Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Практикум

По дисциплине

«История и методология юридической науки»

Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция

Магистерская программа:

«Конституционные основы предпринимательского права»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

    УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом филиала (протокол от «___»_______2015 г. №______)

 

Практикум

по дисциплине

«История и методология юридической науки»

 

 

Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция

Магистерская программа

«Конституционные основы предпринимательского права»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

Ростов-на-Дону

 

Автор-составитель:

Н.В.Киселева, профессор кафедры теории

и истории государства и права,

доктор исторических наук, профессор

 

Ответственный за выпуск:

Н.В.Киселева, заведующий кафедрой теории

и истории государства и права

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор исторических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

И.А.Иванников, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор

 

М.Б.Смоленский, профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор

 

Практикум одобрен на заседании кафедры __________________________

(наименование кафедры)

(протокол от «___»__________ 20___ г. № ____)

 

Практикум предназначен для магистрантов очной и заочной форм обучения с целью оказания им помощи в освоении основных положений учебной дисциплины «История и методология юридической науки».

Практикум содержит:

- распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;

- тематику аудиторных практических занятий;

- комплекс заданий для самостоятельной работы студентов, выполнение которых способствует усвоению учебного материала, овладению профессионально ориентированными умениями и навыками.

Задания следует выполнять письменно.

- примерную тематику творческих работ по изучаемым темам;

- рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы и по подготовке к практическим занятиям;

- контрольные вопросы для самопроверки, которые являются основой для подготовки к контрольным собеседованиям;

- тестовые проверочные задания

 

 

 

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

очная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела, темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические лабораторные (час.) Самостоятельная работа (час.)  
  всего   ИФ всего ИФ
               
  Введение            
Модуль 1. Этапы развития юридической науки и юридической методологии
1.1 Становление юридической науки в Древнем мире и Средневековье            
1.2 Юридическая наука в Новое время            
1.3 Юриспруденция в 20 веке.            
Модуль 2. Современная систематизация методов познания права
2.1 Новаторские концептуальные и методологические идеи            
2.2 Методологические стандарты современной отечественной юриспруденции            
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации   Зачёт  
Итого в семестре            
Всего по дисциплине            
                     

 

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические лабораторные (час.) Самостоятельная работа (час.)  
  всего   ИФ всего ИФ
               
  Введение            
Модуль 1. Этапы развития юридической науки и юридической методологии
  Становление юридической науки в Древнем мире и Средневековье            
  Юридическая наука в Новое время            
  Юриспруденция в 20 веке.            
Современная систематизация методов познания права
  Новаторские концептуальные и методологические идеи            
  Методологические стандарты современной отечественной юриспруденции            
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации   Зачёт  
Итого в семестре            
Всего по дисциплине            
                     

Задания для самостоятельной работы, тематика творческих работ, тематика практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы, рекомендованная учебная литература, контрольные вопросы и тестовые задания

Введение

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятий: «научная теория», «научная концепция», «парадигма», «научный метод», «методология».

2. Охарактеризуйте критерии выделения этапов развития юридической науки и юридической методологии.

 

Рекомендации по выполнению заданий

Проблематика вводного раздела данной учебной дисциплины связана с общетеоретическими дисциплинами – философией, историей государства и права, - а также с изучаемой в рамках программ магистратуры «Историей политических и правовых учений». Соответственно, магистрантам необходимо обратиться к соответствующим разделам указанных учебных дисциплин и соотнести их материалы с изучаемыми вопросами.

Следует обратить внимание на овладение понятийным аппаратом науковедения. Уточнение понятийного аппарата необходимо для дальнейшего грамотного использования в учебной деятельности и при подготовке магистерской диссертации.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы черты научной теории?

2. Что является источником формирования научной парадигмы?

3. Что такое методология науки?

4. Какие факторы определяют развитие юриспруденции как науки?

5. Каковы критерии выделения этапов истории юридической науки?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основнаялитература

1. Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования/ В. М. Сырых. - М.: Норма-Инфра-М, 2012. – 464 с.

2. Димитров, Н. Н. История и методология юридической науки: курс лекций/ Н. Н. Димитров. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 148с.

Дополнительная литература:

Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

 

Модуль 1. Этапы развития юридической науки и юридической методологии

Тема 1.1. Становление юридической науки в Древнем мире и Средневековье

Тема практического занятия: «Становление юридической науки в Древнем мире и Средневековье» ( Очная форма обучения – 4 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

План занятия:

1. Путь «от мифа к логосу» в сфере правоведения. Первые попытки систематизации правовых знаний.

2. Роль римских юристов в развитии юриспруденции.

3. Значение средневековой схоластики в развитии юридических знаний.

4. Особенности средневекового рационализма в познании государства и права.

Задания для самостоятельной работы

1. Последовательно (в хронологическом порядке) перечислите те признаки (черты), которые характеризуют становление знаний о государстве и праве в Древнем мире и Средневековье. Результаты своей работы представьте в форме таблицы

признак (черта) перехода к научному уровню познания данная черта ярко проявилась в трудах … (имя мыслителя) сущность научного достижения данного автора
     
     
     

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Обратите внимание на наиболее существенные общие черты правовой мысли Древности:

- общей мировоззренческой основой были религиозно-мистические (языческие) верования. Сознание древнего человека воспринимало земные порядки как часть общемировых, космических порядков, которые имеют божественное происхождение. Божественная справедливость как основа земных порядков была аксиомой.

- форма выражения взглядов древних мыслителей была мифологической.

В мифах сочетались информативность – сообщение определенной информации об имевших место событиях в истории государств и народов - и нормативнаясторона, т.е. предписание определенных правил поведения, норм и поступков.

- правовые воззрения, по сути, еще не выделились в особую область знания, они представляли собой составную часть целостного мифологического мировоззрения, были «растворены» в нем;

- постепенно усиливалась тенденция перехода к рационалистическим представлениям об общественной жизни. Этот процесс протекал у разных народов по-разному, в разное время и с различной скоростью. Но в целом в 1 тысячелетии до н.э. во всех древних культурах появились и усилились рационалистические трактовки общественно-государственных явлений. Этот процесс характеризуется как движение от "мифа к логосу".

Рассматривая учения Древнего мира, имейте в виду, что они отражали парадигму общественного сознания своего времени.

При изучении теоретического наследия отдельных мыслителей Древности, обратите внимание на первые попытки систематизации правовых знаний, появление научных понятий, развитие системы логических доказательств.

Особенно следует выделить роль римских юристов в развитии юриспруденции.

На этапе Средневековья доминирующим познавательным направлением являлась схоластика. Определите её роль в истории юриспруденции.

В период позднего средневековья усилиласьрационалистическая культурно-познавательной традиция, для которой было типично

- сочетание концепции «естественного права» с религиозным мировоззрением: сохранялось представление о значении Божественного закона, но он рассматривался теперь как первооснова естественного состояния человека;

- выявилось критическое отношение к догматам церкви: в определенном смысле происходила модернизация взглядов, но на основе веры и в рамках теологической картины мира;

- происходило раскрепощение научного мышления, решались новые познавательные задачи и в этом процессе преобладало стремление рационально объяснить действительность, предпринимались попытки осмысления и понимания замысла Божьего;

- произошло обращение к опыту античности, которое раскрывало новые, прежде недоступные, источники знаний; это было показателем общей эрудиции, начитанности исследователей;

- в научных исследованиях применялись правила формальной логики: преобладала идея поиска универсального логического метода, с которым связывали надежды на постижение истины – сокровенного знания, содержащегося как в Священном писании, так и в земных явлениях; для этого этапа стала характерна высокая логическая культура: строгость рассуждений, доказательность выводов;

- теории формировались в процессе публичного обсуждения, появилась «публичная научная жизнь», в которой «схоластический спор» стал практическим средством для утверждения в общественном мнении новых знаний.

Охарактеризуйте схоластический метод анализа и синтеза. Сделайте вывод о значении средневековой схоластики в развитии юридических знаний.

Обратите особое внимание на особенности средневекового рационализма в познании права.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основнаялитература

1. Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования/ В. М. Сырых. - М.: Норма-Инфра-М, 2012. – 464 с.

2. Димитров, Н. Н. История и методология юридической науки: курс лекций/ Н. Н. Димитров. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 148с.

Дополнительная литература

Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какова была мировоззренческая парадигма зарождавшейся в Древнем мире юриспруденции?

2. Кого из античных авторов можно считать первым юристом-теоретиком?

3. Каковы основные функции зарождавшейся в Древнем мире юриспруденции?

4. Каковы были основные методические приёмы познания права в Древнем мире?

5. Каковы основные достижения зарождавшейся в Древнем мире юриспруденции?

6. Можно ли считать средневековую схоластику наукой? Аргументируйте свою точку зрения.

7. В чём выразился средневековый рационализм в понимании права? Каковы его достижения?

8. Каковы были основные методические приёмы средневекового познания права?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...