Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура личности в психологии.




Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

 

 

14.Предмет психологии. Психология в системе современного человекознания.

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή -„душа“; λόγος -„знание“) -наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведениечеловека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

1. Душа (все исследователи до начала XVIII века)

2. Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

3. Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

4. Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)

5. Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

6. Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

7. Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

8. Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

9. Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

 

Интерес к человеку обнаруживается у самого истока древнегреческой философии. Ее призыв к человеку – познать самого себя, стал символическим девизом всей Психологии. Одним из первых, кто четко поставил задачу познания человека как объекта был Кант. В «Антропологии с прагматической точки зрения» содержится мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. В качестве источников Кант указал: самонаблюдение; наблюдение за другими людьми. Огромный объем материала для познания человека было дано религиозным знанием, так как человек всегда был одним из важных объектов вероучения.

Самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в разных религиозных системах. Религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятное и увидеть его свойства.

Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. Естественные – генетика, анатомия, физиология, медицина.. Гуманитарные – занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой. Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе спорный и запутанный. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-егг. выступал Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отводил психологии.

Психология – одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг- самый сложный по строению и деятельности орган и механизм. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Уникальные, практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Психология – одна из самых перспективных наук, так как все более возрастает роль и значение людей, их психики и сознания. Психология – это наука, не только познающая, но и констатирующая, созидающая человека.

 

 

15.Теории темперамента.

История исследований темперамента знает различные подходы ученых к данной проблеме. Известна теория конституционной типологии, которая представлена в работах Э.Кречмера и У.Шелдона. Сущность данной типологии заключается в идее о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Например, Э.Кречмер, наблюдая и измеряя различные части тела, выделил четыре конституционный типа:

1.Лептосоматик – высокий, худой, хрупкий.

2.Пикник – человек округленных форм, с выраженной жировой тканью.

3.Атлетик – человек с развитой мускулатурой.

4.Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением, непропорциональностью.

В соответствии с данным типом телосложения. Э Кречмер выстраивает три типа темперамента. Эти типы приведены в следующем соответствии:

- лемтосоматик – шизотимик (замкнутый, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению);

- атлетик – иксотимик (спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный);

- пикник – циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах). Данная теория было широко распространена в начале ХХ века в Европе. А в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, который также доказывал, что особенности строения тела и темперамент – это две взаимозависимых параметра человека. Именно структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Позаимствовав термины их эмбриологии, У Шелдон дает следующие типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, определяющие тот или иной тип поведения:

-эндоморфный (с развитыми внутренними органами) – висцеротоники (с выраженной любовью к физическому комфорту, пристрастием к еде, любовью к компаниям и дружбе, отсутствие взрывных эмоций, хороший сон);

- мезоморфный (с развитой мышечной тканью) – соматотоники (уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в дывижении и удовольствие отних, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, отсутствие сострадания, шумное повнедение, внешний вид соответствует более пожилому возрасту);

-эктоморфный (с развитой кожей и нервной тканью) – церебротоники (заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, самоконтроль мимики, заторможенность в общении, тихий голос, избегание шума, плохой сон, хроническая усталость устойчивость к действию алкоголя, ориентация на пожилой возраст).

Теория связи свойств нервной системы и типов темперамента была предложена И.П.Павловым. К этим свойствам относятся силавозбуждения, торможения. Их уравновешенность и подвижность. Данные свойства нервных процессо образуют определенные системы, комбинации, которые и образуют, по его мнению, тип высшей нервной деятельности. И.П.Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности, кторые близки к традиционной типологии Гиппократа. Различие данных типов происходит по следующим критериям:

сильный-слабый;

уравновешенный-неуравновешенный;

подвижный-инертный.

Так возникли четыре классических типа темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный –сангвиник;

сильный уравновешенный, инертный – флегматик;

сильный, неуравновешенный тип, с преобладанием возбуждения – холерик;

слабый тип – меланхолик.

При этом И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Психолог рассматривает темперамент в процессе наблюдения поведения человека.

Теория типологии высшей нервной деятельности была развита и пополнена в исследованиях Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына. Экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность, динамичность.

Для составления психологической характеристики традиционных четырех типов темперамента выделяются следующие основные свойства высшей нервной деятельности:

-сезитивность (сила внешнего воздействия, необходимая для какой-либо реакции);

- реактивность (степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздейтсвия);

- активность (интенсивность воздействия человека на внешний мир);

- соотношение реактивности и активности (зависимость действий от случайных внешний или закономерных внутренних обстоятельств – целей, намерений, убеждений);

- пластичность и ригидность (легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям или инертность и косность его поведения);

- темп реакций (скорость протекания различных психических реакций, темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

- экстраверсия, интраверсия (замкнутый, общительный);

- эмоциональныя возбудимость (скорость возникновения эмоциональной реакции при определенной степени воздействия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...