Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории педагогической инноватики.

Тема: Инновационная педагогическая деятельность

Вопросы для обсуждения:

1. Основные категории педагогической инноватики.

2. Уровни готовности к инновационной педагогической деятельности.

 

Основные категории педагогической инноватики.

В определении понятия «педагогической инновации» мы будем исходить из сущности самого «образования». Образование будем рассматривать не только как процесс процессов воспитания и обучения (Ю.В.Сенько), а еще и как возможность самообразования, (т.е. самого себя образующего индивида) возможность раскрытия его сущностных человеческих сил. Эта возможность реализуется человеком, прежде всего, в поисках смысла.

Следовательно, педагогическая инновация – это не только идеи, подходы и методы, технологии, которые ещё не использовались, это тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования; это способ проявления, существования и становления субъекта образовательной практики.

Процесс перехода новшества в нововведения мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть.

К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества, условно его называют этапом открытия, который является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка, завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс (нововведение) не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

Инновационный процесс протекает только благодаря тому, что люди совершают определенную инновационную деятельность. Инновационная деятельность – это особый вид деятельности. Ее назначение – изменение в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Инновационную деятельность можно определить как целенаправленное преобразование практики субъектом образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то ее компонентов. В нашем исследовании мы ограничиваемся подготовкой будущих учителей к освоению, внедрению инноваций.

Наметилось ряд конкретных проблем, связанных с освоением, распространением и внедрением инновационных процессов. Среди них: слабое владение научно-теоретическими знаниями, отсутствие психологической готовности к эксперименту, вызванному инновациями; проблема выбора объекта инноваций, отсутствие четких критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения; проблема измерения качества результата инновационного процесса; отсутствие в учебном заведении инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки.

2. Уровни готовности к инновационной педагогической деятельности

Понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем его многообразии свойств, связей, отношений.

Уровни инновационной деятельности

Адаптивный уровень Неустойчивое отношение к инновациям. Система знаний и готовность педагога к их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профессионально-педагогическая деятельность учителя в этот период строится по заранее отработанной схеме, алгоритму. У педагога практически не проявляется творческая активность, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы. Новшество осваивается только под давлением социальной среды. На этом уровне зачастую происходит отказ от использования новаций в собственной практике.
Репродуктивный уровень Более устойчивое отношение к педагогически новшествам, появляется стремление к установлению контакта с педагогами новаторами, отмечается удовлетворенность педагогической деятельностью. Творческая активность достаточно низкая и проявляется в рамках воспроизводящей деятельности. Однако уже присутствуют элементы поиска новых решений в стандартных условиях. Учителями осознается необходимость самосовершенствования.
Эвристический уровень Целенаправленность, устойчивость, осознанность путей и способов введения новшеств. Происходят заметные изменения в структуре технологического компонента, свидетельствующее о становлении личности педагога как субъекта новой концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.
Креативный уровень Творческая активность педагога, высокая степень результативности инновационной деятельности. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к активной преобразующей, созидательной и самосозидательной работе. В инновационной деятельности педагогов важное место занимает импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающее создание оригинальных авторских подходов к обучению

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...