совместной (коллективной) деятельности, где игра выступает фактором, обеспечивающим самореализацию молодых педагогов. С другой стороны, сама по себе интенсивность жизни детско-взрослого сообщества ДОЛ (ЗДОЦ) требует от организаторов совместной деятельности, почти военной точности, дисциплины и аккуратности, поэтому игра в «отряд» в определенной мере снимает напряжение подчинения и ограничения свободы.

В рентгеновском просвечивании педагогического отряда весьма существенными представляются системы, обеспечивающие специфическое состояние этого социального организма, когда высокий уровень консолидации группы сочетается с высокой степенью самореализации всех участников сообщества. Всего нам удалось зафиксировать пять систем:

- «кровеносная» система отношений участников педагогического отряда,

- «обмен веществ» в организме педагогического отряда,

- система кадрового воспроизводства педагогического отряда,

- «дыхательная система» организма - корпоративная культура педагогического отряда,

- центральная нервная система - образовательная программа, реализуемая педагогическим отрядом.

Первая система педагогического отряда как социального организма – кровеносная, переплетение многочисленных связей и отношений участников группы, просветим их в трех основных плоскостях:

- плоскость официальных деловых отношений (структура должностей, распределение обязанностей, прав и полномочий, педагогический отряд выступает здесь как трудовой коллектив),

- плоскость корпоративных отношений (положение того или иного лица определяется его вовлеченностью в корпоративную культуру общности, что выражается в корпоративном статусе – «новичок», «старичок»; в советский период эта плоскость носила в себе специфику принадлежности молодежи к единой общественно-политической организации ВЛКСМ, сегодня в какой-то степени значима принадлежность юношей и девушек к педотрядовскому движению),

- плоскость межличностных отношений (отношения, основанные на симпатиях – антипатиях).

Реальная структура отношений в педагогическом отряде представляет собой сложный синтез официальных, корпоративных и межличностных отношений, в отдельных сообществах доминирует та или иная плоскость. Скажем, в одном педагогическом отряде вожатого можно уволить, в другом нельзя, потому что характер неформальных отношений сильнее, чем формальных. Или, скажем, пример: заместителем руководителя педагогического отряда назначается новый для данного коллектива человек, по своему межличностному статусу занимает в группе достаточно привилегированное положение, но он не погружен в корпоративную культуру, более того относится к ней скептически. Далее возникает противоречие, которое разрешится принятием новым замом ценностей и символов, либо утратой своего делового и межличностного положения, либо реконструкцией корпоративной культуры. В корпоративной плоскости отношений можно выделить лидеров (ведущих группу за собой), еретиков (высоко статусных членов коллектива, активно дискутирующих с лидерами по ценностным вопросам), интерпретаторов (объясняющих участникам группы, особенно новичкам значение ценностей), исполнителей и т.д.[2]

Вторая система« обмен веществ» в организме педагогического отряда – многообразие и чередование режимов совместной активности [3]. Обобщение собственного опыта позволило нам выявить следующие режимы совместной активности в педагогическом отряде:

- учебный центр – в педагогическом отряде идут учебные занятия, одни педагоги обучают других, взаимообучение, обмен опытом,

- бригада – педагогический отряд совместно трудится, например, накануне заезда детей в лагерь осуществляется уборка помещений, монтируется оформление и т.д.,

- цех – участники педагогического отряда совместно занимаются изготовлением какого-либо изделия (изготовление реквизита, декораций, пошив костюмов для игры или спектакля, выпуск стенгазеты по итогам смены),

- проектно-конструкторское бюро (креативный режим), в этом качестве педагогический отряд существует при разработке образовательной программы, отдельных мероприятий или других методических продуктов,

- репетиция – совместное разучивание или совершенствование исполнения театрализованных элементов мероприятий или целостного вожатского концерта (спектакля),

- витрина – совместное публичное предъявление своего педагогического отряда на «своей территории» гостям, например «День открытых дверей»,

- гастроль – выезд педагогического отряда на какую-либо «чужую» площадку для предъявления для демонстрации своего искусства, мастерства, компетентности, своих достижений, выступление на территории других организаций,

- тусовка – режим совместной активности педагогического отряда, где общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое) имеет свободный характер и выступает основным содержанием занятий[4],

- философский клуб – совместная рефлексия событий жизни педагогического отряда, все поступки участников определенным образом сверяются с идеологическими конструктами, ценностями, часто проводится после проведения лагерной смены, сборов и т. п. (например, орлятский огонек),

- научная лаборатория – осуществление в педагогическом отряде психолого-педагогических исследований, проведение научных конференций силами участников сообщества, экспериментирование.

Нормальный «обмен веществ» в организме педагогического отряда связан с разнообразием и чередованием режимов совместной активности, интенсивность жизни такой группы приводит к тому, что вожатые прекрасно знают друг друга именно в контексте различных видов занятий и способов организации деятельности, готовы к согласованным действиям в условиях минимального времени и при минимальной возможности общения. Такая сработанность вожатых и есть консолидация человеческих ресурсов педагогического отряда.

Чрезвычайно важным со-бытием вожатых и детей в лагере является концерт вожатых (вожатский спектакль).Со-бытийность концерта вожатых важна и для самих членов педагогического отряда, и для их воспитанников. Концерт вожатых (вожатский спектакль) как совместное действо обеспечивает в сознании детей положительный образ каждого вожатого и всего педагогического отряда, транслирует основную идею лагерной смены, идеологию образовательной программы, стимулирует в лагере положительные эмоции, инициирует у воспитанников размышления на ту или иную тему. Концерт вожатых может оказать более сильное влияние, если задачи, которые он призван решить реализуются своевременно (в организационный период – задачи презентации, в основной – реализация идейной задачи, в заключительный – «жирная эмоциональная точка» смены и т.д.). Концерт вожатых (вожатский спектакль) может быть ярким шоу, а может камерным поэтическим вечером, однако в любом случае обеспечивает самореализацию членов педагогического отряда, объединяет коллектив молодых педагогов.

Третья система - система кадрового воспроизводства (набор, подбор и отбор вожатых). Рассматривая проблему подбора и отбора участников педагогического отряда, важно заметить, что в реальной практике сложилось несколько схем, которые можно условно обозначить как: деловая, социально-демократическая, либеральная, корпоративно-олигархическая.

Деловая схема – подбором вожатых занимается отдельное лицо, наделенное этими полномочиями, руководитель педагогического отряда (автор или руководитель образовательной программы), представитель агентства-посредника, руководитель ДОЛ (ЗДОЦ), который и принимает окончательное решение о приеме на работу или об увольнении. В процессе трудовых отношений могут использоваться формальные деловые санкции («премия», «выговор», «объявление благодарности», «замечание»), в случае грубых нарушений дисциплины участник педагогического отряда может быть уволен.

Социально-демократическая схема – вопросы приглашения того или иного лица решаются в основном отдельными участниками сообщества, кому педагогический отряд делегировал эти полномочия, ситуация в сообществе обсуждаются публично, здесь высказываются критические замечания, возникают споры; не соответствующее поведение вожатого вызывает общественное осуждение, общественное мнение педагогического отряда фактически осуществляет отбор.

Либеральная схема – право пригласить в педагогический отряд имеет практически каждый его участник, но наиболее часто этим правом пользуются лидеры; сообщество имеет явно открытый характер, вовлеченность в межличностные отношения обеспечивает индивидуальный комфорт и индивидуальное будущее в этой группе (наличие или отсутствие).

Корпоративно-олигархическая схема – право пригласить в педагогический отряд осуществляет лидер (лидеры) педагогического отряда, подбирая участников согласно тем критериям, которые, зачастую, жёстко не определены. Когда подбор и отбор в педагогический отряд осуществляет лидер сообщества, кроме таких критериев как профессиональные компетенции, готовность новичка принять идеологию педагогического отряда, работает еще и другая логика – формирование педагогического отряда как оркестра. В хорошем оркестре есть и скрипки, и барабаны, и трубы и т.д. и т.п., сложно представить оркестр, состоящий только из смычковых или ударных. То есть, сформировать педагогический отряд как оркестр значит не только представлять себе совокупность ролей (социальных ниш), но и необходимое и достаточное число этих ролей (ниш), под которые подбирать работников.

Четвертая система - корпоративная культура, это своего рода дыхательная система организма педагогического отряда. Существуют различные подходы к определению этого понятия, но ключевые характеристики включают набор ценностей и набор символов, через которые эти ценности транслируются:

- словесные (девиз, название, имя),

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак),

- действенные (ритуалы),

- музыкальные (мелодии, сигналы),

- изобразительные (рисунки, логотипы).

Стройность и действенность корпоративной символики определяются валентностью символов (непротиворечивость значения символа ранее усвоенным значениям, адекватностью ожиданиям, заразительностью или эмоциональной воздейственностью, возможностью формировать представления и образы) и амбивалетностью их использования (событийность и повседневность, непрерывность и дискретность, коллективная и индивидуальная принадлежность, организованность и стихийность и т.д.[5]). Можно утверждать, что корпоративная культура педагогического отряда может конструироваться, хотя в ней происходят и стихийные изменения (мутации). Важно понимать, что корпоративная культура каждого отдельного педагогического отряда формируется под влиянием корпоративной культуры педотрядовского движения, многие элементы заимствуются, переходят из поколения в поколение вожатых. Возникают и передаются из поколения в поколение мифы и сказания о вожатых – героях прошлых лет, анекдоты и притчи.

Корпоративная культура педагогического отряда, как правило, имеет внутри мощный игровой элемент, является карнавальной. Игровое карнавальное начало обеспечивает две тенденции: с одной стороны – сохранение корпоративной культуры, воспроизводство в новых поколениях, а с другой – обновление. Без экспериментов, без импровизации корпоративная культура педагогического отряда костенеет, консервируется и перестает быть действенным инструментом консолидации сообщества и самореализации его участников.

Пятое. Своего рода роль центральной нервной системы педагогического отряда, обеспечивающей консолидацию сообщества и самореализацию участников группы, играет образовательная программа. Первостепенное значение имеет непротиворечивость, степень интериоризации ценностей и целей программы всеми участниками сообщества. Несколько лет назад нами сформулировано и обосновано десять вариантов образовательных программ для детей и подростков в загородном детском центре[6]:

- программа летней школы,

- программа оздоровления (санаторный лагерь),

- программа летней дачи (классический отдых),

- программа погружения в культуру (этнокультурный, лингвистический, военно-патриотический лагерь, игра-эпопея),

- программа летней экспедиции (археологический или эколого-биологический исследовательский лагерь),

- программа летнего детско-взрослого производства (трудовой лагерь),

- программа социальных акций (лагерь добровольцев, волонтерский лагерь),

- программа летнего форума (комплекс дискуссий, направленных на обсуждение актуальной проблемы/проблем),

- программа фестиваля, конкурса, олимпиады (лагерь детских коллективов, приехавших продемонстрировать мастерство во владении той или иной деятельностью),

- программа летней клубной встречи (лагерная смена любителей)[7].

Каждая из программ предполагает специфические роли для детей и для педагогов. То есть, если на фестиваль ребенок приехал что-то показать предъявить, продемонстрировать, то педагог, по сути дела, – тот, кто обеспечивает, обслуживает, создает условия для этой демонстрации. Или в такой программе как «погружение в культуру», например - смена юных гардемаринов в «Штормовом» (ВДЦ «Орленок»), объединяющая подростков, которые занимаются морским делом, и педагоги и дети становятся участниками специфической ролевой игры. Вообще, детский лагерь «Штормовой» изначально сформирован как пространство ролевой игры в корабль, такая социокультурная профильность является традицией для круглогодичных лагерей. Это пример интеграции образовательной программы и корпоративной культуры педагогического отряда.

Еще один важный сюжет это возрастные изменения в организме педагогического отряда, которые вслед за М.Б. Кордонским и В.И.Ланцбергом можно описать таким образом:

- зарождение педагогического отряда,

- развитие педагогического отряда (обогащение деятельности, расширение аудитории),

- старение педагогического отряда (упрощение деятельности, снижение интенсивности и проч.),

- прекращение деятельности или возрождение педагогического отряда.

Если верить М.Б. Кордонскому и В.И.Ланцбергу, длительность цикла жизни педагогического отряда составляет от 3,5 до 7 лет[8]. Педагогический отряд подвержен существенным ежегодным изменениям в составе детей – участников смен, в составе педагогов, в площадке реализации программы, в образовательной программе.

Итак, перед нами рентгеновский снимок жизненных систем социального организма педагогического отряда, думается, что представленное отражение способно помочь лидерам и руководителям этих общественно-педагогических объединений.

Список использованных источников.

Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с.

Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. http://www.syntone-kazan.ru/library/index.php?section=books&item_id=187&current_book_page=all&print_version=true

Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. - 2012 - № 3.- С. 49-57.

Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с.

Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194.

Панченко, С. И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: автореф. дис.... канд. пед. наук. – М.: Высш. комс. шк. при ЦК ВЛКСМ, 1989. - 22 с.

Панченко, С. И. День за днём из жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. / Панченко С.И. -М: НИИ школьных технологий, 2008. - 352 с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с.


[1] Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с.

Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с.

Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194.

 

[2]Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с.

[3]Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с.

[4]Согласно «святому преданию» костромских лагерей, начало такому режиму положил А. Н. Лутошкин, создавший КЛУБИК – Клуб истинных комсоргов – вечер общения для педагогов лагеря, проводившийся после отбоя.

[5]Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194.

[6] Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. - 2012 - № 3.- С. 49-57.

[7]Куприянов Б.В. Варианты летних программ занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков // Ориентир. - 2012 - № 6.- С. 15-21

[8]КордонскийМ.Б., ЛанцбергВ.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп.http://www.syntone-kazan.ru/library/index.php?section=books&item_id=187&current_book_page=all&print_version=true

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...