Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы экономики и управления производством»

 

 

Студент гр. МТП21-16-01 Е.С. Кривенко

(подпись, дата)

 

Руководитель канд. экон. наук, доц. О.А. Александрова

(подпись, дата)

 

 

Оценка при защите

_________________

_________________

(подпись)

«___»________20___г.

 

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1 Теоретическая часть  
1.1 Понятие ABC-анализа, основной принцип ABC-анализа. Экономическое содержание ассортиментных групп «A», «B», «C».  
1.2 Области применения ABC-анализа  
1.3 Методология применения анализа  
1.4 Методы выделения групп АВС-анализа  
1.5 Ограничения метода, достоинства и недостатки ABC-анализа  
2 Практическая часть  
Список использованных источников  

 


Теоретическая часть

 

1.1 Понятие ABC-анализа, основной принцип ABC-анализа. Экономическое содержание ассортиментных групп «A», «B», «C».

АВС-анализ является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания, что особенно актуально при дефиците управленческих ресурсов. Основная идея этой концепции предполагает реализацию процесса непрерывного устранения потерь, то есть пресечение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя. Например, потребителю совершенно не нужно, чтобы готовый продукт лежал на складе, поскольку лишние складские издержки перекладываются именно на него.

В основе ABC-анализа лежит базовый принцип Парето. Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Например, на получение 80% результатов у вас уходит 20% всего затраченного времени. Выходит, что на практике 4/5 приложенных вами усилий (немалая доля) почти никак не влияет на результат.

Цель АВС-анализа – ранжирование запасов на три неравных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Группа А – это немногочисленные, но наиболее ценные запасы, на которые приходится большая часть денежных средств. Группа В занимает срединное положение и по сравнению с группой А требует к себе меньшего внимания. Группа С – это второстепенные запасы, на их долю приходится наименьшая часть финансовых средств.

 

 

Черты товаров класса А:

- Частое рассмотрение требований, размеров партий, страхового запаса, небольшие размеры заказов

- Регулярный пересчет запасов

- Оперативное обновление данных

Черты товаров класса С:

- Позиция должна быть в наличии

- Простая фиксация данных, стратегия пополнения запаса

- Хранение на производстве

- Большие размеры заказов и большой страховой запас

Товары класса В являются промежуточными между этими двумя классами.

80% дохода приносят товары класса А, занимая 20% в обороте, товары класса В приносят порядка 15% при 35% в обороте, остальную часть (5% доходности при 45% в обороте)

Примерное графическое выражение закона представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Графическое представление результатов анализа

 

1.2 Области применения ABC-анализа

Данный вид анализа эффективно применяется на складе и в отделе закупок. Так с наиболее важными для предприятия поставщиками, производящими, как правило, А-детали работа должна быть организована иначе, чем с предприятиями поставляющими С-детали.

Потери из-за лишних запасов – это один из видов потерь, без устранения которых невозможно говорить об эффективной реализации «бережливого производства» на промышленном предприятии.

Возникает проблема обеспечения непрерывности логистических и технологических процессов при минимальном уровне затрат, связанных с ормированием и управлением раз-

различными видами запасов в логистической системе предприятия. Эффективное управление запасами направлено на обеспечение бесперебойной работы предприятия и поддержание оптимального размера запасов, что, в конечном счете, должно позволить наиболее полно удовлетворить ожидание потребителей и максимизировать чистую прибыль

Таким образом, АВС-анализ позволяет не только увидеть наиболее ценные позиции ассортимента, но также оценить удовлетворенность потребительского спроса и потери, связанные с содержанием лишних запасов.

 

1.3 Методология применения анализа

Однако, как показывает практика, далеко не все могут применить АВС-анализ правильно, иногда допуская грубые ошибки. Для того чтобы минимизировать риск ошибки, необходимо придерживаться следующего алгоритма. АВС-анализ представляет собой следующую последовательность действий:

1) Определение цели анализа,

2) Определение объектов анализа,

3) Определение факторов для дифференциации объектов анализа,

4) Формирование информационного массива для анализа,

5) Оценка объектов анализа по выделенным факторам,

6) Ранжирование показателей,

7) Разделение объектов на группы,

8) Интерпретация результатов анализа (в рамках данной статьи рассматриваться не будет).

Первым, ключевым этапом АВС-анализа является определение цели анализа. Многие пропускают это действие, в результате чего заходят в тупик. Важно понимать, что АВС-анализ не является самоцелью, это всего лишь инструмент, который при умелом обращении способен дать определенный результат. Одно и то же множество объектов анализа будет разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.

Вторым этапом АВС-анализа является определение объектов анализа. Одну и ту же задачу можно решать при помощи воздействия на различные объекты управления, конечно, наибольший результат даст комплексное воздействие. Например, снизить запасы на складе компании можно следующими путями:

а) пересмотреть объем/интервал заказа по товарам группы А, объект анализа ассортиментные позиции.

б) пересмотреть условия работы или сменить поставщиков группы А, объект анализа — поставщики компании.

в) пересмотреть условия работы с покупателями группы А, объект анализа покупатели компании,

г) проанализировать складской запас и принять решение об активизации продаж по позициям со сверхнормативным остатком, объект анализа — опять ассортиментные позиции, но фактор будет иным.

На третьем этапе АВС-анализа необходимо определить факторы, на основе которых будет происходить дифференциация объектов анализа. Данный этап неразрывно связан со вторым: факторы определяются выбранными для анализа объектами. В рамках предыдущего примера можно обозначить следующие факторы:

а) объект анализа — ассортиментные позиции, возможные факторы: объем продаж по себестоимости, объем продаж в количественном выражении, доход от позиции, величина текущего или среднего остатка на складе.

б) объект анализа — поставщики компании, возможные факторы: величина текущего или среднего остатка на складе в разрезе поставщиков; объем оборотных средств, вложенных в работу с тем или иным поставщиком (а так же размер кредита, предоставляемого поставщиком); доходность средств, вложенных в работу с поставщиком.

в) объект анализа — покупатели компании, возможные факторы: объем продаж в разрезе покупателей, доход по каждому покупателю; объем дебиторской задолженности.

Следует отметить, что второй и третий этап являются творческими. Не следует думать, что стандартное решение подходит для вашей задачи лучше всего. Необходимо экспериментировать, анализировать различные объекты по всевозможным факторам, только тогда АВС-анализ станет мощным инструментом для принятия решений. Например, большинство людей, управляя запасами, проводят АВС-анализ по одному объекту (ассортиментная позиция) и одному фактору (объем продаж), в то время как в нашем примере обозначено множество объектов и факторов анализа. Очевидно, что многофакторный анализ позволит принять более взвешенное решение.

Четвертым этапом является формирование информационного массива для анализа. Современные информационные системы позволяют без проблем сформировать требуемый массив информации и даже выполнить все последующие действия автоматически, естественно, не без помощи программистов. Однако и на этом этапе можно столкнуться с трудностями, например: определение временного интервала данных для анализа, несоответствие данных реальному положению вещей (например, отсутствие продаж по позиции в результате дефицита) и т.п.

На пятом и шестом этапах производится оценка вклада каждого объекта в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного фактора, а также расчет нарастающего итога доли объектов в общем количестве в процентах и вклада этих объектов в общий результат в процентах. Это простые арифметические операции, с которыми не может возникнуть каких-либо затруднений.

 

1.4 Методы выделения групп АВС-анализа

Следующим этапом является разделение объектов анализа на группы. Существует множество методов выделения групп, вот некоторые из них:

– эмпирический,

– метод суммы,

– дифференциальный метод,

– метод многоугольника,

– метод касательных,

– метод петли.

Эмпирический метод заключается в разделении объектов на группы на основе усредненных результатов ранее проведенных исследований.

Преимущество метода заключается в его простоте, а недостаток — в том, что усредненные значения, используемые для выделения групп, далеко не всегда соответствуют конкретной ситуации. В соответствии с классической пропорцией 20% объектов должны обеспечивать 80% результата.

Метод суммы предполагает выделение групп по сумме доли объектов и вклада в результат граница групп А и В будет находится в точке, где сумма доли объектов А и вклада в результат А будет равна 100%; а граница групп В и С — где сумма доли объектов В и вклада в результат В будет равна 145%.. Преимущество данного метода перед эмпирическим в его гибкости, поэтому его результаты лучше отражают конкретную ситуацию.

В основе дифференциального метода лежит среднее значение фактора по всем объектам. Те объекты, по которым значение фактора в 6 раз и более превышает среднее значение фактора по всем объектам, относятся к группе А. К группе С относятся те объекты, значение фактора по которым в 2 и более раза меньше среднего значения фактора по всем объектам. Остальные объекты относятся к группе В. Это наиболее распространенные коэффициенты, существуют и другие их варианты. На практике дифференциальный метод дает слишком маленькую группу А (вклад в результат А – в пределах 40–50 %, доля объекта А – менее 5%) и большую группу С

Недостаток данного метода в неопределенности выбора коэффициентов, зачастую приводящей к некорректным результатам. Бывают случаи, что из анализируемых объектов вообще невозможно выделить группу А. Преимуществом метода является простота, хотя, на фоне недостатков оно сводится к минимуму. В связи с этим применение дифференциального метода на практике ограничено.

Суть метода многоугольника заключается в следующем. В кривую АВС-анализа (строится на основе доли объектов и вклада в результат) вписывается часть многоугольника таким образом, чтобы площадь между кривой и многоугольником была минимальной (рис. 2). Результаты, выдаваемые данным методом, схожи с результатами дифференциального метода: слишком маленькая группа А и большая группа С.

Рисунок 2 – Метод многоугольника

Метод касательных (предложен Лукинским В.С.) заключается в разделении объектов анализа на группы при помощи касательных к кривой АВС-анализа (рис. 3). Соединим начало и конец графика прямой ОК, затем проведем касательную к кривой АВС-анализа, параллельную ОК. Точка касания М разделяет группы А и В. Теперь соединим точки М и К и проведем касательную к кривой АВС-анализа, параллельную МК. Точка касания N разделяет группы В и С. Преимущество метода в его гибкости, простоте и наглядности.

Рисунок 3 – Метод касательных

Метод петли (разработан Гаджинским А.М.) заключается в определении границ групп на участках резкого изменения кривизны кривой АВС-анализа. Необходимо восстановить нормаль Г (перпендикуляр к касательной) определенной длины в каждой точке кривой АВС (рис. 5). Нормаль должна быть обращена вправо от кривой АВС. Конец нормали будет очерчивать петлю: пока касательная скользит по участку с большими значениями радиуса кривизны (начальная часть графика, группа А), конец нормали будет подниматься вверх и вправо; в момент выхода касательной на срединный участок графика с малыми значениями радиуса кривизны направление движения конца нормали меняется на противоположное — вниз и влево; после выхода касательной на конечный спрямленный участок кривой АВС конец нормали вновь меняет направление движения на противоположное. Таким образом, конец нормали очерчивает петлю, а точки кривой АВС-анализа, соответствующие моменту изменения направления движения конца нормали, делят кривую на группы А, В и С.

 

 

Рисунок 4 – Метод петли

Недостатком данного метода можно назвать его сложность и неоднозначность относительно более простых методов.

 

Рисунок 5 – Петля АВС-анализа

Таким образом, наибольший интерес для практического использования представляют метод касательной и метод суммы, каждый из которых имеет свои преимущества. После того, как на группы разбиты все объекты по всем выделенным факторам, результаты анализа интерпретируются и на основе этого предпринимаются действия, направленные на решение поставленной на первом этапе задачи.

К достоинствам метода можно отнести простоту, наглядность и точность АВС-анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения. АВС-анализ диаграммы Парето может быть довольно легко автоматизирован. Недостатки метода: при построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

 

1.5 Ограничения метода, достоинства и недостатки ABC-анализа

Ограничения АВС-анализа: метод слишком математичен, иногда может не учитывать стратегические цели компании.

Например: развивающиеся категории всегда будут в категории «С», так как в краткосрочном периоде будут иметь минимальный вклад в продажи/прибыль компании. Достоинства и недостатки определяются методом проведения анализа, в общем же можно сказать, что простота, наглядность и точность АВС-анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения, АВС-анализ диаграммы Парето может быть довольно легко автоматизирован, к недостаткам можно отнести построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.


 

Практическая часть

 

Последовательность анализа:

1. Определяем группировочный признак, по которому будет проводиться ABC-анализ.

2. Готовим данные, которые должны включать перечень позиций (названия, коды и др.) с соответствующими значениями анализируемого показателя.

3. Проводим сортировку по убыванию.

4. Рассчитываем доли.

5. Рассчитываем накопленные доли (можно обойти этот пункт, если воспользоваться автоматическим подсчетом суммы в строке состояния).

6. Определяем границы АВС-групп. Обычно это 80%, 95% и 5%. Можно немного подкорректировать, если группировка получается не очень красивая (много или мало позиций в группах, не логичная разбивка и др.).

7. Отмечаем группы и проставляем признак ABC напротив каждой позиции.

8. Сохраняем результат для будущих использований. Когда нужно, анализ проводим заново.

Допустим, у нас есть набор товаров и данные об их продажах за год (в деньгах). Требуется провести ABC-анализ ассортимента по доходу, то есть расставить приоритеты, что важнее, а что нет с точки зрения поступления денег в кассу. Исходные данные выглядят примерно так:

 

Таблица 1- Исходные данные

Наименование товара Доход
А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  
З  
И  
Й  
К  
Л  
М  
Н  
О  
П  
Р  
С  
Т  
У  

 

В основе ABC-анализа лежит сортировка, поэтому первым делом ее и проведем. Выбираем параметр сортировки: по убыванию. Выделенная ранее табличка мгновенно меняет местами строчки так, чтобы наиболее доходные товары были сверху, а менее доходные – снизу (вместе со своими названиями и другой информацией, которая попала в выделенный диапазон). Все идет по порядку убывания столбца «Доход», что представлено в таблице:


 

Таблица 2 - Сортированные данные

Наименование товара Доход
Д  
О  
П  
Л  
И  
Р  
Ж  
Н  
З  
М  
Т  
У  
К  
Б  
Й  
С  
А  
В  
Г  
Е  

 

Как известно, непосредственным группировочным признаком в ABC-анализе является не сам анализируемый показатель, а его структура, т.е. доли к итогу по каждой позиции. Через доли к итогу определяется приоритетность товаров и производится ABC-классификация. В нашем примере вначале нужно рассчитать суммарное значение дохода по всем товарам – это будет итоговая сумма. Затем доход по каждой позиции делится на общий итог. Доли к итогу готовы.

Присваиваем каждой позиции название группы. В группу А, попадают первые 4 позиции – Д, Н, О, К. Их суммарная доля составляет ровно 80%. Следующие позиции до 95% дохода (включительно) попадут в группу В (от товара З до Ж), и самые нижние позиции – группа С (товары Л - Е).

 

 

Таблица 3 - Итоговая таблица анализа

Наименование товара Доход Доля Накопленная доля
Д   26,12% 26,12%
О   22,97% 49,09%
П   19,15% 68,23%
Л   11,59% 79,82%
И   5,95% 85,77%
Р   3,47% 89,24%
Ж   2,79% 92,03%
Н   1,49% 93,52%
З   1,27% 94,79%
М   1,15% 95,94%
Т   0,91% 96,85%
У   0,69% 97,55%
К   0,61% 98,16%
Б   0,47% 98,63%
Й   0,42% 99,05%
С   0,39% 99,44%
А   0,25% 99,70%
В   0,20% 99,90%
Г   0,08% 99,98%
Е   0,02% 100,00%
Итог   100,00% 100,00%

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Солунина Т.И., Баленко О.В. Проблемы внедрения технологии бережливого производства на малых и средних предприятиях России // Вестник Самарского государственного технического университета, No 1(5).– Самара: СамГТУ, 2012

2 Кессонов А.И., Коннов В.А. Механизмы стратегического полхода к управлению качеством закупок предприятия // Логистика. - 2012. - №6 С. 34-37.

3 Братухина Е.А. Управление закупками в логистической системе предприятий по производству промышленного оборудования: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Самара. 2015.

4 Ильина Т.А. Анализ ABC-XYZ как один из инструментов бережливого производства на промышленных предприятиях// Российское предпринимательство– 2013. - № 20 с. 49-55

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...