Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ соединения двух природ во Христе

Христологические ереси

http://azbyka.ru/shemy/bogochelovek_iisus_hristos.shtml

Основные христологические ереси в сравнении с православием

Век   Природа (сущность) Лицо Воля
I Докеты 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (Бога)
IV Аполлинариане 1 (составная), но ум 1 (Бог) 1 (Бога)  
V Несториане      
V Монофизиты (Евтихий) 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (особая)
VII Монофелиты   1 (Бога) 1 (особая)
 
  ПРАВОСЛАВИЕ      

Главным аргументом святых отцов против христологических ересей можно считать фразу «то, что не воспринято (Богом от человеческой природы), — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено». Христос спас (исцелил) человеческое естество, заключённое в Его Ипостаси (от тленности, смертности и естественных страстей). Задача человека – приобщение к спасительным средствам, дарованным нам как результат искупления, в Церкви Христовой.

Докеты. Так назывались еретики, появившиеся еще в I в., заблуждение которых состояло в том, что они под влиянием восточных языческих воззрений на материю как на зло, не допуская воплощения Бога Слова, считали тело Иисуса Христа призрачным и учили, что страдания Его были не действительными, но только кажущимися.

Аполлинария – ересь, названная так по имени своего основателя Аполлинария, еп. Лаодикийского, который учил, что Сын Божий, воплотившись, принял не полное человеческое естество, но только душу и тело человеческие, ум же человеческий у Него заменяло Божество. Ересь эта была осуждена 2-м Вселенским собором. 

Аполлинарий был епископом Лаодикийским (ум. в 390 г.). Был епископом в 360—362 гг. В личной жизни был аскетом и праведником. Его осуждали неоднократно: соборы в Риме (376, 377, 382 гг.) и II Вселенский собор в Константинополе в 381 г. Свое учение он развивал, исходя из интересов борьбы с арианством и защиты “омоусиос”.

Все ереси предыдущие спасали единство Бога в Троицы тем, что вводили неправильное учение об ипостасях. Аполлинарий, основываясь на формулах Никейского Символа, подходит с другой стороны. Он нарушает человечество Христа. Он пытается сохранить то тринитарное учение, которое сформулировано собором, на основе представления о том человечестве, которое в своем воплощении принял на сея Логос, очень специфическом и своеобразном:

человек = тело, душа, дух (или “ум” — у Аполлинария “дух” и “ум” синонимы), Христос = тело, душа, Логос.

Христос по справедливости называется небесным человеком, ибо Бог у Него вместо духа, сиречь ума, но с душою и телом. Таким образом, Христос составляет единое лицо.

В этой системе, плоть — орудие Логоса. И вообще, когда говорится о плоти, то не подразумевается плоть трупа, а именно живая плоть, которая имеет душу плотскую. Каков же механизм соединения, какова же собственно христология?

Едина природа у Логоса и у Органа (орудия).

У Логоса и у Органа — единая сущность. Логос по отношению к ней является движущим:“орудие” — плоть в отношении к Логосу,“движущий (орудие)” — Логос в отношении к плоти.

В этом соединении у них одна сущность. Это равносильно другому положению — о том, что у них одна энергия, так как, когда у этих двух (плоти и Логоса) одна энергия, поскольку действует и движется только Логос, то это означает, поскольку энергия однозначно связана с природой (по определению: энергия есть движение сущности), то и сущность там будет одна — сущность Логоса. Таким образом, в учении Аполлинария содержалось монофизитство до монофизитства. То же самое другими словами: Логос является движущим, в отношении к нему плоть — орудие. Значит, энергия у Христа одна — энергия Логоса. Но тогда и сущность там тоже одна — Логоса (т. к. по философ. определению, энергия — движение сущности).

Желая сохранить в учении о воплощении никейское Православие, он впал в отрицание самого воплощения, т. к. Христос у него воплотился в нечто выдуманное им самим, а не в того человека который реально есть.

Тут возникает еще одна характерная особенность этого учения. Говоря о том, что произошло воплощение, он отрицает, что произошло вочеловечение. Так как человек — это и плоть, и ум, а Христос принял на себя только плоть, то “воплощение” имело место, а “вочеловечение” — нет. Святые отцы (особенно в лице св. Григория Богослова) ответили на это формулой “что не воспринято, то и не уврачевано”.

Несторианство. Эта ересь основана Несторием, епископом Константинопольским, который учил, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым, с момента зачатия Его, соединялся  Бог Слово Своею благодатию и обитал в нем, как во храме. Поэтому Пресвятую Деву он называл Христородицею, а не Богородицей.

Монофизитство, или Евтихианство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому в Нем следует признать одну природу Божественную.

Монофелитство было дальнейшим развитием ереси монофизитов. Если во Христе одно естество, то в Нем должно быть и одно действование, одна воля, что и утверждали монофелиты.

Образ соединения двух природ во Христе

(понятие о ересях несторианства и монофизитства) по Давыденко

Образ соединения двух естеств можно мыслить трояким образом.

1) Соединение естеств является чисто внешним соприкосновением, при котором естества полностью сохраняют свою самотождественность и самостоятельность.

В христологии такое понимание соединения естеств имело место в несторианстве. Ересиарх Несторий, в противовес Аполлинарию, столь сильно акцентировал внимание на полноте воспринятой Словом человеческой природы, что человечество Спасителя рассматривалось им как отдельный самостоятельный человек, соединенный с Божеством некоторой благодатной внешней связью. Образ мысли Нестория свидетельствует, что он признавал во Христе отдельный человеческий личностный центр, отличный от Лица Бога Слова. Таким образом, единство Божества и человечества во Христе оказывается чисто внешним, это единство власти, чести, силы и благоволения. Но в таком случае невозможно понять, чем же собственно соединение человечества и Божества во Христе принципиально отличается от соединения Бога с ветхозаветными праведниками. Получается, что отличие Христа от праведников Ветхого Завета состоит лишь в степени, но не является отличием качественным.

2) Единение естеств является физическим соединением, вследствие которого возникает новое естество, качественно отличное от исходных элементов. При этом соединяющиеся природы утрачивают свою самотождественность.

Выразить тайну соединения Божества и человечества во Христе в категориях природы пытались монофизиты. Монофизиты учат, что во Христе Божество и человечество составили «единую сложную природу». Но при этом они вынуждены были жертвовать полнотой воспринятого Богом Словом человечества; человечество во Христе, с их точки зрения, не является полноценным, активным, живым началом. В монофизитских христологических системах всегда присутствует момент ассимиляции человечества Божеством.

«Как бы ни были многочисленны оттенки внутри монофизитства, одно всегда оставалось общим для всех монофизитов: Христос — истинный Бог, но не истинный человек; в конечном пределе человеческое во Христе — только видимость…», —пишет В. Н. Лосский.

Но если Христос Сам не есть истинный человек, если Его человечество ущербно, то каким образом Он может соделать совершенными приходящих к Нему?

3) Согласно православному учению, во Христе имеет место ипостасное соединение естеств, единство по ипостаси, при котором соединяющиеся начала, полностью сохраняя свою природную самотождественность, теряют независимое, самостоятельное бытие, образуя единое существо, характеризующееся единством жизни, единое лицо.

Наиболее совершенной иллюстрацией ипостасного соединения свв. отцы считали антропологический пример: в человеке душа и тело, будучи различными природами, составляют одного человека, одну особь, одно лицо.

«Всякий человек вообще состоит из души и тела, а Спаситель состоит из Божества и человечества», –писал Леонтий Иерусалимский.

Ап. Павел говорит, что явление Бога во плоти есть «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16). Образ соединения естеств во Христе недоступен нашему пониманию, потому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных (апофатических) терминах.

В оросе IV Вселенского Собора содержатся четыре термина, посредством которых описывается образ соединения Божественной и человеческой природ в едином Лице Сына Божия.

Неслитно. Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как два различных естества.

Неизменно (непреложно). В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.

Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они, тем не менее, не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение.

Выводы:

1. терминами «неслитно» и «неизменно» совершенно ниспровергается ересь монофизитства;

2. терминами «нераздельно» и «неразлучно» — несторианство.

В Господе Иисусе Христе две воли и два действования по Давыденко

Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с ересью монофелитства. В отличие от монофизитов, монофелиты принимали орос IV Вселенского Собора и признавали реальное различие Божественной и человеческой природ во Христе. Однако при этом они утверждали, что во Христе имеет место единая воля и единое действование (энергия).

Признание во Христе единой воли ведет к неприемлемым последствиям. Фактически монофелитство утверждает, что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы. Признание во Христе единой Богочеловеческой воли, отличной как от Божественной, так и от человеческой, логично приводит к трибожию, то есть к рассечению Троицы на трех различных богов.

В случае признания единой воли во Христе — Божественной — человеческое естество Спасителя оказывается лишенным свойственной человеческому естеству активности и предстает как пассивное орудие Божества. Очевидно, что существо, которое не обладает человеческой волей и энергией, невозможно назвать совершенным человеком.

«Природа вне энергии есть просто абстракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реально. Если во Христе действует только Божественная воля и энергия, <…> тогда Он всего лишь призрак человека, не обладающий реальным бытием. Тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством», —пишет X. Яннарас.

Согласно вероопределению VI Вселенского Собора, во Христе имеют место «две естественные воли или хотения, и два естественных действия», которые, подобно естествам, соединены «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно».

Священное Писание указывает на две воли во Христе:«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля. Какая же может быть во Христе воля, отличная от воли Отчей? Естественно, человеческая. Свт. Афанасий Великий комментирует этот евангельский стих следующим образом: «показывает этим (Христос. — О. Д.) две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...