Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ целевой группы детей старшего дошкольного возраста МОУ «Слудская начальная школа – детский сад»




В старшей группе МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» 25 человек. Все дети из полных семей, неблагополучных семей нет.

С данной группой в ходе исследования была проведена диагностика проблем формирования здорового образа жизни. Диагностика – это установление и изучение признаков, характеризующих какую-либо область для предсказания возможных проблем и предотвращения их[40]. Диагностика проблем формирования здорового образа жизни проводилась среди детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в МОУ «Слудская начальная школа – детский сад». Диагностика включала в себя анкету «Правила доктора Айболита» (прил.7), включающая 7вопросов.

Цель анкеты «Правила доктора Айболита» – выявить уровень представлений детей о компонентах здорового образа жизни (рационального питания, правильного режима дня, занятий спортом и др.)

Рис.3.Результы анкеты «Правила доктора Айболита»

 

Анализируя ответы старших дошкольников, мы констатировали, что более половины детей – 60% всегда соблюдают режим дня, все дети хорошо умеют умываться, а вот любит чистить зубы только каждый четвертый, моют руки перед едой только 28%, знают и выполняют правила поведения за столом немногим больше половины детей – 52%

Результаты анкеты показали, что всего лишь 60% детей, соблюдают режим дня и выполняют его компоненты. А именно, режим дня имеет важнейшее значение для формирования навыков здорового образа жизни, для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей старшего дошкольного возраста, а также создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно значимых процессов в организме ребенка. Четкий распорядок дня, организованный в семье и дошкольном учреждении в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детского организма, способствует формированию у ребенка устойчивого жизненного ритма, во многом определяющего его физическое и психическое благополучие. Из данной диагностики, мы выявили, что формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста еще не полностью сформировано.

Следующим шагом исследования был проведен анализ состояния здоровья старших дошкольников совместно с медицинским работником МОУ «Слудская начальная школа – детский сад».

Анализируя состояние здоровья старших дошкольников, уровень физической подготовки детей, сотрудники дошкольного учреждения были вынуждены констатировать, что заболеваемость детей дошкольного возраста простудными заболеваниями, респираторно-вирусными инфекциями составляет 80-90% всех заболеваний; не менее пяти детей в группе имеют нарушения осанки; часть детей не хочет заниматься физическими упражнениями и в течение дня мало двигается. Именно поэтому в МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» приоритетная роль принадлежит неспецифической профилактике, в основе которой лежит комплекс мер общеукрепляющего характера, включающих помимо закаливания обеспечение полноценного физического воспитания при реализации физических нагрузок, адекватных физиологическим возможностям детского организма.

В ходе исследования был проведен анкетный опрос родителей старших дошкольников «Путь к здоровью лежит через семью», результаты которого позволили оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье (прил.6).

Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы необходимые условия. Так, многие родители уделяют недостаточно внимания тем разделам работы, которые все всегда обеспечиваются в дошкольном учреждении: нерегулярное пребывание ребенка на воздухе, дефицит ночного сна, малая двигательная активность и другие. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители.

Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно – около трети всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные и праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей (57-68%) свидетельствуют о том, что в праздничные и в выходные дни детей днем не укладывают спать, что создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.

Анкетный опрос показал также, что среди детей в отдельные дни недели, а иногда и ежедневно, дефицит ночного сна ребенка в пре­делах 35 минут отмечался в 42% случаев; незасыпание в пределах 60 и более минут отмечалось в 12% случаев; в пределах 30-60 минут - в 30%. Нормальная продолжительность ночного сна выявлена лишь в 13% случаев.

Различные нарушения сна, в том числе и сокращение его длитель­ности, как показали результаты анкетирования, нередко связаны с не­рациональной организацией бодрствования детей в вечерние часы, предшествующие укладыванию. Многие родители укладывали детей после 21.30 - 42% случаев; в 10% случаев оно происходило после 22.00. Как выяснилось, причиной позднего засыпания детей чаще всего было злоупотребление просмотром телепередач. Так, 44% де­тей смотрят телепередачи ежедневно при средней продолжительно­сти просмотра 35-40 минут, вместо рекомендованных 15-25 минут.

После просмотра телепередач в вечерние часы нервная система ребенка оказывается перевозбужденной, ему трудно быстро уснуть, а сон часто бывает беспокойным, прерывистым. Следствием всех этих нарушений явилось то, что от 49% до 63% детей утром не мо­гут самостоятельно проснуться, их приходится будить. Некоторые родители отмечают, что их дети смотрят не только предназначенные для них телевизионные передачи, но и те, которые им смотреть не рекомендуется.

Материалы ан­кетного опроса показали, что в условиях семьи недостаток движе­ний, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома. В се­мье подавляющее большинство родителей основное внимание уделя­ют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, рисованию. Из всех опрошенных родите­лей только 2% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортив­ные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на ве­лосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры, такие как баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выяв­лены и в организации питания детей, в частности, некоторые родите­ли устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко - к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также примене­ние родителями неправильных приемов во время еды, таких как насильствен­ное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Со слов родителей, только у 8% из них дети охотно едят все виды пищи, 37% детей едят выборочные блюда, 35% страдают сниженным аппе­титом, нередко отказываются от еды в установленное время.

Закаливающие мероприятия могут быть эффек­тивны только тогда, когда они проводятся в комплексе, системати­чески и в дошкольном учреждении, и дома[41]. Однако, как выясни­лось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют еже­дневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, кото­рые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

Данные анкетного опроса позволяют сделать вывод, что во многих семьях недостаточно четко соблюдается режим дня, не созданы все необходимые условия для укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни. Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...