Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный дефицит. Государственный долг.




Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема - его профицит.

Первичный дефицит (профицит) бюджета - это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).

Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.

Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета -разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчете возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.

Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.

В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.

Бюджетный дефицит можно уменьшить при увеличении реального национального дохода, повысив налоговые поступления и сократив социальные трансферты или же путем снижения налогов, за счет чего увеличится располагаемый доход домашних хозяйств, а следовательно, сбережения, идущие на инвестиции.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относят:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) дополнительную денежную эмиссию, производимую Центробанком; однако, следует помнить, что эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции;

3) кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций;

4) бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней;

5) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

6) остатки по государственным запасам и резервам;

7) профициты прошлых лет.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;

2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.

Остановимся подробнее на первом, наиболее распространенном источнике внутреннего покрытия бюджетного дефицита. В России он включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО - это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ - это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем. Так, появляется «эффект вытеснения» - перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный внутренний долг. Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов составлял 76,8 млрд.руб. На 1.01.2006 г. долг РФ по ГКО-ОФЗ составил 851,1 млрд.руб.[6] Наконец, злоупотребление таким методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г.

Отметим, что у государственных займов есть дополнительные положительные эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, которые по тем или иным причинам испытывают недоверие к остальным сегментам фондового рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или досрочно выкупая бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются в основном в развитых странах, со стабильной рыночной экономикой.

Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемые правительством от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В РФ коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи.

Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, т.к. большинство регионов России являются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. на финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета намечено направить более 372 млрд. руб., или 8,7% от всей его расходной части (см. табл. 8.1).

Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В нашей стране начиная с 2001 г. бюджеты являются профицитными. В бюджет 2006 и 2007 гг. также заложены профициты.

В качестве внешнего источника покрытия бюджетного дефицита выступает выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др. Следует учитывать, что использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано с политическими факторами. Кроме того, необходимо учитывать общую сумму внешнего долга страны и ее способность платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

Государственный долг формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов). В России он включает в себя:

· задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

· государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженные в национальной (рублях) и иностранной валюте;

· задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, (в РФ компенсируются сбережения, обесцененные в связи со сменой экономической системы в 1991 году и возникшей инфляцией), товарным обязательствам и т.п.

· сумму выданных государственных гарантий.

Государственная гарантия - это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (отечественным или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в национальной валюте (рублях) - она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте - внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2006 г. оценивался в 851,1 млрд. руб.,[7] внешний - в 76,5 млрд. дол.[8]

Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2007 г. оценивался в 1028,06 млрд. руб., внешний (на 01.10.2006) – 50,1 в млрд. дол.[9]

Таким образом, видно, что внутренний долг РФ увеличился, а внешний снизился.

Структура внешнего долга РФ включает:

· задолженность странам-участницам Парижского клуба - 1,9 млрд. дол.;

· задолженность странам, не вошедшим в

Парижский клуб - 2,9 млрд.;

· задолженность бывшим странам СЭВ - 2,0 млрд. дол.;

· коммерческая задолженность - 1,1 млрд. дол.;

· задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) - 5,4 млрд. дол.;

· еврооблигационные займы 30,9 млрд. дол.;

· ОВГВЗ, ОГВЗ - 5,7 млрд. дол.;

· задолженность по кредитам Внешэкономбанка,

предоставленным за счет средств Банка России - 0,0 млрд. дол.;

· предоставление гарантий Российской Федерации

в иностранной валюте - 0,2 млрд. дол.;

Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризация долга и конверсия долга.

Под реструктуризацией понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга.

Под конверсией долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.

 

Тесты для самопроверки

1.Укажите, какие меры можно отнести к дискреционной политике, а какие - к встроенным стабилизаторам:

а) законодательное снижение ставок налогообложения;

б) увеличение объема выплат по безработице в период спада производства;

в) рост объема налоговых поступлений в стадии подъема экономики в связи с ростом доходов)

г) прогрессивное налогообложение;

д) принятие решения о сокращение государственных расходов.

 

2. Укажите, какие мероприятия государственной политики осуществляются в стадии подъема, а какие – в стадии спада:

а) увеличение государственных расходов;

б) снижение налоговых ставок;

в) увеличение объема выплат пособий населению;

г) увеличение налоговых поступлений в бюджет в связи с ростом доходов населения;

д) сокращение расходов государства.

3. Заполните пропуски: «Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится ВВП при …………. суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот: на сколько ……….. ВВП при …………. суммы налогов на 1 дополнительный рубль».

4. Какие из приведенных ниже мероприятий предлагают сторонники экономики предложения:

а) существенный рост налоговых ставок на высокие доходы;

б) снижение прогрессивного характера налогообложения;

в) увеличение налогов на заработную плату;

г) стимулирование совокупного спроса путем роста госрасходов;

д) снижение налогов на заработную плату, прибыль, дивиденды.

 

5. Дополните определение: «Кривая Лаффера описывает связь между ……………. и …………………………».

6. Расставьте в логической последовательности рассуждения сторонников теории Лаффера:

а) налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмах);

б) при ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога;

в) по мере роста налоговой ставки (Т) от нуля до 100 %;

г) после некоторого значения налоговой ставки налоговые поступления начинают падать, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, и налоговая база сокращается.

7. Укажите, что это за категория: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

8. Отметьте правильный ответ:

а) внесение налога в бюджет всегда происходит в денежной форме;

б) возможна уплата налога имуществом.

 

9. Отметьте правильные утверждения:

а) государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, официально принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком;

б) налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком;

в) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозратностью налогов.

 

10. Отметьте правильные утверждения:

а) налоги - это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения;

б) большинство налогов носит целевой характер;

в) налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов.

г) имеются целевые платежи, но это не отменяет общего правила абстрактного характера налогов.

 

11. Укажите функции налогообложения:

а) поощрительная;

б) ценообразующая;

в) распределительная (социальная);

г) контрольная;

д) санирующая;

е) фискальная;

 

12. Укажите, какие положения относятся к фискальной экспансии, а какие – к финансовой рестрикции:

а) фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада;

б) снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов, что позволяет снизить инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы;

в) фискальная политика, направленная на ограничение экономического бума, или на борьбу с инфляцией, наступившей вследствие бума;

г) политика, предполагающая увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов.

13. Укажите, какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие – к косвенным:

а) НДС;

б) налог с продаж;

в) земельный налог;

г) акцизы;

д) налог с физических лиц;

е) налог на прибыль предприятий;

ж) налог с владельцев транспортных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...