Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление работы (смотреть методические рекомендации по оформлению 2011 г (отдельный файл))




Экономическое обеспечение торговли

Методические указания по выполнению курсовых работ

 

 

Екатеринбург

Цель и задачи курсовой работы

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическое обеспечение торговли» занимает важное место в подготовке экономистов менеджеров торговли и общественного питания. Её цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательских работ, закреплении, углублении и систематизации полученных студентами теоретических знаний в процессе изучения курса «Планирование на предприятии», развитии практических навыков анализа и планирования хозяйственной деятельности предприятия.

Это способствует развитию творческого потенциала студентов и умению самостоятельно применять полученные знания при решении экономических проблем, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами курсовой работы являются:

· теоретическое исследование сущности и содержания рассматриваемой проблемы;

· усвоение методов аналитической и плановой работы;

· формулирование выводов и разработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия торговли; их обоснование соответствующими расчетами;

· развитие индивидуальных творческих способностей;

· подготовка студента к выпускной квалификационной работе.

В соответствии с целью и задачами назначение курсовой работы в учебном процессе конкретизируется в овладении студентами следующих знаний и навыков:

а) работа с библиографией по предмету: пользование электронными каталогами и справочной литературой, статистическими и инструктивными материалами;

б) разработка плана работы;

в) выбор методики исследования;

г) написание работы и отработка стиля изложения материалов;

д) редакционное оформление работы в соответствии с общеустановленными требованиями;

е) написание заключения в соответствии с его назначением в работе;

ж) составление списка использованной литературы;

з) оформление работы и предоставление её на кафедру;

и) защита работы

Студент должен полностью овладеть основами этих требований. Главными задачами содержательной части курсовой работы являются:

· закрепление навыков самостоятельного написания работы;

· овладение научно – экономическим стилем письма;

· проблемное рассмотрение материала и критическое отношения к использованной литературе;

· наличие собственного мнения по рассматриваемым вопросам;

· обязательное использование данных статистических сборников и умение строить и анализировать научные таблицы;

· курсовая работа должна носить исследовательский характер, а не копировать учебно-лекционный материал.

 

Основные требования к написанию курсовой работы

Выбор темы работы. Тематика курсовой работы разрабатывается (ежегодно пересматривается) и утверждается кафедрой. Студент самостоятельно выбирает тему работы. Он может предложить свою тему, не указанную в тематике кафедры, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Кафедра устанавливает конечный срок выбора темы. За студентом, не определившим к этой дате круг своих интересов, тема закрепляется научным руководителем.

Подбор литературы к курсовой работе осуществляется студентом самостоятельно с помощью руководителя работы. Студент обязан уметь пользоваться каталогами и фондами библиотечно-информационного комплекса (БИК) университета, осуществлять поиск нужной печатной и электронной информации, должен знать перечень экономических журналов и газет, имеющихся в БИК, уметь в них ориентироваться; знать структуру основного статистического ежегодника РФ и уметь находит цифровую информацию.

Изучение литературы лучше начинать с учебников и учебных пособий, а также рекомендуемых источников к планам семинарских занятий. Вначале необходимо твердо усвоить «школу» - требования программы курса. Учебники во многом предопределяют главные направления исследования, значительная их часть характеризует и нерешенные проблемы. Очередность дальнейшего изучения информационных источников трудно регламентировать ― она предопределяется спецификой темы, подготовленностью студента и др. В большинстве случаев целесообразно перейти к изучению монографических изданий, так как в них системно повторяется учебный материал, вскрываются фундаментальные проблемы и пути их решения. Периодическая печать ставит острые, злободневные вопросы сегодняшнего дня и их восприятие должно быть подготовленным. Начинать изучение журнальных и газетных статей лучше с последних, только что опубликованных материалов, а затем – изданные позднее. Главное в изучении литературы – это подбор и систематизация материалов в соответствии с планом работы. Овладение этой работой позволяет по-новому изложить известный материал, сопоставить различные точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему, что служит основой самостоятельного выполнения курсовой работы.

План работы отражает её основную идею, структуру и логику изложения материала. Её составление определяет направленность работы, самостоятельность, проблемность.

 

Содержание работы

Методика написания работы во многом имеет индивидуальный характер. Отметим некоторые общепринятые положения, характеризующие исследовательскую работу.

Введение к любой исследовательской и аналитической работе имеет одинаковое назначение: оно не описывает содержательную часть работы, а только предваряет ее, дает пояснения. В курсовой работе оно содержит:

1) Обоснование выбора темы (актуальность; возросшую потребность разработки в наши дни; слабую изученность проблемы и пр.) 1 – 2 абзаца. Обычно это обоснование завершается так: «Все это обусловило выбор темы курсовой работы…» или «Этим обуславливается выбор в качестве темы…» и пр.

2) Главная часть введения – формулировка задач, поставленных при написании работы их не трудно сформулировать исходя из плана работы: «при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи: (или 1, 2, 3, или «-2) рассмотреть…, проанализировать…, наметить пути решения… пр. Один абзац.

3) Во введении должна быть охарактеризована информационная база работы, что призвано подтверждать достоверность исследования, аналитических обзоров и записок. В курсовой она может уместиться в двух–трех строчках, но её наличие обязательно как атрибута исследовательской работы: «В работе использована в основном переводная экономическая литература, так как в отечественных изданиях эта тема пока не нашла должного развития», или «…использована отечественная и переводная учебная и периодическая литература, а также материалы статистических сборников, практические материалы предприятия…,» и др. Приводится также характеристика электронной информации – 1 абз.

4) Введение может содержать (или не содержать) ограничения темы и другие замечания. (Например, «Тема курсовой работы охватывает широкий круг проблем…Основное внимание в представленной работе уделено …» «Цифровой материал дан в сопоставимых (текущих) ценах» и др.).

В крупных исследовательских работах во введении дается структура работы, что не обязательно для курсовой. Важно, чтобы студент знал отличие «введения к работе» от «аннотации».

Основная часть работы состоит из трех разделов и подразделов, которые логически связаны между собой в соответствии с целями и задачами исследования.

В первом, теоретическом, разделе раскрывается экономическая сущность и содержание предмета исследования, оцениваются существующие проблемы и степень их изученности в экономической литературе.

Эта часть курсовой работы является основой для дальнейшего раскрытия проблемы.

Теоретическая часть работы часть работы трудно методически регламентируется, что определяется спецификой темы и уровнем подготовленности студента. Но студент должен знать, что он обязан решительно отказаться от дословного переписывания источников, что называется «плагиатом» и требует ответственности. Чтобы выработать свой стиль изложения материалов, можно начать с умения компилировать предложения, заимствуя из многих источников и подчиняя своему плану работы.

Исключительно важно научиться отличать популярные стили изложения (литературный, журналистский, газетный, разговорный) от научно – экономического и овладеть его особенностями: отсутствие в тексте личных местоимений; не употребление слов, выражающих чувства, эмоции («я думаю», «к сожалению» и т.д.); повествование от третьего лица (вместо «я считаю…», «представляется целесообразным…» и т.д.), соблюдать выдержанность в оценках личности, точек зрения, процессов; избегать необъективного или политизированного подхода и др.

Рассматривая вопрос студент не должен оставаться «за кадром». Следует активно выражать свое мнение, присоединяться к какой-то точке зрения и т.д. Лучшим показателем исследования является объективная аргументация экономических явлений или процессов. Она опирается не на случайные примеры, а на законы больших чисел и средние данные. Поэтому при рассмотрении проблем обязательно использование статистических данных, построение таблиц, графиков, диаграмм и др.

Второй раздел имеет два – три подраздела и посвящен анализу практического материала предприятия торговли или общественного питания, на материалах которого выполняется работа. Здесь приводится краткая характеристика предприятия, в том числе его название, местонахождение, организационно – правовая форма, специализация. Далее краткая характеристика внешней среды. Должна быть представлена таблица с основными показателями хозяйственной деятельности за последние два года, которые необходимо проанализировать.

Студент должен изучить показатели хозяйственной деятельности, которые всесторонне раскрывают предмет исследования. Следует раскрыть положительные и отрицательные аспекты в работе предприятия, оценить изменения показателей, выявить не использованные резервы и в дальнейшем найти им применение при разработке плана.

Систематизируя материал студенту следует обратить внимание на особенности построения таблиц, приводимых в тексте работы и размещаемых в приложениях. Таблица, помещаемая в тексте научной работы должна быть простой, компактной, содержать обобщенную информацию. В приложении помещается дополнительный конкретизирующий практический, статистический и графический материал, не вошедший в основной текст курсовой работы, так как он был использован в ней в сжатом виде. Например, динамика товарооборота за ряд лет в целом по России приведена в сводной таблице в тексте работы. Далее указывается, что динамика по федеральным округам дана в приложении. В приложение могут быть перенесены расчеты, объяснения формул и пр. Нередко в курсовых работах все виды таблиц, графиков и диаграмм выносятся в приложения без анализа, объяснений и даже указаний в тексте, что свидетельствует о нарушении основных приемов научного исследования.

Третий раздел должен быть посвящен разработке плана в соответствии с целью работы. План должен быть ориентирован на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия. Предложения и рекомендации должны быть направлены на решение рассматриваемых в курсовой работе проблем, непосредственно связанных с объектом исследования. Рекомендации следует подкрепить необходимыми расчетами. Объем основной части курсовой работы около тридцати страниц текста.

Заключение составляется на основе написанной работы как выводы из нее. Это краткое изложение главных проблем и положений, изложенных в работе. В заключении не может содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы. Оно не является продолжением текста работы, а краткими выводами из ее содержания. Редакционно заключение может повторять выписки из основной части работы. Искусство составления заключения – это умение в краткой, лаконичной форме показать все самое ценное в работе: новые идеи, собственный взгляд, важность проблем, их обоснованность, пути решения проблем, предложения. Объем заключения 1 – 2 стр.

 

Оформление работы (смотреть методические рекомендации по оформлению 2011 г (отдельный файл))

 

Защита курсовой работы

 

Прием курсовой работы научным руководителем – не формальный момент. Если при оформлении работы нарушены грубые нарушения (нет плана, введение не отвечает своему назначению, список литературы составлен с нарушением методики и др.) работа не будет принята. При соответствии работы требованиям, предъявляемым кафедрой, руководитель составляет отзыв на нее и допускает к защите, с пометкой: «К защите, дата, подпись». Если в оформлении работы имеются несущественные погрешности, то работа может быть допущена к защите после их исправления: «К защите, после доработки. Дата, подпись».

Научный руководитель отмечает на страницах работы все не доработки: нарушение системы изложения, слабую аргументацию, редакционные погрешности, нарушение стиля изложения, а также ошибки содержательного характера. На оборотной стороне страниц он может поставить вопросы как по существу темы, так и по содержанию источников литературы. В отзыве научного руководителя отмечаются в обобщенном виде положительные стороны работы и ее недостатки. В заключении отзыва может быть указано: «К защите подготовьте ответ на вопросы и замечания, отмеченные на страницах работы, а также доработайте…, пересоставьте», и другие пожелания. Оценка работы в отзыве руководителя может быть названа только ориентировочно, либо вовсе не сообщаться студенту. Окончательная оценка работы проставляется только с учетом качества ее защиты.

Студент готовиться к защите на основе отзыва научного руководителя, его постраничных замечаний и поставленных вопросов.

Автор имеет право доработать, исправить представленный материал, присовокупить новые страницы к проверенному тексту. Переработанный материал добавляется к работе; пометки, вопросы и замечания руководителя, как и весь старый текст, не могут быть изъяты из работы. В случае если студент и переделает заново всю работу, то он должен сшить оба варианта работы, расположив новый экземпляр сверху. При этом условии дополнительная работа студента может быть оценена руководителем без повторного чтения курсовой.

Порядок защиты курсовой работы определяется кафедрой. Кафедра может формировать комиссии для защиты курсовых работ, а также поручать эту работу научным руководителям.

Курсовая работа оценивается по 5 – бальной системе. Положительная оценка проставляется в зачетной книжке студента. На титульном листе работы (или вкладыше): делается пометка: «Защита с оценкой…, дата, подпись». Студент не представивший курсовой работы или получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к экзамену по данному предмету.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...