Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференцированные подходы в психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра




Альманах №23 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"

О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Рассмотрим особенности подхода к специальной психолого-педагогической поддержке подростков и молодых людей с аутизмом и их семей. Основные направления оказания помощи при разной динамике психического и социального развития подростка с РАС остаются общими, поскольку трудности и в том и в другом случае обусловлены общим типом нарушения психического развития. Степень остающихся проблем определяет насущные задачи и методы их реализации.

В случаях малой динамики психического и социального развития и растущего осознания того, что ребенок будет жить в будущем в основном в условиях дома, а, возможно, и социального учреждения установки близких и профессионалов значительно меняются. Работа на будущее, на дальнейшее психическое и социальное развитие ребенка становится все менее актуальной, на первый план для большинства специалистов выходят конкретные практические цели. Понятно, что такого ребенка просто необходимо обеспечить способами коммуникации: он должен иметь возможность выразить свои потребности, попросить о помощи, сообщить о физическом нездоровье и психическом неблагополучии; выработать бытовые умения, прежде всего самообслуживания и необходимые в быту социальные навыки, нужно оградить его от возможностей аффективных «срывов».

В этом разумном практическом подходе взрослые используют возможности поведенческой терапии. Она направлена, с одной стороны, на приспособление ребенка к конкретной домашней ситуации, выработку в ней необходимых бытовых, социальных, коммуникативных навыков, на это нацелены варианты АВА-терапии. С другой – на приспособление самой ситуации к существующим возможностям ребенка – упростить ее, организовать с помощью визуальных подсказок настолько, чтобы она сама ориентировала и направляла ребенка – методы ТЕАСН-программы (возможности и ограничения этих подходов требуют отдельного рассмотрения).

Поведенческие подходы являются обязательной частью помощи в социальной адаптации выросшего ребенка с тяжелыми формами РАС. В то же время, опыт показывает, что даже в самых тяжелых случаях ограничиваться ими не стоит. И для семьи, и для самого человека с аутизмом важно, чтобы ситуация в доступных пределах, но продолжала развиваться. Опыт показывает, что человек с аутизмом способен не только механически воспроизводить отработанные формы, но и продвигаться в их эмоциональном осмыслении, развивая свое взаимодействие и эмоциональный контакт с близкими, расширяя понимание происходящего, делать попытки адаптироваться в более сложных и новых ситуациях. Даже минимальные шаги в этих направлениях важны для сохранения психологической стабильности семьи, живущей в таких сложных условиях.

Это движение вперед, возможно, однако, лишь при условии специальной работы совместного осмысления происходящего, проработки новых обстоятельств, понимания смысла эмоциональных реакций и действий близких людей. Такую работу, берет на себя направление, связывающее себя с развивающей коррекционной работой. В данных обстоятельствах эти направления работы не противоречат друг другу. Оптимальным выглядит, как всегда, сочетание этих разнонаправленных усилий: совместный выход к развитию способностей ребенка к социальному взаимодействию и поддержка такого выхода организацией среды (социальной и физической), оснащением навыками, облегчающими взаимопонимание и взаимодействие.

Возможным способом развития коммуникации ребенка с тяжелыми формами РАС, его взаимопонимания с близкими является метод облегченной коммуникации. В нем разрабатываются способы организации вербальной коммуникации детей, не только не имеющих экспрессивной речи, но и неспособных выработать навыки самостоятельной целенаправленной невербальной коммуникации.

В этом случае даже указание на нужную карточку, нужную букву осуществляется при поддержке руки ребенка и оттормаживании помощником случайных импульсов. Существуют значительные разногласия специалистов в общей оценке результативности этого метода, однако, зарегистрированы отдельные бесспорные случаи, когда ребенок получал таким образом возможность развернутой коммуникации с помощью карточек с буквами, словами, или клавиатуры компьютера.

Такие случаи есть и в нашей практике. В приложении к этому выпуску мы даем книгу Николая Дилигенского «Слово сквозь безмолвие», контакт с которым был установлен именно с помощью метода облегченной коммуникации. Психологическая коррекционная работа с ним проводилась с его 6 лет, но то, насколько осмыслено он включен в происходящее, выяснилось только в 9 лет, когда он начал общаться, сначала с помощью выкидывания отдельных букв.

Эмоциональный контакт мальчика с близкими развивался все годы его взросления. Появившаяся возможность видеть в своем ребенке на только объект заботы и ухода, но и человека со сложным внутренним миром кардинально изменило семейную ситуацию. Оказалось, что за фасадом глубоко разлаженного, почти неспособного к произвольной организации подростка скрывается отзывчивый, любящий своих близких человек, который пытается справиться с собой и чувствует себя виноватым в том, что не может это сделать.

«..я ужасно переживаю все то, что происходит из-за моих дурацких привычек. Наверное, вы и сами видите, что у нас и обои на стенах порваны— это я порвал их. Самое неприятное заключается в том, что я ужасно люблю, когда вокруг красиво и аккуратно, у меня на душе становится легче; и я сам же разрушаю то, что у нас находится в доме. И еще я ужасно переживаю то, что мои родители не имеют никогда никакого покоя и отдыха. А он им очень нужен, и я один в этом виноват. Если все это обобщить, вопрос состоит в том, как мне, если я понимаю то, что надо или не надо делать, как мне это реализовать».

Именно такое изменение ситуации позволило нам вместе с Николаем выйти к осознанной и осмысленной для него работе по выработке простых социально-бытовых навыков с применением методов АВА-терапии. К работе, в которую он включился с энтузиазмом, она была для него трудна, но успешна, еще и потому что доставляла ему удовольствие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...