Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста




Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. Основные направления реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни определены рядом документов министерств и ведомств Российской Федерации, в частности межведомственной программой «О мерах по улучшению здоровья детей Российской Федерации», совместным приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Президиума РАО от 16.02.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 04.04.2003 №139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» и др.[2]

Понятие здорового образа жизни многоаспектно.

Здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного индивида с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни – это категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека – биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.

Здоровый образ жизни – это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. [3]Актуальность здорового образа вызвана изменениями и возрастаниями нагрузок на организм человека в связи с изменениями общественной жизни.

Формирование здорового образа жизни – сложный многогранный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

О низком уровне физической культуры свидетельствуют ухудшение здоровья у различных группа населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни; неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; рост смертности вследствие ухудшения всех параметров жизни[4].

Фундамент здоровья, гармоничного физического развития закла­дывается в дошкольном возрасте. Но в последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Взаимосвязь разных сторон воспитания и обучения ребенка необходимо рассматривать с точки зрения возможности реализации здоровьесберегающих методов обучения, формирования у дошкольников устойчивой жизнедеятельности. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении предусматривает не только обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, различные формы двигательной активности детей, но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здорового образа жизни дошкольников. Важно чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями, способностью к восприятию, усвоил основы формирования здорового образа жизни.

Дети дошкольного возраста характеризуются большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимос­тью различных систем организма по сравнению со взрослыми. В связи с тем, что формирование и рост всех отделов грудной клетки и по­звоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структу­ры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям[5]. У ребенка-дошкольника относительно слабо развиты связки и сухо­жилия, мелкие мышцы кисти руки, сила мышц у них также еще неве­лика и увеличивается только после четырех лет. У мальчиков дошкольного возраста наблю­дается относительная слабость паховых колец, что при напряжениях брюшного пресса предрасполагает к образованию грыжи. Все эти особенности развития костно-мышечной системы до­школьников должны обязательно учитываться при определении интенсивности и характера физических нагрузок.

Наиболее интенсивное развитие многих физиологических систем организма, в том числе и моторной сферы, происходит у дошкольни­ков в возрасте от 5 до 7 лет: заметно изменяется форма грудной клет­ки, завершается процесс ее формирования и окостенения; изменяют­ся размеры отдельных частей тела и их соотношение; существенно увеличивается длина верхних и нижних конечностей; начинается сра­щение тазовых костей; появляются точки окостенения в позвонках; формируется осанка[6]. К семи годам у детей становятся достаточно чет­ко выраженными изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника. Это означает, что к старшему дошкольному возрасту физическая на­грузка может быть более разнообразной по содержанию и характеру упражнений, хотя принцип соблюдения строгой регламентации объе­ма и интенсивности физических нагрузок сохраняется, ограничивает­ся также и выполнение детьми некоторых сложных движений.

В процессе работы над развитием навыков здорового образа жизни необходимо решать ряд задач[7]. Первая задача - воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Вторая - воспитание потребности в здоровом образе жизни. Третья - воспитание разумного отношения к своему здоровью. Четвертая - формирование целостного понимания детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни. Пятая - создание правильных представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

Т. Л. Богина считает, что важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным[8]. Исследования показа­ли, что демократический стиль воспитания, основанный на уваже­нии к личности ребенка и доверии, развивает его активность, иници­ативу, общительность, способность самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И наоборот, при авто­ритарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у детей реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, нередко - повышенная возбудимость, агрессивность.

По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его ги­гиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправ­ленного воспитания и образования.

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными, что обусловлено многими причинами, прежде всего, оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов производства. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Исследования показали, что за последние годы количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза.

Т. И. Оверчук отмечает, что более половины детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания[9]. Среди функциональных отклонений отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. В области хронической патологии наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, мочеполовой систем и др.

По данным официальной статической отчетности, проведен анализ частоты отдельных групп нарушений здоровья среди детей, выявленных при профилактических медицинских осмотрах. По результатам осмотров за год до поступления в школу частота сколиоза, нарушений осанки, зрения, дефектов речи составляет соответственно 6,5; 42,4; 65,3; 136,1 на 1000 осмотренных детей[10]. Для сравнения, перед поступлением в дошкольное учреждение нарушения осанки и сколиозы выявляются в три и более раз реже, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения меньше на 70% и 80% соответственно (рис. 1).

 

 

140 136,1

95,8

92,6

 
 

80 65,3 67,9

 
 

60 42,4

 
 

40 4

 
 

20 6,5 12,2

0

за год до поступления перед поступлением

в школу в школу

- сколиоз

- нарушения зрения

- нарушения осанки

- дефекты речи

Рис. 1. Результаты профилактических осмотров детей, на 1000 соответствующего возраста

При анализе состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста по результатам комплексных медицинских осмотров, проведенных в рамках научных исследований, установлено, что в Москве здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-7 лет, имеют те или иные нарушения здоровья 42% детей, страдают хроническими болезнями 53% осмотренных детей.

Наряду с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений Москвы, по аналогичной программе, той же бригадой врачей проведено обследование детей в возрасте 5-7 лет в г. Сыктывкаре Республики Коми[11]. На рис. 2 представлена частота нарушений здоровья среди старших дошкольников в г. Москве и Сыктывкаре, на 1000 обследованных соответствующего возраста.

Установлено, что среди детей, проживающих в г.Сыктывкар, частота функциональных нарушений (3584‰) выше, чем у московских детей на 47,5%, хронических болезней (962‰) - на 54,4%. Такая значительная разница в уровне показателей обусловлена, прежде всего, условиями и образом жизни детей, которые определяются проживанием в регионе Крайнего Севера.

 

4000 3584

 
 

2000

 
 

1500 623 962

 
 

1000

 
 

500

0

Москва Сыктывкар

 

- хронические болезни

- функциональные нарушения

Рис. 2. Частота нарушений здоровья среди дошкольников в г.г. Москве и Сыктывкаре, на 1000 обследованных соответствующего возраста.

Сложившаяся негативная тенденция обусловлена целым рядом объективных причин[12]:

1.Низким уровнем жизни населения, причем, как показывает анализ, уровень благосостояния семей непосредственно связан с количеством детей, воспитывающихся в них.

2.Сокращением сети ДОУ, предоставляющих широкий спектр физкультурно-оздоровительных услуг для детей дошкольного возраста. За период с 1990г. сеть ДОУ сократилась на 39,0 тыс. (на 45,3%), количество воспитанников в них - на 4742,3 тыс. (на 52%).

3.Снижением охвата детей оздоровительным отдыхом в 2009 г. до 39,4%. Практически прекращена деятельность загородных дач и летних оздоровительных центров для семей, имеющих детей дошкольного возраста. В настоящее время только 0,5% воспитанников вывозится детскими садами на дачи. Только в отдельных регионах осуществляется загородное оздоровление.

4.Неблагоприятным состоянием окружающей среды: значительная часть населения проживает в условиях повышенного шума, вибрации, электромагнитных полей; многие семьи вынуждены пользоваться водой, не соответствующей гигиеническим требованиям.

5.Снижением в рационе детского питания уровня потребления белков, растительных жиров, витаминов и минеральных веществ на фоне избыточного потребления углеводов; не удовлетворяется потребность в продовольствии из экологически чистых продуктов отечественного производства, снижено производство витаминных препаратов.

Необходимо отметить, что процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей постепенно услож­няющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Знание ребенком основ гигиены и элемен­тарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффек­тивности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в до­школьном учреждении.

В настоящее время существует достаточно много систем, методик, направленных на формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, но нередко эти методики, по мнению О. Б. Труфановой, имеют общий недостаток – однобокую направленность – воздействие на какой-либо один фактор, максимум – два[13]. Соединяет в себе эти факторы методика «Познай себя», подготовленная американским фондом здоровья и в настоящее время внедряемая в детских дошкольных учреждениях. В Сыктывкаре, в Усть-Куломском районе и в других районах республики используют для воспитания здорового образа жизни у детей методику В. М. Быкова, систему естественного оздоровления П. К. Иванова, которая является сильнейшим стимулятором иммунитета, формирует физическое здоровье и закладывает прочные основы направленности в детях.

Т. Л. Богина отмечает, что формирование привычки к здоровому образу жизни, полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребен­ка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием начиная с раннего возраста[14]. Рациональное питание предусматрива­ет использование необходимого набора продуктов, содержащих все ценные пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соот­ветствии с возрастными физиологическими потребностями развива­ющегося организма ребенка.

С. Подобед выделяет следующие основные блоки формирования здорового образа жизни (прил. 1)[15].

Первый блок – воспитание культуры поведения, которая включает в себя гигиену тела, культуру питания, культуру общения, воспитание нравственности, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Второй блок – работа с родителями, включающая совместную систематическую работу дошкольного учреждения и семьи; физкультурные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья»; родительские собрания, беседы и лекции; дни открытых дверей, полная информация о развитии ребенка; консультационная служба «Семья», представляющая собой помощь специалистов, таких как психолог, логопед, инструктор по физической культуре, педиатр, педагог.

Третий блок – лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, такие как комплексное закаливание, включающее в себя солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног; лечебная физкультура; контроль часто болеющих детей; массаж – лечебный и профилактический; проветривание, сон.

Четвертый блок – физическая культура и спорт, включающая в себя физкультурные досуги и развлечения; дни здоровья; занятия в спортивных секциях; обучение плаванию и праздники на воде; участие в спартакиадах и соревнованиях; знакомство с малоизвестными видами спорта, а также встречи со спортсменами.

Пятый блок – внедрение новых технологий, таких как использование новых методик по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с помощью универсального спортивного тренажера «Обезьянник», спортивного тренажера «Змейка», дидактической развивающей игры «Пирамидки»; применение универсальной программы «Тропинка», разработанной лабораторией медико-физиологических проблем обучения Красноярского института повышения квалификации работников образования.

В настоящее время специалистами по питанию детей, такими как К. С. Ладодо, разработаны научно обоснованные диеты и меню для дошкольников и состояния здоровья в детских учреждениях[16]. Растущий организм ребенка нуждается не только в восполне­нии израсходованной организмом энергии, для роста и развития ему необходимы содержащиеся в пище пластические материалы. Уста­новлено, что чем младше ребенок, тем большее количество энергии, образующейся в результате усвоения пищи, расходуется на его рост.

Рекомендации, разработанные НИИ питания РАМН, предусмат­ривают включение в пищевой рацион детей дошкольного возраста белка животного происхождения как наиболее полноцен­ного, входящего в структуру клеток тканей, где происходит непре­рывный процесс распада и обновления. Для детей в возрасте 5-6 лет - 65%, для семилетних детей - не менее 50% общей ежедневной потребности организма в белке[17].

Известный отечественный педиатр А. Ф. Тур считал, что правиль­ное питание является одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилакти­ческих мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей. Боль­шое значение для гармонического развития ребенка и нормального обмена веществ имеет достаточное количество вводимых с пищей углеводов и жиров, которые являются необходимыми элементами, восполняющими энерготраты организма.

Специалисты отмечают, что состояние психологического ком­форта детей в период пребывания в дошкольном учреждении зави­сит и от того, как организован процесс питания - его качества, со­ответствия блюд биологическим потребностям детского организма и всей обстановки, сопутствующей приему пищи.

Одно из главных условий правильного построения режима дня, считает Н.Т.Терехова, обеспечение его соответствия возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Физиологически обоснованный распорядок дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течение суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в течение дня.

Для формирования здоровья ребенка, привычки к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста существенное значение имеют условия, в которых ребенок живет в семье. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимание отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника – все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Для родителей часто болеющих детей силами медицинских и педагогических работников дошкольного учреждения проводятся беседы на такие темы, как «Предупреждение простудных заболеваний у детей», «Осуществление закаливания часто болеющего ребенка», «Оздоровление часто болеющего ребенка».

В дошкольном учреждении создаются группы здоровья родителей с детьми «Умка»[18]. В группе здоровья проводятся собрания, на которых приглашенные из поликлиник и физкультурных диспансеров специалисты делятся своими знаниями, опытом. На занятиях в группе здоровья проводятся беседы о профилактике заболеваний, о пользе здорового образа жизни, о необходимости занятий физкультурой и закаливанием.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиени­ческих норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у де­тей активной жизненной позиции в отношении собственного здоро­вья. Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качест­во жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняю­щимся жизненным бытовым ситуациям.

Только комплексный подход к успешному решению задач формирования здорового образа жизни детей, их тесная связь с об­щими воспитательными и образовательными задачами способст­вуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.

Таким образом, изучив понятие здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить следующее. Анализ здоровья старших дошкольников позволяет сделать вывод о том, что более половины детей дошкольного возраста имеют заболевания, такие как сколиоз, нарушения осанки, зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, костно-мышечной, нервной, дыхательной и мочеполовой систем, аллергические проявления. У детей г.Сыктывкара частота хронических болезней выше, чем у московских детей, что обусловлено условиями и образом жизни детей, проживающих в районе Крайнего Севера. В дошкольных учреждениях процесс воспитания и обучения детей предусматривает знание основ гигиены и элементарных медицинских сведений, что составляет фундамент формирования здорового образа жизни. Работа по формированию навыков здорового образа жизни старших дошкольников предполагает решение ряда задач, таких как: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи, воспитание потребности в здоровом образе жизни, формирование целостного и правильного представления детей о здоровом образе жизни и только комплексный подход к решению задач формирования здорового образа жизни детей способст­вуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...