Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Christopher Liao, MSc Philosophy, Policy and Social Value (LSE)




July 2009

 

Введение

 

Деревянный манекен имеет незаменимую миссию в Вин Чун: 108 техник на деревянном манекене являются эффективными и действенными для тренировки дюймового усилия и силы сухожилий (отличительная черта сильного практика Вин Чун), гибкого контроля силы тела, работы ног, ударов ногами, баланса, структуры, позиции, координации всего тела (связанное тело), контроля дистанции, точности, технического мастерства, жесткости предплечий, (и даже) гибкости ног, а также ритма (отличительная черта "естественного" или умного воина), не говоря уже о собственно техниках Вин Чун.

 

Таким образом, он является незаменимым инструментом для достижения нужной квалификации в Вин Чун и постоянного совершенствования боевых навыков практикующего; ниже мы обсудим четыре пункта, касающиеся использования манекена для достижения указанных качеств. Во-первых, мы немного затронем вопрос, как позиция, баланс и сила ударов ногами могут быть развиты на примере рассмотрения одиного конкретного набора техник, и как он может практиковаться на манекене. Затем мы отметим один способ распознать, правильно ли вы взращиваете дюймовую силу, силу сухожилий, и гибкий контроль. В-третьих, мы обсудим понятие ритма на высоком уровне. И наконец, мы немного поговорим о надлежащей дистанции и ее связи с упражнениями Вин Чун, такими как "Чи Сао" (Липкие руки).

 

Способы установки Деревянного манекена

 

Прежде чем идти дальше к основным темам, полезно узнать по крайней мере два способа установки Деревянного манекена в Вин Чун. Первый способ - установка манекена на земле - это более древний способ. Второй - крепление Манекена «в воздухе»: две длинные доски, очень прочные и гибкие пропускаются через ствол деревянного манекена и каждая по краям крепится к металлической конструкции, которая в свою очередь крепиться к стене. Второй способ установки был в значительной степени принят Ип Маном из-за своей лучшей пригодности к условиям Гонконга, а также это оказалось гораздо более эффективно, чем старый способ для тренировки дюймовой силы и гибкого контроля тела. Действительно, этот способ крепления лучше для практики всех аспектов техники Вин Чун, перечисленных в нашем Введении выше. В оставшейся части этой статьи, мы обсудим, что манекен помогает тренировать попутно.

 

Позиция и Баланс

 

Позиция, структура и баланс являются основой нашего процесса генерации усилия. Без прочного фундамента мы не можем использовать энергию эффективно. В Вин Чун, этот баланс должен сочетаться с дюймовой силой и гибким управлением телом (помимо всего остального), которые дают возможность для выполнения мощных ударов. В 5-й секции 108 техник Деревянного манекена вы практикуете набор движений, которые используются для контратаки когда кто-то пытается захватить вас с верхнего или среднего уровня в «медвежьи объятия» (т.е. не уходя на нижний уровень). Представьте себе как этот "медведь" идет к вам: сначала вы можете сделать шал влево или вправо; допустим вы уйдете влево: (1) вы используете вашу правую руку, чтобы выполнить 'Чуен Сао' (Бонг Сау и Тан Сау) против правой руки оппонента одновременно с шагом в сторону, так что теперь ваше правое плечо и боковая часть тела (не так много Вашей нижней части тела, из-за различной скорости вращения между верхней и нижней частью тела в этой технике) сталкивается с ним; (2) следуя за импульсом и вашим вращением, вы немедленно превращаете ваш Чуен Сан-в "Тан Сао", и выполняете удар левой ладонью корпус с одновременным ударом левой ногой, все с дюймовым усилием, чтобы отправить что-то вроде электрического разряда к телу вашего противника по трем пунктам.

 

В приведенном выше набор движений, ¾ вашей руки и ноги используются в качестве оружия, следовательно, левая нога должна обладать достаточно сильной структурой для поддержания баланса и позволять генерировать необходимые дюймовые усилия для контратаки, чтобы быть рациональным и эффективным. Немногие приспособления могут оказаться лучше в качестве помощника для тренировки в этом, чем Деревянный манекен. Если Ваша позиция не является стабильной, вы не добьетесь правильной структуры тела, и, следовательно, не будете в состоянии генерировать силу, нужную для ударов из 5-й секции, так как этот удар выполняется, когда Вы на самом деле находитесь на дистанции вытянутой руки от оппонента. Для начала лучше наносить удары в воздух и чувствовать, что ваш удар обладает мощью, но при тренировке этого удара на манекене, если структура Вашего тела не сбалансирована, вы не сможете сдвинуть Деревянный манекен даже на дюйм (если ваш удар не достаточно мощный чтобы прогнуть упругие горизонтальные планки). Или, если вы бьете ногами изо всех сил Деревянный манекен, а он отбрасывает вас, выводя из равновесия, манекен говорит вам, что вы неправильно применяете дюймовую силу и гибкое управление телом (прим. подробнее о дюймовой силе в следующем разделе). Таким образом, Деревянный манекен действует как своего рода "тестовый механизм", который указывает, что Ваши удары ногами достаточно мощные, а также помогает понять, что Ваша позиция и структура являются правильными.

 

Дюймовые усилия и Сухожильная сила

 

Деревянный манекен является прекрасным инструментом для тренировки дюймового усилия и сухожильной силы. Под дюймовым усилием я имею в виду усилие, сгенерированное с очень близкого расстояния, даже дюйма, между Вами и Вашим противником. Под сухожильной силой мы понимаем силу ваших мышечных сухожилий, которая есть вид "внутренней" силы в отличие от наружной мышечной силы как у культуриста или игрока в регби. Сильный воин должен обладать как сухожильной так и внешней мышечной силой. Однако, он не может быть действительно сильным воином (даже если он обладает большой силой) без предварительного овладения искусством ускорения - известная формула "Сила= Масса х Ускорение" (далее именуемые "F = МА") цитируется здесь вновь, как объяснение. Один из наиболее эффективных способов применения F = MA является применение дюймовых усилий во всех Ваших ударных техниках. Тем не менее, без сухожильной силы, вы не сможете взращивать дюймовую силу.

 

Помните, что на Кантонском диалекте есть поговорка: "Нет сухожильной силы, нет дюймовой силы". На самом деле, взращивание прочности сухожилий и дюймовой силы, как проблема курицы и яйца - нет необходимости в формуле, которая покажет что первично, хотя эти два качества явно различны. И действительно, в практике применения дюймовой силы в ударах ладонью и ногами по тяжелому Деревянному манекену, я обнаружил, повышение моей сухожильной силы. С другой стороны, когда я практиковал форму Вин Чун с ножами со специально утяжеленным ножом, то обнаружил значительное улучшение силы сухожилий в области предплечий, специально не тренируясь для улучшения дюймовой силы.

 

Так что же Деревянный манекен делает для развития дюймовой силы и силы сухожилий? Здесь он играет по крайней мере две роли: во-первых, как тестовый прибор сообщает правильно ли вы тренируетесь, во-вторых, как собственно устройство для тренировки дюймовой силы, т.к. он является достаточно тяжелым. Чтобы сказать, правильно ли Вы используете дюймовую силу Вы должны использовать ваш "музыкальные сенсоры», особенно ваши уши. Скажите, когда вы бьете ладонью по манекену изо всех сил... какой звук вы слышите от манекена? Вы слышите "жесткий, внешний" звук типа удара двух кусков метала, или вы слышите "мягкий, внутренний" звук как будто бьете дерево через резиновую автомобильную покрышку? Конечно, контрастные иллюстрации выше преувеличены, но они полезны для понимания того, что я пытаюсь объяснить: когда вы бьете Деревянный манекен, если вы слышите жесткий звук, а не мягкий, скорее всего, вы просто используете внешнюю мышечную силу (без дюймовой силы Вин Чун), а не используете силу ваших сухожилий. Ибо, когда вы используете дюймовую силу должным образом, то вы фактически делаете, инъекцию силы в Деревянный манекен, а не "даете пощечины" по лицу манекена. Так что слушайте Деревянный манекен, он говорит вам о вашей дюймовой силы. Будьте ему хорошим другом, умеющим слушать.

 

Ритм & Поток

 

Обретение ритма и потока является необходимым шагом как в становлении "естественности" бойца, так и для других физических дисциплин. То, что выглядит легким в исполнении Роджера Федерера на теннисном корте на деле оказывается гораздо труднее, для не обладающего такими возможностями и чувством ритма игрока любителя. Ритм приносит порядок в хаос и связывает все компоненты, которые практик Вин Чун освоил, в один непрерывный поток. Это то, что объединяет разнообразие значений в фокус физического выражения. Я думаю, что здесь будут полезны рассуждения Брюса Ли на тему "У Вей" (недеяния прим. переводчика):

 

"У Вэй это искусство безыскусности...В терминах Гун-фу это означает, что начинающий боец ничего не знает о том, как защищаться и атаковать... Когда противник пытается ударить его, он инстинктивно блокирует его. Это все, что он может сделать. Но как только он начинает тренироваться, его начинают обучать как защищаться и атаковать, на чем сосредотачивать внимание, и многим других техническим навыкам, которые заставляют его ум заострять свое внимание на различных обстоятельствах. По этой причине всякий раз, когда он пытается ударить противника, он чувствует себя еще более затрудненно. Потому что он потерял свои первоначальные чистоту и свободу восприятия. Но... как только его тренинг становиться более зрелым, тело координированным, то его техника... начинает напоминать состояние сознания как в самом начале пути, когда он ничего не знал о Гун-фу ".

 

Тренировка чувства ритма в процессе практики на Деревянном манекене имеет целью не только интеграцию всех элементов Вин Чун в единое целое, а также закрепление всего что вы поняли разумом на уровне подсознания, на уровне естественных реакций. Не трудно найти обоснование такой практики. Когда крадущийся лев прыгает на свою жертву, он не осознанно анализирует движения всех частей ее тела и свой охотничий опыт, чтобы настигнуть жертву. Также, зрелый мастер боевых искусств взаимодействует со своим противником следуя ритму динамики изменений и естественному потоку. По звуковой гамме, отражающей последовательность того что вы делаете на Деревянном манекене во время практики, Вы можете определить, правильный ли у Вас ритм. Чем дольше Вы практикуетесь, тем лучше будет звучать Ваш ритм, и тем легче и пластичнее будет выглядеть Ваше исполнение для стороннего наблюдателя. Так что учитесь извлекать музыку из Деревянного манекена, и, возможно, извлечь некоторые «ударные» уроки, если Ваше чувство ритма не достаточно хорошо.

 

Выбор дистанции

 

Наконец, несколько слов о выборе дистанции: правильный выбор дистанции имеет жизненно важное значение для точности и силы ударов, для корректного исполнения наступательных и оборонительных техник. Мои Сифу Вин Чун, Грандмастер Стивен Чан, подчеркивает что еще в те дни, когда он только начал свою практику в Вин Чун, он отметил, что многие имеют привычку становиться на большом расстоянии от Деревянного манекена во время практики; они также переносят эту привычку на практику упражнений Чи Сао, порой увеличивая дистанцию на столько, что используют только одну руку, для контакта с противником, а затем, прилипая с одной стороны, они начинают водить руками вверх и вниз, как два плохих танцора ча-ча-ча. Сифу считает, что это серьезная проблема, которую необходимо решать.

 

Прежде всего, следует знать, что Чи Сао это только игровое упражнение, которое призвано помочь Вам повысить чувствительность тела, ощущение пространства и научиться применять техники Вин Чун в частично контролируемой ситуации. Если вы эксперт в Чи Сао - наши поздравления! Вы будете хорошо знать, что постоянная практика Чи Сао помогла Вам стать более "естественным" в исполнении техник Вин Чун, но вы также должны быть в состоянии понять, что это не означает, что вы хороший боец! Как и практика С Деревянным манекеном, Чи Сао только один из компонентов системы Вин Чун, а не вся система целиком. Тот кто воспринимает Чи Сао в качестве конечного упражнения для реального боя, теряет всю полноту картины и рискует обмануться в том, что он является опытным бойцом. Самый простой способом проверить себя, не стали ли Вы жертвой указанного заблуждения, это просто взаимодействовать с другими боевыми системами, особенно с теми, кто не играет по правилам игры Чи Сао!

 

Так что это неправильное представление о Чи Сао., Деревянный манекен становится чрезвычайно полезным в качестве инструмента, чтобы избавить себя от этой проблемы выбора дистанции. О правильном выборе дистанции между вами и Деревянным манекеном можно судить по технике исполнения "Tuok sau (Ток Сау)", которая представляет из себя двойной удар ладонями снизу вверх с последующим давлением (снизу вверх) на концы ручек Деревянного манекена. Помните, что локти при этом локти также должны оставаться на расстоянии 6 дюймов от тела. Если Вы ударить нижние концы рук Деревянного манекена при сохранении расстояния в 6 дюймов между локтями и телом, стоя в правильной позиции, вы обнаружите, что Ваша вы имеете нужную дистанцию до манекена, которую можно применить к практике Чи Сао, и даже к реальному бою с противником. Однако, чтобы измерить дистанцию правильно, вы также должны быть уверены, что манекен подвешен на высоте, соответствующей Вашему росту- это очень важно.

 

D.I.Y. Тест

 

Прежде чем мы закончим, у меня есть некоторые важные предложения / вопросы, чтобы помочь вам выполнить DIY проверку на тему правильно ли вы практикуете Вин Чун (что в значительной степени влияет на ваш путь к совершенству в Вин Чун):

 

Можете ли вы твердо стоять даже после того как нанесли сильны удар ногой в манекен с расстояния вытянутой руки или с близкой дистанции? Если нет, то есть проблемы с Вашей позицией, стабильность и /или с использованием упругой силы или контролем усилия...

Когда вы бьете Деревянный манекен, он издает жесткий внешний звук? Если да, то вы можете использовать только внешнюю силу мышц, а не силу сухожилий, которая помогает генерировать дюймовое усилие, а также, вы не имеете надлежащий гибкий контроль структуры тела - применять упругую гибкую, а не жестокую силу, которую китайцы называют " инь силой ", которая является более внутренней и тонкой, чем" ян сила ".

Когда вы бьете по Деревянному манекену, он дрожит и трясется как Элвис? Если да, то Ваш Деревянный манекен возможно слишком неустойчив или легкий для тренировки дюймовых усилий и силы сухожилий. Получить один с толстыми и тяжелыми ствола. В Ассоциации Вин Чун Стивена Чана мы используем тяжелые манекены, а иногда оборачиваем ударные поверхности манекена поглощающим материалом, что затрудняет для начинающих применять дюймовые усилия.

 

Заключение

 

Мы изучили назначение Деревянного манекена в системе Вин Чун на основе анализа того как манекен помогает нам развить или протестировать нашу позицию и баланс, дюймовые усилия и сухожильную силу, ритм и поток, и правильный выбор дистанции. Мы закончили наше обсуждение, указав на некоторые пункты, полезные для непрерывного самоконтроля практики на манекене. Поскольку Вин Чун очень богатое и динамичное боевое искусство - основа для духовного выражение человека, который создан по образу Бога, перспективы, принятые в этой статье специально несколько упрощены для лучшего восприятия. Если читатель хотел бы узнать больше об искусстве Вин Чун, пожалуйста, свяжитесь с Гранд мастером Стивеном Чаном.

 

Перевод: А. Г. Журавлёв

21/11/2010 г.

 

Внутреннее содержание формы "Маленькая Идея"

 

Форма «маленькая идея» одна из основных базовых форм в вин чун. В различных школах вин чун эта форма внешне может отличатся друг от друга. При внешней принципиальной схожести в различных школах, применяются различные последовательности движений, иногда используются совершенно отличные траектории рук. Но эти внешние отличия не влияют на содержание формы. Основная цель формы это заложить фундамент, базовые принципы будущей боевой техники ученика.

 

В этой статье попытаемся вскрыть внутреннее содержание и сущность формы «маленькая идея».

 

Для начала отметим, что понятие «маленькая идея» необходимо понимать как определенное качество. Выполняя форму «маленькая идея» мы приобретаем одно из качеств. Форма позволяет отработать достаточно большое количество качеств, которые являются основой боевых техник. И в этом смысле в ней содержится не одна, а много "маленьких идей". Эти «маленькие идеи» (качества) делятся на внешние и внутренние.

 

К внешним качествам относятся:

- основные траектории блоков и ударов;

- форма локтей, кулака, кисти, пальцев;

- стойка и положение рук;

- основные атакующие и защитные принципы.

- внутренняя структура

 

К внутренним качествам относятся:

- внимание;

- дыхание;

- мысль.

 

Для начинающих разучивать форму первоночально необходимо сконцентрировать усилия на внешних аспектах. При этом разучивание формы и постижение ее внутреннего смысла можно разделить на этапы:

 

I этап - разучивание формы.

 

Ученик разбивает форму на отдельные части и даже отдельные движения. В не спешном ритме разучивает их по отдельности. Постепенно движения соединяются воедино, до тех пор, пока не выучится вся форма. Проделывая эту работу у ученика «плавятся» руки - т.е. рукам придается гибкость, способность двигаться по заданным траекториям. Боец изучает и избавляется от собственных внутренних напряжений во время выполнения формы.

 

Результатом этого этапа является полностью разученная форма. Правильно выстроенные траектории и положения рук, углы блоков и ударов. Постановка формы кулака, локтей, пальцев. Понимание атакующих и защитных принципов. Принцип действия вдоль центральной линии. Обучение способности параллельно и независимо друг от друга работать двумя руками.

 

II этап - практическое применение формы

 

На этом этапе ученик в паре с партнером разучивает практическое применение формы. Отработка также происходит в медленном ритме. Ученики не спеша, осваивают и вникают в смысл практического применения формы.

 

Результатом этого этапа является более глубокое понимание техник, заложенных в форме «маленькая идея». Происходит адаптация этих техник к работе с реальным партнером.

 

III этап - развитие внутренних качеств

 

На этом этапе ученик, поняв внешние аспекты формы начинает вникать и осозновать ее внутренние особенности. Первоначально он соединяет свое внимание с движением. Это означает, что боец концентрирует свое внимание на активных точках руки, т.е. тех точках, которые делают блок или удар. При этом боец привыкает к единомыслию. Первоначально концентрации будет мешать внутренний диалог. Выполняя форму боец регулярно будет замечать как отвлекается внимание на посторонние мысли. Усилием воли ученик снова возвращает внимание на концентрацию на движении. Это внутренняя работа.

 

Далее боец соединяет движение с дыханием. Дыхание должно быть нижнее брюшным. У многих людей дыхание происходит верхней частью легких, что подымает энергетический центр тела. Наоборот нижнебрюшное дыхание опускает энергетический центр тела, соединяя его с физическим центром тела. Общее правило дыхание следующее - на каждое движение от себя делается выдох, на каждое движение к себе делается вдох. При этом вдох и выдох спокойные, без усилий, сгармонизированные с движением рук. Амплитуда движений в форме различны, а так как дыхание соединяется с движением, то и амплитуда вдоха-выдоха тоже будет различны. Если в бою боец дышит в такт со своими движениями, то не будет отдышке, не будет усталости.

 

Результат этого этапа заключается в постановке правильных принципов дыхания. Увеличение силы концентрации и силы внимания.

 

 

IV этап - «мастерский»

 

На этом этапе ученик самостоятельно выбирает то качество, ту «маленькую идею», которую будет отрабатывать при выполнении формы. И таких маленьких идей может быть много. В дополнение к вышеописанным качествам, это могут быть:

- скорость - форма выполняется в скоростной манере;

- сила - форма выполняется в силовой манере, на тренировку выброса силы удара;

- медитация - форма выполняется в медитативном ритме и отрабатываются исключительно внутренние качества.

Ученик сам наполняет форму внутренним содержанием. Форма приобретает индивидуальные особенности

 

Биу Джи (Biu Jee)

 

Третья Форма системы Вин Чун называется «Биу Джи» или «стреляющие пальцы - распрямленные пальцы, которые выстреливают и протыкают насквозь». Это определение относится к тому характеру силы и мощи, который развивается при выполнении различных техник Формы, которые как бы «выстреливают» с большой пружинящей силой, чтобы отклониться от удара или пробить оборону, мгновенно реагируя на действия противника, как только они вступают с ним в контакт.

 

На сегодняшний день Форме Биу Джи обучают всех, так как она является модернизацией традиционного китайского Кунг-Фу, хотя она, как правило, распространяется только на тех, кто действительно тщательно изучил курс двух предыдущих Форм. Достаточно вспомнить, что в прошлом многие преподаватели Кунг-Фу ревностно хранили свои знания и не спешили сообщать слишком много информации своим ученикам.

 

Действительно, существует древнее высказывание в Биу Джи: «Biu Jee But Chuet Moon», что означает «Форма Биу Джи не преподается тем, кто находится за пределами Клана». Но к счастью на сегодняшний день сохранилось еще достаточно информации, она не была утеряна, и очевидно, что эта система и сегодня осталась во многом целостной системой.

 

Третья форма характеризуется тем, что имеет шесть движений атаки, которыми являются: Гвай Джан (Gwai Jahng), Ман Сао (Man Sao), Кан Сао (Kan Sao), Биу Сао (Biu Sao), Лап Сао (Lap Sao) и Чап Куен (Chap Kuen). При этих движениях рука создает «длинный мост», используя силу плеча. Техники Биу Джи известны также как действия в экстренных ситуациях, поскольку в них заключены многие способы уходов в критические моменты.

 

Действительно, тот, кто находится вне системы, и видит, как выполняется эта форма, может первоначально подумать, что в ней не содержится элементов боя, что выполняющий эти движения на уровне Биу Джи изучает ключевые моменты, чтобы иметь возможность выйти из опасных ситуаций.

 

В этой форме в еще большей мере проявляются элементы, изученные на этапе двух предшествующих форм, среди которых особенно выделяется зрительная сила, и, следовательно, лучше фиксируются и оттачиваются элементы, содержащиеся в Сиу Лим Тао и Чам Киу, но уже с новыми концепциями и применениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...