Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение православной Церкви о Пресвятой Богородице.




Песнь Пресвятой Богородице (собор, на котором ее приняли)

http://deva-maria.nethouse.ru/articles/220715

Учение, проповедуемое Православною Церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Св. Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями и навсегда определено и утверждено святыми вселенскими Соборами. Богодухновенные книги Ветхого и Нового Завета научают нас, что единородный Сын Божий, для совершения нашего спасения, воспринял на Себя человеческое естество, родившись от Пресвятой Девы Марии. Так, Св. Пророк Исаия, ещё задолго до Рождества Христова, предсказывал: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил»; а это имя, по переводу с еврейского языка, значит: «с нами Бог», как и объяснено у Евангелиста Матфея. У Св. Апостола Павла читаем: «Посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены». Материю Божиею исповедала Ее, по внушению Святого Духа, сродница Ея Елисавета: «Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» Но, соделавшись Матерью Господа Иисуса Христа, Она сохранила нетленным Свое девство, как и замечает Евангелист Матфей: «не знаяше Ея (Иосиф), дондеже роди Сына Своего первенца». Как приснодевственной Матери Божией, Ей принадлежит прославление всех веков и всех народов, истинно верующих в Господа Иисуса Христа, как Она Сама изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие главные мысли: Пресвятая Дева Мария есть

1) в собственном смысле слова — Матерь Господа Иисуса Христа, и потому Богородица;

2) Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождестве Господа— Дева;

3) высшая всех небесных сил и святых, честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов (песнь "Достойно есть"), и

4) первая по Боге и пред Богом Заступница и Помощница наша.

ПЕРВАЯ ИСТИНА, от времен апостольских, была исповедуема православными христианами всех веков и народов, как это можно видеть из свидетельств Св. Отцов и учителей Церкви, из песнопений и молитв, сохранившихся доныне в церковном употреблении, и деяний вселенских Соборов. Блаженный Феодорит справедливо замечает, что «древние и древнейшие проповедники православной веры, по апостольскому преданию, учили называть и почитать Матерь Господню— Богородицею». «Это название, — пишет Иоанн, патриарх Антиохийский, — и составлено многими Отцами, и было употребляемо ими письменно и устно; этого названия никто из церковных учителей не отвергал, — напротив того, многие пользовались им, и притом знаменитые. Св. Игнатий Богоносец — муж апостольский, Св. мученик Иустин философ, Св. Ириней, епископ Лионский, Св. Дионисий Александрийский, — отцы II и III веков; Св. Афанасий Великий, Св. Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст, Св. Василий Великий, Св. Ефрем Сирский, — отцы Церкви IV века: вот Богопросвещенные проповедники высочайшего достоинства Богородицы! У святых — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, а за ними и у многих других, употребляется самое слово «Богородица». Непреоборимым защитником православного учения о Богоматери явился, в V веке, Кирилл, патриарх Александрийский, по поводу ереси Нестория. Этот ересиарх думал, что Матерь Господа по плоти Пресвятая Дева не родила в собственном смысле и истинно воплотившегося Бога Слова, и что не должно называть её «Богородицею». В ответ на такое лжеучение Св. Кирилл, в бесчисленных местах своих сочинений, исповедует Пресвятую Деву истинною Богородицею. Рассуждая, например, о воплощении Сына Божия, Св. Отец говорит: «Братия, мы признаём, что от Св. Девы и богородицы Марии родился один и тот же совершенный Бог и совершенный человек, одаренный разумною душою; почему и Св. Деву именуем Богородицею: Бог Слово обитал в Ней существенно, не мнительно, но истинно». И в другом месте: «Господь воспринял собственное наше тело и сделался человеком от жены, не переставая быть Богом и Рожденным от Отца, но и по принятии плоти оставшись тем, чем был; этому учит повсюду слово правой веры; мы находим, что так думали Святые Отцы: потому-то Св. Деву дерзали называть Богородицею». И в третьем месте: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом и Св. Деву, родившую плотски Божие Слово, сделавшееся плотию, Богородицею: да будет анафема!» Ефесский III вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил почитание Богородицы; в деяниях его встречается множество указаний на древних Отцов — представителей православного учения как о лице Господа, так и о лице Пречистой Матери Его, и каждый раз эти указания были одобрительно выслушиваемы присутствовавшими. Отцы Собора заповедали: согласно с преданием, достодолжно почитать и проповедовать Господа нашего Иисуса Христа в одном и том же лице, а Пречистую и приснодевственную Матерь Его называть в собственном и истинном смысле Богородицею». Когда на Халкидонском IV вселенском Соборе было прочитано послание Св. Кирилла, то Отцы воскликнули: «И мы, как Кирилл, веруем; так веровали, так веруем: анафема не так верующему!» V вселенский Собор определил: если кто коварно и не в собственном смысле называет святую славную Приснодеву Марию Богородицею, или же кто называет Ее человекородицею и Христородицею, как будто Христос не был Бог, а не исповедует Ее в собственном и истинном смысле Богородицею: таковый да будет анафема! VI вселенский Собор, между прочим, говорит: «двумястами Богоносных Отец (III вселенского Собора) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, проповедуя единого Христа Сына Божия воплотившегося и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицею». Отцы Никейского II (вселенского VII) Собора с одобрением выслушали и своим согласием утвердили те места из посланий Св. Тарасия, патриарха Константинопольского, и Феодора, патриарха Иерусалимского, где исповедуется Пресвятая Дева Богородицею. Феодор, между прочим, говорит: «Почитаем и поклоняемся иконе неизреченно родившей Господа пречистой Матери Его, святой Богородицы и Владычицы нашей». Св. Отец VIII века Иоанн Дамаскин в составленном им изложении православной веры говорил: «Мы исповедуем Св. Деву Богородицею в собственном и истинном смысле; потому что как истинный Бог родившийся от Нее: так истинно Богородица родившая истинного и воплощенного Бога». Св. Феодот, епископ Анкирский, проповедовал: «Если кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном собственном смысле, тот. противореча догматам, напрасно и ложно украшается святым именем»; или — как говорит Св. Григорий Богослов — «кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога».

ВТОРАЯ ИСТИНА, именно о приснодевстве Богородицы, столь же ясно и определенно, как и первая, исповедуется Православною Церковью. Древние Св. Отцы и учители единогласно утверждают, что Пресвятая Богородица пребыла Девою до рождества, в рождестве и по рождестве Господа Иисуса Христа. Приснодевство, по мысли Св. Отцов, есть неотъемлемая черта достоинства Богородицы; а потому, исповедуя Пресвятую Марию Богородицею, они в то же время признавали Ее Девою. «Возможно ли, — говорит Св. Епифаний,— чтобы кто, когда-либо, и в каком-либо народе, дерзнул произнести имя святой Марии, не произнеся в то же время слова: Дева?» «Если Матерь не пребыла Девою, — говорит Св. Прокл, — то Рожденный был бы простой человек и неудивительно рождение». В доказательство приснодевства Богоматери мы можем сослаться на свидетельства мужей II и III веков: Св. Иринея, Св. мученика Иустина философа, Оригена, Св. Мефодия; IV и V веков: Св. Григория Нисского, Св. Афанасия Великого, Св. Григория Богослова, Св. Василия Великого, Св. Иоанна Златоустого, Св. Ефрема Сирского, Св. Амвросия, Блаженного Августина, Св. Кирилла Александрийского, Св. Феодота Анкирского, Св. Прокла, Св. Андрея Критского и других. Отец III века, Св. Григорий Неокесарийский, обращая речь свою к Господу, так изъяснялся: «Ты, родившись от Девы Марии, как Сам благоволил и как Ты Один знаешь, не разрушил Ее девства, но и это соблюл и Ее удостоил имени Матери, так что ни девство не восприпятствовало Твоему рождению, ни Твое рождение не нарушило девства; но сочетались и соединились вещи совершенно противоположные, т. е. рождение и девство: потому что это легко и удобно для Тебя, как Творца природы». «О чудо! — говорил Емесский епископ Павел в Александрийском храме, — о чудо! Дева рождает и пребывает девою, становится Матерью и не испытывает всего свойственного матери: потому что дева родила, как свойственно женам; а осталась девою, как несвойственно рождающим женам». Народ, слушая эти слова, прерывал проповедника восклицаниями: «Вот истинная вера! Кто не говорит так,— анафема! Хорошо, православный епископ!» Чтобы объяснить, по возможности, для человеческого ума приснодевство Божией Матери, Св. Отцы указывают на всемогущество Божие, на горящий и несгорающий терновник, на происхождение человеческой мысли. С самого древнего времени мы встречаем у Св. Отцов названия, усвоенные Божией Матери: «Матерь-Дева» и «Приснодева».

ТРЕТЬЯ ИСТИНА, последовательно вытекаюшая из первых двух, указывает на величие и превосходство Божией Матери не только над всеми земнородными, но и над самыми высшими чинами ангельскими. Сюда относятся все те места из писаний Св. Отцов и учителей Церкви, где Пресвятая Дева прославляется самыми возвышенными похвалами, приложимыми только к Ней. Мы указываем на творения Св. Иринея, Тертуллиана, Оригена, Св. Епифания, Св. Амвросия, Блаженного Августина, Св. Кирилла Александрийского и многих других, и особенно на древнейшие литургии, доселе употребляемые Православною Церковью, Св. Иоанна Златоустого, Св. Василия Великого, Св. Григория Двоеслова. «О чудо, высшее всех чудес! — восклицает Св. Иоанн Дамаскин, — жена сделалась высшею серафимов». В другом месте он называет Ее «Госпожою и Владычицею всех творений». На VII вселенском Соборе было читано послание Св. Германа, патриарха Константинопольского, где он говорит: «Мы почитаем и величаем Ее (т. е. Деву Марию) в собственном и истинном смысле Матерью истинного Бога, и признаем Ее высшею всей видимой и невидимой твари». Этот же Собор определил почитать «иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Св. Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей». Со времени VII вселенского Собора в Православной Церкви (в Греции) появлялось много искусных и мудрых песнописцев, составлявших богослужебные гимны: и как часто, с какою теплотою чувства воспевается в этих гимнах Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Кроме особенных канонов, например в богородичные праздники, девятая песнь всех вообще канонов в богослужении Православной Церкви посвящена прославлению Божией Матери.

ЧЕТВЕРТАЯ ИСТИНА, столь утешительная для рода человеческого, побуждает нас, среди разных житейских забот и печалей, искать помощи и заступления у милосердой Ходатаицы нашей пред Богом — Пресвятой Богородицы. С первых веков христианства учреждены праздники в воспоминание разных событий из жизни Богоматери, как-то: Рождества (IV век), Входа во храм (VIII век), Благовещения (IV век), Успения (IV; и Св. Отцы и учители Церкви составляли в честь и славу Пресвятой Девы поучения и слова, в которых просили Ее заступления. В доказательство мы должны сослаться на те же досточтимые имена, которые были называемы нами не раз: Св. Афанасия Александрийского, Св. Иоанна Златоустого, Блаж. Августина. Св. Прокла. Св. Иоанна Дамаскина, Св. Тарасия, патриарха Константинопольского и др. Божия Матерь есть поистине «Мать живых», как называет Ее Св. Епифаний, и шедрая Раздаятельница духовных благодеяний. «Причастен ли кто Богознанию? Чрез Тебя, Всесвятая! — говорит Св. Герман, патриарх Константинопольский. — Спасается ли кто?. Чрез Тебя, Богородица! Избавляется ли кто от опасностей?. Чрез Тебя, Дева Матерь! Милуется ли кто туне? Чрез Тебя, Богоблагодатная!» Трогательны молитвы, с которыми Св. Отцы обращаются к Пресвятой Деве, испрашивая Ее ходатайства у престола Божия: эти молитвы вошли в состав православного Богослужения. Св. Ефрем Сирский так начинает одну из своих молитв ко Пресвятой Богородице: «Человеческий род получил в Тебе, Богородица, Предстательницу и Посредницу к рожденному Тобою Богу, всегда имеет нужду в Твоей помощи и признает Тебя единым прибежищем и защитою, как имеющую дерзновение к Нему». Св. Церковь всякое Богослужение оканчивает обращением к Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — и дневные службы заключает прошением: «Прославная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши»!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...