Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товарный знак (знак обслуживания)




1. Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (п. 1 ст. 1017 ГК, п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь о товарных знаках и знаках обслуживания от 5 февраля 1993 г. в редакции Закона от 27 октября 2000 г.).

Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслуживания одинаковы. Их отличие состоит в том, что первый идентифицирует товары, а второй – работы и услуги по признаку их изготовителей или лиц, выполняющих работы либо оказывающих услуги. В тексте будет употребляться один термин – «товарный знак» в соответствующем падеже.

Товарный знак выполняет не только отличительную, но и рекламную функцию.

2. Примерный перечень способов и форм, которые могут использоваться в качестве товарных знаков, содержится в п. 2 ст. 1017 ГК. Этот перечень уточнен в п. 2 ст. 1 Закона от 27 октября 2000 г. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, в частности, обозначения, которые могут быть представлены в графической форме:

· словесные, включая имена собственные (напр., «Из рук в руки», «Coca-Cola», «Fond»);

· буквенные (напр., МТЗ, МАЗ);

· цифровые (напр., 555);

· изобразительные (напр., изображение зубра, разных рисунков, различных символов);

· сочетание цветов,

· объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку (напр., оригинальный флакон для духов, оригинальная бутылка для водки);

· комбинации таких обозначений.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

На первый взгляд закон признает товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако слова «и другие обозначения» в п. 2 ст. 1017 ГК и слова «в частности» в п. 2 ст. 1 Закона от 27 октября 2000 г. дают основание сделать вывод, что и на Беларуси в качестве товарного знака могут использоваться звуковые, световые и иные обозначения [84].

3. Независимо от формы товарного знака он должен быть относительно новым. Это требование к обозначению, которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, вытекает из ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Эта статья требует от участников названной конвенции по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Парижской конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.

Республика Беларусь, являясь членом Парижской конвенции от 20 марта 1883 г., в Законе от 27 октября 2000 г. установила правило, обеспечивающее выполнение требований ст. 6bis названной конвенции. Пункт 1 ст. 5 этого закона предусматривает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смешения с:

· зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

· товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

· товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с указанным в п. 1 ст. 5 товарным знаком допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака (п. 2 ст. 5 Закона от 27 октября 2000 г.).

Изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака в другой стране, может быть зарегистрировано и в Республике Беларусь. Исключение составляют товарные знаки, охраняемые в Республике Беларусь на основании международных соглашений Республики Беларусь.

4. Новизна товарного знака, как и новизна других объектов промышленной собственности, определяется на дату приоритета, т. е. на дату подачи правильно оформленной заявки в патентный орган. В соответствии со ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Парижского союза, или правопреемник этого лица в течение шести месяцев пользуется для подачи заявки в других странах правом конвенционного приоритета. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если в патентный орган заявка на товарный знак подана в течение шести месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (ст. 7 Закона от 27 октября 2000 г.).

5. Не всякое обозначение товара может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Статья 4 Закона от 27 октября 2000 г. содержит перечень абсолютных оснований для отказа в регистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:

· не имеющие признаков различия (набор цифр, букв в обычном исполнении без определенных модификаций и т. п.);

· вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, например, пенициллин, целлофан;

· являющиеся общепринятыми символами и терминами, например, щит и меч, женщина с завязанными глазами, в руках которой весы, для обозначения книг юридической тематики;

· состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта, например, моторное масло, октановый бензин;

· представляющие собой форму товара или его упаковку, отличающиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Все эти обозначения могут включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения. Они могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака фактически приобрели различительный характер в результате использования;

· обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государства, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

· являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя, например, изображение Бранденбургских ворот в Берлине на товарах, изготовленных в другой стране;

· представляющие собой или содержащие указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

· противоречащие публичному порядку, принципам гуманности и морали, например, порнографические рисунки, слова расистского содержания и т. д.

Статья 5 Закона от 27 октября 2000 г. содержит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Пункт 1 этой статьи установил обозначения, которые не могут быть зарегистрированы из-за отсутствия относительной новизны. О них было сказано выше. Пункт 3 этой же статьи к числу иных оснований для отказа в регистрации относит обозначения, нарушающие права других лиц на:

· фирменное наименование (или их части) в отношении однородных товаров;

· промышленные образцы, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

· наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;

· авторские права на известные в Республике Беларусь произведения науки, литературы и искусства. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака без согласия обладателя авторского права или его правопреемника названия известных в Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты, названия известных в Республике Беларусь периодических изданий;

· не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке.

Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охраняются независимо от их регистрации (ст. 6 bis (1) Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Общеизвестным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером такого знака может быть обозначение Coca-Cola, Kodak, Marlboro, Казбек.

6. Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется не только ГК и Законом от 27 октября 2000 г., но и актами патентного ведомства:

· Правилами составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 23 февраля 2001 г. № 7[85];

· Правилами ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь, утвержденными тем же постановлением от 23 февраля 2001[86];

· Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2[87].

Товарным знаком признается обозначение, зарегистрированное в патентном ведомстве в качестве такового в порядке, установленном законодательством, или в силу международных договоров Республики Беларусь.

Товарный знак регистрируется на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На имя объединения юридических лиц может быть зарегистрирован коллективный знак, предназначенный для выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками (ст. ст. 18–19 Закона от 27 октября 2000 г.).

7. Заявка на регистрацию товарного знака подается в патентное ведомство заинтересованным юридическим или физическим лицом непосредственно либо через патентного поверенного. Иностранные юридические лица, имеющие постоянное место нахождения за рубежом, или иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие за границей, ведут в Республике Беларусь дела, связанные с регистрацией товарных знаков, через белорусских патентных поверенных.

Состав и содержание заявки, требования к документам, входящим в ее состав и требования к оформлению заявки определены пунктами 4–6 ст. 6 Закона от 27 октября 2000 г. и Правилами о составлении и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания).

8. Экспертиза заявки патентным органом включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Предварительная экспертиза проводится в 2-х месячный срок с даты ее поступления в патентный орган. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяются состав необходимых документов, правильность оформления заявки, уплата пошлины. Заявителю может быть предложено внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения.

По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в этом. При принятии заявки к рассмотрению устанавливается дата подачи заявки, а также конвенционный или выставочный приоритет (в случае представления необходимых документов, подтверждающих правомерность требования этого заявителем).

Заявитель в случае несогласия с решением предварительной экспертизы в течение трех месяцев с даты получения решения может подать жалобу в Апелляционный совет по патентной экспертизе при патентном органе. Жалоба должна быть рассмотрена в течение четырех месяцев с даты ее поступления в Апелляционный совет. Решение последнего может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев.

Экспертиза заявленного обозначения производится по завершению предварительной экспертизы. В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается приоритет товарного знака, если он не был установлен при проведении предварительной экспертизы, и проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарному знаку. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. При несогласии заявителя с решением экспертизы он имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы. По ходатайству заявителя данный срок может быть продлен при условии, что ходатайство поступило в патентный орган до истечения этого срока. Период, на который продлевается срок подачи ходатайства о проведении повторной экспертизы, не может быть менее 2-х месяцев с даты истечения первоначального трехмесячного срока и не может превышать 18 месяцев с этой даты. Повторная экспертиза проводится в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства заявителя.

Требования к документам, прилагаемым к ходатайству о проведении повторной экспертизы, установлены Правилами ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь.

При несогласии с решением повторной экспертизы заявитель вправе в трехмесячный срок со дня получения решения подать мотивированную жалобу в Апелляционный совет патентной экспертизы при патентном органе. Жалоба должна быть рассмотрена в четырехмесячный срок со дня ее поступления. Решение Апелляционного совета может быть обжаловано заявителем в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты получения решения (ст. ст. 10–11 Закона от 27 октября 2000 г.).

9. При положительном решении экспертизы заявленного обозначения патентный орган в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. Регистрация товарного знака может быть разделена по заявлению ее владельца путем распределения товаров, в отношении которых она зарегистрирована. В Государственный реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Их состав определяется патентным органом. По ходатайству физического или юридического лица патентный орган выдает выписку из Государственного реестра.

10. Свидетельство на товарный знак выдается патентным органом на основании регистрации товарного знака в течение одного месяца с даты регистрации.

11. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет. По ходатайству владельца для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. По просьбе владельца товарного знака запись о продлении срока действия регистрации вносится в свидетельство на товарный знак (ст. 13 Закона от 27 октября 2000 г.).

12. Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, публикуются патентным органом в официальном бюллетене в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака.

13. За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия регистрации, а также за совершение иных юридически значимых действий, связанных с регистрацией и продлением срока действия регистрации товарного знака, взимается пошлина. Перечень действий, за совершение которых взимается пошлины, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшения размеров или возврата пошлин установлены п. 5 Положения о патентных пошлинах и сборах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1998 г. № 445.

14. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака (п. 3 ст. 1018 ГК). Его владелец имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК), а последний не только имеет исключительное право использовать, но и обязан использовать товарный знак. В случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации действие регистрации может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров решением Верховного Суда Республики Беларусь, принятому по заявлению любого лица, поданному в период такого непрерывного неиспользования, но при наличии уважительных причин использованием товарного знака может быть признано также его применение в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь (п. 2 ст. 20 Закона от 27 октября 2000 г.).

Решая этот вопрос, Верховный Суд Республики Беларусь может принять во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что последний не использовался по независящим от него обстоятельствам. Используя товарный знак, его владелец может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Эта маркировка указывает, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь.

15. Владелец товарного знака может уступить права на товарный знак по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых товарный знак зарегистрирован.

Уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Владелец товарного знака (лицензиар) может по лицензионному договору предоставить право на использование товарного знака другому лицу (лицензиату). Лицензионный договор только должен содержать, во-первых, условие о том, что качество товаров лицензиата и, во-вторых, что лицензиар осуществит контроль выполнением этого условия (ст. 1023 ГК). Право на коллективный знак не может быть уступлено другим лицам (п. 3 ст. 22 Закона от 27 октября 2000 г.).

Как договор об уступке права на товарный знак другому юридическому или физическому лицу, так и лицензионный договор регистрируются в патентном органе и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации (ст. 24 Закона от 27 октября 2000 г.).

16. Регистрация товарного знака может быть признана недействительной:

· полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований правовой охраны товарного знака и при наличии хотя бы одного из абсолютных оснований для отказа в регистрации;

· полностью или частично, но только в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене при наличии хотя бы одного из иных оснований для отказа в регистрации;

· в течение всего срока ее действия на том основании, что товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода.

При признании регистрации недействительной в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом не имеет значения, когда поступила заявка с более ранним приоритетом – до или после регистрации.

Любое лицо в указанные выше сроки может подать возражение против регистрации товарного знака в Апелляционный совет, решение которого может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты его получения.

17. Действие регистрации товарного знака прекращается по одному из следующих оснований:

· по истечении срока ее действия, если срок не был продлен по заявлению владельца товарного знака;

· в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь, принятого в указанном выше порядке;

· в связи с использованием коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

· по письменному заявлению об отказе от регистрации владельца товарного знака;

· в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица – владельца товарного знака при непереходе прав на товарный знак наследникам.

При признании регистрации товарного знака недействительной или прекращении ее действия регистрация аннулируется патентным органом. Запись об аннулировании товарного знака вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь и публикуется Белгоспатентом в официальном бюллетене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...