Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа №10




1. Пром...кнуть чернила, м...кать хлеб в сме-

тану, вым...ченное в уксусе мясо, м...кать булку

в варенье, непромокаемая одежда, пром...катель-

ная бумага, сапоги пром...кают, обм...кнуть блин

в мед, разделить пор...вну, подравняться при по-

строении, ср...внять результаты, выр...внять до-

рожку, равнобедренный треугольник, команда

«РеВняйсь!», р...весник отца, ур...вень воды, ши-

рокая р...внина, равномерные движения.

2. (Пол) седьмого, на (пол) пути, (пол) Евро-

пы, (пол) жизни, (пол) апельсина, (пол) километ-

ра, (пол) лимона, (пол) литра, (пол) литровка, (пол)

магазина, (пол) ложки, (пол) оборота, (пол) пор-

ции, (полу) финал, (полу) автомат, (полу) легаль-

ный.

3. Пр...дирчивый судья, злостный преступник,

пр.,.амбула договора, непреднамеренное пр...уве-

личение, пребывание за границей, непременное

условие, непр...ложные факты, необоснованные

пр...тензии, пр...клонить голову, пр...восходное

пение, предвзятое суждение, пр...землиться вов-

ремя, пр...кратить работу, пр...ступить к занятиям,

преисполненный желаниями, превосходное зре-

лище, пр...красы пр...чудниц.

4. Парчей, туч...и, меж...й, каш...й, кож...й,

лапш...й, ОБЦ...Й, курицей, борщ...м, товарищ...м,

луЧеМ, обруЧеМ, училищем, КОВШ...М, Кузьмич...м,

пальц...м, бойц...м, нош...й, товарищ...м, кулич...м,

кумач...м, Ильич...м.

5. Потерян...ое время, испуган...ый ребенок,

прочитанный журнал, посеянеые травы, рассмот-

рен...ый вопрос, устроен...ое жилище, принесенный

завтрак, израсходованные деньги, опубликованная

статья, негашен...ая известь, некрашен...ый пол,

немощенг...ая улица, неждан...ый гость, негадан...ое

происшествие, нечаян...ый поступок, священ...ый

союз, желан...ая пора.

6. (Бледно) зеленый, (западно) европейский,

(мутно) коричневый, (светло) голубой, (даль-

не) восточный, (иссиня) черный, (прошло) годний,

(темно) синий, (средне) вековый, (мало) употреби-

тельный, (серо) синий, (ярко) красный, (бледно) ро-

зовый, (золотисто) желтый, (красно) оранжевый,

(сине) глазый, (военно) морской, (железно) дорож-

ный, (прозрачно) зеленый, (горько) соленый.

7. Трепещ...щий листок, дремл...щие ивы, хле-

щ...щие брызги, волну...щая минута, плещ...щие-

ся утки, стелющийся туман, ре...щие знамена, ко-

л...щие дрова, бор...щийся народ, ду...щие ветры,

спе...щие яблоки, значащийся по списку, лю-

б...щая мать, пил...щие дрова ребята, ГОТОБ...ЩИЙ-

ся к сессии студент, терп...щий бедствие корабль,

тяжело дыш...щий человек, слыш...вший по-

следнюю новость.

8. ((Не) до) росль, (не) вежа, (не) вежда, (не)

настье, (не) былица, (не) годяй, ((не) до) трога,

(не) забудка, (не) поседа, (не) разбериха, (не) удач-

ник, (не) вмешательство, ((не) до) умение, (не) ре-

шительность, (не) знайка, (не) досуг, (не) свобода,

(не) расторопность, (не) способность, ((не) до) ста-

ча, (не) хватка, ((не) до) могание, ((не) до) разуме-

ние, (не) подвижность, (не) обходимость.

9. Навзнич..., замуж..., сплош..., вскач..., на-

отмаш..., настеж..., пустош..., тиш..., назначите,

спряч...ся, стереч..., залеж..., дрож..., карандан!...,

гореч..., горяч..., могуч..., дач..., встреч....

10. Вставьте пропущенные знаки препинания и вы-

полните указанные виды работ:

Господин из (С,с)ан (Ф,ф)ранциско имени его

н... в (Н,н)еаполе н... на (К,к)апри (н...) кто н...

запомнил ехал в (С,с)тарый (С,с)вет на целых

два года с женой1 и дочерью. Он был твердо уве-

рен что имеет полное право на отдых на удо-

вольствия на путешествия2. Для такой уверен-

...ости3 у него был тот довод что (во) первых он

был богат а (во) вторых только что преступал к

жизни (не) смотря на свои пятьдесят... восем...

лет. До этой поры он н... жил а лиш... существо-

вал правда очень (не) дурно4. Он работал (не)

покладая рук и (на) конец увидел что...делано

уже много и что он уже почти сравнялся с теми

кого н...когда взял себе за образец и решил пе-

редохнуть. Люди к которым принадлежал и он

имели обычай начинать наслаждение жизнью с

поездк... в (Е,е)вропу в (И,и)ндию (Е,е)гипет и

он решил поступить так (же).

(И. А. Бунин.)

 

 

Раздел четвертый

 

 

Ржан...ое поле

Ржан...ое поле Вот оно (светло) ж...лтое про-

кален...ое со...нцем (зыбко) отзывчивое даже

малому ветерку с подсушен...ыми колос...ями

уже изл...вающими запах хлеба. Чудесное и вол-

нующее это зрелище Подует ветер и колос...я

тихо зашелестят (не) ведомо о чем. Кажет...ся

набежавший ветер тронул струны ржан...ых

стеблей и зазвучала дивная музыка поля. По-

рыв ветра и через все поле покатилась волна с

золотым отливом то красноватой рябью а то

(темно) желтая почти коричневая. Волна про-

б...гает до конца и крайние колос...я низко кла-

няются пр...дорожной траве наклоняют...ся и

снова поднимают...ся. Рож... под ветром ходит

плавно буд(то) кто (то) без конца прич...сывает

ее огромным гребнем и все поле колыш...т...ся

словно переливается гр...мадное полотнище ян-

тарного шелка.

Колосья поднявшиеся (к) верху от...желели

молчаливо ждут того часа когда появят.-.ся в

поле машины. В давние времена когда хлеб

жали серпами и была эта работа самой трудной

самой изнурительной из всех крестьянских ра-

бот пору жатвы называли страдой от слова «стра-

дать». И теперь бытует это слово однако стерся

забылся и...начальный его смысл. Много забот и

тревог бывает у земледельца прежде чем коло-

сок станет хлебом и золотые потоки зерна пол-

...ются в бункеры уборочных машин.

(173 слова)

 

Задания

1. Найдите сравнения в тексте, поясните, как они вы-

деляются.

2. Найдите сложносочиненные предложения в тек-

сте, поясните постановку знаков препинания в

них.

3. Найдите сложноподчиненные предложения, пояс-

ните постановку знаков препинания в них.

4. Разберите второе предложение по членам.

5. Разберите по составу слова: изливающими, крас-

новатой, уборочных, отяжелели, зазвучала, земле-

дельца.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: свет-

ло-желтое, изначальный, подсушенными, ржаных,

польются, придорожный.

 

 

Выздоровление

Между тем барышня стала выздоравливать.

Владимира давно (не) видно было в доме Гаври-

лы Гавриловича он был напуган обыкновенным

приемом. Решили пос...лать за ним и об...явить

неожиданное счаст...е согласие на брак. Но ка-

ково (же) было изумление (Н,н)енарадовских

помещиков когда в ответ на их приглашение

получили они от него полусумасшедшее пись-

мо Он объявлял им что ноги его не будет в их

доме и просил забыть о несчастном для кото-

рого смерть остает....ся единственной надеждой.

 

2. Укажите обособленные определения и приложения,

объясните причины и способы их обособления.

3. Найдите в тексте сравнения и поясните способы

их выделения.

4. Разберите по членам последнее предложение и со-

ставьте его схему.

5. Сделайте словообразовательный анализ: буфетчик,

широкогрудый, небылицы.

6. Сделайте морфологический разбор слов: ястреби-

ный, напудренный, печеным.

 

 

Ассоль

Был утрен...ий час и туман еще не рас...еял-

ся. В нем едва были видны очертания огромно-

го к...рабля. Береговой ветер лениво теребил па-

руса но наконец он усилился и развернул их.

Все на корабле было белым кроме парусов из

яркого алого шёлка.

Ассоль сидела у окна и читала но вдруг она за-

метила на синей морской глад... белый к...рабль с

алыми парусами. Она вздрогнула зам...рла потом

ре...ко вск...чила и побежала к морю. Сер...це ее

билось сильно (сильно). Временами то крыша то

забор скрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль

торопилась миновать препятствие и снова увид...ть

к...рабль боясь что (бы) он не исчез как призрак.

Мужчины жен...щины и дети деревни все мчались

к берегу кто (в) чем был. Скоро у воды образова-

лась толпа и в эту толпу стремительно вбежала

Ассоль. Все смолкли со страхом отошли от нее и

она осталась одна растерянная счас...ливая бе...по-

мощно протянув руки к высокому к...раблю.

От к...раб л я отделилась лодка полная за-

г...релых гребцов. Среди них стоял тот кого как

ей казалось она знала с детства.

(По А. Грину.)

 

(160 слов)

Задания

1. Найдите вводные слова и укажите их значение.

2. Найдите предложения с однородными членами и

определите, какими членами предложения они

являются.

3. Найдите сложные предложения с союзом и и про-

стые предложения с однородными сказуемыми,

соединенными тем же союзом.

4. Разберите по членам последнее предложение и со-

ставьте его схему.

5. Разберите по составу слова: рассеялся, очертания,

протянув, растерянная, стремительно.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: уси-

лился, увидеть, морской.

 

 

В станице

В (не) оглядно знойных облаках пыли зады-

хаясь потонули станичные сады улицы хаты

плетни и лиш... остро выглядывают верхушки

пирамидальных тополей.

(Ото) всюду (много) голосо несется говор гул

собач...ий лай лошадин...ое ржание. Как (будто)

(не)видан...ый ул...и потерявший матку разного-

лосо (растерян...©) гудит (не) стройным больным

гудом.

Только (пенисто) клокоч...щую реку холод-

ной горной воды что кипуче несется за станицей

не в силах покрыть удушливые облака. (В) дали

за рекой синеющими громадами загораживают

(пол) неба горы.

Удивлен...о плавают в сверкающем зное

прислушиваясь рыжие степные разбойники (кор-

шуны) поворачивая кривые носы и н...чего н...

могут разобрать.

Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все

шире растекается людское море (седо) бородые му-

жики бабы с и...мучен...ыми лицами ребятишки

шныряют между ногами. И все это тонет в гр...мад-

ной все заливающ...й мас...е солдат. В рван...ых

г...мнастерках в вылинявших ситцевых и холщ-

...вых рубахах в черкес...ках иные до пояса голые

и по (бронзово) мускулистому телу (на) крест пу-

леметные ленты. (Не) стройно как попало глядят

во все стороны над головами (темно) воронен...ые

штыки а потемнелые от старости ветряки с удив-

лением смотрят н...когда еще н... было такого.

(По А. С. Серафимовичу,)

(154 слова)

 

Задания

1. Найдите в тексте сложные предложения и пред-

ложения с однородными членами.

2. Укажите, какими сочинительными союзами соеди-

нены простые предложения в сложные. Опреде-

лите типы сложных предложений.

3. Найдите предложения с двоеточием и объясните

правила его постановки.

4. Разберите по составу слова: удушливые, измучен-

ными, прислушиваясь, разбойники, бронзово-муску-

листому, синеющими, потемнелые.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: ре-

бятишки, лошадиное, невиданный, разноголосо-

растерянно, полнеба, черкесках, нестройно, покрыть,

ветряки.

 

 

Венеция

В Италии где каждый старин...ый город (не)

забываем Венеция занимает особое место. Ца-

рица Адриатик... как издавн... принято ее назы-

вать (не) обыкновен...а не похожа н... на один

город на (3,з)емле. Это целый мир света музыки

красок растворен...ых в голубоватой дымке влаж-

ного воздуха мир великого искусства.

Город расположен...ый на (северо) западном

берегу (А,а)дриатического моря на ста восемнад-

цати островах изрезан сет...ю (много) числен...-

ых каналов через которые перекинуты сотни

горбатых мостиков. У...кие (пеше) ходные улоч-

ки выходят на крошечные площади и подобно

быстрым потокам ст...каются к главному обще-

ствен—ому центру площади Сан-Марко. Сюда

ведет и главная водная дорога разделяющая го-

род Большой канал который пр...чудливо изг...ба-

ется (в) виде огромной буквы «S».

Уникальные природные условия пр...допреде-

лили особенности (В,в)енецианской архитектуры.

Большинство...даний строили на сваях поэтому в

них нет камен...ых сводов — здесь применялись

более легкие деревян...ые покрытия. Пр...крас-

на п...норама (В,в)енецианских дворцов откры-

вающаяся по об...им сторонам Большого канала

ас...им...етричные с маленькими внутренними

двориками с ажурными (бело) мраморными пле-

тениями мягкими красками отштукатуренных

стен они принадлежат разным эпохам но сосед-

ствуют друг с другом в (живо) писном единстве.

(Из энциклопедии.)

(160 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните спо-

собы их выделения.

2. Укажите в тексте приложения и объясните знаки

препинания при них.

3. Подчеркните сложноподчиненные предложения с

придаточными определительными. Укажите, к

чему относятся придаточные определительные и

чем прикрепляются к главному.

4. Найдите предложения с тире и поясните правила

его постановки.

5. Разберите по составу слова: многочисленных, из-

гибаются, беломраморными, применялись, живопис-

ном, растворенных, пешеходных, предопределили.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: ста-

ринный, незабываемый, северо-западном, причуд-

ливо, венецианских, асимметричны.

 

 

В пути

Все мое внимание было обращено на версто-

вые столбы которые я замечал (из) далека и на

облака прежде ра...сыпан...ые по небосклону ко-

торые приняв зловещие черные тени теперь со-

б...рались в одну большую мрачную тучу.

До ближайшей деревн... оставалось еще верст

десять а большая (темно) лиловая туча взявшаяся

бог знает (от) куда без малейшего ветра быстро

подвигалась к нам. Со...нце еще (не) скрытое

облаками ярко освещало ее мрачную фигуру и

серые полосы которые от нее идут до самого гори-

зонта. Мне становится жутко и я чу...ствую как

кровь быстрее обращается в моих жилах. Вся ок-

рес...ность вдруг изменяется и начинает принимать

мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща

листья становятся какого (то) (бело) мутного цве-

та шумят и вертятся. Макушки больших берез

начинают ра...качиват...ся и пучки сухой травы

летят через дорогу. Края кожан...ого фартука ко-

торым мы застегнулись начинают подниматься

пропуская к нам порывы влажного ветра. Мол-

ния вспыхивает как (будто) в самой бричке. В ту

(же) секунду над самой головой раздается величе-

ствен...ый гул который, буд (то) поднимаясь все

выше и выше постепенно усиливается и перехо-

дит в оглушительный треск.

(По Л. Н. Толстому.)

(166 слов)

 

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения. Опре-

делите главные и придаточные.

2. Назовите вид каждого придаточного.

3. Укажите, к чему относятся придаточные предло-

жения и какими союзами или союзными словами

они прикрепляются к главному предложению.

4. Найдите причастные и деепричастные обороты в

тексте и поясните знаки препинания при них.

5. Объясните правописание слов: издалека, рассы-

панные, черные, собирались, темно-лиловая, бело-

мутного, солнце, чувствую, кожаного, как будто.

6. Сделайте морфологический разбор слов: верстовые,

взявшаяся, в самой.

 

 

В походе

За пр...дорожным кустарником поднимался

смешан...ый лес. С левой стороны время от вре-

мен... таинствен...о поблёскивала ч...рная вода.

Мы ждали только тропинки что (бы) устре-

мит...ся по ней (в) глубь леса и узнать что там.

И вот наконец тропинка появилась.

Не успели мы...делать по ней двухсот шагов

как заливистое злое тявканье чере...чур малень-

кой собач...нк... остановило нас. Невдал...ке сто-

яла (не) что иное как изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распо-

РЯДИТ...СЯ как нам показалось (на) счет стола но

мы сказали что нам (н...) чего (н...) нужно и что

мы свернули с большой дороги единствен...о толь-

ко (за) тем что(бы) узнать что за вода бл...стит

между деревьями.

Вода начиналась шагах в пятьдесят... от по-

рога но гораздо ниже его так как дом стоял на

бугре. Старый до...аник на который мы сели был

(на) столько легким что под тяжестью четы-

рёх человек погрузился в воду по самые края.

(Не) обыкновенной красоты озеро окружало нас.

(Темно) зеленые дубы и липы которыми плот-

но зар...сли озёрные берега четко отражались в

неподвижной воде. Редкие и ясные словно звёз-

ды покоились на воде прохладные цветы бе-

лых лилий резко от..-енён...ые чернотой озёр-

ного зеркала что мы замечали их обыкновенно

(из) дали.

(По В. А. Солоухину.)

(170 слов)

 

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения в тек-

сте. Определите типы придаточных.

2. Укажите, к чему относятся придаточные и чем при-

крепляются к главному предложению.

3. Подчеркните вводные слова в тексте,

4. Найдите в тексте сравнение и поясните способы

его выделения.

5. Разберите слова по составу: собачонки, придорожным,

заливистое, погрузился, двухсот, оттененные, вглубь.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: сме-

шанный, дощаник, таинственно, лесника, блестит.

 

 

«Не пой, красавица, при мне»

14 марта 1828 года в Петербург приезжает Гри-

боедов автор знаменитой к тому времени уже ши-

роко извес...ной комедии Горе от ума и привозит

с собой текст мирного договора с Персией заклю-

чение которого принесло ему славу блестящего

дипломата. Вместе с договором он привозит и

фрагменты нового сочинения трагедии «Грузин-

ская ночь» которые читает (П,п)етербур...ским

и (М,м)осковским знакомым и друзьям. (В) те-

чени... своего около (трех) месячного пр...быва-

ния в Петербурге Грибоедов часто видит....ся с

Пушкиным знакомится с Мицкевичем польским

поэтом (романтиком) и Глинкой основоположни-

ком русской национальной оперы.

Вот тут в атмосфере дружеского обмена мыс-

лями и чувствами людей (П,п)ушкинского кру-

га и возникает романс которому сужден...о было

стать первым классическим произведением

русской вокальной лирик... осв...щен...ой именем

Пушкина. Сам очень хороший музыкант Грибо-

едов познакомил Глинку с мелодией (Г.г)рузинс-

кой песни на которую (в) скоре Пушкин написал

романс Пе пой волшебница при мне. Именно так

в (перво) начальной редакции начинались стихи

Пушкина. Только через 12 лет в 1840 году Глин-

ка создает пленительную музыку к эл...егии по-

эта и уже Не пой красавица при мне становится

(не) превзойден.„ым образцам реалистически

(многостороннего) раскрытия чу...ств человека в

музыке (в) течени... многого времен... волну-

ющ...м сердца ценителей истин...ого искусства.

(По С. Шлифтейну.)

(178 слова)

 

Задания

1. Напишите числительные словами и охарактери-

зуйте их как часть речи.

2. Выделите в тексте обращения и поясните знаки

препинания при них. Вспомните, как выделяются

обращение на письме.

3. Найдите в тексте приложения и поясните прави-

ла их обособления.

4. Разберите по членам первое предложение. Составь-

те его схему.

5. Разберите по составу слова: принесло, ценителей,

петербургским, пребывания, основоположником,

непревзойденным.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов'

мирного, сочинения, трехмесячного, многосторонне-

го, волнующим.

 

Звезды

Летом звезд не увидиш.... Когда бы Сережа

н... проснулся когда бы н... лег на дворе светло.

Если даже тучи и дождь все (равно) светло по-

тому что за тучами со...нце. В чистом небе иног-

да можно заметить кроме со...нца прозрачное

бесцветное пятнышк... похожее на осколок стек-

ла. Это месяц дневной (не) нужный он висит и

тает в солнечном сиянь....

Зимой дни короткие темне...т рано. (За) дол-

го до ужина улицу (Д,д)альнюю с ее тихими

снежными садами и белыми крышами обступа-

ют звезды. Их тысяча а может и мил.„ион. Есть

крупные и есть мелкие. И мельчайший звез...ный

песок слитый в светящееся молочные пятна.

Большие звезды переливают...ся голубыми бе-

лыми золотыми огнями. У звезды (С,с)ириус

лучи как рес...нички. А (по) среди неба звезды

мелкие и крупные и звез...ный песок всё это

...бито вместе в (морозно) сверкающий плотный

туман в (пр...чудливо) неровную полосу перебро-

шен...ую через улицу. Этот мост называется

(М,м)лечный (П,п)уть. Прежде Сережа не обра-

щал внимания на звезды они его (не) интересо-

вали потому что он не знал что у них есть на-

звания. Но мама показала ему и (М,м)лечный

(П,п)уть и (С,с)ириус и (Б,б)олыную (М,м)едве-

дицу и красный (М,м)арс.

(По В. Ф. Пановой.)

(173 слова)

 

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения и на-

зовите типы придаточных.

2. Подчеркните предложения с обобщающим словом

при однородных членах и поясните расстановку

знаков препинания в нем.

3. Укажите предложение с двоеточием и объясните

правило его постановки.

4. Поясните правила употребления прописной бук-

вы в тексте.

б. Разберите по составу слова: бесцветное, задолго, звез-

дный, морозно-сверкающий, светящиеся, обступают.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: пят-

нышко, переброшенную, названия, посреди.

 

 

Май

Люблю май за его имя легкое летящее как

ш...лковая лента на ветру. В то (же) время люб он

мне и за его многоцветье он и праз...нично ал и

молодо зелен и сирен...во нежен и безоблачно синь.

Все вокруг покрывает...ся травой цветами. Листве-

н...ые деревья надевают пышный зеленый наряд.

Цветут сосны, осины, ивы, ветлы. Лопнули почки у

берез и рябин и на их месте показались (не)боль-

шие (нежно) зеленые листочки которые выглядят

как лакированные. Начала распускаться лист-

вен...ица раскрыв свои (бледно) зеленые листочки.

Верба нахохлилась ц...плятами почек. Над серым

стволом вяза ветки ра... крыли связки зеленых

плодов (крылаток). И наконец зацвела черемуха.

В лесу бе...престан...о разноголосый птич...ий

гомон. Всю ночь соловьин...ые трели будораж...т

чуткий сон лес...ных обитателей пр...бывающих

в таком (же) приподнятом настроени.... На

ра...свете их буд...т кукушка. В сырых местах

распустились голубые трогательные в своей не-

жност... незабудки. В последние дни мая ра...ц-

ветает ш...повник распускают...ся грозд...я сире-

ни (нежно) розовые кисти которой перевалива-

ют...ся за деревян...ую ограду сада.

В мае все пробуждается к жизни и каждая

былинка и каждая травинка. Природа прим...ря-

ет свои пестрые летние наряды не жалея кра-

сок. С обновлением природы в мае что (то) ес-

тествен...о обновляется в самих людях. Стано-

вится радос...но на душе и люди улыбают...ся

весне каждый (по) своему.

(180 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте односоставные предложения и

охарактеризуйте их.

2. Найдите в тексте предложения с обобщающим сло-

вом и объясните постановку знаков препинания

в нем.

3. Найдите в тексте предложения с двоеточием и по-

ясните его постановку.

4. Разберите по составу слова: деревянные, листвен-

ница, лакированные, беспрестанно, рассвет.

5. Разберите как часть речи: в настроении, гроздья.

6. Разберите по членам предложение: Лопнули поч-

ки у берез и рябин, и на их месте показались не-

большие нежно-зеленые листочки, которые выгля-

дят, как лакированные.

 

 

Волга и Вазуза

Н... один из элементов рус...кой природы н...

лес н... степь н... ветер не занимает в рус...ком

эпосе такого места как реки. Им не только

пр...писывают...ся человеческие чу...ства и по-

ступки пр...сущие живому существу но в целом

ряде былин и сказок они выступают как само-

стоятельные герои приданий и поверий.

Такова например сказка о Волге и Вазузе. Ста-

ли они как (то) хвалит...ся друг перед дружкой кто

достойнее из них. Подошла ноч... а спор...щики (н...)

как н... придут к соглашению. Наконец надумали

леч... спать а утром встать с солнышком и отпра-

вит...ся в путь к морю (Х,х)валынскому так в древ-

ности называлось (К,к)аспийское море. Какая туда

раньше поспеет та и достойнее. Еще не рас...вело

как поднялась тихонько Вазуза и побежала что (бы)

у моря быть первой. Проснулась Волга и сразу обо

всем догадалась однако спешить не стала. Пошла

к морю (не) быстро но и не тихо и в Зубцове место

где Вазуза впадает в Волгу догнала Вазузу. Испуга-

лась та сама «меньшой назвалась» и попросила

«принять на руки». С тех пор весной Вазуза пер-

вой просыпает...ся и будит ото сна Волгу.

Удивительно пр...хотливо переплетают...ся в

сказках (обще) человеческие и бытовые факто-

ры с точными гидрологическими наблюдения-

ми Вазуза действительно вскрывает...ся ото льда

всегда раньше чем Волга.

(По Л. Ильиной.)

(180 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте предложение с обобщающим:

словом. Объясните расстановку знаков препина-

ния в нем.

2. Найдите в тексте вводные слова. Объясните спо-

собы их выделения.

3. Найдите в тексте собственные названия. Расска-

жите правила употребления прописной буквы.

4. Разберите следующие слова по составу и сделайте

их словообразовательный анализ: общечеловечес-

кие, самостоятельный, гидрологический.

 

 

Встреча

В одно ясное холодное утро Иван Петрович

Берестов выехал прогулят...ся верхом на вся-

кий случай взяв с собою три борзых стремян...о-

го и несколько дворовых мальчишек с трещ...т-

ками. В то (же) самое время Григорий Ивано-

вич Муромский соблазнясь хорошею погодою

велел оседлать свою кобылку и поехал рысью

около своих владений.

Под...езжая к лесу он увид...л своего соседа

сидящего верхом и поджидающего зайца кото-

рого мальчишки трещ...тками БЫГ...НЯЛИ из лесу.

Если бы Григорий Иванович мог предвидеть эту

встречу то конечно он (бы) поворотил в сторону

но он наехал на Берестова вовсе неожидан-.о и

вдруг очутился от него на рас...тояни... писто-

летного выстрела. Делать было н...чего и Берес-

тов как образованный европеец под...ехал к сво-

ему противнику и учтиво его приветствовал. В

это время выск...чил заяц и побежал полем. Бе-

рестов и стремян...ой закричали во все горло пу-

стили собак и поскакали следом. Лошадь Му-

ромского н...когда н... бывшая на охоте испуга-

лась и понесла. Доскакав до оврага прежде ею

(не) замечен—его лошадь вдруг кинулась в сто-

рону и Муромский не усидел. Упав тяжело на

мерзлую землю лежал он проклиная свою ко-

былку которая как (будто) опомнившись тот (час)

остановилась как только почувствовала себя без

седока

(По А. С. Пушкину.)

(180 слов)

 

Задания

1. Подчеркните в тексте деепричастные обороты и по-

ясните постановку знаков препинания при них.

2. Найдите сложноподчиненные предложения и оп-

ределите типы придаточных.

3. Укажите, при каких членах предложения стоит

союз как.

4. Разберите по составу слова: трещотка, подъезжая,

неожиданно, расстоянии, замеченного, тотчас, почув-

ствовала.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: ко-

былку, закричали, стремянной, дворовый, доскакав.

 

 

Кюхля

О Пушкине и его поэзии много и увлекатель-

но рассказывал своим воспитан...икам панси-

онский гувернер Кюхельбекер знаменитый Кюх-

ля (Л,л)ицейский товарищ поэта будущий декаб-

рист. В пансионе Кюхельбекер помимо своих

гувернерских обязанностей пр...подавал в пер-

вых трех ни...ших клас...ах рус...кий язык и

литературу.

Это была его настоящая страсть. Пылкий поэт

страс...но влюблен...ый во все русское он старал-

ся привить это чу...ство и своим воспитанникам.

Не без его участ...ия в пансионе с первых лет

образовался любительский кружок юн...ых сло-

вес...НИКОЕ куда помимо Соболевского и Льва

Пушкина входили Краевский будущий редактор

Отечествен...ых записок, Маркевич поэт и исто-

рик. К ним по всей вероятности примыкал и

Глинка в то время увлекавшийся стихотворством

и даже напечатавший (в) последстви... одно из

своих стихотворений в журнале (С,с)лавянин.

(Все) мерно поощряя литературные занятия

своих п...томцев Кюхельбекер пытался даже ус-

троить прочно организованное литературное об-

щество очевидно наподобие тех которые суще-

ствовали при ран...их (Д,д)екабристах. Образцом

могли служить и литературные организации от-

куда вышел Пушкин где вместе с Дельвигом

начинал и сам Кюхельбекер. Так или иначе зная

Кюхельбекера этого (н...) чем (н...) укротимого

вольнолюбца для которого идеи свободы были

главным делом его жизни можно смело утвер-

ждать что в кружке занимались отнюдь (не) толь-

ко стихотворством.

(По С. Шлифштейну.)

(180 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте приложения и поясните спосо-

бы его выделения.

2. Найдите в тексте вводные слова и поясните рас-

становку знаков препинания при них.

3. Разберите по членам последнее предложение и на-

рисуйте его схему.

4. Разберите по составу слова: рассказывал, будущий,

влюбленный, любительский, могли.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: вос-

питанникам, лицейский, вольнолюбца, всемерно,

существовали.

6. Сделайте морфологический анализ слов: низших,

участия, впоследствии,

 

 

Миргород

Чудный город Миргород Каких в нем нет

строений И под соломен»..ою и под очеретян...ою

даже под деревянною крышей. Направ... улица

налев... улица везде прекрасный пл...тень. Рос-

кошь Пл...тень всегда убран предметами которые

делают его еще более живописным или напя-

лен...ою юбкой или сорочкой или шароварами. В

Миргороде нет воровства н... мошенничества и

поэтому каждый вещает что ему вздумается. Если

будете подходить к площад... то верно (на) время

остановитесь полюбоваться видом на ней нахо-

дит...ся лужа. Удивительная лужа Единственная

какую вам удавалось когда (либо) видеть Она

занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа

Дома и домики которые (из) дали можно при-

нять за копны сена обступивши вокруг ДИБЯТ...СЯ

красоте ее.

Нет в Миргороде лучше дома чем суд в нем

восем.„ окошек (в) ряд прямо на площадь и на то

водное пространство о котором я уже говорил.

Крыша на доме деревян...ая и была (бы) даже вык-

рашен..^ красною краской если (бы) н... пр...го-

товлен...ое для того масло канцелярские при-

правивши луком не с.о.ели что было как наро...-

но во (время) поста и крыша осталась (не)

крашен...ою. На площадь выступает крыльцо на

котором часто бегают куры (от) того что на крыль-

це часто ра...сыпан.„ы крупы или что (нибудь)

с...ес...ное что впрочем делает....ся (не) наро...но

но егинствен...о от (не) осторожности просителей.

(По Н. В. Гоголю.)

(190 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки

препинания при них.

2. Охарактеризуйте предложения по цели высказы-

вания.

3. Найдите односоставные предложения и охаракте-

ризуйте главный член в них.

4. Укажите предложения с двоеточием и поясните

правило его постановки.

5. Разберите по составу слова: строений, живописны-

ми, мошенничество, остановитесь, выкрашена, при-

правивши, рассыпаны.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: рос-

кошь, плетень, воровство, полюбоваться, единственно,

некрашеною.

 

 

Панорама

После короткого отдыха мы поплыли даль-

ше. Около железнодорожного моста горы кон-

чились. Я вышел из лодки и поднялся на бли-

жайшую сопку что (бы) в последний раз осмот-

рет...ся во (все) стороны. Пр...чудливая п...норама

развернулась перед моими глазами сзади на во-

стоке толпились горы на юге были пологие хол-

мы поросшие лиетвен...ым редколес...ем на се-

вере (на) сколько хватал глаз ра...ст...лалось

бесконечное низмен...ое пространство покрытое

травой. Сколько я н... напрягал зрение я не мог

увид...ть конца этой низины. Она уходила (в) даль

и скрывалась где (то) за горизонтом. Порой по

ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волно-

валась как море. Где (то) груп...ками и (в) оди-

ночку р...сли чахлые березки тощие листвен...и-

цы и другие какие (то) деревья. С горы на кото-

рой я стоял реку (Л,л)ефу далеко можно было

проследить по олыпан...икам и ивнякам расту-

щим по ее берегам в изобили.... (В) начале она

сохраняет свое (севере) восточное направление

но (не) доходя сопок видневшихся на западе ки-

лометрах в восьми поворачивает на север и не-

много склоняет...ся к востоку. Бе...числен...ое

множество проток слепых рукавов заводей и

озерков окаймляют ее с об...их сторон. Низина

эта казалась бе...жизнен...ой и пустын...ой. Ярко

бл...стевшие на со...нце в разных местах (желто)

серые лужи св...дет...льствовали о том что д...ли-

на реки в дождливый период (не) щадно затоп-

ляет...ся водой.

(По В. К. Арсеньеву.)

(189 слов)

 

Задания

1. Укажите предложения с уточняющими членами.

2. Найдите в тесте причастные обороты и укажите

случаи их выделения.

3. Найдите в тексте деепричастные обороты и под-

черкните их.

4. Разберите по составу слова: железнодорожный, ред-

колесье, ольшаник, бесчисленное, поворачивает.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

чудливая, окаймляют, группками, лиственницы,

желто-серые.

 

 

Неждан...ая гостья

Только что смерклось я в...лел казаку нагреть

чайник (по) походному засветил свечу и сел у

стола покуривая из дорожной трубки. Уже я до-

канчивал второй стакан чая как вдруг дверь скрип-

нула легкий ш...рох платья и шагов послышался

за мной. Я вздрогнул и обернулся то была она

моя ундина Она села против меня тихо и безмол-

вно и устремила на меня глаза свои и не знаю

почему но этот взор показался мне чудно (нежен)

он мне напомнил один из тех взглядов которые

в старые годы так самовлас...но играли моей

жизнью. Она казалось ждала вопроса но я мол-

чал полный неиз...яснимого смущения. Лицо ее

было покрыто тусклой бледностью изобличавшей

волнение душевное рука ее без цели бродила по

столу и я заметил в ней легкий трепет. Грудь ее

то высоко поднималась то казалось она удержи-

вала дыхание. Эта комедия начинала мне надое-

дать и я готов был прервать молчание самым

прозаическим образом то есть предложить ей

стакан чая как вдруг она вск...чила обв...ла рукой

мою шею и влажный огнен...ый поцелуй прозву-

чал на губах моих. В глазах у меня потемнело

голова закружилась и я...жал ее в об...ятьях со

всею силой юношеской страст... но она как змея

скользнула между моими руками.

(По М. Ю. Лермонтову.)

(190 слов)

 

Задания

1. Подчеркните вводные слова в тексте и поясните

постановку знаков препинания при них.

2. Найдите в тексте сравнение и поясните способы

его выделения.

3. Найдите союзы в сложносочиненных предложени-

ях и укажите, к каким группам они относятся.

Определите значение сложносочиненных предложе-

ний. Поясните расстановку знаков препинания в них.

4. Разберите по членам последнее предложение и со-

ставьте его схему.

5. Разберите по составу слова: волнение, безмолв<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...