Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономико-математические методы




 

Для использования экономико-математических методов в планировании экономический объект или процесс представляется в виде математических зависимостей, т.е. составляется математическая модель. Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения на данной модели эксперимента.

1) по форме представления модели делятся на следующие: графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса;– числовые, записанные в виде формул;– логические, записанные в виде логических выражений, например блок-схем; табличные, записанные в виде таблиц.

2) с точки зрения отражения временных интервалов модели делятся на:

–– динамические, отражающие свойства объекта планирования изменять свои параметры во времени; статические, не отражающие свойства объекта изменять свои параметры во времени.

Во внутрифирменном планировании применяются следующие экономико-математические методы:

1. Методы, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики. К ним относятся:

А) Методы теории анализа корреляций и регрессий, дисперсионного анализа применяются в планировании для анализа различных статистических связей и установления нормативов.

Б) Методы теории массового обслуживания используются при планировании оптимальных соотношений между размерами основного и вспомогательного производства, а также другими структурными элементами предприятия, если процессы в них носят нерегулярный характер и могут быть представлены как процесс массового обслуживания.

В) Методы теории игр и теории статистических решений применяются при принятии и оптимизации решений по управлению процессами взаимоотношения с рынком, созданию сезонных запасов ресурсов и т.д

2. Методы математического программирования. Они позволяют определить оптимальное значение объекта планирования при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта.

В зависимости от свойств функций, используемых в моделях математического программирования, модели разделяются на следующие классы:– модели линейного программирования, в которых применяются линейные зависимости между планируемыми параметрами;

– модели нелинейного программирования;

– модели целочисленного программирования, в которых переменные в уравнениях могут принимать лишь ограниченное число дискретных значений;

– модели параметрического программирования, если исходные параметры при переменных в моделях могут изменяться в некоторых пределах;

– модели стохастического программирования, с их помощью решаются в процессе планирования задачи экстремума при наличии случайных параметров в их условиях;

– модели динамического программирования, позволяющие находить оптимальные решения по конечным результатам предыдущих решений;

– модели блочного программирования, которые в процессе планирования позволяют точно или приблизительно получать оптимальные решения задач больших размеров по решениям ряда задач с меньшим числом переменных ограничен.

3. Методы имитации. В планировании под имитацией понимают создание модели реальной хозяйственной ситуации и манипулирование с этой моделью в целях обоснования планового решения. Имитационные модели широко применяются для решения следующих задач:

– распределения капитальных вложений в условиях возможного риска;

– составление смет капитальных затрат, направленных на максимизацию прибыли предприятия;

– планирования и контроля операций производственного цикла;

– разработки политики кредитования банка путем моделирования использования займа различными клиентами;

– установления зависимости между производством, запасами и сбытом готовой продукции.

Как правило, имитационные модели применяются для определения:

– характеристик тех или иных систем (например, системы управления запасами или финансами)

Примеры: модель Джея Форрестера, модель Монте-Карло).

Методы имитации имеют следующие недостатки:

– сложность создания модели, написания программы на ЭВМ и правильного применения модели требуют больших затрат времени и квалифицированного персонала;

– существует опасность неадекватности установленной связи между некоторыми параметрами модели и реальной ситуации.

4. Методы теории графов. Эти методы применяются в процессе оптимизации плановых решений. Частным видом таких моделей являются модели сетевого планирования. В зависимости от точности определения продолжительности работ модели сетевого планирования разделяются на: детерминированные; стохастические.

Сетевой график может быть реализован в нескольких вариантах:

1) Оптимизация сетевого графика по времени: строится сетевой график; задаются временные оценки; определяются резервы времени и критический путь. 2) Оптимизация сетевого графика по затратам: определяется вид работ; строится сетевой график; устанавливается зависимость между продолжительностью работ и их стоимостью; корректировка сети и оценок.

7. Сущность стратегического планирования

 

Стратегическое планирование представляет собой набор про­цедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функциониро­вания предприятия.

Задача стратегического планирования - обеспечить нововведения и организационные изменения, необхо­димые для жизнедеятельности предприятия. Фун­кции стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

Стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее) управ­ление имеют свои особенности, методологию и алгоритмы реализа­ции. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому планированию от текущего управления, явилась необходимость переноса центра внимания высшего руководства на окружение предприятия для того, чтобы своевременно и соответ­ствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.

Таблица 1. Сравнительная характеристика признаков стратегического и оперативного управления

Признаки Оперативное управление Стратегическое управление
1. Миссия (предназна­чение) предприятия Предприятие существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от реализации Выживание предприятия в долгосрочной перспективе по­средством установления ди­намического баланса с внеш­ней средой
2. Концентра­ция внимания менеджмента Внутренняя структура предпри­ятия, поиск путей эффектив­ного использования ресурсов Внешняя среда предприятия, создание конкурентных пре­имуществ и барьеров, отсле­живание изменений во внеш­ней среде, адаптация к изме­нениям в окружении
3. Учет фактора времени Ориентация на среднесрочную и краткосрочную перспективу Долгосрочная перспектива
4. Факторы по­строения систе­мы управления Функции, методы, организа­ционные структуры управле­ния; техника и технология уп­равления; организация и про­цесс управления Персонал, моральные и мате­риальные стимулы, инфор­мационное обеспечение, рынок
5. Управление персоналом Взгляд на персонал как на ре­сурс предприятия Взгляд на работников как на научно-технический потенциал, источник благополучия предприятия
6. Оценка эффективности Эффективность использова­ния ресурсов Быстрота и адекватность реа­гирования на изменения во внешней среде

 

Стратегическое планирование - это такой вид планирования, который опирается на человеческий потенциал как основу дея­тельности предприятия; ориентирует производственную деятель­ность на запросы потребителей; обеспечивает необходимые пре­образования в организации, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию выживать и в долгосрочной перспективе достигать своих целей.

Отсутствие стратегического подхода в управлении предприя­тием зачастую является главной причиной поражения в рыночной борьбе. Это может проявляться в двух формах, характеризующих цели и порядок разработки плана.

Во-первых, предприятие планирует свою деятельность, исходя из предпосылок, что внешняя среда не будет изменяться вообще или, что в ней не будут происходить качественные изменения, ко­торые могут отразиться на жизнедеятельности предприятия. На практике такой подход порождает стремление составить долгос­рочные планы, которые жестко регламентируют хозяйственные процессы и операции, не предусматривают возможности их корректировки.

Во-вторых, при традиционных подходах к планированию раз­работка плана начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов предприятия. В этом случае, как правило, оказывается, что предприятие не в состоянии достичь своей цели, так как это достижение связано с потребностями рынка и поведением конку­рентов.

В отечественной практике управления предприятиями страте­гическое планирование применяется редко. Однако в промышлен­ности развитых стран оно становится скорее правилом, чем ис­ключением.

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего.

2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводит­ся к определенной философии или идеологии ведения бизнеса.

3. Процесс стратегического планирования для своего осущес­твления требует значительных затрат ресурсов и времени по срав­нению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану.

4. Негативные последствия ошибок стратегического плани­рования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безаль­тернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень рис­ка в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в ко­торых принимаются решения о выпуске новой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления биз­неса и т.п.

 

 

8. Структура стратегического планирования

 

Процесс стратегического планирования включает:

• определение миссии предприятия, организации;

• формулирование целей и задач функционирования предпри­ятия, организации;

• оценку и анализ внешней среды;

• оценку и анализ внутренней структуры;

• разработку и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:

• реализацию стратегии;

• оценку и контроль выполнения стратегии.

Основные компоненты стратегического планирования:

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в ус­тановлении смысла существования фирмы, ее предназначения, ро­ли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фир­мы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2. Формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они дол­жны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.

3. Анализ и оценка внешней среды. Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды, непосредственного окружения.

4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возмож­ности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в кон­курентной борьбе в процессе достижения своих целей.

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. На этом этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.

6. Выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

7. Реализация стратегии. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо струк­турированы, доведены до работников и восприняты ими; необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необхо­димыми ресурсами.

8. Оценка и контроль стратегии. Данный процесс обеспечивает об­ратную связь между процессом достижения целей, предусмотрен­ных стратегическим планом, и собственно самими целями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...